АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

Все связанное с Нагорным Карабахом
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

#1 Сообщение smersh70 » 17 май 2014, 12:31

Автор: Л.Аскеров
Изображение
15 мая 1992 года – ровно 22 года назад, в Агдамском районе над селением Гюлаблы, армянам удалось сбить вертолет Ми-24 азербайджанских ВВС. Машина не слушалась управления. Она камнем падала вниз. Но экипажу, а их было двое - командир Алексей Швырев и Рафаэль Ширинов - чудом удалось покинуть борт вертолета, выпрыгнув с парашютом.

Оба они приземлились на территории противника. С земли противоборствующие стороны зорко следили за спуском парашютистов. Когда не оставалось никаких сомнений, что экипаж попадет прямо в руки врага, азербайджанский батальон ринулся в атаку. Надо было во чтобы то ни стало спасать их.

Швырева армяне пленили, как только он коснулся земли. Ширинову немного повезло. Он приземлился в заросли кустарника ближе к нашим позициям. Его нашли без труда. Теперь надо было спасать Швырева. И его удалось освободить. Но к этому времени армяне успели основательно "намять бока" Алексею. Отступая под натиском наших воинов, армяне, чтобы пленный не путался под их ногами, выпустили в него автоматную очередь. К счастью, раны оказались не смертельными, и Алексей после выздоровления смог встать в строй.
Долго еще российское телевидение первого канала, ориентированное на армян, как на многострадальных христиан, демонстрировало удостоверение личности летчика Алексея Швырева, и вещало о том, что на стороне азербайджанцев воюют русские наемники. Хотя там хорошо знали, что это - чушь, неправда. Наемники воевали на стороне многострадальцев христиан. Полки генерала А.Зеневича и другие подразделения Вооруженных сил России составляли костяк армянской армии. Москва за это им платила «деревянными» рублями, а зарубежная армянская диаспора полновесными долларами.

Так получилось, что я, человек, не имеющий прямого отношения к авиации, стал свидетелем и принимал непосредственное участие в создании азербайджанских ВВС. Я оказался в центре событий тех дней, и мне выпала уникальная возможность быть лично знакомым со всеми летчиками, влившимися в ряды вновь формируемой национальной армии Азербайджана. Среди славных сынов азербайджанского народа были мои друзья и верные товарищи, летчики первого набора молодой армии. Ряд их был удостоены звания "Национальный герой Азербайджана". Почти все посмертно.

