Военные вертолеты мира-обсуждение.

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Военные вертолеты мира-обсуждение.

#31 Сообщение Одиссей » 25 ноя 2014, 04:51

Надо срочно найти Вольфа. Я никак не могу понять, как внутрь карамели джем впихивают? Как винты Чинука не перехлестываются?
Смерш, пока эту тему не обсудим и не разберем, буду удалять любой пост, который не имеет отношение к этому вопросу.

Смотри на название темы: "тряляля....обсуждения" Значить, обсуждаем, а не складируем тут тонны трэша, перетасканного с других ресурсов.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Военные вертолеты мира-обсуждение.

#32 Сообщение smersh70 » 25 ноя 2014, 12:57

Одиссей писал(а):Смотри на название темы: "тряляля....обсуждения" Значить, обсуждаем, а не складируем тут тонны трэша, перетасканного с других ресурсов.
а куда мне ставить инфу про вертолеты :roll: ...я ставлю инфу,если нет обсуждения,то это не моя вина.....я всего лишь предлагаю инфу.....
и еше если не найдете Волфа,так что не читать инфу вообще чтоли....а если его вообще не найдете......новые темы открывать можно,но их и так очень много..... :shock:

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Военные вертолеты мира-обсуждение.

#33 Сообщение smersh70 » 25 ноя 2014, 13:26

Одиссей писал(а):а не складируем тут тонны трэша, перетасканного с других ресурсов.
дядямин отделны сайты нету...и нету еще около 20 журналистов.....если у вас есть,можете подсказать ,буду брать от вас,а если нету вашего информац.портала,то тогда извиняйте.....сперва обеспечьте,потом требуйте :character-oldtimer:

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вертолеты без альтернативы

#34 Сообщение smersh70 » 01 дек 2014, 02:09

Многоцелевой вертолёт W-3PL Głuszec
Изображение
Перечислим основные отличия от предыдущей модификации PZL W-3WA:
Первый и самый очевидный квалифицирующий признак - вооружение. Вместо неподвижной НС-23КМ, которая была установлена на модели WA, модель PL оснащена подвижным крупнокалиберным пулеметом WKM-B (клон НСВ-Т под патрон 12.7х99) с нашлемным наведением.

Второе хорошо видимое отличие нового вертолета - шарик электронно-оптической поисково прицельной системы производства концерна Rafael. Состоит она из мощной телекамеры, тепловизора и лазерного дальномера. Помимо, собственно, поиска целей и прицеливания - эта станция позволяет пилотировать вертолет в полной темноте без риска быть обнаруженными с одной стороны. и не рискуя впороться куда-нибудь на малой высоте - с другой.
Изображение
Изображение
Изображение
Третий внешний признак - "нарост" на хвостовой балке, в котором прячется лазерная противоракетная система КТ-01AV Adros украинского производства, которая должна засвечивать мощными импульсами матрицы инфракрасных ГСН до полного ослепления и расшвыривать различные ловушки. Если, конечно, ракета та будет с IR ГСН... Если нет, - ракета окажется с радиокомандной системой наведения, или с радиолокационной ГСН, активной или полуактивной... Тогда вертолету не повезло. Но большинство ПЗРК таки с инфракрасной ГСН, так что шанс увернуться есть.
ИзображениеИзображение
Остальные отличия не так очевидны. Новый вертолет получил интегральную цифровую БИУС, которая позволяет контролировать все параметры машины на нескольких дисплеях, вместо десятков аналоговых приборов, рабочие места пилотов и кабина десанта получили композитное бронирование, увеличивабщие их безопасность как при обстреле с земли, так и при жесткой посадке, вертолет получил новый ротор НВ (на фото - прототип со старым НВ), способный выдержать удары пуль и снарядов калибром до 20мм.

Несколько расширена и номенклатура применяемого вооружения: к стандартному набору добавились 70мм ракеты американского стандарта, на каждый из 4 пилонов теперь можно повесить бомбу массой до 250кг, не забыли и про 23-мм пушку, она перекочевала в контейнер, который тоже может занять место на подвеске, а на закуску - предусмотрена возможность подвески и до 4 ПЗРК, так что вертолет становится не беззащитным и в воздушном бою.

