Təhlil (Аналитика)

Аналитический обзор мировых конфликтов.
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
Ifti
партизан
Сообщения: 2610
Зарегистрирован: 21 фев 2012, 17:16

Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 1188 раз

Təhlil (Аналитика)

#1 Сообщение Ifti » 26 июн 2012, 18:51

Адгезал Мамедов: "Предположу, что многие страны стали активно отговаривать Баку от военных действий"

http://www.zerkalo.az/2012-06-26/politics/30155-" onclick="window.open(this.href);return false;

Интервью газеты \"Зеркало\" с председателем Центра психологической портретологии и политического анализа
Вторник, 26.06.2012

Гамид Гамидов

- Как можете оценить сегодняшнюю ситуацию на линии фронта карабахского конфликта?

- Необходимо отметить, что очень многие информационные агентства в последние дни цитируют заявление начальника штаба Вооруженных сил Азербайджана Н.Садыгова, который накануне отметил, что для азербайджанской армии и десяти дней хватит, чтобы освободить захваченные агрессором земли. После подобных заявлений предположу, что многие страны стали активно отговаривать Баку от военных действий. Ну а в случае, если война все же будет иметь место, мы наверняка станем свидетелями резких шагов со стороны ведущих мировых держав, направленных на недопущение военных действий. Поэтому для Азербайджана крайне важно иметь:

1. Политическую стабильность внутри государства; 2. Динамичное развитие и стимуляцию экономики; 3. Глобальную внешнюю политику, основанную на прагматизме; 4. Духовное единство народа;
5. Сильную боеспособную армию.
Все это понимают и знают, в том числе государства, недолюбливающие Азербайджан, поэтому каким-то образом хотят изменить ситуацию в регионе. Ну очень хочется определенным мировым кругам изменить геополитическое расположение региона в свою пользу. Конечно, руководство Азербайджана понимает это. Нам придется разрабатывать новые геополитические стратегии в регионе, учитывая дальнейшие изменения в мире.

- Дайте, пожалуйста, итоговую оценку визиту Хиллари Клинтон в регион Южного Кавказа. Как вы считаете, привнес ли ее визит некое оживление в процесс урегулирования карабахского конфликта?

- В последнее время в современном мире в отношениях России и Запада, особенно России и США, просматриваются проблемы, о которых многие сейчас говорят. США с Россией соблюдают прежде всего безопасность и национальные приоритеты своих стран. Естественно, Штаты волнует вероятность ядерного нападения, стало быть, его уничтожение и сокращение этого оружия у России.
У России очень мощное ядерное оружие и средства его доставки. У США же на первом месте национальная экономическая безопасность.
Есть еще один волнующий обе державы момент. После распада СССР в государствах постсоветского пространства наблюдался (в отдельных случаях временный) рост национализма, в некоторых случаях - религиозного фанатизма. Следует иметь в виду, что некоторые реакционные круги пытаются экспортировать в страны СНГ националистические и религиозные идеи с целью идеологического разложения молодежи.
Идем далее. После того как Россия проявила твердость в сирийском вопросе, в Белом доме поняли, что перспективы войны на Ближнем Востоке изменились. Как бы ни старались Штаты, стало ясно, что достичь своих целей им будет нелегко. Для этого они активно работают с различными странами, в данном случае регион нами Ближнего Востока и Южного Кавказа.

- Как можете оценить ситуацию вокруг Ирана? Как вы считаете, увидим ли мы в ближайшее время серию авиаударов западной коалиции по соседней стране?

- А что произойдет, если Израиль нападет на ИРИ (Исламскую Республику Иран)? Во-первых, резко обострится геополитическая и внутриполитическая ситуация на всем Ближнем и Среднем Востоке. Волна антиизраильских выступлений охватит Сирию, Ливан и Палестину и ряд других мусульманских государств. Иракские и афганские шииты объявят джихад (священную войну) Израилю. А это значит, что заполыхают южный Ирак и относительно мирный север Афганистана, еще более обострится ситуация в шиитских районах Пакистана.
Во-вторых, произойдет резкое повышение цен на нефть, так как Иран является крупным поставщиком "черного золота" на мировой рынок. Как результат, повысятся цены на продукты питания и другие категории товаров.
В-третьих, война может из локальной перерасти в крупный международный военный конфликт, так как армия и флот ИРИ нанесут удары по Израилю и ближневосточным базам США, то есть в войну будут втянуты Турция и страны Персидского залива (возможно, страны Южного Кавказа).
В-четвертых, война в Иране станет дополнительным катализатором обострения ситуации на российском Кавказе, так как на Северный Кавказ может хлынуть огромный поток беженцев из Ирана.
В-пятых, война в Иране будет затяжной и кровопролитной. Штаты не добьются повторения относительно легкого блицкрига в Ираке.
В-шестых, рост цен в США и Европе усилит протестные настроения обывателей, что, возможно, вынудит власти стран антииранской коалиции ввести жесткие политические и экономические ограничения в своих государствах.
В-седьмых, резко усилится геополитический вес КНР на мировой сцене. Независимо от результата военной кампании в Иране, китайцы обязательно перехватят пальму геополитического первенства у США.
Если все-таки антииранские силы подвергнут ИРИ ракетно-бомбовым ударам, иранцам будет чем ответить.

Аватара пользователя
Ifti
партизан
Сообщения: 2610
Зарегистрирован: 21 фев 2012, 17:16

Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 1188 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#2 Сообщение Ifti » 26 июн 2012, 18:52

Нефть, война и "голова профессора Доуэля"

http://echo-az.com/index.php?aid=21312" onclick="window.open(this.href);return false;

НУРАНИ

У киноиндустрии, как известно, свои секреты.У театра, конечно, тоже. И спецэффекты здесь появились значительно раньше, чем считает большинство по эту сторону рампы - табличками с надписями "замок", "лес", "река", "церковь" служители Мельпомены довольствовались очень недолго. И среди множества театральных "профессиональных хитростей" есть и такая: несколько актеров, находящихся за сценой, повторяя одну и ту же "выверенную" фразу, могут с успехом изобразить гомон огромной толпы. На русском языке многолетний театральный опыт учит повторять в этом случае предложение "Что говорить, когда нечего говорить".

Только вот почему-то именно эта фраза, относящаяся к "театральным спецэффектам первого поколения", лучше всего характеризует международную реакцию на последние инциденты на линии фронта между Азербайджаном и Арменией. Когда все вроде бы понимают: речь идет о весьма опасном процессе. Но сказать об этом вслух не решаются. Потому что, произнеся "а", надо будет озвучить и "б", то есть уточнить, кто является агрессором, кто жертвой, кто чью территорию оккупирует и кто совершал в регионе этнические чистки. В результате международные посредники, которые все еще не решаются на активное вмешательство в ситуацию, привычно повторяют строго сбалансированные призывы к обеим сторонам воздержаться от применения силы и решать проблему мирным путем, но за этими привычными формулировками слишком уж явно вырисовывается растерянность. Потому как понятно: эта привычная реакция, увы, уже не может считаться адекватной.

А в том, что речь идет о продуманной и рассчитанной провокации, сомнений, увы, нет.

В самом деле, накалять ситуацию на этом участке армяно-азербайджанской границы, там, где сходятся Газахский район Азербайджана и Тавушский район Армении, ереванские "стратеги" начали уже давно. Год назад именно здесь, в селе Алибейли, 13-летняя девочка Айгюн Шахмалиева погибла при взрыве "мины-игрушки" - игрушечную собачку со встроенным взрывным устройством армянские агрессоры сплавили вниз по реке Товузчай. Через год, в мае 2012 года, как раз накануне Евровидения, Армения уже пыталась "проверить на прочность" азербайджанскую оборону на этом участке. И именно тогда, в мае, на страницах "Голоса Армении" небезызвестный Левон Мелик-Шахназарян элементарно проговорился. Заявив, что, дескать, "Алибейли ядовитым жалом вклинился в территорию Армении", этот фашиствующий субъект далее продолжил: "Меня, однако, не покидает ощущение, что об этом селе мы еще услышим. И не только мы. Дело в том, что Азербайджан явно готовит в этом регионе крупную провокацию, главной жертвой которой "назначено" Алибейли. "Село на заклание" - именно так можно охарактеризовать планы Баку относительно Алибейли. Из этого села обстреливаются армянские населенные пункты, Алибейли блокирует дороги между армянскими селами," - разглагольствовал Мелик-Шахназарян. А затем выбалтывал: "Все это - блокада дорог, обстрелы под прикрытием жилых домов, теракты, поджоги полей - удивительно напоминает Ходжалу (ныне Иванян) до февраля 1992 года. Азербайджан явно готовит крупную провокацию, почву для пропагандистского обвинения Армении в жестоком отношении к "мирному" населению Алибейли. Понятно, что долго терпеть присутствие на нашей земле сеющего смерть населенного закавказскими турками села Армения не будет."

