Морская авиация

Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#41 Сообщение smersh70 » 17 окт 2019, 00:34

smersh70 писал(а):
16 окт 2019, 19:30
Палубный истребитель-бомбардировщик F-35B и вертолёт Merlin HM2 британских вооруженных сил, совершающие полеты во время эксплуатационных испытаний британского авианосца HMS Queen Elizabeth.
Американские палубные истребители-бомбардировщики КМП F-35B из эскадрильи VMFA-122 "Flying Lethernecks" на борту УДК LHA-6 USS America.
На первой фото можно достаточно подробно посмотреть, как реализована лесенка для пилота. Подобная конструкция позволяет пилоту подниматься и спускаться из кабины без трапа. Кстати, белая полоса в районе кабины нанесены для того, чтобы пилот не промахнулся мимо лесенки при спуске.
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#42 Сообщение smersh70 » 28 окт 2019, 21:20

US-3A Viking необычный палубный транспортный самолет, который на самом деле был компромиссом
Один из самых интересных и малоизвестных самолетов, которые эксплуатировались в тактической эскадрилье поддержки флота VRC-50 "Foo Dogswas", - это вариант палубного транспортного самолета Viking Carrier (COD) Lockheed US-3A.
Изображение
Изображение
Одна из причин, по которой самолет US-3A не является широко известным, заключается в том, что Lockheed построил только шесть самолетов этого типа. Всего было построено 188 самолетов S-3. Большинство из них были реактивными противолодочными самолетами S-3A/S-3B Viking. Шестнадцать из них были модифицированы в варианты самолетов РЭБ ES-3A Shadow. Но только шесть транспортных самолетов US-3A были построены. Пять из шести были переоборудованы из ранних опытных самолетов еще в конце 1970-х и начале 1980-х годов.
Номера самолетов US-3А (BuNo)-157994, 157995, 157996, 157997, 157998 и 158868.
Одной из причин, по которой Lockheed смог это сделать, был необычайно плавный цикл разработки Viking. Другая причина заключается в том, что US-3A был продолжением совершенно другого предложения Lockheed COD.
Таким образом, Lockheed предложил модернизацию противолодочного самолета S-3A Viking, имеющие некоторые общие агрегаты, но с фюзеляжем большей вместимости, задней грузовой рампой и модернизированными двигателями. Военно-морские силы решили продолжить использование C-2A в качестве основного самолета для транспортных перевозок, но увидели ценность в небольшом количестве минимально модифицированных транспортных Викингов. Транспортник US-3А- иногда называют Miss Piggy.
Все транспортники US-3А эксплуатировались эскадрильей VRC-50 с баз военно-морской авиации (NAS) в Ацуги в Японии, Cubi Point на Филиппинах, базы ВВС США Андерсена на Гуаме, их домашней базой была NAS San Diego. Эти самолеты выполняли транспортные перевозки на авианосцы, находящиеся в западной части Тихого океана, и дальше на запад - вплоть до Персидского залива во время "Бури в пустыне". Они, конечно, были более скоростные, чем их чуть более крупный современник, Grumman C-2A Greyhound, но не могли перевозить негабаритные грузы, такие как большие реактивные двигатели.