Особенная прелесть заключается в том, что до уровня "Глухаря" может быть доведен любой серийный "Сокол", и польская армия уже заказала переделку, как минимум, 22 машин предыдущих серий до уровня PZL W-3PL Głuszec

Вообще же, вертолет представляет пример очень грамотной и глубокой модернизации старого советского вертолета, фактически, ничего кроме некоторых семейных черт от Ми-2 в облике Сокола/Глухаря не просматривается. Силовая установка выросла в мощности почти втрое, вместо 2х350л.с. - стало 2х900л.с., резко увеличились и грузподъемность, и дальность полета и скорость машины. В общем, вполне пристойный современный вертолет, достаточно успешный на мировом рынке (Китай вот заключил контракт на $500млн).

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вертолеты без альтернативы

#35 Сообщение smersh70 » 13 дек 2014, 16:49


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вертолеты без альтернативы

#36 Сообщение smersh70 » 24 дек 2014, 02:41

Изображение
Испания получила первый многоцелевой транспортный вертолет NH Industries (NHI) NH90 ТТН из заказанных 22 машин, сообщает flightglobal.com 18 декабря. Это 50-й вертолет, собранный в этом году компанией Airbus на заводе в Альбасете (Испания).

В целом консорциум NHI, в который входят Airbus Helicopters, AgustaWestland и Fokker, поставил заказчикам 229 вертолетов взлетного класса 11 т с налетом 80 тыс часов. В 2006 году Мадрид заказал 44 вертолета, но потом это количество было уменьшено до 22, сэкономленные деньги направлены на закупку большего количества запчастей и материально-техническое обслуживание.

Наряду с вертолетом NH90 Испания получила первую пару боевых вертолетов Tiger новой конфигурации HAD-E. На вооружении состоят шесть вертолетов ранней версии HAP-E, общий заказ 24 машины. Новый вариант вертолета оснащен форсированными двигателями MTR-390E, ПТУР Spike и улучшенными системами самозащиты.

Между тем консорциум продолжает переговоры с Катаром на поставку 22 вертолетов NH90 на сумму около 2 млрд евро (2,8 млрд долл США). Предварительное соглашение было подписано ранее в этом году (12 версии ТТН и 10 NFH для ВМС).

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вертолеты без альтернативы

#37 Сообщение smersh70 » 05 янв 2015, 02:59

Вертолет Z-9W (WZ-9) — ударная модификация, вооруженная ПТУР HJ-8E вертолета Harbin Z-9.
Изображение
Harbin Z-9 — китайский многоцелевой вертолёт. Является лицензионной копией французского вертолёта Aérospatiale Dauphin. Поступил на вооружение НОАК в 1998 году. Модификация Z-9W (WZ-9) стала первым противотанковым вертолётом, построенным в Китае.

В 2008 - 2011 гг. на экспорт было поставлено 4 Z-9 на сумму $30 млн. На период 2012 - 2015 гг. портфель заказов составляет 43 вертолёта стоимостью $473,8 млн.

Описание конструкции

Вертолёт на 59% состоит из композитных материалов и на 28% — из алюминиевых сплавов.

Z-9 вооружен двумя 23-мм пушками Type-1. На внешней подвеске способен нести восемь противотанковых ракет HJ-8Е (дальность стрельбы до 3 км) или два контейнера с пусковыми установками 57-мм или 90-мм НУР, или два контейнера с 12,7-мм пулемётами. Начиная с 2000 года вертолет способен нести две управляемые ракеты TY-90 класса "воздух-воздух".

Вертолёт может перевозить десять полностью экипированных десантников.

Тип многоцелевой вертолёт
Разработчик Франция Aérospatiale
Производитель Китайская Народная Республика HAIC (англ.)русск.
Первый полёт 1981 год
Начало эксплуатации 1998 год
Статус эксплуатируется, в прозводстве
Основные эксплуатанты Flag of the People's Republic of China.svg КНР
Годы производства c 1986 года[1]
Единиц произведено >200[2]
Стоимость единицы H425: $9,8 млн[3]
Z-9EC: $10,0 млн[4]
Z-9WA: $15,0 млн[4]
Базовая модель Aérospatiale Dauphin
Варианты Harbin Z-19
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе
Изображение
Модификации:

