Ирано-иракская война

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Ирано-иракская война

#1 Сообщение smersh70 » 22 сен 2014, 21:56

22 сентября 1980 года началась Ирано-иракская война — военный конфликт между Ираком и Ираном, продолжавшийся с 1980 по 1988. В Иране часто употребляется название «Священная оборона» , а в Ираке распространено неофициальное наименование конфликта как «Кадисия Саддама» в честь победы, одержанной арабами в битве при Кадисии во время завоевания Персии.
Война началась 22 сентября 1980 года вторжением иракской армии в иранскую провинцию Хузестан. Первоначальное успешное продвижение иракской армии, однако, вскоре натолкнулось на упорное сопротивление и было остановлено. К лету 1982 года Иран вернул оккупированные Ираком территории, после чего стороны начали войну на истощение. Перемирие, окончившее войну, было подписано 20 августа 1988 года и восстановило довоенную ситуацию.
По продолжительности, задействованным ресурсам и человеческим жертвам ирано-иракская война является одним из крупнейших военных конфликтов после Второй мировой войны. В ходе войны активно применялось химическое оружие.
Изображение
Изображение
Изображение
Иранские солдаты в окопе. На заднем плане видны уничтоженные иракские танки Т-55
Изображение
Иранский танк "Чифтен" Мк.2 на позиции
Изображение
Переправа иракских войск через реку Шатт-Аль-Араб

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#2 Сообщение smersh70 » 22 сен 2014, 21:58

Изображение
Иракский вертолёт Ми-24, сбитый и отремонтированный во время ирано-иракской войны и выставленный в качестве трофея в Военном музее в Тегеране
Изображение
Иранский солдат в противогазе
Изображение
Уличные бои в городе Абадан
Изображение
Огонь иранского ЗРК "TigerCat"
Изображение
Иранский истребитель "Фантом" над Персидским заливом

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#3 Сообщение smersh70 » 22 сен 2014, 21:59

https://www.youtube.com/watch?v=ZguswO3nFRs
https://www.youtube.com/watch?v=ZguswO3nFRs" onclick="window.open(this.href);return false;
:shock: идиоты ;)

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#4 Сообщение smersh70 » 23 окт 2014, 12:14

ИзображениеИзображение
Настоящим “вертолётным ристалищем” стал Ирано-иракский конфликт. Противоборствующие стороны вступили в войну со следующими машинами: Ми-24Д, Ми-8Т и “Газель” ВВС Ирака и АН-1J, AB-214 и AB-412 –модификациями многоцелевого вертолёта UH-1 “Ирокез” компании Bell на вооружении иранских вооружённых сил.

Первый в мировой истории бой боевых вертолётов закончился для иракцев неудачей – в ноябре 1980г. пара АН-1J атаковала и сбила пару Ми-24Д. Однако, на первых этапах войны, боевые вертолёты обеих стран имели несовершенное радиоэлектронное оборудование, в связи с чем, удача сопутствовала тем, кто первым обнаружит противника и подойдёт к нему незамеченным. Так произошло и в этом бою. С дистанции 3км АН-1J атаковали Ми-24Д парой ПТУР TOW(по одному с каждого вертолёта). Обе ракеты попали в цель, но Ми-24Д продолжали полёт. Вертолёт ведомого был поражён в нижнюю часть десантной кабины, что вызвало потерю топлива из бака и кратковременный пожар. Однако, не смотря на то, что ракета TOW имела 9кг БЧ, жизненно важные системы Ми-24Д ведомого не были повреждены, и он развернулся, чтобы дать противнику бой. Вертолёт ведущего был повреждён сильнее – кумулятивная струя ракеты TOW поразила правый двигатель, а осколки корпуса повредили редуктор, и вертолёт стал удалятся в сторону позиций иракских войск. Однако ведомый не успел нанести ответный удар – “кобры” выпустили ещё по одной TOW. Первая промахнулась, зато вторая попала в боекомплект, в результате чего вертолёт взорвался в воздухе, и ракета “Фаланга” пущенная им, потеряла связь с вертолётом и неуправляемо упала. Этот факт весьма красноречиво свидетельствует о боевой живучести Ми-24.

