Су-27

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#31 Сообщение smersh70 » 25 мар 2019, 23:00

20 марта 2008 года. Су-27УБ. Экипаж подполковник Роман Костенюк и подполковник Александр Сидоров.
За эту посадку оба награждены орденами Мужества.

Эта Спарка долго стояла по выходу межремонтного ресурса, было принято решение отогнать самолёт на АРЗ для проведения КВР. Во время облёта перед перегоном произошло следующее:

Из-за отказа электрооборудования в полете на высоте около 11 000 м вышли из строя системы радиосвязи и навигации, значительно усложнилось управление самолетом. Несмотря на это экипаж принял решение сажать неисправный истребитель. Вследствие падения напряжения бортовых аккумуляторов ниже минимально допустимого выпуск шасси от основной гидросистемы оказался невозможным. Не увенчалась успехом и попытка аварийного выпуска: створки шасси открылись, но стойки так и не сошли с замков убранного положения. В сложившейся ситуации экипажу пришлось сажать самолет на «брюхо», а если быть точнее – на установленные под воздушными каналами двигателей балки пилонов для подвески ракет. На них Су-27УБ и заскользил по бетонной ВПП аэродрома «Дорохово», получив лишь минимальные повреждения конструкции.
Изображение
Изображение

Позже самолёт ушёл на АРЗ. Проведён капитальный ремонт. Фото как раз сделаны после ремонта.
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#32 Сообщение smersh70 » 17 июн 2019, 00:43

Летчики истребителей Су-27СМ3 и Су-30М2 краснодарского смешанного авиаполка выполняют полеты над горно-лесистой местностью Кавказа, отрабатывая элементы сложного пилотажа, управление боевым самолетом на высоте до 100 метров и приемы воздушного боя на сверхзвуковых скоростях


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#33 Сообщение smersh70 » 21 авг 2019, 02:12

Отличное видео Су-27П ВВС Украины из 831ой тактической авиационной бригады в Миргороде. Фото сделано через рампу польского Short SC.7 Skyvan.
Сообщается, что Су-27 сблизился с самолетом на высоте 1500 футов (457 метров) и скорости 150 узлов (278 км/ч). :o

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#34 Сообщение smersh70 » 18 окт 2019, 20:39

В интернет выложены видеоматериалы, запечатлевшие казус, произошедший при выступлении истребителя Су-27 на проходившем в Бельгии авиашоу Sanicole Airshow.
Данный самолет представлял на мероприятии воздушные силы (ВС) Украины. Само событие произошло еще в сентябре. Однако только сейчас ролик получил широкое распространение, уже завоевав популярность.


Как можно наблюдать, украинский летчик выруливал на взлетно-посадочную полосу. Позади машины оказались люди, явно пребывавшие в безмятежном состоянии - на травке. По всей видимости, они являлись авиатехниками, обслуживающими самолет. Реактивная тяга двигателя привела к образованию потока газов, который буквально сдул персонал, повалив и покатив его по земле. :)
Как утверждается, никто не пострадал. Однако толпа зрителей, заинтересовавшись происшествием, хлынула к месту инцидента.
Технический персонал явно пренебрёг нормами безопасности в момент совершения истребителем рулёжки на отведённой для него рулежной дорожке.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#35 Сообщение smersh70 » 27 янв 2020, 00:47

Самолет Shenyang J-11 во время учений "Мирная миссия". J-11 - это китайский многоцелевой истребитель, являющийся лицензионным вариантом истребителя Су-27
Изображение
► Показать
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#36 Сообщение smersh70 » 14 фев 2020, 14:12

Двойной пуск ракет Р-27 истребителем Су-27 ВС ВСУ
Су-27П бортовой номер 39 зав. номер 36911035718, выпущен 21 августа 1991 г.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#37 Сообщение smersh70 » 13 мар 2020, 21:38