12 февраля 1992 года на аэродроме Сангачалы приземлилась "восьмерка" вертолетов с гражданскими летчиками на борту: Явером Алиевым, Закиром Юсифовым, Ханларом Саттаровым, Эдисоном Гасановым, Мирмагомедом Агаевым. Это были опытные летчики. До сих пор они обслуживали нефтяные промыслы, и в любую погоду, порой с риском для жизни, доставляли на отдельные морские основания рабочих - нефтяников и оборудование. Они же часто вылетали по заявкам врачей в труднодоступные районы страны для оказания медицинской помощи. Ими были перевезены тысячи тонн груза, а в последнее время вертолетчики исполняли роль челноков-извозчиков, перевозивших почту и пассажиров из сел Карабаха.
Войны еще не было, а их мирным машинам уже пришлось перевозить первых беженцев и раненых. Каждый из них мог с закрытыми глазами летать в небе над Карабахом. Крупномасштабные операции только еще предстояли, а авиация уже понесла первые потери. В апреле 1991 года между Шушой и Лачином был сбит вертолет Ми-8 Бакинского авиаотряда. Вертолет сгорел, но, к счастью, обошлось без жертв. В октябре того же года в Аскеранском районе армяне сбили самолет Ан-2, перевозивший пассажиров. Вместе с летчиками в машине заживо сгорели семь ни в чем не повинных людей. Меньше чем через месяц, т.е. 20 ноября, в том же районе был сбит Ми-8 с членами правительственной комиссии, военным комендантом Карабаха и миротворческими представителями России и Казахстана на борту. Погибло 20 человек.
Гибель следующего экипажа, с которым мы были близко знакомы, потрясла всех. Экипаж Виктора Васильевича Серегина перевозил беженцев из сел Шушинского района, когда в его машину впилась ракета ПЗРК. Все пассажиры и экипаж погибли. Пилоты увели горящую машину как можно дальше от населенного пункта, чтобы предотвратить еще большие жертвы. Очевидцы рассказывали, как из разорванного "брюха" горящего вертолета выпадали живые еще люди. Можно ли гибель этих людей причислить к боевым потерям? Вряд ли. Ведь о миссиях всех сбитых машин, знали на той стороне. Знали, что они не представляют для них никакой угрозы. Знали, но сбивали.
Отсутствие военных пилотов не давало возможности применить вертолеты в боевых действиях, и поэтому на задания вылетали две машины, летчики которых майор Сергей Сенюшкин, капитаны Сергей Туваев, Алексей Швырев, Евгений Карлов, старший лейтенант Рафаэль Шириев перешли на службу в азербайджанскую армию вместе с машинами.
Несколько пилотов из отряда гражданской авиации изъявили желание переквалифицироваться в боевых летчиков. Их стали готовить ускоренным методом. В этом большая заслуга принадлежала летчику-инструктору, майору С.А.Сенюшкину и летчику 1 класса, капитану Е.Н. Карлову. Оба они погибли. Оба удостоены высокого звания "Национальный герой Азербайджана". К сожалению, посмертно.

Командир эскадрильи, проводив товарищей на боевое задание, распределил "молодежь" по учебным экипажам. Обычный день учебных полетов. Завершить учебный день должен был сам командир. Отработав задание, экипаж уже возвращался на базу, но в пригороде Баку, над озером возле поселка Новханы, вертолет Ми-24 потерпел крушение. Случайные свидетели рассказывали, что машина летела на малой высоте, и в какой-то момент стала винтом цеплять воду. Гибель вертолета произошла в считанные секунды. В аварии погибли командир эскадрильи Я. Алиев, оператор Ф. Байрамов и летчик-инструктор С. Сенюшкин. Эта гибель вертолета и экипажа стала первой потерей военной авиации страны.
А 11 апреля командир авиагруппы Е. Карлов, вводил в строй "молодежь". Отработав боевую задачу недалеко от г. Физули, группа, пересекая линию фронта, возвращалась домой. Трудно со стопроцентной уверенностью сказать, как и чем именно была сбита машина командира, но в небе вдруг вспыхнул факел, и вертолет горящей бесформенной массой рухнул на землю. Уже на земле усилиями поисковой спасательной службы пламя было сбито, но спасти экипаж не удалось. Из изуродованной машины вытащили обгоревшие тела интернационального экипажа - Е. Карлова (русский), оператора старшего лейтенанта Ф. Мусаева (лезгин) и двух бортстрелков - Т. Фараджева и Г. Гасанова (азербайджанцы). Они воевали в небе своего Отечества и отдали за него свои жизни...

Так становилась национальная авиация. Так крепли ее крылья.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

#2 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:21

Авиаторы, погибшие в ходе конфликта в Карабахе (1988-1994)