Вертолёт ведущего из-за неполадок в работе редуктора совершил вынужденную посадку, пролетев ещё 12 километров после попадания ракеты. Экипаж счёл, что повреждения вертолёта могут быть устранены и машина станет трофеем “соколов Хомейни” и принял решение взорвать вертолёт. Взрывное устройство было заложено в блок УБ-32-24, при взрыве погиб лётчик-оператор, а пилот – иракский майор был захвачен иранцами в плен.
По результатам этого боя иранским вертолётчикам был дан приказ: стрелять по Азазилу (так в исламской мифологии называется один из демонов, сын Шайтана) – так иранцы уважительно прозвали вражеские Ми-24Д, парой ПТУР. Второй бой, произошедший 24 апреля 1981г., так же был удачным для иранских вертолётчиков. Скрытно подойдя к паре Ми-24Д на расстояние пуска ПТУР они выпустили по паре на каждый вертолёт. Первый взорвался с первого попадания – детонировал боекомплект, второй только после взрыва второй TOW стал снижаться и перешёл в неуправляемое падение – все члены двух экипажей погибли.
А вот 14 сентября1983 года удача улыбнулась летчику Хусейна, – он первым заметил АН-1J и без труда догнал её, после чего оператор сбил “Кобру” огнём 12,7мм ЯкБ. 25 февраля 1984 года удача улыбнулась вертолётчикам иранских “Кобр”, но они её упустили. Три АН-1J скрытно приблизились к тройке Ми-24Д, но 24ки шли растянутой группой, и первая кобра произвела пуск TOW с предельной дистанции. Ракета прошла мимо, известив иракских пилотов об угрозе. Три Ми-24Д развернулись в сторону противника и ушли от шести иранских медленных и маломаневренных ПТУР, пустив две ракеты “Фаланга” уничтожили два АН-1J. Третья “кобра” попыталась скрыться, но “двадцатьчетвёрка” без труда догнала её и с дистанции 1,5км выпустила 4 НАР С-5, одна из которых попала в хвостовую балку АН-1J и иранский вертолёт был уничтожен. Надо отметить, что если для Ми-24Д в 75% случаев нужно было два попадания TOW, то для “Кобр” хватало одной 9М17 или даже С-5.
13 февраля 1986года иракский лётчик отчаянно атаковал “в лобовую” пару “Си Кобр”, сбил одну из них 9М17 и сам погиб от пары TOW другой кобры.

Через три дня иракский вертолётчик расстрелял новую “Кобру” AH-1S из высокотемпного пулемёта (причём 12,7 пули ЯкБ были смертельны для кобры, а она, очередью своей трёхствольной 20мм пушки под малым углом встречи оставила только вмятины на броне двигателя Ми-24Д), а ещё через 2 дня, 18 февраля, новая “Кобра”, модификации АН-1S сбила 24ку ПТУР.
Иранцы получили более совершенные вертолёты – АН-1S несли восемь TOW и 38 70мм НАР против 4 TOW и 14 НАР у АН-1J. Так же, АН-1S несли трёхствольную 20мм пушку вместо слабой спарки из 40мм гранатомёта с дозвуковой скоростью снаряда и 6-ти ствольного 7,62мм пулемёта, которые не “доставали” Ми-24 по дальности и не пробивали их брони. Некоторые кобры и многоцелевые АВ-412 несли ракеты “Стингер”. Более совершенные вертолёты от СССР получил Ирак. Это были Ми-24В со сверхзвуковыми ПТУР “Штурм” и ракетами “Воздух-воздух” Р-60МК. Под “Штурмы” адаптировали и Ми-24Д, оснастив их, к тому же, надкрыльевыми АПУ с AIM-9L “Сайдуиндер”. Ещё Ми-24 оснащали четырёхпозиционными АПУ для немецких акустических ПТУР “Хот” класса “выстрелил и забыл”. Новые 24ки были оснащены системами предупреждением об облучении РЛС и лазером. Аналогичные системы были и у АН-1S. Стороны накапливали силы для новых боёв…