Изображение
С самолетов US-3A были демонтированы рабочие места членов экипажа, ASW тактического координатора (TACCO) и оператора РЛС (SENSO) и всего связанного с миссией ПЛО оборудования, перевозимого в кормовой части фюзеляжа. Это оставило достаточно места внутри планера для шести пассажиров, сидящих на съемных/реконфигурируемых сидениях и/или до 4680 фунтов груза. Имеющие и так большую дальность US-3А, по сравнению с С-2А, также сохранили способность к дозаправке в воздухе, еще больше увеличив дальность полета. Уникальными для US-3А были окна, добавленные с обеих сторон передней части фюзеляжа. Для VIP-персон, которым абсолютно необходимо было попасть на авианосец как можно скорее, и для не менее важного, но ограниченного по габаритам груза, эти окрашенные в белый цвет транспортные Viking были подходящим вариантом.
US-3A также перевозил грузы в специально построенных грузовых контейнерах, подвешенных на пилонах под крылом. Эти грузовые контейнеры заменялись на ПТБ, когда дальность полета имела первостепенное значение. Самолеты US-3А были списаны из VRC-50 в середине 1990-х годов.
US-3A (BuNo) 157996 был также единственным демонстратором танкера KS-3A Viking. Самолет был оборудован выпускаемым шлангом с конусом, конформными баками на подвесках для вооружения, очень большими встроенными баками и трубопроводами перекачки топлива. В конце 1970-х годов одинокий KS-3A заправлял топливом все типы реактивных самолетов ВМС, оснащенных штангой дозаправки. К сожалению, борт 157996 был также единственной потерей US-3A. 20 января 1989 года 157996 упал в море во время подхода к заливу Субик, на Филиппинах, унеся жизни экипажа из двух человек, летевших на этом самолете.
Изображение
В 309-ой Группе обслуживания и хранения авиатехники (AMARG) на авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне хранилось 92 самолета Viking и это заставляет задуматься, почему эти викинги, у многих из которых еще осталось достаточно назначенного ресурса, не были использованы.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#43 Сообщение smersh70 » 09 ноя 2019, 02:12

Наследница «Эмили» и «Мэйвис»
Японская летающая лодка Синмейва US-2: машина спасателей, пожарных и охотников за подлодками

Со всех сторон окружённая морем островная Япония с самого зарождения своей авиации была вынуждена покупать, а затем и строить летающие лодки и самолёты-амфибии. Разведка, курьерская служба, поисково-спасательная работа, да и ударные функции — то, что в отсутствие развитой аэродромной сети нельзя было поручить сухопутным машинам, легло на крылья гидроавиации. Вторая мировая война и экспансионистская политика Японии ещё более способствовали количественному и качественному росту парка японских летающих лодок, над которыми трудились «Йокосука», «Аити», «Накадзима» и, конечно, «Каваниси».
Именно четырёхмоторные летающие лодки фирмы «Каваниси» H6K (по классификации США «Мэйвис») и H8K (по классификации США «Эмили») — дальние, грузоподъёмные, мореходные — стали венцом японской школы гидроавиации, когда последовали проигрыш в войне, капитуляция и остановка всех работ по проектированию новых машин. Страна лежала в руинах, и перед японцами стояли более приземлённые задачи.
Вновь японские конструкторы вернулись к строительству гидросамолётов через пару десятилетий после войны — силам Самообороны было не обойтись без дальнего противолодочного и поисково-спасательного самолёта. К тому времени давно не было фирмы «Каваниси», но существовала её преемница «Синмейва», аккумулировавшая квалифицированный персонал и традиции.
5 октября 1967 года в воздух впервые поднялся прототип летающей лодки PS-1, а с 1971 года она и её амфибийный вариант US-1 уже пошли в строевые части. Последняя с четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью 2600 кВт (3500 л.с.) могла летать более чем на 3800 км на крейсерской скорости 426 км/час (максимальная 522 км/час) и перевозить до 9000 кг полезной нагрузки. Всего было построено 23 экземпляра PS-1 и 20 US-1/US-1A.
В 2003 году в воздух впервые поднялся модернизированный вариант самолёта под обозначением US-2, на который теперь возлагалась ещё и борьба с пожарами (лодка за раз способна сбросить вниз 15 кубометров воды). При сохранении габаритов US-1 на новую лодку установили новые двигатели и оборудование, а также улучшили аэродинамику и герметизацию планера. С двигателем мощностью 3400 кВт (4600 л.с.) US-2 летает со скоростями 480/560 км/час (крейсерская/максимальная) на дальность до 4700 км. На сегодняшний день построено шесть таких гидропланов, ещё два находятся в постройке. Японцы предлагают US-2 на продажу, и ими заинтересовались Индия, Греция, Индонезия и Таиланд, но традиционно для этих покупателей переговоры идут крайне сложно.