Z-9 — мелкоузловая сборка французского вертолёта Aérospatiale AS.365N1 (собрано 28 вертолёто-комплектов)
Z-9А — мелкоузловая сборка французского вертолёта Aérospatiale AS.365N2 (собрано 22 вертолёто-комплектов)
Z-9А-100 — прототип с китайскими двигателями WZ8A. Первый полет совершил 16 января 1992 года.
Z-9В — базовая многоцелевая модификация, основанная на Z-9А-100
Z-9С — лицензионная копия Eurocopter AS.565 Panther для ВМС Китая
Z-9D — морская версия, вооруженная противокорабельными ракетами Hongdu TL-10 (дальность стрельбы 15 км, боеголовка 30 кг)[6]
Z-9EC — противолодочный вертолёт для ВМС Пакистана (вертолёты базируются на фрегатах класса F-22P «Зульфикар»). Оснащен двумя двигателями «Арриэль 2C». Оборудован погружаемой гидроакустической системой, поисковой РЛС и вооружен торпедами для борьбы с подводными лодками. Кроме того, вертолёт может использоваться для проведения поисково-спасательных операций на море.
Z-9W (WZ-9) — ударная модификация, вооруженная ПТУР HJ-8E. Экспортная версии предлагается под названием Z-9G.
Z-9WA — модернизированная версия Z-9W, оснащенная бортовой ИК-системой и улучшенной авионикой
Z-19 — ударный вертолёт на основе Z-9WA, отличается от исходной версии тандемной кабиной. Силовая установка, роторная система и хвостовая часть Z-9WA сохранены.
H410A — многоцелевой вертолёт, оснащенный двигателями WZ8C мощностью 635 кВт каждый. Совершил первый полет в сентябре 2001 года.
H425 — модернизированная версия H410A

Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации Harbin Z-9W (WZ-9).

Технические характеристики

Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
Пассажировместимость: 10 десантников
Длина: 14,46 м
Длина фюзеляжа:
Диаметр несущего винта: 12,0 м
Диаметр рулевого винта: 1,1 м
Размах крыла:
Максимальная ширина фюзеляжа:
Высота: 3,47 м
Площадь, ометаемая несущим винтом:
База шасси:
Колея шасси:
Масса пустого: 2050 кг
Нормальная взлётная масса: 4060 кг
Максимальная взлётная масса: 4100 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1135 л
Силовая установка: 2 × турбовальных Zhuzhou Aeroengine Factory WZ-8A
Мощность двигателей: 2 × 848 л. с. (2 × 632 кВт (взлётная))
Изображение
Лётные характеристики

Максимальная скорость: 305 км/ч
Крейсерская скорость: 260 км/ч
Боевой радиус: 400 км
Практическая дальность: 1000 км
Продолжительность полёта:
Статический потолок: 6000 м
с использованием эффекта земли:
без использования эффекта земли: 2600 м
Скороподъёмность: 7 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка:

Вооружение

Стрелково-пушечное: 2 × 23-мм Type 23-1
Точки подвески: 4
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 8 × ПТУР HJ-8E
ракеты «воздух-воздух»: 2 × TY-90 (англ.)русск.
Неуправляемые ракеты: 2 x блока калибра 57-мм или 90-мм

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вертолеты без альтернативы

#38 Сообщение smersh70 » 13 янв 2015, 01:32

В Китае разработали новый военно-транспортный вертолет Z-18

В Китае разработали новый военно-транспортный вертолет Z-18. По своему назначению и габаритам новый китайский вертолет похож на российские вертолеты серии Ми-8 и Ми-17. Новый вертолет Z-18 на данный момент проходит испытания в интересах Народно-освободительной армии Китая, сообщает industrial-news.com .
Изображение
Z-18 вертолет одновинтовой с хвостовым ротором и без убирающегося шасси, как считается, разработанный на базе гражданской версии вертолета Avicopter AC313.

В отличии от вертолета AC313, новый Z-18 имеет модернизированный турбовальный двигатель WZ-6C, новый метеорологический радиолокатор, системы связи и навигации.

В отличии от базовой версии, новый вертолет имеет новую форму передней части фюзеляжа и расширенный десантный отсек. Вертолет разрабатывается в интересах сухопутных войск и военно-мосрких сил Китая. Z-18 должен выполнять транспортно-десантные задачи, проводить эвакуацию раненых и поисково-спасательные операции, а в интересах ВМС — борьбу с подводными лодками и траление мин.