1. Алиев Явер 29.01.1992 ВВС Азербайджана
3.Асадов Асад Солтан оглы 29.10.1991 ГА Азербайджана
5. Ахундов Сафир Фатулла оглы 28.01.1992 ГА Азербайджана
6. Багиров Тахир Аминага оглы 11.10.1992 ВВС Азербайджана
8. Гасанов 11.04.1992 ВВС Азербайджана
10. Гусейнов Махир 10.01.1994 ВВС Азербайджана
12. Джалилов Фейруз 30.08.1993 ВВС Азербайджана
14. Зульгаид 10.01.1994 ВВС Азербайджана
15. Зульгайдыев 10.01.1994 ВВС Азербайджана
16. Исмайлов Адыль 10.01.1994 ВВС Азербайджана
17. Карлов Евгений Николаевич 11.04.1992 ВВС Азербайджана
20. Кондрашев Виктор 04.04.1993 ВВС Азербайджана
22. Кулиев Рауф 11.10.1992 ВВС Азербайджана
23. Курбанов Вагиф Бахтияр оглы 13.06.1992 ВВС Азербайджана
25. Маралиев Ариф 30.08.1993 ВВС Азербайджана
27. Меджидов Закир Нусрет оглы 06.08.1992 ВВС Азербайджана
28. Меркулов Валерий 04.04.1993 ВВС Азербайджана
30. Мизяк Александр 30.08.1993 ВВС Азербайджана
33. Мурадов Хикмет 29.10.1991 ГА Азербайджана
35. Мусаев 11.04.1992 ВВС Азербайджана
36. Мустафин Расим 04.04.1993 ВВС Азербайджана
37. Плотников Алексей Эрьевич 15.01.1993 ВВС Азербайджана (контрактник)
38. Половинко Руслан Александрович 06.08.1992 ВВС Азербайджана
39. Рагимов Джаваншир 06.08.1992 ВВС Азербайджана
40. Серегин Виктор Васильевич 28.01.1992 ГА Азербайджана
41. Синюшкин Сергей 29.02.1992 ВВС Азербайджана
42. Фараджаев 11.04.1992 ВВС Азербайджана
43. Ширинов Рафаэль 15.05.1992 ВВС Азербайджана
44. Юсифов Закир Тофик оглы 11.10.1992 ВВС Азербайджана

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

#3 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:37

В боевых действиях над Нагорно-Карабахской автономной областью Армения и Азербайджан активно использовали гражданскую и боевую авиацию. Потери вертолетчиков Армении от огня противника составили 3 гражданских Ми-8Т и 1 боевой Ми-24 (еще один Ми-24 был захвачен противником после вынужденной посадки). Азербайджан потерял 12 вертолетов (в том числе боевые потери составили два гражданских и один военный Ми-8Т, а так же 6 боевых Ми-24):
Изображение
* 20 ноября 1991 года экипаж вертолета Ми-8Т авиации ВВ МВД (обвз, Алма-Ата) в составе командира м-ра Вячеслава Котова, летчика-штурмана Дмитрия Яловенко и борттехника к-на Геннадия Долгова осуществлял перевозку представителей МО и МВД СССР. На траверзе села Каракенд по вертолету открыли огонь с земли из легкого автоматического оружия. Обстрел велся с левого борта с дистанции 300 метров и под углом 30 гр. В результате множественных попаданий произошел отказ двигателей, гидросистемы. Скорость в момент столкновения с землей 40 км/ч. На конструкции вертолета остались множественные пробоины блистеров, лопастей, на капотах и фюзеляже калибров 5.45 и 7.62. Уцелевшие при падении пассажиры добивались на земле выстрелами в упор и были ограблены "борцами за независимость". С места падения так же похищено 12 пистолетов ПМ и боеприпасы. Экипаж захоронен в г.Алма-Ата.

** 9 мая 1992 года экипаж Як-40 СССР-87532 в составе летчика-инструктора Михаила Андреасяна, командира Арутюн Давтяна и бортмеханика Артавазд Саакяна осуществлял перевозку 30 беженцев из Степанакерта в Ереван. Сразу после взлета, при подходе к Кельбаджарскому району летчики почувствовали удар, после чего произошел последовательный отказ двух двигателей. На борту возник пожар, а кабина и салон заполнились дымом, после чего бортовой механик разгерметизировал аварийный выход. Посадка произведена с убранными шасси на аэродроме Сисиан. Оба летчика получили различные травмы (в т.ч. Михаил Андреасян - перелом позвоночника). После эвакуации пассажиров и экипажа фюзеляж самолета полностью выгорел. Позже выяснилось, что самолет был атакован и подбит огнем ВПУ Су-25 Вагифа Курбанова.