Мы же предлагаем посмотреть на то, как красива US-2 в воздухе, на воде и на земле, своими очертаниями и окраской напоминающая своих предков «Эмили» и «Мэйвис», и, пожалуй, пусть она остаётся без женского имени.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#44 Сообщение smersh70 » 16 ноя 2019, 01:59

Китайский палубный истребитель J-15 на авиабазе Huangdicun (40°29′47 ″ с.ш. 120°39′14″ в.д.), которая является тренировочной базой для летчиков палубной авиации ВМС Китая. На авиабазе построен комплекс аналогичной российскому НИТКА.
Изображение
Комплекс предполагает осуществление полетов одновременно с двух рамп, а так же располагает двумя посадочными зонами с тросами-финишерами. Так же на комплексе построена зона катапультного старта. При чем использовались катапульты разных версий (ходят слухи, что одна паровая, а вторая электромагнитная).
Изображение
Стоит отметить, что в Китае есть еще один подобный комплекс в китайском летно-испытательном центре CTFE, на котором происходили летные испытания J-15, однако комплекс CTFE не имеет посадочной зоны оснащенной финишерами.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#45 Сообщение smersh70 » 24 ноя 2019, 01:28

Опытные самолёты вертикального взлёта и посадки Як-36 во время испытаний.
Изображение
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#46 Сообщение smersh70 » 13 дек 2019, 15:27

Черноморский флот получил «всевидящий» вертолет-радар. Новейшие машины Ка-31Р развёрнуты в Крыму. Их оборудование не только видит цели на расстоянии в сотни километров, но и выдает радиолокационную картинку высокой четкости. Аппарат сможет отслеживать корабли НАТО, при этом оставаясь для них незаметным. А главное — вертолет способен наводить на цели гиперзвуковые ракеты. Ка-31Р особенно важен для ВМФ России в связи с возможной передачей Украине в следующем году американских противокорабельных ракет Harpoon и активизацией в регионе кораблей Северо-Атлантического альянса.
Изображение
Покажет цель, укажет путь

Первый разведывательный вертолет Ка-31Р уже поступил на вооружение в 318-й отдельный смешанный авиаполк Черноморского флота, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Ранее командующий ВМФ России Николай Евменов заявил, что экипажи морской авиации уже начали осваивать новинку. Планируется, что в следующем году в Крыму развернут звено этих вертолётов дальнего радиолокационного дозора.
Ка-31Р изначально проектировался для обнаружения надводных и воздушных целей, в том числе и ракет Harpoon. Также он способен автоматически передавать данные о воздушной и надводной обстановке на наземные пункты управления, корабли и АСУ ПВО.
«Сердце» вертолета — сверхмощная РЛС. Точные характеристики радара не разглашаются. Известно только то, что радиолокационная картинка, которую выдает станция, по качеству изображения не уступает формату Ultra HD. При этом радар работает круглосуточно в любую погоду.
Ещё одной функцией нового аппарата будет выдача целеуказания для российских противокорабельных ракет. В режиме реального времени он может водить на объекты «Калибры» и «Ониксы». С недавнего времени к этому арсеналу добавились гиперзвуковые «Цирконы». Прицеливание с помощью вертолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) повышает вероятность точного попадания ракет и увеличивает летальность их залпа.
Машина имеет максимальную взлетную массу 12,5 т и крейсерскую скорость полета 220 км/ч. Запас топлива обеспечивает дальность полета до 700 км.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#47 Сообщение smersh70 » 17 янв 2020, 18:17