25 февраля боевой патруль из Ми-24В и модернизированного Ми-24Д, уничтожив НАР С-8 и ПТУР 3 иранских танка, встретился с целой вертолётной армадой иранцев – ударной группой из 4ёх АН-1S и 2ух АВ-214 (тяжёлые многоцелевые вертолёты массой до 7000кг, несущие 4TOW и 12 десантников). Всего иранские вертолёты несли 40 ПТУР и их задачей было уничтожение колонны иракской бронетехники. Пара Ми-24 вступила в неравный бой с четырьмя боевыми и двумя многоцелевыми вертолётами врага.
Но лётчиками Хусейна управлял, скорее, трезвый расчёт, чем героизм. Ми-24В нёс 3 ракеты “Штурм” 9М114(четвёртой он уничтожил иранский М60А2), 4 ракеты “Хот” на левом внешнем пилоне, 2 блока С-8(которыми вертолёт уничтожил ещё один иранский танк) и на правом внешнем подкрыльевом пилоне асимметрично две Р-60МК. Усовершенствованный Ми-24Д нёс три “Штурма” – один так же был использован и поразил “Абрамс”, два блока С-8 и два блока С-5, а так же 2 AIM-9L, кустарно установленных на надкрыльевых АПУ. Для сравнения – кобры несли по восемь TOW и два блока по 19 70мм ракет, только одна из них вместо НАР несла четыре “Стингера”. По четыре TOW несли и АВ-214.

Воспользовавшись преимуществом в дальности, скорости и точности ПТУР “Штурм” два иракских вертолёта сбили одиночными пусками две AH-1S, причём, первой превратилась в огненный шар “Кобра” со “стингерами”, выдвинувшаяся вперёд. Через полсекунды перестала существовать командирская “кобра”. Решив, что перевес не на их стороне, иранцы вызвали истребители и, сбросив оружие, стали уходить парами – одна кобра и один транспортный вертолёт. Уменьшив мидель и облегчив машины, кобры стали быстро отрываться от 24ок Хусейна. Но не тут то было. Разделившись, 24ки начали преследовать группы из боевых и многоцелевых вертолётов. С 9ти км Ми-24В произвёл пуск Р-60МК по “кобре” - и через несколько секунд ракета поразила иранский вертолёт прямым попаданием в двигатель. Лётчик модернизированного Ми-24Д произвёл пуск обоих Сайдундеров AIM-9L – один по AH-1S и один по АВ-214. Кобра, поставив помехи, ушла от ракеты, а АВ-214 был уничтожен. Ми-24В продолжил преследование транспортного вертолёта и с дистанции в 3км по акустическому пеленгу произвёл пуск ПТУР “Хот”. Однако, слева появились “Фантомы”, а Ми-24В шёл на большой высоте в 200м. Вместо того, чтобы уйти на малую высоту, вертолётчик попытался дать истребителям бой оставшейся Р-60МК. Но не успел. Две первые “Спэрроу” промахнулись, но одна из двух запущенных после ракет поразила Ми-24В близким разрывом в несущий винт, двигатель и редуктор. Пилот выпрыгнул с парашютом, а оператор, вероятно, был убит осколками иранской ракеты. Ми-24Д ушёл на малые высоты, и пара “Спэрроу” промахнулись. Примерно в это же время, “Хот” настиг иранский АВ-214 и сбил его. Уцелевший вертолёт атаковал один из “Фантомов” “штурмом”, но истребители набрали высоту и вышли из боя. Возможно, они испугались не ракет 24ки, а вызванных на подмогу “Флоджеров”, при том, что у Фантомов оставалось всего по одной “спэрроу”. Единственная уцелевшая “кобра” была уже далеко и пилот 24ки решил не преследовать её. Зато, ему удалось уничтожить ещё три танка и 4 опорных пункта иранцев, а так же подобрать вертолётчика, сбитого истребителем.

Значение этого боя трудно переоценить – всего пара боевых вертолётов Ирака уничтожила три боевых и два многоцелевых вертолёта иранских ВВС без потерь – единственный потерянный вертолёт стал жертвой истребителей. Помимо этого, жертвами 24ок стали 6 иранских танков и 5 артточек. Разгромив вертолётную армаду Хомейни вертолётчики спасли иракскую бронеколонну из 37 машин – Т-72, Т-62, Т-55, БМП-1 и двух “Шилок”. В результате, линия фронта передвинулась на 37км, а от огня иракской бронетехники Иран потерял ещё 25танков, причём, “отличились” не только Т-62 и 72, но и БМП-1 с ракетными пушками и ПТУР “Малютка”. Ирак же потерял 1 Т-72, 2 Т-62 и 1 Т-55.