Уже известно о том, что новый вертолет производится в военно-транспортной версии и противолодочной версии Z-18F, который оснащен опускаемой гидроакустической станцией (ГАС) и может нести до 32 радиогидроакустических буев (РГАБ) и четыре легких торпеды типа Yu-7.

Согласно утверждениям компании, в конструкции вертолета Z-18 в больших количествах применены композиционные материалы и титановые сплавы. Кроме того, вертолет оснащен двигателем нового типа и лопастями несущего винта из композиционных материалов, сообщает Новости ВПК.

Техническая справка

Военно-транспортный вертолёт Z-18
Изображение
В Китае разработан новый военно-транспортный вертолёт Z-18, который по своим габаритам и назначению похож на российские Ми-8 и Ми-17. В настоящее время машина проходит испытания.

Вертолёт Z-18 одновинтовой с хвостовым ротором, без убирающегося шасси, разработан (предположительно) на базе гражданской версии вертолёта Avicopter AC313, имеет модернизированный турбовальный двигатель WZ-6C, новый метеорологический радиолокатор, современные системы связи и навигации.

В отличие от базовой версии, в машине изменена форма передней части фюзеляжа и расширен десантный отсек. Известно, что вертолёт будет производиться «в военно-транспортной и противолодочной версии Z-18F, которая оснащена опускаемой гидроакустической станцией (ГАС) и может нести до 32 радиогидроакустических буев (РГАБ) и четыре лёгких торпеды типа Yu-7».

В конструкции вертолета Z-18 в больших количествах применены композиционные материалы и титановые сплавы. Эксперты полагают маловероятным, что военный вертолет Z-18 будет иметь двигатели «Пратт энд Уитни», поскольку американские двигатели установлены на китайском ударном вертолете WZ-10. Вероятно, что Z-18 оснащен копией французского двигателя Turmo 3C компании «Турбомека». Двигателестроительное отделение китайской корпорации AVIC и французская компания «Турбомека» (Turbomeca) из группы «Сафран» (Safran) совместно разрабатывают двигатель «Ардиден» (Ardiden) 3C/WZ16, которым будут оснащаться вертолеты среднего класса AC352/Z-15, представляющие собой модификацию европейского гражданского вертолета EC175.

Противолодочный вертолет Z-18F представляет собой третий вариант винтокрылой машины этого семейства, которое уже включает вариант для ВИП-перевозок и вертолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) под обозначением Z-18J. Макет или прототип вертолета ДРЛО Z-18J с антенной БРЛС, расположенной в зоне откидной хвостовой рамы и опускаемой в рабочее положение при нахождении машины в воздухе, был сфотографирован на летной палубе авианосца «Ляонин».
Изображение
Модификации:

Z-18 – основная модификация вертолета, создана на базе Avicopter AC313, изменен фюзеляж и двигатель WZ-6C, в носовой части размещен метеорадар, на вертолете размещены дополнительные средства связи и навигации.
Z-18J – вариант противолодочного вертолета с РЛС, разработал 38-й Институт.
Z-18F – новый вариант противолодочного вертолета морской РЛС, опускной ГАС, внешними узлами подвески торпед, ракет и радиогидроакустических буев (РГБ).
Z-18A – армия версии военно-транспортного вертолета.
Характеристики:

Максимальная взлетный вес, т 13,8
Двигатели 2 х турбовальных WZ-6C

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Вертолеты без альтернативы

#39 Сообщение smersh70 » 15 янв 2015, 00:51

При составлении рейтинга британский портал использовал данные об активном, а не списочном составе вооруженных сил, то есть во внимание принималась только военная техника, в настоящее время выполняющая полеты. Подготовка рейтинга была приурочена к публикации справочника Flightglobal MiliCAS о летном составе ВВС, ВМС и армейской авиации мира. Сведения о летном составе собирались по открытым источникам, поскольку министерства обороны большинства стран мира предпочитают не разглашать точные данные о стоящей на вооружении технике.
UH-60/S-70 Black Hawk/Seahawk
Изображение
Сегодня в мире насчитывается около 3,6 тысячи единиц многоцелевых вертолетов типа S-70/UH-60, стоящих на вооружении 23 стран мира. Наибольшим количеством таких машин располагают США: армейская авиация этой страны выполняет полеты на 2150 Black Hawk, а ВМС — на 495. Благодаря востребованности и распространенности вертолетов этого типа американская компания Sikorsky, занимающаяся их выпуском, назвала UH-60 «современной легендой».