На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет


Главное командование ВМФ планирует создать противолодочный самолет на базе пассажирского лайнера Ту-204, утверждают СМИ. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок проанализировал, каковы перспективы такой работы.
В российском ВМФ подготовили технические требования к новейшему противолодочному авиационному комплексу (ПлАК), базой которого станет пассажирский лайнер Ту-204 или его вариант Ту-214, утверждают СМИ.
Однако требования разработаны к самолету противолодочной обороны (ПЛО) на базе амфибии А-42 «Альбатрос» и других пока нет, а главнокомандующего Военно-морским флотом еще только собираются пригласить в ПАО «Туполев», чтобы ознакомить его с предложениями фирмы по созданию противолодочного самолета на базе Ту-214.
Определенным толчком к возврату создания противолодочного самолета на базе машины ПАО «Туполев», по всей видимости, явились полеты самолета радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р (так называемого изделия 411) в Сирию. Там эта машина вскрывала практически всю оперативную обстановку на глубину более 400 км, а также без всяких гидроакустических буев обнаруживала подводные лодки. Иными словами, самолет зарекомендовал себя в этих вылетах исключительно хорошо.
Изображение
Однако идея создания на базе самолета Ту-214 патрульного комплекса для ВМФ далеко не нова и уходит корнями в середину 1990-х годов. Тогда патрульный самолет на базе Ту-214 выиграл конкурс у самолета Ту-170ПРЛЦ и амфибийного самолета А-42 разработки КБ Бериева. По результатам этого конкурса создание патрульного комплекса на базе самолета Ту-214 было определено постановлением правительства № 61-10 от 19 февраля 1996 года.
Есть и еще масса вопросов, ответы на которые пока не ясны. Ведь к самолетам ПЛО существуют достаточно специфические требования.
Основной режим, в котором работают самолеты ПЛО, достаточно сильно отличается от режима полетов гражданских воздушных судов. Последние оптимизируются для полетов на крейсерских скоростях на высотах 9-11 тыс. метров. В этом режиме достигается оптимальная экономия топлива и т. д.
А у самолета ПЛО несколько другой режим полета. Во-первых, у него существенно ниже высота полета, и желательно, чтобы гораздо меньше была и крейсерская скорость. В этом плане Р-3С «Орион» был идеальным самолетом. Словом, потребуются значительные исследования и возможно, доработки, насколько соответствует в этом плане предъявляемым требованиям Ту-214.
Уже сегодня надо думать и возможном экспортном потенциале самолета Ту-214 в варианте ПЛО. И нельзя исключать, что самолет ПЛО, созданный к примеру, на базе Ил-114, будет пользоваться гораздо большим спросом со стороны государств небольшого размера и с ограниченными бюджетными возможностями.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#48 Сообщение smersh70 » 25 янв 2020, 01:48

Новый палубный вертолет ДРЛО Crowsnest на базе Merlin Mark 2 должен стать глазами и ушами двух британских авианосцев типа "Queen Elizabeth". Однако издание The News сообщает, что сенсорное оборудование вертолета "слишком чувствительно" для суровых условий эксплуатации, и это может стать причиной еще большей задержки начала летных испытаний вертолета ДРЛО.
Издание The News предполагает, что проблемы с программным обеспечением были выявлены после испытания радара перед Рождеством.
Изображение
Американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin, который ведет проект вместе с французской оборонной фирмой Thales, настаивал на том, что высокотехнологичный комплект оборудования будет готов к первому развертыванию авианосца HMS Queen Elizabeth в 2021 году.
Но инсайдеры говорят: «Люди бегают, как синие мухи решая эти проблемы. Они настолько отстают во всей системе, что мы не можем обучать летные экипажи, потому что тренажеры еще не готовы. Мы должны написать программное обеспечение для оборудования, которое даже не готово».
Эта новость появилась почти через три года после того, как в Портсмуте был объявлен контракт на строительство Crowsnest .
Тем временем, вертолеты ДРЛО признаются "как ужасно важная часть всего ударного потенциала авианосца".
Изображение
Ситуация беспокоит адмирала лорда Алана Уэста, бывшего главу Королевского флота, который сказал, что Crowsnest является критической линией обороны для британского авианосца стоимостью 3,1 млрд фунтов стерлингов.
«Один из уроков, извлеченных нами на Фолклендах, заключался в том, что нам нужны бортовые системы раннего предупреждения», - сказал лорд Уэст, служивший на HMS Ardent во время конфликта 1982 года.
«Если бы у нас было это на Фолклендах, мы бы никогда не потеряли HMS Sheffield».
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#49 Сообщение smersh70 » 15 фев 2020, 01:13