Здесь, пожалуй, надо внести ясность. Село Алибейли - это территория Азербайджана. Более того, как явствует из истории, это Армению создавали на землях азербайджанского Эриванского ханства, но никак не наоборот. И хотя формально, конечно, Левон Мелик-Шахназарян - не министр иностранных дел и не споксмен, эти его рассуждения на страницах весьма близкого к правящей команде "Голоса Армении" - слишком явное доказательство, что в Армении готовились - да и сейчас готовятся - к новым территориальным захватам в Азербайджане, причем уже за пределами зоны карабахского конфликта как такового. И "точка приложения сил" вряд ли была выбрана так уж случайно.

Показательно и другое. В 2008 году, когда нынешний президент Армении Серж Саркисян вел свою предвыборную кампанию, его "доверенные лица" открыто обещали "возобновить наступление" и продолжать его до захвата Евлаха и Мингечаура, то есть до разрыва столь важных для Азербайджана трубопроводов и железных дорог - тогда, дескать, Баку на переговорах станет более "сговорчивым". Азербайджанскую оборону вновь попытались проверить на прочность как раз перед визитом в регион Хиллари Клинтон, когда уже не только изощренным политическим прогнозистам было понятно: США активно подталкивают процесс формирования на Южном Кавказе нового "газового коридора", и этот коридор, точно так же как и "нефтяной", вновь "обходит" Армению. Сомневаться в реальности этих планов, увы, не приходится. Но от крупномасштабного наступления в Ереване воздерживаются - прежде всего потому, что осознают: теперь у Азербайджана есть Армия. Именно так, с заглавной буквы. Та самая Национальная армия, очередную годовщину создания которой мы будем праздновать сегодня, 26 июня. И в Ереване на страницах СМИ могут, конечно, рассуждать о том, что, дескать, "количественное преимущество" азербайджанской армии ничего не значит, что армянская армия сильна своим уникальным боевым духом и т.д., но факт остается фактом: не учитывать перемен в военно-силовом балансе сторон в Ереване уже не могут. И отдают себе отчет, что если попытаются "наступать до Евлаха и Мингечаура", то "римейка" захвата Ходжалы и Кяльбаджара уже не получится.

"Учитывать" армянской элите, к ее явному неудовльствию, впрочем, приходится и многое другое. Армянские политики и дипломаты скрежещут зубами по адресу зловредной "азербайджанской пропаганды", раз за разом убеждаясь, что Азербайджану удалось выстроить успешную дипломатическую стратегию, что расстановка сил в "информационной войне" неудержимо меняется и что Армения более не обладает монополией на сочувствие мирового сообщества... И все, как уверены в Ереване, только потому, что у "этих турок" есть нефть и газ. Поэтому и вызывает нефтегазовая инфраструктура Азербайджана такую истеричную ненависть у армянских стратегов. Слишком уж сильно и, главное, необратимо изменила азербайджанская нефть ситуацию в регионе, и прежде всего в такой вещи, как экономика. Которая, как оказалось, в реальности определяет если и не все, то многое, от миграции до устойчивости власти.

С геологией, как известно, не поспоришь. Но вот в чем вопрос: неужели в Армении не знали, что у Азербайджана есть серьезные запасы углеводородных энергоносителей?

В такое, по правде сказать, верится вряд ли. Запах бакинской нефти армянские дельцы уровня Мирзабекяна и Манташева почувствовали еще в начале ХХ века. Да и к моменту распада СССР в нефтяной промышленности вообще и в "Азнефти" в частности специалистов с заканчивающимися на "-ян" фамилиями было предостаточно. Понятно, что в годы существования СССР в армянских кругах о политическом и экономическом значении бакинской нефти могли позволить себе не особо задумываться: Москва "перераспределяла" в СССР и деньги, и территории по своему усмотрению, и чтобы понять, в чью пользу все решалось, достаточно было сравнить карты 1918 и 1988 года и посчитать, на сколько тысяч квадратных километров уменьшилась территория Азербайджана и увеличилась - Армении.

Но в 1991 году распался СССР. Это была, если угодно, "точка принятия решения", и переговоры в Железноводске, при участии Ельцина и Назарбаева, на тот момент самых авторитетных политиков постсоветского пространства, давали шанс прекратить войну, не потеряв лицо. Но в Армении продолжили агрессию. Более того, именно после распада СССР ереванские стратеги переходят к массовым "этническим чисткам" уже на азербайджанской территории и захватом азербайджанских сел - сначала в Верхнем Карабахе, а затем и в Нижнем. Геноцид азербайджанцев в Ходжалы - это февраль 1992 года. Захват Шуши и Лачина, которые большинство иностранных аналитиков считают "реперной точкой" перехода конфликта в стадию территориальных захватов и оккупации земель, где уже не было заметного армянского населения - май 1992 года. Оккупация прилегающих к бывшей НКАО районов Азербайджана - лето и осень следующего, 1993 года. В Армении уже понимали, что "фактор Москвы" прежней роли играть не будет, что новые государства признаны ООН в своих "постсоветских" границах, не учитывающих ереванские территориальные аппетиты, и не могли не задуматься, что в ближайшее время в регионе сработает и тот самый "нефтегазовый фактор". Но его просто не приняли во внимание. Почему?

А ответ этот очень прост. Правда, звучит не совсем политкорректно. И для того, чтобы понять, какую именно ошибку допустила Армения, нужно вспомнить другую историческую дату. Несколько дней назад, 22 июня, постсоветское пространство отметило очередную годовщину нападения гитлеровской Германии на СССР.

За эти годы написано множество книг, с разной степенью достоверности объясняющих, почему Гитлер напал на СССР. Но неужели, начиная в июле 1940 года разработку плана нападения на СССР под кодовым названием "операция "Барбаросса"", в Германии не принимали во внимание элементарную разницу в военном и экономическом потенциале агрессора и его будущей жертвы, то есть Германии и СССР? Понятно, что Гитлер рассчитывал на "блицкриг", на "молниеносную войну", которая опрокинет советскую оборону до того, пока вступит в силу та самая разница в экономическом потенциале...Но была еще одна причина. В Берлине просто не могли себе представить, что эти "унтерменши", представители "низших рас", устоят перед атакой арийских "белокурых бестий". Это был "императив", аксиома, не требующая доказательств. А на войне, как известно, можно совершить множество ошибок, но самая страшная из них - это недооценить противника.

Строго говоря, Германия была не первой, кто попался в ловушку уверенности в собственной исключительности. Русско-японская война - пример достаточно известный и красноречивый. Как утверждают, когда в Петрограде в начале ХХ века планировали будущую войну с Японией, в ответ на все замечания своих генералов, что соотношение сил не обещает российской армии ничего хорошего, Николай II уверенно заявлял: "Вы не учитываете доблесть русского солдата!" Доблести в той войне хватало, но закончилось все Цусимской катастрофой.

А через полвека после Гитлера в собственную исключительность поверили уже в армянских кругах. Где, конечно, хорошо знали, что у Азербайджана есть нефть, но знали и другое: сами по себе нефтяные поля еще не являются пропуском в рай. Ими надо еще уметь правильно распорядиться. А вот чтобы "эти кочевники", которые способны только зелень на базаре продавать, смогли решить такую задачу - этого, по мнению уже армянских стратегов, просто не могло быть. И даже когда в Баку подписывали "Контракт века", в Ереване, да и не только в Ереване, не верили, что это начало третьего нефтяного бума. Тут убежденно повторяли: ничего, все эти нефтедоллары осядут на чьих-нибудь счетах, а у нас зато есть диаспора!

Как утверждал Эрик Файгл, в двадцатые годы, вскоре после Первой мировой войны, спешно покидавшие Турцию армяне вовсе не спасались от "турецкой резни". Убедившись, что мечта о "Западной Армении" на турецких землях не состоялась, в армянских кругах были уверены, что своим бегством ни много ни мало наказывают Турцию, ведь без них, таких талантливых и продвинутых, в Турции не будет работать ничего, а тем более торговля и банковский сектор. И, похоже, точно так же в армянских кругах не сомневались, что "эти кочевники" не смогут распорядиться своей нефтью.