Black Hawk способен перевозить до 2,6 тонны различных грузов во внутреннем отсеке и до 3,6 тонны — на внешней подвеске. Вертолет, разработанной по классической схеме, может развивать скорость до 295 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 2,2 тысячи километров. Боевой радиус машины составляет 590 километров. Машина может быть вооружена двумя пулеметами калибра 7,62 миллиметра или двумя — калибра 12,7 миллиметра. Кроме того, на специальных пилонах Black Hawk может нести различные ракеты или пушечные контейнеры.

Изображение
Ми-8/17

В общей сложности во всем мире эксплуатируются 2469 военных версий многоцелевых вертолетов типа Ми-8/17, разработанных конструкторским бюро имени Миля. Они стоят на вооружении 78 стран, причем на долю российских вооруженных сил приходится только 21 процент общего числа таких машин. По количеству стран, на вооружении которых стоят различные версии многоцелевых вертолетов Ми-8/17 является рекордсменом в рейтинге Flightglobal.

Ми-8/17, разработанный по классической вертолетной схеме, способен перевозить до 24 человек или до трех тонн различных грузов. Машина может развивать скорость до 260 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 960 километров. Боевой радиус вертолета составляет 450 километров. На специальной подвеске в версии АМТШ вертолет Ми-8 может нести различные вооружения, включая ракеты, общей массой до 1,5 тонны.

UH-1/Bell 212/Bell 412
Изображение
Американские многоцелевые вертолеты семейства H-1 стоят на вооружении 36 стран мира, а их общее число составляет 1845. Сегодня вертолеты, разработанные в 1950-х годах, выпускаются в усовершенствованной версии UH-1Y. Кроме того, на базе UH-1 американская компания Bell Helicopter разработала двухдвигательные гражданские модификации Bell 212 и Bell 412, которые также пользуются спросом у правоохранительных структур и военных.

Многоцелевой UH-1, разработанный по классической схеме, предназначен для перевозки до десяти человек или до трех тонн грузов. Вертолет способен развивать скорость 300 километров в час, а его боевой радиус составляет 241 километр. Машина может быть вооружена двумя пусковыми контейнерами неуправляемых ракет на внешней подвеске или двумя пулеметами калибров 7,62 и 12,7 миллиметра.

Изображение
Ми-24/35

По данным британского портала Flightglobal, сегодня во всем мире насчитывается 897 летающих транспортно-боевых вертолета Ми-24/35 советского и российского производства. Из них 310 машин стоят на вооружении России, а остальные — еще 53 стран мира. Советские летчики прозвали Ми-24 «Стаканом» за своеобразную форму кабины пилотов и «Крокодилом». Разработанный в 1960-х годах вертолет успел поучаствовать по меньшей мере в 31 военном конфликте.

В зависимости от модификации Ми-24 может перевозить до восьми пассажиров или до 2,4 тонны грузов. Ми-24 способен развивать скорость до 335 километров в час, а его боевой радиус составляет около 450 километров. Вертолет вооружен пулеметом калибра 12,7 миллиметра ЯкБ и несколькими пулеметами калибра 7,62 миллиметра. На внешних подвесках Ми-24 может нести до 1,5 тонны вооружений, включая ракеты, бомбы и пушечные контейнеры.

Изображение
CH-47 Chinook

Американский авиастроительный концерн Boeing представлен в рейтинге Flightglobal тремя типами авиационной техники. На девятом месте по распространенности оказался тяжелый транспортный вертолет CH-47, стоящий на вооружении 17 стран. В общей сложности военные во всем мире располагают 882 машинами типа Chinook, 534 из которых принадлежат США. В настоящее время Boeing выпускает вертолеты Chinook в версиях CH-47F и CH-47G.

Машина спроектирована по продольной схеме с расположением несущих винтов в носовой и хвостовой частях. Вертолет может перевозить до 55 человек или до 12,7 тонн грузов. Вертолет может развивать скорость до 315 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 741 километра. Боевой радиус Chinook составляет 370 километров. Вертолет может быть вооружен тремя пулеметами калибра 7,62 и 12,7 миллиметра.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: Военные вертолеты мира-обсуждение.