Первый серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС построенный ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" (б.н 20 "желтый") для МА ВМФ РФ.
14 февраля 2020 г. с заводского аэродрома ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" (входит в состав ПАО "ОАК") поднялся в воздух очередной серийный поисково-спасательный (с функцией пожаротушения) самолет-амфибия Бе-200ЧС.
Планируется, что после прохождения программы предъявительских и приемо-сдаточных испытаний, Бе-200ЧС будет передан заказчику для эксплуатации в составе морской авиации ВМФ России.
Изображение
p.s - Напомним, что 23 мая 2013 года Министерство обороны России уже подписало с ТАНТК им. Г.М. Бериева Государственный контракт на поставку Морской авиации ВМФ России шести самолетов-амфибий Бе-200 - двух самолетов Бе-200ЧС и четырех модифицированных самолетов Бе-200ПС (без функции пожаротушения) - общей стоимостью 8,4 млрд рублей. Поставка должна была быть произведена по условиям контракта в 2014-2016 годах, однако строительство самолетов по данному контракту (серийные номера 03-09, 03-10 и с 03-51 по 03-54) на ТАНТК превратилось в долгострой и фактически, по известным данным, не продвинулось далее начальной стадии. В 2017 году Министерство обороны расторгло данный контракт. В августе 2017 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Министерства обороны России о взыскании с ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева» более 6,726 млрд рублей в качестве неотработанного аванса по данному контракту.
Изображение
Потом в августе 2018 было обьявлено заместителем Министра обороны Российской Федерации Алексей Криворучко , что контракт на поставку Министерству обороны трех самолетов-амфибий Бе-200 планируется заключить в ближайшее время. Первый самолет Министерство обороны Российской Федерации планирует получить в 2019 году.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146218
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10671 раз
Поблагодарили: 15920 раз

Re: Морская авиация

#50 Сообщение smersh70 » 09 мар 2020, 04:34

Современный японский противолодочный самолёт. Kawasaki P-1
Самый большой, и возможно самый технически продвинутый противолодочный и патрульный самолёт в мире.
P-3 Orion. Именно эти машины составляют костяк японской базовой патрульной авиации до сих пор. По своим тактико-техническим характеристикам, японские «Орионы» не отличаются от американских.
Изображение
Однако, с 90-х годов в создании боевых самолётов, в том числе морских, появились новые тренды.
Во-первых, в США сделали рывок как в методах радиолокационного обнаружения возмущений на поверхности моря, порождаемых движущейся под водой подводной лодкой.
Во-вторых, шагнули вперёд методы обработки информации, собираемой самолётом по разным каналам – радиолокационному, тепловому, акустическому и другим. Если раньше операторы противолодочного комплекса должны были самостоятельно делать выводы из аналоговых сигналов на экранах РЛС и примитивных теплопеленгаторов, а акустики должны были вслушиваться в звуки, передаваемые гидроакустическими буями, то теперь бортовой вычислительный комплекс самолёта самостоятельно «сращивал» сигналы, идущие от разных поисковых систем, преобразовывал их в графический вид, «обрезал» помехи и выводил операторам готовые зоны предположительного местонахождения подводной лодки на тактический экран. Оставалось только пролететь над этой точкой и для контроля сбросить туда буй.
Резко шагнуло вперёд развитие радиолокаторов, появились активные фазированные антенные решётки, в разработке и производстве которых Япония была и остаётся одним из мировых лидеров.
Модернизировать «Орионы» так, чтобы всё это богатство могло поместиться на борт, было невозможно. Один только вычислительный комплекс обещал «съесть» все свободные объёмы внутри, а полноценная РЛС такого уровня, который Япония могла себе позволить, на самолёт просто не поместилась бы вообще, и в 2001 году «Кавасаки» начала работу над новой машиной.
Изображение
Проект получил название Р-Х.

К тому времени японской промышленности уже было тесно в имевшихся рамках, и помимо противолодочного японцы в рамках того же проекта стали делать частично унифицированный с ним транспортный самолёт – будущий С-2, японская замена «Геркулеса». Унификация получилась довольно странная, исключительно по второстепенным системам, но это уже было неважно, потому, что оба проекта, что называется, получились.
Проект разрабатывался практически одновременно с американским самолётом Boeing P-8 Poseidon, и американцы предложили японцам купить этот самолёт у них, но Япония отвергла эту идею, сославшись на – внимание – несоответствие американского самолёта требованиям Сил Самообороны.
28-го сентября 2007 года, Р-1 (тогда ещё Р-Х) совершил свой первый успешный часовой полёт. Без шума, без прессы и помпезных мероприятий. Тихо, как и всё, что делают японцы в части повышения своих боевых возможностей.
В августе 2008-го «Кавасаки» уже передал тестовый самолёт в Силы Самообороны, к тому времени он уже на американский манер был переименован в ХР-1 (Х- приставка означающая «экспериментальный», всё, что идёт дальше – серийный индекс будущего самолёта). В 2010 году в Силах самообороны летало уже четыре прототипа, а в 2011, отталкиваясь от полученного при испытаниях опыта, «Кавасаки» отремонтировал и модернизировал уже построенные машины (пришлось упрочнить планер и устранить ряд других недостатков), и внес изменения в документацию на новые. Самолёт был готов к серийному производству и оно не заставило себя долго ждать, и 25 сентября 2012 года в небо поднялся первый серийный самолёт для Морских Сил самообороны.
Изображение
Рассмотрим эту машину поближе.