Су-27УБ ВКС России.
Знаменитая в узких кругах Черная жемчужина.
Изображение
Самолет получил такой окрас во время ремонта на заводе.
На дворе был конец 2012 года, и согласно Сердюковским веяниям все самолеты ВВС России, должны были рано или поздно переодеться в серый камуфляж. Но Сердюков был отправлен в отставку, и эта спарочка так и осталась единственным Су-27 в таком окрасе. Завод, проводивший ремонт отказался перекрашивать самолет за свой счет.
На сегодняшний день этот борт переведен на хранение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#38 Сообщение smersh70 » 20 апр 2020, 19:16

20 апреля 1981 года - первый вылет Т-10С-1, будущего Су-27.
Производство серийных Т-10С было начато в том же году.
Изображение


Опытные и рекордные самолёты серии Т-10
Сохранившиеся экземпляры: Т-10-1, Т-10-5, П-42, Т-10-10, Т-10-20.
Т-10-1 первый прототип
Изображение
Изображение
П-42 рекордный самолёт
Фото: Сергея Рябцева, снято в 2004г.
В настоящий момент на хранении в Жуковском
Изображение
Т-10-10
г. Луганск, 2013г.
Фото: Андрей Цымбал
После завершения испытаний самолёт использовался как учебное пособие в Киевском авиационном училище, позже передали в Луганский авиационно-технический музей.
Изображение
Т-10-20
Москва - Ходынское поле, сентябрь 1993г.
Фото: Emdjt42
Самолёт для установки рекордов. Немного ранее работал по проекту палубного истребителя Су-27К и имел обозначение Т-10-20КТМ.
Сейчас отреставрирован и установлен в качестве памятника на территории строящегося авиамузея в г. Медынь (Калужская область)
Изображение

Опытный Т-10-3 после завершения испытаний по программе палубного истребителя. Аэродром Саки (Крым) - 1991 год.
Позже утилизирован.
Изображение

Су-27 разных модификаций, ожидающие своей участи на стоянке аэродрома Краснодар-Центральный.
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#39 Сообщение smersh70 » 21 апр 2020, 22:32

20 апреля 1981 года в небо поднялся первый серийный самолет Су-27, тогда еще носивший заводское имя Т-10С

История этого самолёта началась в самом конце 60-х, причём в США. Там приступили к разработке истребителя 4 поколения. В марте 1966 г. там была развернута программа FX (Fighter Experimental), продиктованная опытом боёв во Вьетнаме. Американцы поняли, что маневровый ближний бой не спешит уходить в прошлое и три года решали, каким же должен стать новый истребитель. В итоге победителем конкурса в рамках программы стал проект фирмы "Макдоннелл-Дуглас", компоновочно близкий к советскому перехватчику МиГ-25, не имевшему тогда аналогов по лётным характеристикам. Американская разработка получила наименование F-15, а контракт на разработку опытных машин фирма получила в 1969 году.
В том же году в СССР к работам по созданию самолёта, превосходящего американца по характеристикам, в СССР приступили сразу три КБ: Сухого, МиГ и Яковлева, причём работы велись в инициативном порядке. Конструкторы ориентировались на просачивающиеся в прессу и добытые разведкой данные о характеристиках будущего «Игла».
Изображение
В 1971 году подоспело указание на разработку перспективного фронтового истребителя (ПФИ) сверху. Задача – превзойти американца на 10%. Кроме того, ПФИ должен был получиться достаточно универсальным, чтобы встать на вооружение ВВС и ПВО СССР. В 1970 году главком советских ПВО маршал Советского Союза Павел Батицкий писал, что с учетом близости «основных тактико-технических данных истребителя-перехватчика к предлагаемым ВВС данным нового фронтового истребителя, считаю необходимым провести одновременное аванпроектирование 2-х модификаций перспективного истребителя: фронтового истребителя ВВС и истребителя-перехватчика ПВО. Предлагаемый истребитель-перехватчик ПВО должен заменить самолет Су-15 и обеспечить возможность уничтожения воздушных целей в диапазоне высот от 10 м до 25 км, включая ведение эффективного маневренного воздушного боя с самолетами F-15 и F-14».