#40 Сообщение smersh70 » 09 мар 2015, 22:45

Ми-28Н и АН-64 Apache против Ка-52

Сравнивать современную боевую технику – занятие неблагодарное. При прочих равных, в реальном бою многое решает случай и не столько заложенные в оружие характеристики, сколько умелое его применение. Но мы все равно попробуем, ведь всех так интересует – кто круче, наши Ми-28Н и Ка-52 или Apache?

Понятно, что сравнение самых современных боевых вертолетов мира – тема, породившая великое множество «священных войн» на интернет-форумах. Так что мы попробуем обобщить лишь самые главные моменты.
Изображение
Ми-28Н и АН-64 Apache против Ка-52

Первое, что стоит учесть – это принципиальная схема несущих винтов. Ми-28Н и АН-64 Apache построены на классической основе, с одним несущим и одним рулевым винтом. В отличие от них, Ка-52 реализован на базе крайне редкой и сложной технически соосной схемы, с двумя винтами, одновременно выполняющими функции и полета, и рулежки. Такая схема дает выигрыш в мощности, увеличивая доступный потолок полета на 100-200 м, что в условиях горной местности может оказаться крайне полезным. Да и отсутствие хвостового винта хорошо сказывается на надежности работы среди горных склонов.

Кроме того, вертолет становится более компактным в длину. Зато его профиль увеличивается в высоту, так что выигрыш оказывается довольно сомнительным. Немного улучшается контроль над полетом, что дает возможность Ка-52 делать знаменитую фигуру «Воронка» - вращаясь вокруг точки прицеливания, непрерывно поливать ее огнем. Однако все это не столь существенно, чтобы говорить о серьезных преимуществах сосной схемы над классической одновинтовой.

Гораздо более велика разница в другом. Дело в том, что основным противником вертолетов считается бронетехника, однако любой современный танк имеет средства ПВО, эффективные на расстояниях до 6 км. У вертолета в этой зоне есть считанные секунды на то, чтобы обнаружить и распознать цель и выстрелить по ней. За такое время можно разве что пальнуть из пушки, ракете требуется больше.

Эту проблему американцы решили использованием связок из 1 вертолета разведки и целеуказания вместе с несколькими ударными машинами. Легкий разведчик буквально крадется поблизости от противника, обнаружить и поразить его намного сложнее, чем остающиеся вне пределов досягаемости ПВО танка ударные АН-64 Apache. Он передает сигнал – и только после этого «Апачи» наносят удар.

На такую схему действий был рассчитан и непосредственный предшественник Ка-52, «Черная акула» Ка-50. Это позволило сделать его и легче, и маневренней, избавившись от одного члена экипажа и сделав упор на средства обмена информацией между вертолетами в группе. Однако советская (а теперь – и российская) промышленность до сих пор не может произвести подходящего для таких целей легкой разведывательной машины. Ка-50 (а вместе с ними – и потомки Ка-52) были быстро переведены на другую манеру боя, с использованием ракетного комплекса «Вихрь», способного работать с расстояния до 10 км. Однако у «Вихрь» ночью эта эффективная дистанция снижается до тех же роковых 6 км, да и лазерная система наведения ракет не слишком надежна.

Ми-28Н изначально был более простым и дешевым вариантом. Двухкабинная схема позволила разместить и пилота, и оператора-наводчика, который берет на себя все заботы о стрельбе. А установленный на этом вертолете комплекс «Атака», работающий на дистанциях до 6-8 км, использующих более надежный радиокомандный метод наведения (под ракеты с радиокомандной системой наведения Hellfire AGM-114B модернизировали и американцы свои АН-64 Apache).

Важный элемент обоих российских вертолетов – бортовая РЛС «Арбалет», которая и выполняет задачи разведки и целеуказания, на которые в американском подходе выделяется целый отдельный вертолет (Bell OH-58D Kiowa). Эта, казалось бы, незначительная деталь делает Ка-52 и Ми-28Н оружием совершенно нового уровня – всепогодным. РЛС обеспечивает обнаружение и распознавание целей, картографирование маршрута, целеуказание ракетам, поддерживает маловысотный полет. На Ми-28Н и Ка-52 РЛС установлена над втулкой винта – как и у всепогодной версии АН-64 Apache, небезызвестного Longbow.