*** Пара армянских Ми-24П осуществляла прикрытие вертолета Ми-8 пилотируемого комэском, летчиком 1-го класса, п/п-ком Б.Е. Хачатуровым. На борту транспортной машины находились высокопоставленные армянские военные летевшие из Еревана в Степанокерт. Над Кубатлинским районом по группе открыли огонь с земли, в результате чего оба Ми-24 с интервалом в десять минут совершили вынужденные посадки на территории противника. Уцелевший Ми-8 под огнем противника эвакуировал экипажи сбитых машин. После посадки у Горисе в борту "восьмерки" насчитали 16 пулевых пробоин. Один из подбитых Ми-24 азербайджанцы смогли восстановить и включили в состав своих ВВС.

**** Самолет С-130 ВВС Ирана перевозивший дипломатов и их семьи был ошибочно принят за азербайджанский боевой самолет и сбит ракетой ЗРК "Оса" сил самообороны Карабаха над селом Мектишен в 22ч 30м.

12 апреля 1995 года, то есть уже после окончания боевых действий, потерпел аварию вертолет Ми-8Т EK-22620 принадлежащий Государственному дочернему предприятию ближних и специальных авиалиний "Арарат-Авиа" Гражданской авиации Армении. Тем не менее событие имеет косвенное отношение к Карабахской Войне, так как на борту этого Ми-8 находилась комиссия по проверке аэропортов МВЛ, на предмет их пригодности к приёму самолетов, после боевых действий. Маршрут полета был следующим: Ереван-Мегри-Кафан-Горис-Сисиан-Джермук-Ереван. Осмотрев аэродром Кафан комиссия пришла к выводу, что он к приёму самолетов не пригоден, никакого оборудования не имеет, а все аэродромные сооружения разрушены. Возможно только посадка вертолетов методом подбора площадки с воздуха.
После взлёта с аэродрома Кафан, для следования к следующей точки маршрута, на высоте 5 метров вертолет начал плавно разворачиваться влево с постепенным ускорением и смещением назад. На упреждающие действия экипажа вертолет не реагировал и продолжал перемещаться назад и влево. На удалении 95 метров по курсу и левее 32 метра от места взлёта вертолет столкнулся с аэродромными постройками и получил значительные повреждения (оторвана хвостовая балка, разрушены лопасти несущего и хвостового винтов, носовая опора вмята в понижнюю часть фюзеляжа. Из 3 членов экипажа и 18 служебных пассажиров только один пассажир получил перелом бедра, остальные не пострадали.

Угоны боевых самолетов и вертолетов связанные с событиями в регионе:

Угон двух вертолетов Ми-24В 386-й овэ ВВС СНГ
11-го февраля 1992 года летчики майор Сергей Синюшкин и майор Алексей Шварев совершили перелет на двух бортах с аэродрома Сангачалы в Забрат, подконтрольный азербайджанским силам. Российской стороной были отправлены экипажи для перегонки боевых вертолетов обратно, но к моменту их прибытия с обеих Ми-24 были сняты бортовые аккумуляторы, что не позволило запустить двигатели. На следующий день азербайджанская сторона организовала перегонку с аэродрома Сангачалы еще пяти вертолетов Ми-24 силами летчиков Забратского авиапредприятия (летчики Ханлар Саттаров, Закир Юсифов, Явер Алиев, Эдисон Гасанов, Мамедов) позже их передача была оформлена межправительственным соглашением.

