САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#21 Сообщение smersh70 » 26 сен 2014, 23:34

ИзображениеЮжная Корея готова подписать контракт по закупке F-35

Южная Корея завершила процедуру выбора истребителя Lockheed Martin F-35A с обычным взлетом и посадкой для оснащения ВВС страны, сообщает Военный паритет с ссылкой на flightglobal.com 24 сентября. ВВС планируют приобрести 40 машин этого типа.

Компания сообщила, что 24 сентября получила письмо от южнокорейского правительства о «намерении подписать договор оферты и акцепта между правительствами США и Республики Корея».

В 2014 году F-35 был утвержден в качестве победителя конкурса FX III, в котором также участвовали Boeing F-15 Silent Eagle и Еurofighter Typhoon. Таким образом, Южная Корея стала третьей азиатской страной, выбравшей F-35 после Израиля и Японии.

«Мы с нетерпением ждем производства и доставки самолетов вовремя и в рамках бюджета для Южной Кореи», заявил исполнительный вице-президент «Локхид Мартин» Орландо Карвальо (Orlando Carvalho).

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#22 Сообщение smersh70 » 01 окт 2014, 00:19

Фото воздушной дозаправки F-22, возвращающихся после нанесения ударов по Сирии
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#23 Сообщение smersh70 » 04 окт 2014, 03:13


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#24 Сообщение smersh70 » 08 окт 2014, 00:10

Программа истребителя KFX/IFX перейдет во вторую фазу.
Как ожидается, Индонезия и Южная Корея подпишут соглашение по второй фазе программы создания истребителя KFX/IFX, сообщает Aerospace Defense 2 октября со ссылкой на статью в индонезийской газете The Jakarta Post. Было объявлено о трех фазах контракта: 1) разработка технологий, 2) инжиниринг и разработка производственной базы, 3) совместное производство и маркетинг. Предварительное соглашение по программе было заключено 9 марта 2009 года, соглашение о начале работ по первой фазе было подписано в декабре 2012 года, подписание второй фазы будет заключено в ближайшее время. С 1970-х годов обе страны имеют очень тесные отношения в военно-технической сфере. Доля Индонезии составит 20%, правительства Южной Кореи 60% и компании Korea Aerospace Industries (KAI) 20%, общая стоимость программы на данном этапе 5 млрд долл США. По своим возможностям истребитель KFX будет ниже F-35, но выше чем F-16. После разработки самолета обе страны могут создать совместное предприятие по их производству.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#25 Сообщение smersh70 » 15 окт 2014, 15:08

Изображение
Захочет ли Азербайджан приобрести новейший российский истребитель?

Российские ученые уже приступили к созданию истребителя шестого поколения.

Россия уже приступила к созданию истребителя шестого поколения из композитных материалов. Об этом сообщил генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев в ходе форума «Открытые инновации», передает РИА Новости.

В настоящее время в России проводятся испытания истребителя пятого поколения, поставки которых в вооружённые силы могут начаться в 2016 году. ПАК ФА, или Т-50 — российский истребитель пятого поколения, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Головным разработчиком является ОАО "Компания "Сухой", входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). По сравнению с истребителями предыдущих поколений, Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя.

"Наша задача заключается в том, чтобы создать задел для создания истребителя шестого поколения. Такие проекты сейчас рассматриваются. Они в первую очередь связаны с материалами и двигателями. Есть интересный проект с ОКБ имени Люльки по созданию двигателей с уникальной характеристикой, он пока в стадии рассмотрения", — сказал Григорьев журналистам.

Кроме того, фонд рассматривает соответствующие работы по композитным материалам для истребителя будущего и возможно в ближайшее время выберет проект.

"В первую очередь это касается не столько композитных материалов, сколько методов контроля их состояния. Это ключевой момент для композитных материалов", — добавил Григорьев.