В итоге же целями, отмеченными в задании для будущего Су-27, стали самолеты F-15, «Mirage-F.1», MRCA, F-4, F-111, F-14; стратегические бомбардировщики типа FB-111, В-1 и разведчики типа SR-71; крылатые ракеты «воздух-земля» типа Hound Dog, Blue Steel, SCAM и беспилотные тактические летательные аппараты; самолеты и вертолеты военно-транспортной авиации. Если проще – фактически вся существующая и готовящаяся к принятию на вооружение авиация вероятного противника, причем уничтожать цели ПФИ должен был на средних и малых дистанциях, в свободном пространстве и на фоне земли, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при использовании противником активных и пассивных помех. Предполагалось уничтожение истребителей противника в ближнем воздушном бою с применением управляемых ракет и пушки, перехват воздушных целей на большой дальности при наведении с земли или и ведение воздушного боя на средних дистанциях с применением управляемых ракет. Кроме того, ПФИ должен был осуществлять прикрытие войск и объектов производственной инфраструктуры от нападения с воздуха, противодействие средствам воздушной разведки противника, сопровождение самолетов дальней и разведывательной авиации и защита их от истребителей противника, ведение воздушной разведки и уничтожение малоразмерных наземных целей в условиях визуальной видимости с применением бомб, неуправляемых ракет и пушек. В общем, конструкторы столкнулись с нелёгкой задачей воплощения воистину универсальной машины в металле.
Изображение
Но вернёмся к истории непосредственно Су-27. Павел Осипович Сухой не хотел участвовать в программе по разработке ПФИ, ведь КБ и без того было загружено работой. Но в правительстве решили, что участвовать надо. Тут-то и пригодились первые наброски, выполненные ещё в 1969 году в инициативном порядке. Уже в 1970 сформировалось понимание примерного внешнего вида будущей легенды. Под влиянием самолета Т-4МС, разработкой которого занималось КБ Сухого, вся поверхность новой машины выполнялась набором деформированных аэродинамических профилей, а потом на нее надстраивалась головная часть фюзеляжа и подвешивались мотогондолы (компоновка Т-10-1). Такая схема называется интегральной и позволила обеспечить около 30% подъёмной силы за счёт фюзеляжа. Позже выяснилось, что именно такая схема позволяет уверенно держаться в воздухе самолету, которому приходится выполнять самые разные, порой противоречивые задачи: летать на сверхмалых и сверхвысоких высотах, носиться на сверхзвуковых скоростях и, в то же время, уметь маневрировать на невысоких дозвуковых, оставаться управляемым на сверхмалых, да еще и быть малозаметным для локаторов.

Был ещё вариант, скомпонованный по обычной схеме (Т-10-2), но его отвергли. Кстати, американцы тоже рассматривали интегральную схему, выполненную фирмой «Нортроп», но у них что-то не заладилось, да компоновка на основе МиГ-25 от «Макдоннелл-Дуглас» «заклятых друзей» вполне устроила, а вот в КБ Сухого смогли заглянуть в будущее.

После объявления конкурса сформировался коллектив, ответственный за разработку: Владимир Антонов, Валерий Николаенко и Олег Самойлович. Именно их стараниями была проработана интегральная схема самолёта. Началась активная разработка машины, проект был многообещающим, но… Никак не хотел попадать в заданные весовые характеристики. Зато в них попадал будущий МиГ-29, первоначально больше похожий на F-15. Интегральным он стал после совместного заседания представителей трёх КБ, где из борьбы выпали «Яковлевцы». Правда, проект МиГовцев, вписывавшийся в весовые характеристики, не удовлетворял многим другим требованиям, а между двумя КБ могла разыграться нешуточная «война». Тут-то «МиГовцы» и предложили оригинальное решение проблемы: создать сразу 2 истребителя, лёгкий и тяжелый. Так появились сразу две программы: ЛПФИ и ТПФИ. КБ «МиГ» продолжило разработку лёгкого, а коллектив Сухого занялся тяжелым.
Изображение
Расчеты, проводившиеся из условия соотношения стоимостей Су-27 к МиГ-29 не менее 2:1, показали, что смешанный парк является наиболее оптимальным при условии, что он должен состоять из 1/3 Су-27 и 2/3 МиГ-29». Надо сказать, это решение позднее было воплощено в реальности, и до начала 1990-х такое соотношение довольно строго выдерживалось. Заодно разработали и схему применения такого авиапарка, при которой тяжелый истребитель завоёвывал господство в воздухе и действовал над территорией противника, а лёгкий – поддерживал и защищал наземные войска.