Фюзеляж самолёта построен с применением большого числа композитных конструкций. Крыло и аэродинамика в целом оптимизированы для полётов с небольшими скоростями на малых высотах – это отличает самолёт от американского аналога Р-8 Poseidon, который работает со средних высот. Сам фюзеляж создаётся совместно Kawasaki Heavy Industries (носовая часть фюзеляжа, горизонтальные стабилизаторы), Fuji Heavy Industries (вертикальные стабилизаторы и крылья в целом), Mitsubishi Heavy Industries (средняя и хвостовая части фюзеляжа), Sumimoto Precision products (шасси).
Р-1 – первый в мире самолёт, ЭДСУ которого передаёт управляющие сигналы не через цифровые шины данных на кабелях-«шлейфах», а через оптическое волокно. Это решение, во-первых ускоряет быстродействие всех систем, во-вторых, упрощает ремонт самолёта при необходимости такового, в третьих, оптический сигнал, передаваемый по оптическому же кабелю куда менее восприимчив к электромагнитным помехам. Японцы позиционируют этот самолёт, как имеющий повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного оружия, и отказ от проводов в ключевых цепях системы управления, безусловно, сыграл свою роль.
Планер самолёта уникален в том смысле, что не является переделкой пассажирской или грузовой машины, а был разработан с «с нуля» именно как противолодочный. Это беспримерное по нынешним временам решение. Сейчас японцы ведут разработку других вариантов этого самолёта, от «универсального» UP-1, способного нести любое измерительное, коммуникационное или иное оборудование, до самолёта ДРЛО. Первый лётный прототип уже переоборудован в UP-1 и проходит испытания. Другого такого примера современная авиация не знает.
По своим габаритам, самолёт близок к 90-100 местному пассажирскому самолёту, но имеет четыре двигателя, что для машин такого класса нетипично и усиленную конструкцию, что логично для специально разработанной машины. Р-1 существенно больше американского «Посейдона».
Ядром прицельно-поисковой системы самолёта является РЛС с АФАР Toshiba/TRDI HPS-106. Этот радиолокатор совместно разрабатывали корпорация Toshiba и TRDI, Technical Research and Development Institute – Технический проектно-конструкторский институт, научно-исследовательская организация Министерства обороны Японии.
Изображение
Спецификой этой РЛС является то, что дополнительно к основной антенне с АФАР, установленной в носу самолёта, она имеет ещё два полотна, установленных по бортам, под кабиной пилотов. Ещё одна антенна установлена в хвостовой части самолёта.РЛС всережимная, и может работать в том числе в режиме синтезирования апертуры, и в режиме инверсного синтезирования апертуры. Характеристики и расположение антенн дают обзор 360 градусов в каждый момент времени. Именно эта РЛС и «считывает» те волновые эффекты на поверхности воды, и над ней, благодаря которым современные противолодочные самолёты просто «видят» лодку под водой. Естественно, что обнаружение надводных целей, перископов, устройств РДП выпущенных подлодками, или воздушных целей для такой РЛС не проблема абсолютно.