Зато американская РЛС не способна решать задачи пилотажа и навигации, а «Арбалет» - может. Ми-28Н считается единственным в мире вертолетом, способным на такой трюк: даже ночью и при плохих метеоусловиях, перейдя в автоматический режим, лететь, огибая рельеф местности, на высоте 5 м ночью, ведя при этом поиск, опознавание и уничтожение целей, параллельно ведя целеуказание и для других участников боя. Впечатляет.

Но все-таки самое тревожащее преимущество американцев – в электронике. По некоторым данным, среди 13 тыс. электронных компонентов, которые устанавливаются на Ми-28Н, более 70% были разработаны 15 и больше лет назад. Современное бортовое радиоэлектронное оборудование «Апачей» позволяет быстрее и более эффективно работать с целями, и даже ранжировать их по степени важности, что сокращает время, которое нужно провести вертолету в пределах досягаемости вражеских средств ПВО. (Такие «умные» системы управления ракетами применяются и в России – к примеру, в противокорабельных ракетах «Гранит»). Электроника сама отличит обычную машину от зенитной установки и сама выберет нужную цель.
Изображение
Ми-28Н против АН-64 Apache

В остальном же Apache весьма похожи на Ми-28Н. А скорее, наоборот, поскольку Ми-28Н создавались на базе одного из самых удачных советских вертолетов Ми-8, и с оглядкой на американских конкурентов. Оба обладают неубирающимся шасси и хвостовой опорой. Оба несут по паре двигателей, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. У обоих экипаж располагается тандемом – один чуть позади и выше другого. У Ка-52, кстати, два члена экипажа сидят бок о бок, что считается недостатком, снижая обзор и увеличивая фронтальную проекцию машины.

В сравнении с АН-64 Apache, Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, зато двигатели у него тоже мощнее, что дает ему даже выигрыш в максимальной боевой нагрузке и в летных характеристиках. Кроме того, обзор из кабины Ми-28Н лучше, зато в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами. Эти вертолеты даже внешне легко спутать.

Если же сравнить пушечное вооружение, то здесь преимущество будет скорее за Ми-28Н, хотя и оно не слишком значительно. И он, и Apache вооружаются подвижными автоматическими одноствольными орудиями калибра 30 мм. Американская пушка М230 массой 54 кг обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту, при эффективной дальности стрельбы 3 км. Считается, что эта пушка отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается модифицированная танковая пушка 2А42, старая и проверенная. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Однако с последней проблемой справились конструкторы вертолета, добившись точности даже выше, чем у американского конкурента. Зато, решив ряд трудностей, они получили самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы – 4 км, а скорострельность – до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-мм броню с 1,5-километровой дистанции.

Кроме того, пушка 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается: в отличие от АН-64 Apache, Ми-28Н способен полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь свой боекомплект. Наконец, стрелок сам выбирает тип снаряда – бронебойный или осколочно-фугасный.

Есть свои отличия и в ракетах. Главный «инструмент» обоих вертолетов – противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы), каждый несет их по 16 штук, подвешиваемых на внешних узлах. Для Ми-28Н создали сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-В» с радиокомандным наведением, о котором мы уже упоминали. Такие ракеты работают и в условиях задымленности, и в пыли, которая рассеивает лазерные лучи, мешая ракетам с «обычным» лазерным наведением. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 км.

Важнейший инструмент АН-64 Apache – ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением. Вертолет может принять оба типа ракет, и экипаж получает возможность прямо во время боя выбрать подходящий вариант. Дальность их действия составляет 6-7 км, но, в отличие от российских ракет, Hellfire дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели в 4 км, ракеты тратят 15 с, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше.
Изображение
Но в целом все это больше напоминает игры из серии «найди десять отличий»: все три машины обладают приблизительно одинаковыми характеристиками и относятся к одному поколению. Так что однозначного вывода о том, «кто круче», сделать, видимо, невозможно. Как и говорилось в начале этой заметки, все решает умелое применение и, конечно, судьба.

Ответить

Вернуться в «ВВС»