28 мая 1986года Ми-24В обнаружил AH-1S и стал преследовать её, однако, противник сбросил ракеты и стал стремительно удаляться. Ми-24В атаковал “кобру” с, казалось бы, безнадёжной дистанции в 11км, но ракета Р-60МК поразила близким разрывом иранский вертолёт и он разбился при попытке совершить вынужденную посадку.
По итогам этих боёв результат оказался неутешительным для американцев – в вертолётных боях было сбито 10 “Кобр” и 6 Ми-24 разных модификаций.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#5 Сообщение smersh70 » 27 окт 2014, 04:43

В ходе операции «Буря в пустыне» более 130 самолетов ВВС Ирака перелетели в соседний Иран для сохранения своего боевого состава, среди них были и такие современные машины, как Су-25К и Су-24МК.

С июня 1988 года ВВС Ирака получили из СССР 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК. К началу операции "Буря в пустыне" они были полностью освоены летно-техническим составом и находились на вооружении двух бомбардировочных эскадрилий действовавших с авиабазы Аль-Бакр (Балад). Бортовые номера самолетов имели сквозную нумерацию от 24624 до 24653. В первые же дни операции "Буря в Пустыне" пять иракских Су-24 были уничтожены авиацией многонациональных сил в своих железо-бетонных укрытиях, ещё двадцать четыре сумели перелететь в Иран и только один, c бортовым №24635, остался на авиабазе из-за технической неисправности. Американские истребители F-15C пытались помешать перелёту, атаковав в том числе и один Су-24МК, но иракцу удалось избежать попаданий ракет. Гораздо опаснее истребителей коалиции оказалась посадка в Иране, когда многим летчикам не удалось найти крупных авиабаз и пришлось садиться на небольшие аэродромы или просто на участки автострад, в результате такой посадки в Керманшахе один Су-24МК 119-й эскадрильи разбился, а его летчик капитан Мухаммад Али Абдулла Мафраджи (в41) погиб.

Правительство Ирана отказалось вернуть самолеты после окончания боевых действий и включило их в состав своих воздушных сил. Именно при освоении иранскими летчиками этого типа самолета был потерян второй иракский Су-24МК: 8-го февраля 1993 года (19 бехмен 1371) экипаж майора Абдул Шарифиана столкнулся над Мехрабадом с гражданским авиалайнером Ту-154М. Единственный оставшийся в Ираке Су-24МК получил прозвище "Вахида" (одинокий) и поддерживался в летном состоянии вплоть до 2003 года, когда был спрятан в районе авиабазы Аль-Бакр и через неделю после падения режима Саддама растащен местными жителями на металлолом. Ниже приведен список бортовых номеров машин ОКБ им.Сухого перелетевших в Иран в январе-феврале 1991 года:

Су-24 22 шт Су-24 2 шт (разбиты)
1 24624 1 24648
2 24625 2 24652
3 24626
4 24627
5 24628 Су-25 7 шт
6 24629 1 25595
7 24630 2 25603
8 24631 3 25604
9 24632 4 25606
10 24633 5 25611
11 24634 6 25613
12 24636 7 25615
13 24639
14 24640
15 24641
16 24643
17 24644
18 24645
19 24647
20 24649
21 24651
22 24653

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#6 Сообщение smersh70 » 27 окт 2014, 04:45

В ходе боевых действий с 1980 по 1988 гг. ВВС Ирана понесли значительные потери, основная часть которых приходится на 1980-й год. Во второй половине войны активность иранских летчиков носила периодический характер, совпадая с проведением крупных наземных операций, соответственно и всплеск потерь приходился на это время. Список потерь не полный и покрывает около 60% всех случаев.
Изображение
Изображение
Изображение
В списке указаны только летчики реактивных самолетов, хотя иран понес не малые потери в вертолетах. Например, лучший вертолетчик Али Акбар Широуди погиб в тылу врага на своей "Кобре" в результате попадания снаряда выпущенного иракским Т-62 (8-ордибехешт-1360 по персидскому календарю).
Имена указаные без дат относятся к предыдущей записи (операторы на этих самолетах).