К 1974 году, когда появилось постановление о начале опытно-конструкторских работ, КБ Сухого прошло огромный путь по проектированию истребителя, постоянно внося изменения в компоновку. В результате появилась схема, лишенная хвостовых балок, заменённых на привычные обтекатели, но аэродинамические испытания, проведенные в следующем году, заставили вернуться к первоначально выбранной схеме.
Метания между схемами затягивали работы, поэтому только к июню 1976 года ОКБ приступило к рабочему проектирование двух первых опытных летных экземпляров Су-27, получивших индексы Т-10-1 и Т-10-2 (не путать с вариантами компоновочных схем). К этому времени уже полгода как действовало принятое 19 января 1976 года совместное постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании Су-27 как «Единого для ВВС и авиации ПВО истребителя, предназначенного для завоевания господства в воздухе».

Первый полёт истребителя состоялся в 1977 году, тогда же велось моделирование боевой работы истребителя Су-27 в ГосНИИАС. Оценка боевой эффективности проводилась при участии летчиков-экспериментаторов на полнонатурном пилотируемом стенде. Результаты воодушевляли, ведь если в чём-то отечественный истребитель и получался равным американцу, то по многим параметрам превосходил «Игла» на 35%. Правда, главный конструктор самолёта Михаил Симонов, после проведенного вместе с сотрудниками научно-исследовательских и военных институтов анализа всех материалов, опубликованных по F-15, пришел к выводу, что модель F-15 хуже реального истребителя. Уточненные данные F-15 снова ввели в модель воздушного боя, результаты которого оказались удручающими. Снова превосходство на 35%, но уже со стороны «Игла».

После анализа конструкции Су-27 в КБ Сухого разработали программу по улучшению характеристик будущей машины, включавшую в себя 20 пунктов. Чтобы сделать машину способной превзойти американский истребитель потребовалось кардинально изменить всю концепцию Т-10 (название Су-27 при испытаниях). Фактически самолёт перепроектировали полностью, оставив от старого только шины колес основных стоек шасси, катапультное кресло и идею интегральной компоновки, получилась совершенно новая машина, испытания которой начались в 1981 году. Самолёт получил название Т-10-7 или Т-10С.
Изображение
Испытания новой во всех смыслах машины проходили тяжело: платой за уникальность стали жизни двух испытателей. Несколько раз жизнь лётчикам спасало лишь своевременное катапультирование. Но был один уникальный случай, показавший живучесть будущего Су-27. Лётчик Николай Садовников выполнял испытательный полёт и на скорости в 1000 км/ч и высоте в 1000 метров самолёт попал в зону мощной турбулентности. Возникшие нагрузки оказались чрезмерно сильными и самолёт потерял треть правого крыла. Вместо катапультирования лётчик решил попытаться стабилизировать самолёт. Выйдя на режим, близкий к посадочному, Садовников направился на аэродром и всё же смог совершить удачную посадку. Благодаря этому мужественному поступку конструктора смогли выяснить причины аварийной ситуации и исправить недочёты конструкции.