Угон штурмовика Су-25 80-го шап ВВС СНГ
8-го апреля 1992 года, после 18:00, когда летная смена на аэродроме Ситал Чай была окончена и летно-технический состав отправился по домам, группа из трех человек (в составе летчика ст.л-та Вагифа Курбанов, старшего техника л-та Ф.Мамедова и механика пр-ка А.Кулиева) обманным путем нейтрализовала дежурного по стоянкам пр-ка В.Губанова и подготовила к полету штурмовик Су-25. На нем летчик ст.л-т Курбанов совершил перелет с аэродрома Ситал Чай на аэродром Сангачалы, находящийся под контролем азербайджанских сил.

Угон двух вертолетов Ми-24П ВВС СНГ
18 апреля 1992 года два боевых вертолета были перегнаны с аэродрома Эребуни на аэродром Арзни. Армянская сторона планировала использовать их в боевых действиях в НКАО, но на следующий же день оба вертолета были обнаружены Российскими силами и возвращены.

Угон военно-транспортного самолета Ил-76 №86810 ВВС СНГ
9-го июня 1992 года самолет был блокирован на авиабазе Далляр азербайджанскими ополченцами. Так как этот Ил-76 не был приписан к в/ч размещаемой на азербайджанской территории, существовала вероятность, что Россия попробует вернуть его. Поэтому было решено перегнать самолет на столичный аэродром Бина, что было выполнено гражданским экипажем под командованием КВС Байрамова. Борт включен в состав ВВС Азербайджана.

Угон перехватчика МиГ-25ПД №04 ВВС Азербайджана
14-го января 1993 года летчик-контрактник ВВС Азербайджана вместо выполнения боевого задания совершил побег в Армению, выполнив посадку на аэродроме Эребуни.

Угон штурмовика Су-25К ВВС Грузии
15 ноября 1993 года летчик капитан Сергей Житников должен был эвакуировать штурмовик с авиабазы Копитнари, к которой подошли силы Звиада Гамсахурдия, но вместо этого совершил побег в Армению, приземлившись на аэродроме Гюмри. Вероятно именно этот самолет позже был потерян Армянами над Карабахом в результате дружественного огня.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

#4 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:40

Авиакатастрофа под Баку 18 октября 1989 года — катастрофа военно-транспортного самолёта Ил-76, перевозившего военнослужащих 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Личный состав 8-й парашютно-десантной роты возвращался в место постоянной дислокации после выполнения задания в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Сразу после взлёта Ил-76 с аэродрома Насосная под Баку произошло возгорание двигателя № 1. При этом была выведена из строя система пожаротушения. Экипаж попытался совершить вынужденную посадку, однако в 11 км от аэродрома самолёт стал быстро терять высоту и упал в Каспийское море. Погибли все находившиеся на борту — 9 членов экипажа и 48 десантников.

Причина

Причиной катастрофы был назван конструкционный дефект двигателя Д-30КП. В память о погибших десантниках 8-й роты установлены памятники в Болграде, Иваново, н. п. Гвардейское Днепропетровской области и в военном городке Арциз-2 около средней школы №4. Погибшим посвящена песня ансамбля Голубые береты «Экипажу 569».

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

#5 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:41

уничтожение армянскими силами военно-транспортного самолёта C-130 военно-воздушных сил Ирана с семьями иранских дипломатов на борту над Нагорным Карабахом, близ города Степанакерт, 17 марта 1994 года.

Катастрофа

На борту самолёта находились семьи сотрудников иранского посольства в Москве, направлявшиеся в Тегеран на празднование Новруза.

Перед тем, как отклониться от курса и войти в воздушное пространство над Нагорным Карабахом, экипаж сообщил о механических неисправностях. Через некоторое время воздушное судно разбилось.

На пресс-конференции первый заместитель министра иностранных дел Армении Жирайр Либаридян заявил, что самолёт должен был проследовать в Иран через Россию, Грузию и Армению. Однако он отклонился от курса примерно на 100 км восточнее и, покинув воздушное пространство Грузии, оказался не над Арменией, а над зоной боевых действий вокруг Нагорного Карабаха.