В августе 1979 года иранская армия подавляла выступление курдов в городе Павех. Боевые действия длились шесть дней и окончились подавлением восстания, немалую роль сыграла армейская авиация и истребители "Фантом" ВВС Ирана. Курдам удалось сбить огнем легкого стрелкового оружия три летательных аппарата:
17 августа 1979 был сбит один вертолет Белл-214 доставлявший боеприпасы в Павех. На задание он отправился с авиабазы Керманшах в составе группы из четырех бортов. Экипаж Джафара Махдави из трех человек погиб.
В этот же день огнем ЗУ-23-2 был подбит истребитель-бомбардировщик F-4E старшего лейтенанта Мохаммада Ноджеха. Самолет потерял управление и разбился около Павеха. Летчик и оператор мл.л-т Абдолла Башири Мусави погибли. Именем погибшего летчика названа иранская авиабаза Шахроки, у Хамедана.
23 августа 1979 огнем стрелкового оружия курды сбили боевой вертолет "Кобра". Обломки обнаружены у н.п. Саккиз.

Последний известный случай боевой потери пилотируемых аппаратов ВВС Ирана относится к 1992 году. 5-го апреля 1992 года, в 07:20 утра по местному времени, восьмерка "Фантомов" нанесла удар по тренировочному лагерю антиисламской оппозиционной группировки "Муджахеддин эль-Халк", расположенному на территории Ирака, у н.п. Ашраф. В результате атаки погиб один боец группировки - механик Хуссейн Никпейман. Ответным огнем 23-мм установки ЗУ-23-2 один иранский F-4E был поражен, загорелся и упал в ирригационный канал, в 15 километрах от атакованной базы (предположительно сбит расчетом Али Шарафи). Экипаж в составе летчика полковника Кассима Амини и оператора капитана Арсалан Шарифа катапультировался удачно, попав в плен. Их доставили на прессконференцию в Багдад, а домой они попали только в 1998 году.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#7 Сообщение smersh70 » 12 ноя 2014, 22:03


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#8 Сообщение smersh70 » 12 ноя 2014, 22:04


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#9 Сообщение smersh70 » 12 ноя 2014, 22:05


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Ирано-иракская война

#10 Сообщение smersh70 » 30 ноя 2014, 04:00

Изображение
28-29 ноября 1980 года операция «Морварид».

Операция «Морварид» — ударная операция, проведённая иранским флотом и военно-воздушными силами против побережья Ирака 28 ноября 1980 года, во время ирано-иракской войны. Удар был нанесён в ответ на развёртывание Ираком передовых постов наблюдения и радарных станций на нефтяных платформах в заливе. Операция завершилась убедительной победой иранских сил, и тяжелыми потерями для Ирака.

Операция.

Предварительный удар.
28 ноября 1980 года, иранская авиация нанесла мощный удар по иракским аэродромам вокруг Басры. В налёте принимали участие истребители F-5 «Тайгер» и истребители-бомбардировщики F-4 «Фантом II». Налет завершился успехом, летные полосы получили повреждения, кроме того один истребитель Миг-21 был уничтожен на земле. Эта операция ослабила воздушное присутствие Ирака над восточной частью Персидского Залива и облегчила оперирование военно-морских сил.
В ночь с 28 на 29 ноября, шесть кораблей иранского флота, соединённые в оперативную группу 421, скрытно приблизились к иракскому побережью и при поддержке палубных и базовых вертолётов, высадили отряды коммандос у принадлежавших Ираку нефтяных терминалов Мина-эль-Бакр и Кор-аль-Амия. Атака была совершенно неожиданной для иракцев. После короткой перестрелки, иранские солдаты подавили сопротивление обороняющихся, и, заложив подрывные заряды — эвакуировались на вертолетах Boeing CH-47 Chinook. Терминалы, и расположенные рядом радарные станции раннего предупреждения, были полностью уничтожены, нанеся тяжелый ущерб нефтяной инфраструктуре Ирака.