Но сегодня эти бодрые лозунги в Ереване уже вышли из моды. Потому что новые дороги и мосты, информационная кампания за рубежом, бронетранспортеры "Матадор" и снайперские винтовки "Истиглал" оказались слишком красноречивым доказательством, что азербайджанские нефтедоллары, оказывается, грамотно реинвестированы, а не "осели на офшорных счетах". Что "нефтяной бум" реализован и продолжается. И самое главное, что, несмотря на конфликт, на продолжающуюся оккупацию, Азербайджан состоялся как государство. А вот Армения, увы, дело иное.

Об этом в Ереване предпочитают не говорить вслух, но то, что происходит в сегодняшней Армении - это уже не "временные трудности", связанные не то с кризисом еврозоны, не то с неурожаем в Бразилии. Речь идет о серьезном кризисе армянской государственности как таковой, точнее, о неспособности армянской элиты выстроить такое государство, которое защищало бы интересы собственных граждан и решало те насущные задачи, ради которых, собственно, любое государство и создается. И как ни парадоксально это звучит, но к острейшему кризису армянской государственности привело то, что с самого начала воспринималось как небывалая преференция - наличие влиятельной и политизированной зарубежной диаспоры. В ней видели этакий свалившийся с неба "джек-пот", исполнение всех мечтаний: собственные информационные и лоббистские рычаги, собственные миллионеры, которые не сегодня, так завтра осчастливят свою родину щедрыми инвестициями...И при этом никто не замечал, точнее, не хотел замечать, что политические и информационные механизмы диаспоры закладывались еще в годы Первой мировой войны с вполне понятной целью - "обосновать" и "пропиарить" территориальные претензии к Турции под лозунгом создания "Западной Армении". Время прошло, о планах "загнать османов в вилайет Конья" в Европе забыли, но политические структуры армянской диаспоры исправно прокручивались, уже за счет той самой "пятипроцентной дани".

Конечно, благодаря им даже в те годы, пока Армения была частью СССР, могла существовать и развиваться армянская независимая, точнее, неподцензурная политическая мысль. Но вот политическая верхушка диаспоры, где существовали и конкурировали политические партии, проходили съезды и конференции, принимались решения и т.д., была обречена существовать в виде этакой "головы профессора Доуэля", лишенной "тела", то есть страны. В офисах разного рода "армянских комитетов", "ассамблей" и т.д. могли позволить себе не думать о таких прозаичных вещах, как налоги, бюджет, пенсии, детские пособия и прочая проза жизни. Но зато без затруднений рассуждали о том, что турецкая Восточная Анатолия, азербайджанский Карабах, грузинская Джавахетия - это все "исконно армянские земли", которые по какому-то чудовищному недоразумению оказались не под армянским контролем, и теперь необходимо "восстановить справедливость".

Но в 1991 году, когда СССР благополучно рухнул, к этой самой "голове профессора Доуэля" вдруг приделали "тело" - в виде независимой Армении. Маленькой и бедной, с трехмиллионным населением и продиктованными этой самой диаспорной "головой" огромными политическими амбициями. Которые этой маленькой бедной стране оказались просто не по силам и не по карману. Вдруг выяснилось, что без урегулирования отношений с Азербайджаном и Турцией Армении никак не удастся выстроить дееспосбную и работающую экономику. Что если "педалировать" территориальные притязания еще и к Грузии, то самый прогнозируемый результат - это закрытие еще одной, уже третьей из четырех, границы, вместе с единственным транзитным путем в Россию, страны Европы и даже нелюбимую Турцию. Что диаспора, вопреки надеждам, не спешит с инвестициями - отдельных ее представителей удается "расколоть" разве что на разовые акции помощи. Вернее сказать, удавалось: напуганные размахом криминала, многие армянские благотворители предпочли свои программы на исторической родине попросту закрыть. Керк Керкорян и Шарль Азнавур - примеры самые известные, но ими список не исчерпывается. Словом, "голова профессора Доуэля" оказалась для своего "тела" непомерной тяжестью, а поставленные ею задачи - явно непосильными.

И самое страшное, что сформировать новую, если угодно, адекватную политическую элиту, способную решать насущные задачи, стоящие перед страной, и принимать трудные решения, тоже не получается - место, увы, занято. Той самой "головой профессора Доуэля", которая продолжает разрастаться вширь, плодя все новых политиков, готовых рассуждать об "исторических правах" армянского народа и о том, что нельзя, дескать, решать сегодняшние экономические проблемы за счет отказа от "армянской мечты".

А в результате все больше "отдельно взятых" граждан Армении предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. И обеспечить будущее своих детей пусть и не на исторической родине, но зато там, где есть перспектива и где не будет дамоклова меча угрозы возобновления войны - а в том, что это опасность вполне реальная, в Армении не сомневаются, в особенности когда слышат с экрана телевизора очередные угрозы в адрес соседей в незабвенном стиле "бесноватого фюрера". И даже соплеменников из воюющей Сирии завлечь сюда не удается.

Как утверждают историки, массовое переселение этнических армян из Османской империи и Персии на земли Эриванского ханства началось после подписания Туркманчайского договора. "Восточную Армению" из Эриванского ханства лепили с использованием всех доступных, и чаще всего недозволенных средств. С двадцатых годов на ее территории шел планомерный процесс уничтожения азербайджанской архитектуры, включая Эриванскую и Сардарабадскую крепость, ханский дворец, мечети, дома азербайджанской знати...Одновременно отсюда планомерно "выдавливали" всех, кто не родился армянином.

Но теперь, во втором десятилетии XXI века, уже понятно: даже избавившись на территории бывшего Эриванского ханства от всех напоминаний, кому эти земли принадлежали исторически, склепать на них Армению у новоявленных хозяев не получилось. Просто потому, что нынешняя элита не сумела выстроить адекватной модели государственности, основанной на реальности, а не иллюзиях, рожденных в "голове профессора Доуэля". И это уже настоящая национальная трагедия.

Аватара пользователя
Ifti
партизан
Сообщения: 2610
Зарегистрирован: 21 фев 2012, 17:16

Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 1188 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#3 Сообщение Ifti » 27 июн 2012, 14:45

Российский политолог: "Армения - незаконное образование, которое не должно существовать"

правообладатель http://www.day.az" onclick="window.open(this.href);return false;

Интервью Day.Az с председателем Исламского комитета России, политологом Гейдаром Джемалем.



- Как бы вы прокомментировали недавнее обострение ситуации на азербайджано-армянской границе? Возможно ли перерастание столкновений в крупномасштабную конфронтацию?
- Я считаю, что сейчас такая угроза высока, потому что за ростом конфронтации вокруг Карабаха между двумя сторонами стоят и третьи силы, которые заинтересованы в происходящем. Прежде всего, есть фактор Ирана, на фоне которого происходит жесткое распределение интересов между всеми мировыми игроками. Мы не должны забывать, что Армения является союзником и стратегическим партнером Тегерана. Поэтому рост силового напряжения вокруг Нагорного Карабаха предполагает не только вопрос об освобождении оккупированных армянами азербайджанских земель, но также и силовое давление на союзников Тегерана. Соответственно, есть и диверсификация позиций.
- Из Еревана в последнее время звучат громогласные обвинения в адрес Баку в якобы "воинственной политике", "угрозе безопасности" и так далее. Насколько логичны такие заявления из уст министра страны-агрессора и оккупанта?
- Я бы сказал, это типичное армянское заявление. Армения вообще, с моей точки зрения, является незаконным образованием, которое не должно существовать, а существует только в силу глубокой непрофессиональной ошибки, допущенной мусаватским руководством в начале ХХ века. Они позволили тогда возникнуть этому образованию на базе одного из азербайджанских ханств – Иреванского. Потому что Севрским договором и Севрским трибуналом планировалось создать Армению на совершенно другой территории, которая не имеет отношения к историческим землям Азербайджана. То есть, на самом деле мы имеем дело с до сих пор не разрешенными последствиями Первой мировой войны. Но, думаю, что в ближайшие годы такого рода проблемы будут решены.
- В Стамбуле прошел юбилейный саммит ОЧЭС. Армении участвовалп в мероприятии на уровне лишь замглавы МИД. При том, что от других стран участвовали главы государств и правительств. Чем объяснить такое пренебрежение?
- Тут всё на поверхности. Армения хочет показать всем, что она вообще не нуждается в ОЧЭС. Прежде всего, потому, что балом там правят Грузия и Украина. И благодаря тому, что между Тбилиси и Баку существует взаимопонимание, до известной степени эта организация также способствует изолированности Армении.
И ведь Иран не является членом ОЧЭС, хотя имеет общие границы с Азербайджаном, Арменией и Турцией. Как раз отсутствие ИРИ в этом союзе в достаточной степени сказывается на позиции Армении, потому что Иран имеет свою особую точку зрения, позицию по поводу Черноморского сотрудничества, и в этом плане, не будучи членом, оказывает давление также и на армянское руководство, которое сокращает формат своего присутствия в ОЧЭС.
- В 2013 году в Армении состоятся выборы президента. Кого, по-вашему, будет поддерживать в этой гонке армянская диаспора – Саргсяна, или Кочаряна, который хочет вернуть себе кресло?
- Я думаю, ни того, ни другого. Потому что, скорее всего, диаспора будет поддерживать представителя оппозиции, и может быть, даже какие-то новые фигуры, которые могут появиться. Потому что смысла в раскачиваниях между Саргсяном и Кочаряном с точки зрения диаспоры уже просто нет. Они бы хотели, наверное, увидеть какую-то свежую кровь в руководстве Армении, потому что без этого армянское гособразование идет прямой дорогой к полному краху.