В войска самолёт стал поступать в 1984 году. Параллельно с продолжающимися испытаниями, продлившимися ещё год. Всё время, от первого полёта до начала серийного производства, у западных стран не было внятной информации о внешнем виде и характеристиках нового самолёта. Официально американцы осторожно заявили о новом советском истребителе в 1979 году, первые шпионские спутниковые снимки неудовлетворительного качества опубликовали в 1983 году. До этого времени в печати появлялись лишь рисунки самолёта и предполагалось, что самолёт имеет крыло изменяемой стреловидности. Советским же зрителям показали 10секундный сюжет о Су-27 в 1985 году, в передаче, посвященной столетию КБ Сухого. Показали, правда, первый лётный образец.
Изображение
Чёткие снимки истребителя появились на Западе только в 1987 году. 13 сентября 1987 г. патрульный самолет 333-й эскадрильи ВВС Норвегии Локхид Р-3В Orion производил наблюдение за группой советских боевых кораблей в нейтральных водах Баренцева моря в 260 км к юго-востоку от Вардо в северной Норвегии и в 90 км от ближайшей советской территории. По некоторым данным, пилоту находившегося неподалеку истребителя Су-27 В.Цимбалу была передана команда выполнить учебный перехват натовского разведчика. В 10 ч 39 мин по местному времени Су-27 сблизился с P-3B, пройдя на расстоянии всего 2 м от него. Спустя четверть часа советский истребитель вновь появился сзади и снизу разведчика. В результате опасного маневрирования машины пришли в соприкосновение: истребитель задел радиопрозрачной законцовкой левого киля лопасти вращающегося воздушного винта крайнего правого двигателя P-3B, в результате чего произошло их разрушение, и обломки винта пробили фюзеляж разведчика. К счастью, обошлось без жертв: экипаж P-3B отключил правый двигатель, зафлюгировав воздушный винт, и повернул самолет в сторону берега. В 11 ч 57 мин P-3B благополучно приземлился на аэродроме Банак; совершил посадку на своем аэродроме и Су-27. В тот же день Норвегия заявила формальный протест советскому посольству. Как сообщал журнал Flight спустя неделю после происшествия, «норвежцы полагают, что причиной этого инцидента была недисциплинированность летчика, а не попытка помешать самолету Р-3 наблюдать советские морские маневры. Именно тогда родилась традиция пугать двадцатьседьмым натовских пилотов.
Первый показ нового истребителя широкой публике произошел в 1989 году, в Ле Бурже. Тогда Су-27 стал главной достопримечательностью авиасалона, а продемонстрированная лётчиком Виктором Пугачёвым фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачёва» заставила одного из американских боевых пилотов произнести следующие слова: «Если эта птичка встретится мне в бою, я вынужден буду катапультироваться».
15 июня 1989 года агентство Рейтер сообщило: «Советский Союз, видимо, одержал победу в борьбе за превосходство своих истребителей над истребителями США в небе Ле Бурже. Русским удалось добиться этого с помощью своего змееподобного самолета, чья перспективная конструкция и легкость в управлении поразили специалистов. Самолет привлек к себе всеобщее внимание. Советские конструкторы создали восхитительную машину, считают авиационные эксперты. ВВС США были представлены изящными самолетами F-16 и F-18, однако они оттеснены на задний план советским Су-27, который продемонстрировал поразительные аэродинамические качества и способность чуть ли не сидеть на собственном хвосте».
Изображение
Летом 1990 года Су-27 наконец встретился со своим заочным соперником - американским F-15. Михаил Симонов вспоминал: «По приглашению американских властей два Су-27 участвовали в большом празднике, который продолжался три дня, с 9 утра и до 9 вечера. Непрерывно взлетали и садились самолеты. Наши Су-27 участвовали в высшем пилотаже и все могли сравнить их с истребителями США F-14, F-16, F-15 и F-18. Жара на аэродроме была немилосердная. После полетов в тень под крыло Су-27 к Виктору Пугачеву приходили американские летчики с уважением пожать ему руку, дружески похлопать по спине. Мне доставляло удовольствие видеть, что лица американских пилотов были отнюдь не праздничными. Скорее они были с легкой грустинкой. А говорили они о том, что Су-27 поставил перед ними проблемы: им теперь предстоит пересматривать вопросы маневренности своих истребителей, их возможности в ближнем маневренном бою».
Этот бой, к счастью учебный, состоялся два года спустя: звено Су-27 по договоренности с американской стороной совершило посадку на авиабазе Лэнгли, где базируются лучшие истребители США. После знакомства наши летчики предложили провести учебный воздушный бой. Американцы согласились, но с условием: бой состоится в 200 километрах от берега над Атлантическим океаном. По условиям боя сначала Су-27 должен удержаться на «хвосте» у F-15. Затем самолетам предстояло поменяться местами.
Американский самолет на полном форсаже попытался оторваться от нашего истребителя, но ему не удалось. На минимальном форсаже Су-27 легко достал «американца». 1:0 в нашу пользу. Когда поменялись местами, Су-27 сразу же ушел от F-15 в развороте с набором высоты. Сделав несколько маневров, он пристроился «американцу» в хвост. Пилот F-15 потерял наш истребитель из виду. Он беспомощно обратился по радио к летчику самолета-наблюдателя: «Где Флэнкер?» (Flanker, кодовое название Су-27 по классификации НАТО). «Он за тобой», — последовал ответ. Все попытки американского аса оторваться кончились неудачей. Наш летчик надежно держал его в своем прицеле.
Изначально предназначенный для завоевания господства в воздухе и перехвата самолётов противника, Су-27 стал многофункциональной машиной, способной «работать» по воздушным и наземным целям.
Изображение
Истребитель может вооружаться ракетами класса «воздух-воздух», «воздух-земля», для которых имеется 10 точек подвески. Несёт 30мм пушку. В настоящее время в войсках имеется около 140 Су-27 разных модификаций. Сейчас на вооружение активно поступают его «потомки» - Су-30М2, Су-30СМ, Су-34 и Су-35С. Имеет палубную версию под названием Су-33.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146194
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: Су-27