Иранское посольство в Москве заявило, что в результате авиакатастрофы погибли все 19 пассажиров, включая 9 детей, и экипаж из 13 человек. Останки погибших во время крушения иранских граждан были вывезены в Армению и отправлены в Тегеран из ереванского международного аэропорта Звартноц. На церемонии присутствовали вице-президент Армении Гагик Арутюнян и заместитель премьер-министра Армении Виген Читечян.

Для выяснения обстоятельств трагедии Иран создал специальную комиссию Военно-воздушных сил. Глава комиссии Абдат Аминиан отверг версию вице-президента Армении Гагика Арутюняна о том, что самолёт потерял управление и врезался в землю из-за неисправности системы управления полётом. Представитель МИД Ирана заявил, что «самолёт по неустановленным причинам после отклонения от курса взорвался в воздухе».

Аминиан заявил, что самолёт был сбит двумя ракетами, выпущенными армянскими вооружёнными формированиями, и отметил, что армянская сторона не взяла на себя ответственность за происшествие, однако признала, что её войска приняли иранское воздушное судно за азербайджанское и даже не пытались установить связь с экипажем для выяснения его принадлежности.

В опубликованном МИД Ирана официальном заявлении о результатах работы комиссии ВВС вина за уничтожение военно-транспортного самолёта возлагалась на армянские силы. В заявлении отмечалось, что «Иран оставляет за собой право подать иск и получить компенсацию для жертв катастрофы и призывает армянское руководство выявить и наказать виновных в уничтожении воздушного судна».

Министерство национальной безопасности Азербайджана предоставило иранской стороне перехваты радиопереговоров, сделанных азербайджанской разведкой в день катастрофы. Одна из фраз перехвата звучала так: «Мы только что сбили азербайджанский военный самолёт». Разведка Азербайджана считает, что воздушное судно было сбито самонаводящейся ракетой «Оса». Некоторые российские эксперты предположили, что иранское воздушное судно отклонилось от курса для выполнения разведывательной миссии, однако МИД Ирана отверг эти предположения.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

#6 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:41

Крушение вертолета Ми-8 20 ноября 1991 года, на борту которого находились высокопоставленные чиновники Азербайджана и наблюдатели от России и Казахстана, произошло близ села Каракенд в Нагорном Карабахе.

История крушения

20 ноября 1991 года в 14:42 по местному времени близ села Каракенд Мартунинского района НКАО потерпел крушение вертолет Ми-8, на борту которого находилось 22 человека, включая членов экипажа. Среди погибших были высшие правительственные чиновники Азербайджана, журналисты, а также члены российско-казахстанской миротворческой миссии. Вертолет направлялся из Агдама в карабахский райцентр Мартуни, где накануне произошли серьезные столкновения между жителями города и населенного азербайджанцами пригорода Ходжавенд.

Первая версия причин катастрофы была озвучена ТАСС со ссылкой на комендатуру особого района НКАО — вертолет налетел в тумане на скалу.

Однако, на следующий день 21 ноября Председатель комиссии по расследованию причин катастрофы Адыл Агаев по телевидению заявил, что вертолет был обстрелян с земли из крупнокалиберного оружия, видеоаппаратура и оружие с места катастрофы похищены. В ответ на это заявление народные депутаты СССР от Армении и НКАО обвинили Центральное Телевидение в тенденциозности и намекнули на непричастность «национально-освободительной армии Арцаха» к крушению вертолета. По их словам «не случайно тотчас же после катастрофы на месте трагедии оказался бывший второй секретарь КП Азербайджана, бывший советник Наджибуллы Виктор Поляничко, который два года занимался подстрекательской деятельностью в Карабахе».

21 ноября вечером в Агдам для расследования инцидента вылетела комиссия МВД СССР во главе с первым заместителем главкома ВВ МВД СССР генерал-майором Вячеславом Пономаревым, однако стало известно, что перед ее приездом место крушения было разграблено неизвестными. Вскоре район падения вертолета перешел под контроль армянских вооруженных сил, в связи с чем расследование было приостановлено.