- Отношения Баку с Тегераном остаются весьма сложными. Как, по-вашему, они будут складываться в дальнейшем?
- Я думаю, что просто с самого начала восстановления независимости Азербайджана, благодаря приходу к власти Народного фронта, пошло неудачное выстраивание отношений с ИРИ. Та демагогическая, популистская стилистика и заложила весьма дурную основу взаимоотношений, которую вообще-то можно было бы преодолеть. Ситуацию можно было переиграть, однако решительных шагов сделано не было, и произошло укоренение ситуации, которая есть и сейчас.
Думаю, что не все еще потеряно, и всё можно изменить при наличии политической воли. Но за это время массой превосходящих моментов обросли и взаимоотношения между Ираном и Арменией. То есть, имеются также серьезные подводные мины. Но это все преодолимо.

Аватара пользователя
Ifti
партизан
Сообщения: 2610
Зарегистрирован: 21 фев 2012, 17:16

Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 1188 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#4 Сообщение Ifti » 11 июл 2012, 00:53

http://1news.az/interview/20120709031049997.html" onclick="window.open(this.href);return false;

Российский военный эксперт: «При всем своем желании Москва не может выкрутить руки Армении»

Интервью 1news.az с главным редактором российского журнала «Национальная оборона», военным экспертом Игорем Коротченко

- Москва и Баку до сих пор не могут договориться относительно дальнейшей аренды Габалинской РЛС. Однако при этом накануне стало известно, что в Азербайджане будут производиться автоматы «Калашникова»…

- В сравнении с закупками вооружения у Израиля военные поставки в Азербайджан со стороны России, наверное, не столь масштабны. Однако я не вижу противоречий. Наличие определенных проблем по вопросу аренды Габалинской РЛС не предполагает свертывания отношений в других сферах деятельности. Россия заинтересована в расширении рынка сбыта своего вооружения.

Тем не менее, проблема аренды Габалинской РЛС безусловно влияет на двусторонние отношения. Габалинская РЛС для России – не просто военный вопрос. Скорее это военно-политическая проблема. И связано это с тем, что данная РЛС является одним из элементов системы предупреждения о ракетном нападении. Габалинская РЛС контролирует южное опасное направление. Безусловно, если России придется уходить из Габалы, это может негативно сказаться на отношениях с Азербайджаном.

- А уходить все же придется, как вы считаете?

- Я могу сказать, что Москва не готова к повышению арендной платы в несколько десятков раз.

В целом, это политический вопрос. Возможно, ситуация вокруг Габалы – это некий торг, и Москва может попытаться в политическом плане предоставить Азербайджану нечто взамен для того, чтобы Габалинская РЛС осталась за нами. Однако мне кажется, что, скорее всего, военному присутствию РФ в Азербайджане будет положен конец. Тем более что у нас уже сегодня есть альтернатива в лице станции в Армавире. Более того, за полтора-два года мы можем построить еще РЛС, чтобы компенсировать потерю Габалинской. Но вся эта ситуация в целом очень серьезно скажется на российско-азербайджанских отношениях. Возможно, что Баку в настоящий момент подает России сигнал, который заключается в том, что политика Азербайджана будет меняться. Закрытие Габалинской РЛС, увы, может стать фактором серьезного охлаждения российско-азербайджанских отношений.

- Как вы оцениваете текущее состояние процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

- В первую очередь отмечу: на мой взгляд, РЛС и вопрос Карабаха не связаны. В Баку, как мне кажется, понимают, что при всем своем желании Москва не может выкрутить руки Армении. Россия может играть позитивную роль в посредничестве. Но реальных рычагов по урегулированию конфликта у России нет.

Что касается в целом ситуации вокруг Нагорного Карабаха, то мы видим, что ситуация вокруг него перманентно обостряется.

- И как Россия будет вести себя в ближайшее время в качестве посредника?

- Совершенно четко могу сказать, что Россия не заинтересована в возобновлении боевых действий вокруг Нагорного Карабаха. Война – это всегда плохо. При этом плохо не только для стран конфликта. Мы видим, что Азербайджан очень активно увеличивает военные расходы, очень активно наращивает военные мускулы. То есть создается потенциал для возможного силового решения конфликта. Если война возобновится, то, естественно, будет кровавый конфликт и не хотелось бы, чтобы опять гибли люди. Лучше, чтобы проблема решалась мирным путем. Повторю, в кровопролитии никто не заинтересован. В Москве однозначно не хотят войны между Азербайджаном и Арменией. Потому что в этом случае нестабильность ударит по российским интересам.

- Как оцениваете ситуацию вокруг Ирана?

- Две недели назад я вернулся из Тегерана, где обсуждалась ситуация вокруг этой страны. Проблема Ирана в международной политике становится ключевой, потому что все прекрасно понимают, что Иран единственная страна, которая открыто противостоит США. И не просто на уровне деклараций. У Ирана за этой политикой стоит реальная экономическая, финансовая и идеологическая сила. То есть Иран - это вызов западной цивилизации, прежде всего - США. Поэтому сегодня прилагаются усилия для экономического удушения Ирана. А если эта политика не приведет к желаемым результатам, могут последовать и военные действия против Ирана. И вот эта война будет иметь куда более страшные последствия, чем война за Карабах. Там останется только гадать, как дальше будут развиваться события. Мне кажется, Азербайджану будет выгодно сохранять максимальный нейтралитет в этой ситуации.

А все обвинения в адрес Ирана носят искусственный характер. Потому что в Иране нет ни ядерной бомбы, ни военной атомной программы. Это миф, пропаганда, которая используется для демонизации Тегерана. В то же время у Ирана есть амбиции – стать мощным политическим игроком, сверхдержавой региона. Отсюда и возникают проблемы.

Гамид Гамидов

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#5 Сообщение mirotvores70 » 12 июл 2012, 01:29

Армии постсоветских республик Центральной Азии: военная мощь с американским акцентом
В результате распада Советского Союза на его азиатской части было образовано пять совершенно независимых государств – Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан – которые получили не только свое отдельное руководство, но и национальные вооруженные силы. Все военное имущество, которое раньше принадлежало армии СССР и которое оказалось на территориях этих государств, за исключением стратегических ракетных комплексов и ядерного оружия, стали основой создания национальных армий.

Необходимо отметить, что вооружения и военной техники на этих территориях оказалось в избытке. Поэтому, если на начальном этапе национализации военного имущества военные руководства стремились к накоплению арсенала, то позже возникла проблема: как распорядиться накопленным военным имуществом?


Помимо этой проблемы существовали и другие, не менее значительные. Так, к примеру, как оказалось, были необходимы значительные средства на содержание в хорошем состоянии и охрану военных арсеналов, а бюджеты новообразованных республик не имели возможностей их выделять в необходимом объеме. Кроме того, эти военные склады стали представлять большую опасность для жизни людей в расположенных рядом населенных пунктах. Яркий пример тому – ситуация с военными арсеналами в Туркменистане, где были отмечены проблемы с хранением токсичного ракетного топлива, которое содержалось в железнодорожных цистернах, а также неоднократные пожары и взрывы боеприпасов на складах в других азиатских республиках, которые были заложены еще в середине прошлого века.
В сложившейся ситуации правительства государств Центральной Азии вынуждены были принимать безотлагательные меры безопасности. В качестве первоочередной меры была проведена инвентаризация военного имущества, на основе которой и формировались новые арсеналы. И даже несмотря на то, что в каждой из этих республик данный процесс имел свои особенности, все же в основу его были положены идентичные принципы и факторы.
Так, на основе реальной численности вооруженных сил в каждой из стран были сформированы две группы вооружений, которые использовались в определенных условиях. Одна из них – учебно-боевая, которая использовалась для подготовки личного состава. Вторая – боевая группа, которая хранилась на территориях воинских частей и которая должна была использоваться в условиях военного конфликта.