#40 Сообщение smersh70 » 25 апр 2020, 00:47

Су-27УБМ2 ВВС Казахстана. Самолет на фото разбился 23 сентября 2014 года в Алма-Атинской области, экипаж погиб.
Теперь немного о самом самолете. В середине 90-х годов, Казахстан стал получать из России Су-27 и Су-27УБ. Самолеты были постройки середины 80-х годов. Почти 10 лет самолеты эксплуатировались после поставки без проведения КВР.
Изображение
Работы по восстановлению летной годности Су-27 решили делать в Беларуси, на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах.

Это предприятие не только имело к тому времени большой опыт капитально-восстановительного ремонта большинства типов самолетов фронтовой авиации и вертолетов советского производства для собственных ВВС и зарубежных заказчиков, но и освоило ряд программ модернизации авиационной техники. В сотрудничестве с российскими специалистами (в частности, из ЗАО "Русская авионика") были разработаны программы модернизации беларуских самолетов МиГ-29 и Су-27УБ. В результате на вооружение ВВС Республики Беларусь поступали модернизированные многоцелевые истребители МиГ-29БМ и Су-27УБМ1, получившие широкую номенклатуру управляемого вооружение и современную авионику. Подобное решение проблемы повышения боевых возможностей - наряду с капитальным ремонтом и продлением сроков службы - было предложено и заказчику из Казахстана.
Контракт на капитальный ремонт и модернизацию 10 истребителей Су-27 и Су-27УБ Сил воздушной обороны Казахстана был подписан руководителями Минобороны РК и 558-го авиаремонтного завода 14 сентября 2007 года. Об этом, в частности, официально заявил 1 ноября того же года председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Николай Азаматов: "Мы с министром обороны Леонидом Мальцевым были в Казахстане, и там был подписан контракт на капитальный ремонт и модернизацию десяти Су-27 ВВС Казахстана".
Ремонт и модернизация первой пары казахстанских самолетов занял около 9 месяцев, и 24 декабря 2009 г. первые две машины - одноместный Су-27 и двухместный Су-27УБМ2 с бортовыми номерами 05 и 50 вернулись в Казахстан. В начале апреля 2010 г. за ними последовала вторая пара (No. 03 и 53). Позже получены еще 6 машин. Оговорюсь сразу, объем работ, проводимых на одноместном и двухместном самолетах различны. Степень модернизации "Спарки" гораздо глубже - она превращается в полноценный многоцелевой боевой самолет и поэтому даже меняет свое название.