Мнение Азербайджанской стороны

Министерство национальной безопасности Азербайджана охарактеризовало крушение вертолета как теракт. Сами же азербайджанцы после сообщения о случившейся трагедии восприняли случившееся как «очередные происки армянских террористов», после чего в Баку начались стихийные митинги.

Мнение Армянской стороны

Министерство обороны Армении охарактеризовало случившееся с Ми-8 как крушение.

Мнение властей НКР

По мнению Арсена Мелик-Шахназарова — советника министра НКР, следствие так и не было доведено до конца, а истинную причину гибели вертолета так и не установили.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

#7 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:44

Национальный герой Азербайджана

Асад Солтан оглы Асадов - азербайджанский лётчик, Национальный герой Азербайджана.

Биография

Родился 22 марта 1956 года в селе Турабад Зангеланского района.

Окончил Миндживанскую среднюю школу. Служил в Саратовской области России, где поступил в Краснокутское лётное училище гражданской авиации. В 1986 году по окончании школы получил профессию, связанную с эксплуатацией летной авиации. Работал в Евлахском управлении гражданской авиации.

Карабахская война

Когда начался конфликт, Асадов также включился в войну. Как опытный пилот, он осуществлял частые полеты в зону боевых действий, умело выходил из экстремальных ситуаций.

Гибель

29 октября 1991 года Асад Асадов вместе с девятью бойцами поднялся в воздух. Его самолет Ан-2 летел в Степанакертский аэропорт и был подвергнут обстрелу. Асад Асадов погиб вместе с членами экипажа и бойцами.

Асад был главой большой семьи. У него осталось четверо детей.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВВС АЗЕРБАЙДЖАНА

#8 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:45

Национальный герой Азербайджана

Руслан Александрович Половинка — азербайджанский лётчик, лейтенант, Национальный герой Азербайджана.

Биография

Родился 21 октября 1969 года в Змиёве, Харьковской области. В 1987 году поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. После окончания училища в 1991 году был послан служить в Нахичевань. После создания ВВС Азербайджана он продолжил службу в вертолётной эскадрилье в Баку.

Карабахская война

С 1991 года участвовал в военных операциях в ходе Карабахской войны. Отличился в боях за Кубатлы, Лачин, Мардакерт. 6 августа 1992 года, получив информацию о том, что на возвышении Касапет азербайджанские войска попали в окружение, экипаж вертолёта Ми-24: Закир Меджидов, Руслан Половинка и Джаваншир Рагимов вылетели в зону боевых действий. Совершив три вылета, полностью уничтожили бронетехнику и живую силу противника. С поля боя были вывезены погибшие и раненые. Во время четвёртого вылета в вертолёт попала ракета противника.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: ВВС АЗЕРБАЙДЖАНА

#9 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:45

Серёгин Виктор Васильевич — 28 января 1992) — Национальный герой Азербайджана, командир вертолёта гражданской авиации.

Биография

Родился в Тбилиси. Отец — военный летчик, мать — майор медицинской службы. Окончил станкоинструментальный техникум и Кременчугское летное училище гражданской авиации. В 1968 направлен в Забратское авиапредприятие в качестве второго пилота вертолета. Впоследствии — пилот и командир экипажа. 28 января 1992 года в 16 часов 20 минут управляемый им гражданский вертолет МИ-8 с 49 пассажирами был сбит, по всей видимости, пущенной со стороны армянских позиций тепловой ракетой „Стингер“. После взрыва в воздухе и пожара в салоне Серёгин сумел отвести падающий борт подальше от жилых кварталов города Шуша, в район ретрансляционной вышки. Погиб вместе с экипажем и пассажирами.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146174
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

АВИАЦИЯ В НЕБЕ КАРАБАХА

#10 Сообщение smersh70 » 22 июн 2014, 03:46

Национальный герой Азербайджана

Закир Тофиг оглы Юсифов — азербайджанский лётчик, майор, Национальный герой Азербайджана.