Определенная часть вооружений была разобрана на запчасти и определена на склад с целью дальнейшего использования при необходимости ремонта или замены частей идентичного вооружения. То, что было лишним, продавалось в другие государства, а то, что уже было непригодно к использованию, подлежало утилизации. А немного позже, когда советские образцы военной техники и вооружения устарели как в моральном, так и в физическом плане, перед руководствами государств остро встал стал вопрос о проведении ремонта и модернизации данной техники, а также о необходимости закупок более современного вооружения.
Надо заметить, что в настоящее время военные расходы центральноазитских государств значительно возросли. Так, к примеру, расходы Узбекистана и Казахстана составляют порядка 1,5 миллиарда долларов в год, что превышает в десятки раз военные бюджеты таких стран, как Киргизия или Таджикистан.
Что касается вооружения, то в настоящее время речь идет о таких показателях: на вооружении казахской армии находится более 2,2 тысяч БТРов и порядка 980 танков, 280 самолетов-истребителей и вертолетов при общей численности личного состава 70 тысяч человек. В Узбекистане – 340 танков, 700 БТР, 500 пушек и 135 истребителей и 50 тысяч военнослужащих. В вооруженных силах Туркменистана – около 1940 БТР, 112 самолетов и вертолетов, 680 танков и 20 тысяч человек личного состава. В армии Таджикистана в наличии имеется всего 46 бронетранспортеров, 3 танка, 3 вертолета и один самолет. Численность личного состава – 16 тысяч человек.

Несомненно, приоритет в области вооружений принадлежит Российской Федерации, как правопреемнице Советского Союза. Она не только сумела сохранить предприятия военной промышленности, которые действовали в советское время, но и сформировать новые, совместные со странами СНГ предприятия по производству военной техники и вооружения. Так, в тесной кооперации с предприятиями стран Содружества уже производятся средства связи, планируется создание беспилотников, радиолокационных и оптикоэлектронных систем, а также новых моделей самолетов и вертолетов. Необходимо отметить и то, что ежегодно объемы заказов государственного оборонного заказа увеличиваются, а в будущем планируется не только освоение новых технологий производства патронов, катеров, автоматизированных средств управления, кораблей, средств радиолокации, пожарной и спасательной техники, средств модернизации различных систем, но и строительство новых заводов.
Для того чтобы понять особенности развития военно-промышленного комплекса в целом на территории азиатской части постсоветского пространства, необходимо более детально остановиться на военной составляющей этих государств, и влияния на нее со стороны России и стран дальнего зарубежья.
Так, основная часть предприятий военно-промышленного комплекса, которые расположены в Казахстане, ориентируются на производство военно-морской техники (такое положение вещей было характерно и для советского периода).
Помимо этого, производятся также некоторые авиационные изделия и агрегаты для авиаремонтных и авиастроительных предприятий стран СНГ – Украины, России, Узбекистана и Белоруссии. А если принимать во внимание тот факт, стоимость запчастей, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и вооружения сохранилась сравнительно небольшой, то тенденция к сохранению и развитию сотрудничества с российскими военно-оборонными предприятиями будет сохраняться и в будущем. Так, к примеру, военное ведомство Казахстана имеет намерение закупить в России определенное количество учебных самолетов Як-130.

Помимо сотрудничества с Россией, заметен значительный интерес к сотрудничеству с постсоветскими азиатскими республиками и других стран мира, в частности Соединенных Штатов Америки и Германии.

Так, американцы не скрывают того, что намерены сохранить свою военную базу в Кыргызстане, а также создать несколько подобных баз на территориях других государств Центральной Азии – в Таджикистане и Узбекистане. И в средствах массовой информации даже появилась информация о том, что были проведены закрытые переговоры относительно передачи им избыточного американского вооружения и военной техники, которая выводится с афганской территории. Переговоры эти якобы мели место во время визита генерал-лейтенанта Винсента Брукса (американский командующий сухопутными войсками) в Ташкент и Душанбе в ноябре 2011 года.
Тогда речь велась о передаче небольших объемов цифровых радиостанций, беспилотных летательных аппаратов, комплектов индивидуальной экипировки, бронеавтомобилей и бронетранспортеров, танков, средств противовоздушной обороны, артиллерийских систем и стрелкового оружия, оснащенного приборами ночного видения.
По всей видимости, американское военное руководство пришло к выводу, что передавать столь высокопрофессиональное оружие в руки афганских военных нет никакого смысла, поскольку освоить ее они все равно не смогут. Более того, существует реальная угроза того, что оружие это окажется в руках боевиков. Вооруженные силы же постсоветского пространства без труда смогут освоить данную технику. Но такая бесплатная помощь имеет одно большое «но»: в будущем она может оказаться основой для того, чтобы втянуть эти республики в военно-техническое сотрудничество со странами НАТО и Соединенными Штатами Америки.

Помимо вопроса о передаче техники, ходе визита обсуждались и другие темы, в частности, о возможности создания на территории данных государств американских учебных центров, в которых военные стран Центральной Азии смогли бы проходить курсы освоения новой техники. Напомним, в Таджикистане уже действует американский военный учебный центр, в котором готовят группы сил специального назначения. Согласно сообщениям американского посольства, за 20 лет власти США передали на развитие экономики, здравоохранения, образования и демократии в Таджикистане порядка 984 миллионов долларов.

Кроме того, налаживается сотрудничество и между странами Центральной Азии и Германией. В частности, немецкое правительство оказывает значительную финансовую помощь Узбекистану в процессе создания национальных профессиональных вооруженных сил, а также продает военную технику, бывшую когда-то в эксплуатации Бундесвера.

Кроме того, на центральноазиатском рынке пытаются завоевать позиции и военные предприятия Израиля, Китая, Южной Кореи.
Несмотря на это, вполне очевидно, что значительная помощь этим государствам в плане военно-оборонной промышленности будет оказана Россией. Что же касается Америки, то и здесь, по мнению экспертов, все просто – Пентагон еще никогда не делал ничего без выгоды для себя. Не станет исключением и военная помощь постсоветским центральноазиатским республикам. Американцы не только сумеют избавиться от излишков военной техники и вооружения, которые остались от кампании в Афганистане, но и смогут усилить изоляцию Ирана, что для них в настоящее время – задача очень важная.
Использованы материалы:
http://hvylya.org/analytics/geopolitics ... ublik.html" onclick="window.open(this.href);return false;
http://www.ng.ru/nvo/2011-12-05/1_pentagon.html" onclick="window.open(this.href);return false;
http://iran.ru/rus/news_iran.php?act=ne ... s_id=80754" onclick="window.open(this.href);return false;
Изображение
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#6 Сообщение mirotvores70 » 12 июл 2012, 01:37

Туркменистан обогнал Иран по военной мощи на Каспии?
В том, что касается набирающей обороты гонки вооружений на Каспии, лидера Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова никак не обвинишь в медлительности. Сегодня Ашхабад способен подкрепить свои претензии на ряд богатых энергоресурсами участков моря серьезной огневой мощью.

Обширные энергетические ресурсы Каспия и прилегающей территории подталкивают все пять прикаспийских государств – Азербайджан, Иран, Казахстан, Россию и Туркменистан – заниматься укреплением своего военно-морского потенциала. Аналитики сходятся во мнении, что самой мощной флотилией на Каспии является российская. Однако вопрос о том, кто же является вторым по силе государством в этом отношении, остается пока открытым.

Традиционно вторую скрипку после России на Каспии играл Иран. Претензии Тегерана на 20 процентов акватории моря считаются на сегодняшний момент самым большим препятствием на пути подписания регионального соглашения, которое бы оказало благотворное влияние на широкомасштабное освоение каспийских энергоресурсов. Россия и другие бывшие советские республики заявляют, что Ирану полагается лишь 13 процентов доли Каспия. Как отмечалось в материале, опубликованном в конце июня полуофициальным информационным агентством Fars, Тегеран планирует дислоцировать на Каспии некое количество малых подводных лодок. В сообщении информагентства не уточняется, о каком именно количестве лодок идет речь, какое они будут нести вооружение и когда будут поставлены на службу.