Первый блок работ по модернизации казахстанских Су-27УБ связан с комплексом вооружения. В состав авиационных средств поражения класса "воздух-воздух" самолета Су-27УБМ2 входят ракеты Р-27ЭР (Р), Р-27ЭТ (Т), Р-73 (Л) и РВВ-АЕ. В состав управляемого оружия класса "воздух-поверхность" в процессе модернизации истребителя включаются ракеты Х-25МЛ, Х-29Т, Х-31А и Х-31П, а также корректируемые бомбы КАБ-500Л и КАБ-1500Л с полуактивной лазерной системой наведения, КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр с телевизионным самонаведением. Разумеется, могут применять Су-27УБМ2 и неуправляемое вооружение - свободнопадающие авиабомбы калибра до 500 кг, контейнеры КМГУ, а также неуправляемые ракеты С-8, С-13 и С-25. При этом за счет установки двух дополнительных пилонов под крылом общее число точек подвески вооружения увеличивается до 12.

Другое направление модернизации связано с доработками бортового радиолокационного прицельного комплекса Н001, который получает автономный канал для работы по наземным (морским) целям. Доработанный РЛПК самолета Су-27УБМ2 может теперь обнаруживать цель типа "пусковая установка оперативно-тактических ракет" с ЭОП 30 квадратных метров, на дальности до 40 км, типа железнодорожный мост" (1000 м²) - до 150 км, а крупные надводные цели "видит" на расстоянии до 350 км. Кроме того, модернизируется навигационная система, в которую интегрируется аппаратура спутниковой навигации. В память навигационной системы может записываться до 99 промежуточных пунктов маршрута, аэродромов и радиомаяков, при этом она может формировать и хранить до 8 различных маршрутов полета. Для отображения прицельной и навигационной информации вместо монохромного индикатора прямого видения на электронно-лучевой трубке в кабине устанавливается многофункциональный цветной жидкокристаллический индикатор.

Следующий блок доработок включает адаптацию Су-27УБМ2 для применения станции активных радиоэлектронных помех "Сателлит-М" белорусской разработки и навигационно-прицельного оптико-электронного контейнера "Лайтнинг" III (Litening III) израильской фирмы "Рафаэль". Контейнер "Лайтнинг" подвешивается на точку подвески под правым каналом воздухозаборника. А контейнеры станции помех "Сателлит" (на каждом самолете применяется пара таких контейнеров) имеют оригинальное конструктивное исполнение: они устанавливаются на точки подвески пусковых устройств ракет Р-73, при этом возможность установки самого пускового устройства с ракетой сохраняется - оно крепится уже непосредственно к "Сателлиту". Таким образом, в отличие от применявшихся ранее на самолетах Су-27 контейнерных систем РЭП "Сорбция" или "Гардения", размещавшихся вместо пусковых устройств ракет Р-73 на торцах крыла, теперь применение станции помех не ограничивает количество подвешиваемых на самолет ракет.
Наконец, как на Су-27УБМ2, так и на одноместном Су-27, существенно совершенствуется комплексная система контроля силовой установки и самолетных систем и вводится система видеорегистрации. Информация записывается на современных носителях (флэш-память), что упрощает ее считывание и обработку на земле.

Прошедшие капитально восстановительный ремонт и модернизацию в Барановичах истребители Су-27 и Су-27УБМ2 продолжают нести боевое дежурство в составе Сил воздушной обороны Республики Казахстан. Они входят в состав 604-й авиабазы СВО РК в Талды-Кургане, получившей имя собственное - "Барсы Жетысу" ("Жетысу" - Семиречье).

Ответить

Вернуться в «ВВС»