Морское сражение у Аль Фау.
В это же время, два крупных иранских корабля — корветы «Пейкан» и «Джошан», типа «La Combattante II», блокировали иракские порты Аль Фау и Умм Каср. Более 60 иностранных судов были заперты в портах, не имея возможности выйти в море. Также, иранские корветы подвергли оба порта артиллерийскому обстрелу, нанеся некоторый урон инфраструктуре.
Иракское командование запоздало с ответом. Только утром 29 ноября, две группы (по четыре) торпедных катеров типа «Большевик» и отряд из пяти ракетных катеров проекта 205 вышли в море для контратаки на иранские корабли у Аль Фау.
Обнаружив противника, обе стороны обменялись ракетными ударами. Иранцы нанесли удар первыми, используя преимущество в дальнобойности своих ракет RGM-84A «Гарпун». Два иракских ракетных катера были потоплены попаданиями «Гарпунов», но три остальных продолжили атаку на корвет «Пейкан».
Оказавшись под атакой превосходящих сил противника, иранский корвет запросил поддержки военно-воздушных сил. Иранские ВВС ответили на запрос о помощи, выслав два истребителя-бомбардировщика F-4 «Фантом II» с авиабазы Бушер. Однако, к моменту их прибытия, «Пейкан» был уже поражен двумя ракетами П-15 «Термит», и тонул. В отместку за гибель корвета, иранские «Фантомы» немедленно атаковали иракское соединение при помощи ракет AGM-114 Hellfire, нанеся ему катастрофический урон: четыре торпедных катера проекта 183 были потоплены, два ракетных катера проекта 205 выведены из строя и еще один иракский ракетный катер буквально разорван на куски одновременным попаданием трех ракет. Практически полное уничтожение иракского соединения заняло менее пяти минут.

Воздушное сражение.
Одновременно, еще четыре истребителя F-4 «Фантом II» с авиабазы Шираз бомбардировали порт Аль Фау, использовав управляемые авиабомбы для уничтожения портовых складов и инфраструктуры. Атаку поддержало звено F-5 «Тайгер», подвергшее бомбардировке позиции ПВО вокруг порта. Иракская противовоздушная оборона действовала неумело и не смогла воспрепятствовать разрушению порта: один иранский истребитель, согласно заявлениям Ирака, был подбит выстрелом ПЗРК, но сумел добраться до базы.
В это время, новые силы иранской авиации - истребители F-5 «Тайгер» и перехватчики F-14 «Томкэт» - прибыли в восточную часть Персидского Залива, прикрывая отступление кораблей флота и поддерживая F-4, наносящие удары по портам и нефтяным вышкам. При этом взлетевший с одной из вышек вертолет «Супер Фрелон», снаряженный ракетами «Экосет» для атаки отступающих иранских кораблей, был атакован ракетами с лазерным наведением и уничтожен в воздухе.
Наконец, на поле боя появилась авиация Саддама Хусейна. Два звена истребителей Миг-23 поднялись с авиабаз и вступили в бой с иранскими самолетами над Мина-эль-Бакр. Иранские F-4 «Фантом II», уже освободившиеся от бомбовой нагрузки, вступили в бой. За несколько минут воздушного сражения, три Миг-23 были сбиты ценой потери одного «Фантома». Еще одна четверка Миг-23 попыталась атаковать отступающий на восток корвет «Джошан», но была вынуждена отступить, потеряв самолет от выстрела ЗРК корвета. Вслед за этим, патрулирующий иранский F-14 «Томкэт» атаковал иракские самолеты, сбив два из них и заставив оставшегося Миг’а отступить.

Результаты.
Операция «Морварид» завершилась несомненным успехом иранских сил и тяжёлым поражением для Ирака. Менее чем за двенадцать часов, 80 % иракского флота (включая все ракетные катера) были уничтожены, нефтяные терминалы Мина-эль-Бакр и Кор-аль-Амия разрушены атакой коммандос, порт Аль Фау блокирован и подвергнут бомбардировке. Всего за время операции Ирак потерял пять ракетных катеров, четыре торпедных катера, ударный вертолет, один истребитель Миг-21 (разбомбленный на летной полосе) и четыре истребителя Миг-23. Кроме того были уничтожены радарные системы в Мина-эль-Бакр, что нарушило контроль Ирака над воздушным пространством Персидского Залива.
Потери иранцев были много меньше: они потеряли один корвет потопленным, один F-4 «Фантом II» сбитым и один поврежденным. В целом, операция «Морварид» продемонстрировала несостоятельность военной машины Саддама Хусейна и эффективно завершила первый период ирано-иракской войны.

Ответить

Вернуться в «Военная история»