Как пишет один из крупнейших российских военных журналов, Туркменистан оспаривает у Ирана роль второй ведущей военно-морской державы на Каспии. В обширной статье, опубликованной в печатном спецвыпуске издания «Национальная оборона», который распространялся на прошедшей недавно в столице Казахстана Астане выставке вооружений KADEX, подробно рассказывалось о последних военно-морских событиях на Каспии. Рассказ сопровождался небольшим анализом.

В прошлом году Ашхабад принял поставку двух ракетных катеров типа «Молния» проекта 12418, «Гайратлы» («Неустрашимый») и «Эдермен» («Смелый»). Каждый корабль оснащен 16 противокорабельными ракетами "Уран-Э", что выводит их в число самых сильно вооруженных катеров в данной акватории. Иран в настоящее время не располагает судами, способными сравниться с этими ракетными катерами. Как пишет журнал «Национальная оборона», в ближайшем будущем Туркменистан планирует закупить еще три катера типа «Молния».

Если Иран лидирует по количеству кораблей на Каспии, то по ударной мощи Туркменистан уже превзошел их, говорится в статье «Национальной обороны». Разумеется, мы живем уже не в эпоху линкорных флотилий… Посему появление в составе ВМС Туркменистана двух, пусть даже очень мощных, единиц не слишком меняет ситуацию, однако довольно четко обозначает вектор их развития, подчеркивают авторы публикации.

Кроме того, отмечает издание, Туркменистан приобрел у Турции два новых быстроходных патрульных катера, в республике «быстрыми темпами» идет создание военно-морской инфраструктуры и обустройство новой военно-морской базы.

В депешах Госдепа США, попавших в распоряжение и обнародованных сайтом Wikileaks, содержатся интересные подробности военно-морских планов Туркменистана. Как явствует из этих документов, Туркменистан начал проявлять заинтересованность к сотрудничеству своего флота с США в военно-морской сфере с 2007 года. В одной из июньских депеш того года говорилось о встрече между президентом Туркменистана Бердымухамедовым и тогдашним главой Центрального командования США адмиралом Уильямом Фэллоном (William Fallon):

«[Бердымухамедов] порекомендовал сторонам обсудить вопрос о «мощной технике», которую бы США могли предоставить Туркменистану для решения проблемы безопасности на Каспии. «Обеспечение каспийской безопасности входит в задачу «Каспийских сил» СНГ («Касфор»), но поскольку Туркменистан является нейтральным государством, этот вариант не подходит для сотрудничества, – говорилось в депеше. – Адмирал Фэллон признал, что Туркменистану было бы полезно поработать с США в целях укрепления своего нейтралитета и независимости от «Касфор».

Существует вероятность, говорится в депеше, что Туркменистан хочет получить от США единицы техники по линии программы передачи зарубежным странам неиспользуемой военной техники и имущества, а конкретно принадлежавшего береговой охране США катера типа «Пойнт Джексон». «Правительство Туркменистана редко обращается с прямой просьбой о содействии, но в целом бывает благодарно за оказание такого содействия», – говорится в документе.

В другой депеше, однако, отмечается, что американо-туркменское военное сотрудничество не будет продвигаться быстрыми темпами. Тот факт, что Туркменистан закупает суда и вооружения у России (и, в меньшей степени, Турции), дает основания предполагать, что США и впредь будут играть второстепенную роль в связанных с Каспием военно-морских событиях.
http://russian.eurasianet.org/node/59447" onclick="window.open(this.href);return false;
Изображение
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#7 Сообщение mirotvores70 » 13 июл 2012, 09:46

Азербайджан-Туркменистан: И снова энергетические споры на Каспии

И вновь Азербайджан с Туркменистаном принялись враждовать из-за прибыльного участка на Каспии, причем в случае продолжения этой распри от нее, скорее всего, выиграет главным образом Россия.

С момента распада СССР в 1991 году Баку и Ашхабад ведут противоборство вокруг прав на три каспийских нефтяных месторождения. Два из трех этих месторождений теперь являются жемчужинами энергетического сектора Азербайджана. Называются они «Азери» (в туркменской версии – «Омар») и «Чираг/Осман» (запасы составляют 620 млн тонн нефти). Оба месторождения разрабатываются консорциумом под руководством компании ВР. Запасы третьего спорного месторождения, «Кяпаз» («Сердар»), насчитывают порядка 50 млн тонн. Месторождение пока не освоено.

Последний виток двусторонней напряженности стартовал после объявления Туркменистаном о намерении приступить к геологоразведочным работам на месторождении «Кяпаз». Министерство иностранных дел Азербайджана заявило, что подобный шаг идет вразрез с двусторонним соглашением 2008 года, запрещающем проводить работы на месторождении вплоть до урегулирования спора по поводу его принадлежности той или другой стороне. В своем заявлении внешнеполитическое ведомство Азербайджана подчеркивало, что Баку «оставляет за собой право принять соответствующие меры по защите своих суверенных прав на Каспийском море». После чего уже Туркменистан осудил действия азербайджанского патрульного катера, остановившего туркменское судно, осуществлявшее, по утверждению Туркменистана, «научно-исследовательские работы» в совершенно другом секторе Каспия.

По состоянию на 10 июля, после очередного противостояния, в ходе которого Туркменистан пригрозил передать дело в международный арбитраж, официальные представители двух государств договорились продолжить переговоры – как уже делали это на протяжении почти 15 лет.

Однако эта застарелая проблема о статусе трех данных месторождений может еще очень сильно аукнуться в случае подписания до конца 2012 года соглашения с ЕС о строительстве Транскаспийского трубопровода, как указал в мае министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев. По трубопроводу планируется прокачиваться и газ, добываемый на означенных месторождениях, и для договора потребуются подписи обеих республик.

Российское руководство давно противится сооружению Транскаспийского трубопровода, который пройдет в обход России и тем самым ограничит контроль Кремля над экспортом энергоносителей в страны Европы. Выступая в июне в Баку, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что ЕС не может продвигать Транскаспийский проект без учета интересов России, сообщают местные информационные агентства. По утверждению Москвы, ее беспокоят главным образом правовые и экологические аспекты.

На взгляд же аналитика по энергетическим вопросам Ильхама Шабана, противодействие России продиктовано, в основном, экономическими соображениями. Подтверждая эту точку зрения эксперта, турецкая газета «Хюрриет» сообщила 5 июля со ссылкой на турецких чиновников, что азербайджанский газ, импортируемый по новому Трансанатолийскому газопроводу, будет дешевле закупаемого Турцией российского газа по меньшей мере на 12 процентов. Объемы поставляемого из Азербайджана газа «не столь велики, чтобы составить конкуренцию российскому газу», отмечает Ильхам Шабан. Но если приплюсовать сюда туркменский газ, то «цена будет еще ниже», добавляет он.

«Россия никак не может допустить сооружения Транскаспийского трубопровода», – утверждает аналитик.

Если дело с этим трубопроводом выгорит, то России предстоит столкнуться с новой угрозой своим позициям на европейском рынке газа, отмечает азербайджанский политолог Арастун Оруджлу, возглавляющий исследовательский центр «Восток-Запад». Конфликт из-за каспийских газовых месторождений проистекает из «желания России сохранить свою монополию» на этом рынке, полагает он.

«Москва имеет возможность оказать влияние на внешнюю политику и Ашхабада, и Баку; именно это сейчас мы и наблюдаем», – указывает он.

Связаться с представителями МИД Азербайджана для получения комментария не удалось, однако, как заявил 27 июня министр энергетики Алиев, есть некие внешние силы, «которые стремятся накалить отношения между двумя государствами и воспользоваться ситуацией».

«Они видят, что наши отношения улучшаются, превращаясь в реальные дела, подготавливаются какие-то документы, и хотят нарушить это сотрудничество», – заявил министр информагентству «АПА».

Тот факт, что ни Азербайджан, ни Туркменистан не сочли нужным смягчить свой подход – например, по вопросу создания двусторонней комиссии для обсуждения возникших между ними разногласий, – «заставляет заподозрить, что два государства используют конфликт, руководствуясь какими-то иными мотивами», добавляет директор бакинского неправительственного научно-исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу.