Биография

Родился в конце сентября 1956 года в Баку.

Увлекался философией и Римским правом, хотел стать юристом. С успехом окончил Сасовское летное училище. В 1980 году Закир поступил на юридический факультет АГУ. После кровавых событий чёрного января 1990 года, Закир Юсифов пришел в парткомиссию и положил на стол партбилет и заявление с просьбой отчислить его из рядов партии. В заявлении он написал:

«Я не могу быть членом партии, которая уничтожает свой народ.»

Карабахская война

Летом 1992 года на боевые задания летчики Азербайджана вылетали парами. Одной из этих пар была пара Закира Юсифова и Закира Меджидова.

6 августа в пределах населенного пункта Касапет Агдеринского участка фронта, где были сосредоточены значительные силы противника, два Закира поддерживали с воздуха наступление азербайджанской бригады. Ведущий группы Закир Юсифов, произведя одно нажатие, он выходил из боя, и его место занимал Закир Меджидов. Однако второй вертолёт подбили, и все трое на борту погибли.

На подступах к Кубатлы, армяне, развив наступление, выдавливали азербайджанские войска при поддержке своих штурмовых вертолетов. В тот осенний день азербайджанские позиции штурмовало сразу три Ми-24, из которых армяне потеряли две машины, а третий вертолет ушел с повреждениями. К счастью для пилотов, никто не пострадал, но одна машина сгорела полностью. Второй вертолет, совершил посадку, пытаясь забрать экипаж, но в этот момент, выстрелом из гранатомета, был выведен из строя. Граната, попав в радиоотсек, повредила гидросистему вертолета. Третий вертолет забрав оба экипажа подбитых машин, смог улететь. Десять часов понадобилось технику, доставленному месту посадки, чтобы как-то починить машину, которую пытался отбить наступающий противник. Когда работа была завершена, к месту аварии, на вертолете ПСС, были доставлены Закир Юсифов и оператор, которые перегнали вертолет на базу.

Почти после каждого вылета, вертолет Закира Юсифова возвращался на базу изрешеченный пулями. Однако он вновь появлялся над позициями противника. Пленные армянские солдаты с почтеньем отзывались о храбрости пилота.

Гибель

В 1992 году в Кубатлинском районе, близ населенного пункта Сафиан, сосредоточились силы армян, для уничтожения которых, а также для поддержки наземных сил, были отправлены три азербайджанских вертолета. Закир должен был лететь первым, обстреляться одним нажатием и уйти, прикрывая следующих пушкой. Все экипажи открутили «воздушную карусель», чётко выполнив поставленную задачу. Закир Юсифов дал команду:«Уходим! Группа, порядок. Домой.» Группа возвращалась вдоль оврага на предельно малой высоте. В Агджабеди, на аэродром, один за другим приземлились два вертолёта, которыми управляли товарищи Закира, Бахлул и Ханлар. Но Закира видно не было.

Обратно на Ми-2 состоялся вылет в поисках пропавшего вертолёта. Закира вызывали, но эфир молчал. В тот день видимость для пилотов была отличной, и они заметили поднимающийся от земли, столб черного дыма. Вдоль дороги на Кубатлы, на холме, далеко от линии фронта, пилоты увидели остов разрушенного вертолета, вокруг которого столпились местные жители, и успели сбить огонь, и вытащить из машины тело погибшего экипажа. Приземлившись, бойцы расспросили людей и обследовали местность. Вертолет развалился на вершине, а вверх по склону холма шли следы от цепляющихся за землю пилонов. Экипаж не заметил повреждения, пока приборы не показали отсутствия жидкости в гидросистеме. Справиться с управлением вертолета было уже невозможно.

Закир Юсифов вместе со свои экипажем погибли. Тело было привезено и похоронено в Баку.

Ответить

Вернуться в «Нагорный Карабах»