В носу самолёта установлена убирающаяся поворотная турель с оптико-электронной системой FLIR Fujitsu HAQ-2. В её основе – ИК-телекамера с дальностью обнаружения целей 83 километра. На этой же турели установлен ряд других телекамер.В хвосте самолёта установлен обыкновенный магнитометр – в отличие от американцев, японцы не отказались от этого способа поиска, хотя он, скорее, нужен для верификации, а не как основной инструмент. Магнитометр самолёта реагирует на типовую стальную подлодку примерно в радиусе 1,9 километра. Магнитометр является японской копией канадского CAE AN/ASQ-508(v), одного из самых эффективных магнитометров в мире.
Естественно, что для того, чтобы мгновенно преобразовать сигналы от РЛС, ИК-камеры и магнитометра в некую единую предполагаемую цель, и эту предполагаемую цель нарисовать н экранах отображения тактической обстановки, нужны большие вычислительные мощности и японцы разместили довольно крупный вычислительный комплекс на самолёте, благо место есть. Это, кстати, мощная тенденция – на самолёты ставят по-настоящему большие компьютеры, и для них требуется заранее предусмотреть и место, и электроснабжение, поработать над их охлаждением и электромагнитной совместимостью с прочими системами самолёта. В «Посейдоне» сделано тоже самое.
Изображение
Кабина оснащена высококлассным оборудованием японского производства. Обращает на себя внимание то, что оба пилота имеют ИЛС. Для сравнения, в «Посейдоне» он есть только у командира.
При этом у американцев реализован режим слепой посадки, когда на ИЛС выводится виртуальное изображение местности, над которой летит самолёт, как если бы пилот реально видел её в окно, причём относительно этой картинки самолёт позиционируется идеально точно и без лагов по времени. Таким образом, при наличии виртуальных моделей местности вокруг аэродрома, на который производится посадка, пилот может посадить самолёт при абсолютно нулевой видимости и без помощи наземных служб. Для него просто нет разницы, есть видимость или её нет, компьютер в любом случае даст ему картинку (если она заложена в память для данного места). Возможно, что и у Р-1 реализованы такие функции, по крайней мере, вычислительные мощности на борту позволяют их обеспечить.
Самолёт оснащён комплексом радиосвязи Mitsubishi Electric HRC-124 и системой космической связи Mitsubishi Electric HRC-123. На борту установлен терминал связи и распределения информации MIDS-LVT совместимый с Datalink 16, с помощью которого самолёт может автоматически передавать и получать информацию от других японских и американских летательных аппаратов, прежде всего от японских F-15J, P-3C, E-767 AWACS, E-2C AEW, палубных вертолётов MH-60, F-35 JSF.
«Мозгом» самолёта является Система боевого управления Toshiba HYQ-3 – это ядро поисково-прицельной системы. Благодаря ей и происходит «сращивание» разрозненных групп сенсоров и датчиков в единый комплекс, где каждый элемент системы дополняет друг друга. Более того, японцы составили огромную библиотеку тактических алгоритмов для выполнения противолодочных задач, и разработали «искусственный интеллект» — продвинутую программу, которая фактически делает за экипаж часть работы, выдавая готовые решения для поиска и поражения подводной лодки. Впрочем, рабочий пост тактического координатора – живого офицера, способного командовать противолодочной операцией, управляя всем экипажем отталкиваясь от получаемых и обрабатываемых самолётом данных, там тоже есть. Не известно, есть ли на борту оператор радиоразведки, но, по опыту американцев, исключать такое нельзя. Стандартный экипаж в 13 человек исключительно для охоты на подлодки прямо скажем великоват.
На самолёте, как и положено противолодочнику, имеется запас гидроакустических буёв, вот только японцы не стали копировать американскую схему – ни новую, ни старую.
Изображение
Когда-то давно американцы грузили буи в пусковые шахты, смонтированные в днище фюзеляжа. Одна шахта – один буй. Такая схема была нужна для того, чтобы перенастройку буёв можно было бы проводить прямо в полёте, что выгодно отличало «Орион» от российского Ил-38, где буи находились в бомбоотсеке и где их нельзя было настроить под волнение в ходе полёта.В новом «Посейдоне» США, освоившие новые методы ведения боевых действий, отказались от подобного способа постановки, ограничившись тремя 10-ти зарядными роторными пусковыми установками и тремя шахтами для ручного сброса. А у японцев появились и роторные установки, и шахты для ручного сброса, и стеллаж на 96 буёв, и, в тоже время, 30-ти зарядная пусковая установка в днище самолёта, аналогичная «Ориону». Таким образом, у Р-1 есть определённые преимущества перед американским аналогом.