В конечном же итоге конфликт идет на пользу одной России, отмечает он. «Если ситуация продолжит развиваться подобным образом, то это похоронит надежды Евросоюза на реализацию в предстоящие годы Транскаспийского трубопровода и проекта «Набукко» [давно предлагаемого газопровода в обход России]», – подчеркивает он.
Изображение
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#8 Сообщение mirotvores70 » 13 июл 2012, 09:53

Таджикистан потребовал $250 млн в год за размещение российской военной базы
Lenta.ru


Власти Таджикистана оценили пребывание на своей территории 201-й российской военной базы "не менее чем в 250 миллионов долларов в год", пишет "Коммерсантъ" в четверг,12 июля, со ссылкой на источник, близкий к переговорам о продлении аренды этого военного объекта.

Представители Центрального аппарата Минобороны РФ, в свою очередь, заявили изданию, что до сих пор не получили таджикский вариант предложений о продлении аренды базы и не могут ни подтвердить, ни опровергнуть цифру в 250 миллионов долларов.

Россия и Таджикистан должны были согласовать условия пребывания 201-й военной базы в первом квартале 2012 года. Однако завершить переговоры в срок не удалось.

В начале июля главком Сухопутных войск России генерал-полковник Владимир Чиркин объявил, что Душанбе выдвинул Москве свыше 20 требований, которые постоянно изменяются и в большинстве своем для России неприемлемы. Он, в частности, рассказал, что таджикская сторона настаивает на сокращении срока размещения базы (с 49 до 10 лет), а также введении платы за ее пребывание в республике. "Идет некрасивая "восточная торговля'", которой пока не видно конца", - подчеркнул Чиркин.

Таджикская сторона в ответ на выступление главкома Сухопутных войск России заявила, что "работа по уточнению позиций сторон продолжается и, при проявлении доброй воли и взаимопонимания, завершится в установленные сроки".

После этого начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров сообщил, что деньги на развитие 201-й российской военной базы не будут выделяться до тех пор, пока РФ и Таджикистан не договорятся о продлении срока аренды, - сообщает Lenta.ru
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#9 Сообщение mirotvores70 » 13 июл 2012, 09:57

Армению оставили без выбора
Ереван, не дождавшись кредита от ЕС, просит о помощи Москву

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко вчера с официальным визитом посетила Ереван. На переговорах с президентом Армении Сержем Саргсяном и спикером парламента Овиком Абрамяном, согласно официальной информации, обсуждались вопросы стратегического партнерства России и Армении. Однако, как сообщил «НГ» источник в армянском правительстве, Ереван пытается убедить Москву отложить на некоторое время увеличение цены на российский газ и выдать очередной кредит. Речь идет о сумме до 1 млрд. долл.

Слухи о том, что власти Армении начали переговоры с правительством России о выдаче крупного кредита, появились в конце мая нынешнего года. В тот момент стало известно, что Евросоюз не намерен проводить в ближайшее время конференцию доноров для оказания Армении финансовой помощи. Отказ был связан с прошедшими в мае парламентскими выборами. Питер Стано, пресс-секретарь комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле, заявил, что ЕС рассмотрит армянскую заявку после проведения президентских выборов, намеченных на февраль 2013 года.

Ереван, ранее рассчитывавший на финансовую помощь Европы, срочно обратился к Москве с просьбой выдать кредит в размере от 800 млн. долл. до 1 млрд. долл., причем под самый высокий процент – по действующей на мировом рынке формуле (LIBOR+…).

Впрочем, эксперты не противопоставляют нынешние российско-армянские договоренности майскому решению ЕС в отношении Армении. «Не стоит забывать, что ЕС находится в тяжелейшем экономическом кризисе и старается избегать затратных экономических программ в государствах нашего региона, предпочитая финансирование программ содействия демократическим преобразованиям», – сказала «НГ» директор Центра стратегического анализа Spectrum (Ереван), Гаянэ Новикова. По ее мнению, Россию в отличие от ЕС мало беспокоят процессы демократизации на постсоветском пространстве. «Москва проводит жесткую политику в своем ближнем зарубежье, и ee основной рычаг управления политическими процессами в Армении – экономический. Именно поэтому я не думаю, что переговоры о предоставлении кредита были начаты сразу же после отказа ЕС и связаны с этим; скорее всего они ведутся уже достаточно длительное время. Нет сомнения и в том, что Армения этот кредит получит, а Россия в лице «Газпрома», будучи фактически монополистом на газовом рынке Армении, будет диктовать условия его предоставления. Поскольку «братские» отношения с бывшими союзными республиками давно перешли в иное качество и стали прагматичными», – отметила эксперт.

Ректор Института Кавказа Александр Искандарян также считает, что переговоры с Москвой о выдаче крупного кредита ведутся довольно давно, поскольку в Армении ощущается «инвестиционный голод». «Начиная с 2008 года, то есть с начала экономического кризиса, в Армении с деньгами проблема. То есть с теми деньгами, которые могут пойти на развитие экономики. Соответственно если не будет выдан кредит, то соотношение госдолга и ВВП в Армении будет увеличиваться», – сказал «НГ» Искандарян.

На нынешнюю экономическую ситуацию накладывается и политическая. Впереди президентские выборы. «И очевидно, что перед любыми выборами упор делается на социальные программы. А эти выборы примечательны еще и тем, что действующий президент Серж Саргсян будет баллотироваться на второй срок. Для правящей партии социальная ситуация имеет большое значение. Все это привело к тому, что Армения ищет возможности занять деньги и в Европе, и в России», – говорит эксперт.

По мнению Гаянэ Новиковой, Россия в отличие от ЕС не увязывает вопрос предоставления кредита с вопросом проведения президентских выборов. «Циники при этом могут утверждать, что Армении предоставляется российский кредит на то, чтобы она платила за российский газ, что Армению наказывают за отказ присоединиться к Таможенному союзу или к Евразийскому союзу. Много спекуляций и по поводу того, кто будет «человеком Кремля» на предстоящих президентских выборах», – отмечает она. Можно констатировать, что у Армении узкое поле для стратегического маневрирования. Отложенный кредит ЕС, по мнению эксперта, выбивает очередной «кирпичик» из разваливающейся политики комплементаризма и опосредованно способствует усилению экономической зависимости Армении от России со всеми вытекающими последствиями.

Однако кредит – не единственная и, возможно, даже не самая главная тема в армяно-российском диалоге. Не менее важными представляются ведущиеся уже несколько недель переговоры о цене на российский газ для республики. Сегодня Ереван платит по 180 долл. за 1 тыс. куб. м природного газа. Тариф не менялся в течение последних трех лет. Резкое повышение внутренних тарифов неизбежно повлечет за собой рост протестных настроений в среде не только оппозиции, которая непременно использует ситуацию в свою пользу, но и в среде пенсионеров и малообеспеченных граждан, составляющих значительную часть электората. В этой связи Еревану необходимо как можно быстрее уговорить Москву отложить повышение газовых тарифов до весны, а во-вторых, не предавать гласности информацию о новых ценах.

Экс-глава МИД Армении, депутат от партии «Процветающая Армения» Вардан Осканян на своей странице в Facebook заявил, что правительство не имеет права тайно провести сделку. Он сообщил, что поставляемый из России газ уже подорожал на 60 долларов, при этом правительство сдерживает существующие тарифы на внутреннем рынке до президентских выборов. И делает это за счет передачи «Газпрому» половины из принадлежащих Армении 20% акций в «АрмРосГазпроме». Он убежден, что таким образом правительство искажает механизм ценообразования на внутреннем рынке. «То есть из-за этой секретности равным образом субсидируется газ как необеспеченным слоям населения, так и обеспеченным, а выигрывает бизнес. Правительство немедленно должно заявить об этой сделке и субсидировать газ лишь социально необеспеченным слоям населения», – отметил Осканян.
то касается получения нового кредита от правительства России, то депутат считает, что утверждения о том, что внешний долг Армении является управляемым и можно взять новые кредиты, не соответствуют реальности: «Сегодня государственный долг Армении составляет 43% от ВВП. Для Армении это огромная цифра и серьезная проблема для экономики». Он напомнил, что 86% госдолга Армении – это внешний долг. «Если добавить к этому 1 миллиард долларов из России, то госдолг составит более 55% от ВВП», – отметил Осканян.
Изображение
http://www.ng.ru/cis/2012-07-12/6_armenia.html" onclick="window.open(this.href);return false;
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
Ifti
партизан
Сообщения: 2610
Зарегистрирован: 21 фев 2012, 17:16

Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 1188 раз

Re: Təhlil (Аналитика)