Самолёт оснащён системой электронной разведки Mitsubishi Electric HLR-109B, позволяющей засекать и классифицировать излучение радиолокационных станций противника, и может быть использован как разведывательный.
Система обороны самолёта Mitsubishi Electric HLQ-9 состоит из подсистемы предупреждения о радиолокационном облучении, подсистемы обнаружения приближающихся ракет, комплекса постановки помех и отстреливаемых ИК-ловушек.Представляют интерес и двигатели самолёта. Двигатели, как и большинство систем самолёта, японские, разработаны и производятся в Японии. При этом, что интересно, разработчиком двигателей объявлено Министерство обороны Японии. Производителем же является Ishikawajima-Harima Heavy Industries — IHI, ещё одна крупнейшая японская корпорация, производящая огромный спектр промышленных изделий, включая широкую линейку авиационных двигателей. Двигатель модели F7-10 имеет небольшой размер, вес и тягу в 60 кН каждый. С четырьмя такими двигателями самолёт обладает хорошими взлётными характеристиками, и повышенной по сравнению, с двухдвигательным самолётом, живучестью. Мотогондолы оснащены звукоотражающими экранами. Оружие, которое может нести и применять самолёт довольно разнообразно для патрульной машины.
Изображение
Изображение
Оружие может располагаться как в компактном отсеке вооружения в передней части самолёта (предназначен в основном для торпед), на восьми узлах подвески, так и на съёмных подкрыльевых пилонах, число которых тоже может доходить до восьми, по четыре на крыло. Общая масса боевой нагрузки – 9000 кг.В состав ракетного вооружения самолёта входят американские ПКР AGM-84 Harpoon и японские дозвуковые ПКР ASM-1С.
Недавно принятая на вооружение сверхзвуковая «трёхмаховая» ПКР ASM-3 в состав оружия самолёта не заявлена, но исключать это не стоит. Для поражения малогабаритных целей на короткой дистанции самолёт может нести УР AGM-65 Maverick, также американского производства.
Торпедное вооружение представлено американскими малогабаритными противолодочными торпедами Mk.46 Mod 5, некоторое количество которых, возможно, ещё остаётся у японцев, и японскими торпедами Type 97, калибром 324 мм, как и у американской торпеды. Будущая торпеда, разрабатываемая сейчас под индексом GR-X5, уже заранее заявлена в состав вооружения. Нет никаких сведений, что самолёт может применять торпеды, оснащённый устройством для планирования, подобно американцам, но и исключать это нельзя, учитывая полную идентичность японских и американских протоколов связи на которых работает военная электроника и устройств подвески оружия. Также возможно применение с самолёта глубинных бомб и морских мин. Неизвестно, адаптирован ли самолёт для применения глубинных бомб с ядерной боевой частью.
Изображение
Изображение
Интересно, но похоже японцы отказались от применения дозаправки топливом в полёте. С одной стороны, дальность полёта а 8000 км позволяет это делать, с другой, это снижает время поиска, что является крайне негативным фактором. Так или иначе, но принимать топливо в воздухе самолёт не может.В настоящее время все Р-1 базируются на авиабазе Ацуги, в префектуре Канагава.
Как известно, в рамках курса на милитаризацию, Япония планирует отказаться от значительно части ограничений на собственное военно-техническое развитие в 2020-м году. И премьер-министр Синдзо Абэ, и члены его кабинета не раз об этом говорили. В рамках этого подхода, Япония уже не раз предлагала новый самолёт на экспорт (пока экспорт Японией оружия запрещён её же Конституцией).Эксперты уверены, что Р-1 будет одним из средств, которыми Япония будет пробивать себе дорогу на мировые рынки оружия, наряду с подлодками класса «Сорю», оснащёнными воздухонезависимой энергоустановкой и гидросамолётом US-2 ShinMayva.Так или иначе, Kawasaki Р-1 это уникальная программа, которая ещё оставит свой след в японской морской авиации
Изображение

Ответить

Вернуться в «ВМФ»