#10 Сообщение Ifti » 15 июл 2012, 00:37

http://arye.blog.day.az/2012/07/12/are- ... evolyucii/" onclick="window.open(this.href);return false;

12.07.2012 от arye
Стоит признать, что в последние месяцы азербайджано-иранские отношения находятся в очень сложной геополитической ауре. Это факт, что Азербайджан находится в достаточно сложном геополитическом окружении, где ему приходится постоянно маневрировать. Сколько бы в Баку и Тегеране не говорили бы о «дружеских и задушевных» взаимоотношениях, национальные и связанные с безопасностью интересы двух стран диферентны.
Это факт, что усиление своего военного потенциала Азербайджан видит в развитии военного сотрудничества с США и Израилем и в закупке у них соответствующей современной техники. Официальный же Тегеран, часто совершая дипломатические реверансы в сторону агрессивной Армении считает, что азербайджано-израильское партнерство по соседству с ним представляет опасность для его национальных интересов.
Несмотря на то, что официальный Баку многократно заявлял, что не намерен вмешиваться во внутренние дела ИРИ и территория Азербайджана не будет использована при возможных военных операциях Запада против этой страны, иранская муллократическая элита во главе с аятоллой Хаменеи этому не верит. Стало быть, мало того, что Тегеран не признает независимую политику Баку, он по-прежнему считает опасностью для себя само существование независимого Азербайджана.
Со дня восстановления азербайджанской независимости в октябре 1991 года, в Исламской Республике всерьёз опасались и опасаются, что в глазах живущих в Иране 35 миллионов азербайджанцев сегодня или в будущем Азербайджан окажется ещё более притягательным. Не случайно, что некоторое время тому назад начальник Генштаба Вооруженных Сил ИРИ Сейид Гасан Фирузабади позволил себе в принижающих выражениях высказаться в адрес народа и главы государства Азербайджана. В ответ МИД Азербайджан был вынужден предъявить Тегерану ноту протеста. В последнее время Тегеран продолжает говорить с официальным Баку только на языке ультиматумов.
Поэтому нынешний режим аятолл в Иране стремится создать крайне отрицательный имидж о независимом и светском Азербайджане. Именно на это направлена провокационная, а чаще всего антиазербайджанская деятельность иранских каналов, вещающих на азербайджанском языке, к примеру, телеканала «Səhər». Кроме того, ортодоксальная исламская элита Ирана считает, что Баку доверять нельзя и предпочитают оказывать постоянное давление на Азербайджан. Высокие военные чины даже пару раз обещали стереть Азербайджан с лица земли, подобно Государству Израиль. Сегодня это факт, по мере усиления давления со стороны официального Тегерана, азербайджанские власти принимают соответствующие меры против агентов иранского влияния в Азербайджане. Иран откровенно раздражает тот факт, что стабильная политическая структура власти Ильхама Алиева стремится ликвидировать в корне все потенциальные возможности и реальные рычаги давления Ирана вмешиваться в политическую жизнь независимого Азербайджана.
Не будем забывать, что муллократический Иран постоянно раздражает укрепление азербайджано-израильских отношений. Однако парадоксальным является факт, что именно Армения имеет стратегические отношения с официальным Тегераном. Не смотря на то, что режим аятолл повсеместно заявляет, что является защитником всех мусульман, однако именно Иран практически не замечает, скорее всего, не хочет замечать оккупацию 20% территории Азербайджана и 1 миллиона азербайджанских беженцев-шиитов у себя на границе.
Официальный Тегеран преследует вполне конкретную цель, связанную с его национальной безопасностью и территориальной целостностью, а именно: не допустить усиления независимого, сильного и светского Азербайджана. Иран хорошо осознает, что укрепление независимого Азербайджана, к тому же ещё и светского, влияет и будет влиять на национальные чувства и стремления 35 миллионов южных азербайджанцев соединиться с независимым Азербайджаном. На этом фоне Тегеран, заверяя официальный Баку в дружбе и поддержке, в реальности проводит совершенно другую лицемерную антиазербайджанскую политику в регионе Южного Кавказа.
Во всем мире официальный Тегеран выступает выступает «в защиту обездоленных и угнетенных мусульман». А здесь, имея 600 км границу с мусульманским шиитским Азербайджаном, 20% территории которого оккупировано Арменией и есть 1 миллион беженцев -мусульман… развивает отношения с государством-агрессором.Возникает вопрос: почему иранская политическая элита и руководство не осудили Армению, оккупировавшую 20% территории мусульманского Азербайджана и не выполняющую 4 резолюции Совета Безопасности ООН, принятые в 1993 году и требующие от Армении покинуть оккупированные азербайджанские территории. Вот как здесь не вспомнить великие слова лорда Пальмерстона: «У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, у нас есть только постоянные интересы». К сожалению, это сегодня жестокая реальность международных отношений и Азербайджан это думаю это понимает и осознает.
Два месяца назад Фарид Гусейн и Шахрияр Гаджизаде были официально приглашены в Тегеран на презентацию сборника стихов иранского поэта и на обратном пути 2 мая были арестованы в Тебризе. Власти Ирана признали их арест 21 июня, но не дали официальных разъяснений о причинах их ареста.
Вот уже три месяца как арестованные без всякого повода в Тебризе азербайджанские поэты все еще не освобождены. Всем совершенно понятно, что эти молодые азербайджанские поэты интеллигенты не занимались шпионажем или наркотиками. Это ясно, что иранскую муллократическую элиту пугает и раздражает талантливая азербайджанская молодежь , эти талантливые поэты, приехавшие в Иран для участия в фестивале поэзии.
Сначала этих молодых ребят обвиняли в нарушении каких-то миграционных законов, а сейчас против них выдвинуты обвинения в контрабанде наркотиков и шпионаже в пользу Израиля. Необходимо осознать большую опасность, выдвинутых против этих поэтов обвинений. Режим аятолл может совершенно хладнокровно осудить их на смертную казнь. Здесь очень четко просматривается линия таких террористических организаций, как «Хизболла» и «ХАМАС» , которые являются непосредственными слугами иранского режима аятолл. Достаточно вспомнить ситуацию с 19-летним израильским солдатом Гиладом Шалитом, который был захвачен, прошел все круги человеческого ада, почти 5 лет просидев в темных застенках и подвалах ХАМАСа и которого Израиль обменял на 1500 палестинских террористов. Так и сегодня Иран лицемерным образом захватив молодых азербайджанских поэтов, стремится обменять их на ведущих функционеров исламской партии( а фактически агентов иранских спецслужб, ведущих откровенную антиазербайджанскую деятельность на территории Азербайджана), а также внештатного корреспондента телеканал «Səhər», осужденного за хранение наркотиков.
Совершенно понятно, что чем больше будет сильнее международное давление на Иран, тем хуже будут отношения между Баку и Тегераном. Но самое страшное как отметил известный азербайджанский журналист Азер Гариб в своей статье, «Фарид Гусейн и Шахрияр Гаджизаде будут сидеть в иранской тюрьме, в этом страшном настоящем зиндане, далеком от стандартов Совета Европы, в иранской тюрьме не сидят в цивильных и чистых костюмах, и к заключенным не приезжают на свидание дипломаты и омбудсмены. Это ад, с пытками и истязаниями, издевательствами охранников, и унижениями со стороны рецидивистов».
Сегодня наши сердца с этими азербайджанскими поэтами и их семьями. Можно представить ,что переживают Фарид Гусейн и Шахрияр Гаджизаде находясь в застенках иранской тюрьмы. Думаю все мировые правозащитные организации должны выразить свое возмущение иранскому режиму аятолл, который с одной стороны называет Армению(оккупировавшую 20% территории Азербайджана) самым близким другом, а с другой откровенным образом нарушает права человека 35 миллионов азербайджанцев( не имеющих никаких прав на развитие собственного языка и культуры), проживающих в Иране, нарушает права граждан независимого азербайджанского государства, которые прибыли в Иран с целью участия в фестивале поэзии. Такова политика и мораль самого радикального и террористического режима, мечтающего свершить экспорт исламской революции во всем исламском мире. Думаю и уверен, что в светском и независимом Азербайджане нет места такой революции, потому что у азербайджанского народа свой особый и светлый путь развития, основанный на государственной независимости Азербайджана, на самостоятельной внешнеполитической стратегии и внешнеполитическом поведении,базирующихся только на национальных интересах Азербайджана.

Арье Гут
Эксперт в области международных
отношений

Ответить

Вернуться в «АНАЛИТИКА»