Ведущие европейские страны создавать пятое поколение боевой авиации вообще не будут, а сразу перейдут к шестому беспилотному поколению.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#26 Сообщение smersh70 » 17 окт 2014, 12:24

Изображение
Американская Lockheed Martinп представила бомбардировщик SR-72, самолет сумеет разогнаться до 6 чисел Маха, то есть - полетит в 6 раз быстрее звука, что соответствует 5600 километрам в час. Сумеет прорвать любую систему обороны

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#27 Сообщение smersh70 » 19 окт 2014, 00:31

Изображение
Истребитель шестого поколения в России создадут по советским заделам

На прошедшем на этой неделе форуме "открытые инновации" руководитель Фонда перспективных разработок Андрей Григорьев отметил, что в настоящее время рассматриваются проекты в области двигателей и материалов, способных стать заделом для создания истребителей шестого поколения. Учитывая, что даже типы истребителей пятого поколения в мире можно посчитать по пальцам, из которых на вооружение принят и вовсе один-единственный, такое заявление несколько удивляет. Мнения экспертов между тем разделились – кто-то считает, что все это из области футурологии, кто-то уверен, что такие разработки были готовы еще к 1990-м годам, но помешал развал СССР. Что же из себя будет представлять истребитель шестого поколения

К созданию самолетов пятого поколения в России приступили в 2002 году, хотя задумки таких машин были еще в позднесоветское время. Сейчас уже группа из пяти истребителей проводит цикл испытаний, по результатам которых, видимо, самолеты ПАК ФА (или Т-50) будут запущены в серию, таким образом начнется переоснащение ВВС. На этом фоне разговоры о проектировке механизмов для самолетов шестого поколения звучат крайне оптимистично.
"Наша задача заключается в том, чтобы создать задел для создания истребителя шестого поколения. Такие проекты сейчас тоже рассматриваются. Они, в первую очередь, связаны с материалами и с двигателями. Есть интересный проект с ОКБ им. Люльки по созданию двигателей с уникальной характеристикой, он пока в стадии рассмотрения", – рассказал Андрей Григорьев.
Кроме того, глава ФПИ уточнил, что "соответствующие работы по материалам мы тоже рассматриваем, и, может быть, в ближайшее время выберем проект. В первую очередь, это касается не столько композитных материалов, сколько методов контроля их состояния".
Этот фонд создавался при прямой поддержке вице-премьера по "оборонке" Дмитрия Рогозина, как аналог американской DARPA, для разработки новейших технологий, в первую очередь, в оборонной сфере. Спустя некоторое время, Рогозин заявил, что надеется, что большинство исследований никогда не станут известны журналистам, но анонсировал перспективные работы по всему фронту ОПК. Тем не менее, столь амбициозные проекты серьезно взбудоражили экспертное сообщество. Однако, по мнению военных аналитиков, делать из признания Григорьева сенсацию не стоит.
"Говорить о создании самолета шестого поколения не имеет смысла, потому что ВВС даже не сформулировала требования. Эти заявления надо интерпретировать так, что идут проработки в самом общем виде облика, задач и возможностей такой машины. Сегодня Россия, прежде всего, реализует проект истребителя пятого поколения – это одна из самых масштабных и глобальных задач, которые стоят перед ОАК. В настоящее время уже готовы пять летных образцов, они проводят необходимые испытания, ожидается, что где-то через несколько лет установочная партия из первых машин будет передана ВВС для опытно-боевой эксплуатации. После этого начнется полномасштабная серийная поставка этих истребителей для российских ВВС. На ближайшие 30, а может, 40 лет именно Т-50 будет составлять основу ударного парка отечественных ВВС", – прокомментировал ситуацию Накануне.RU военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

По его мнению, перевооружение российских ВВС на самолеты пятого поколения – это стратегическая задача, которая должна стоять перед государством в этой области на ближайшие десятилетия.
"Россия сегодня находится на начальном этапе разработки истребителя пятого поколения, нам важно эту разработку запустить в серию, довести до товарного, серийного вида, и запустить в войска – это задача на ближайшие, как минимум, 30 лет. Сделать двигатель второго этапа для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 – это задача №1. С практической точки зрения, ресурсы, финансы, политическая воля государства должны быть сосредоточены на реализации проекта Т-50, как одного из главных приоритетов в государственной программе вооружений", – уверен Коротченко.
Фактически сегодня лишь три государства способны создать и принять на вооружение истребители пятого поколения – помимо США и России, это Китай. Но если Китай не так давно предъявил опытный образец, а Россия заканчивает испытания, то в США F-22 уже давно принят на вооружение и сейчас обкатывается в реальных условиях, утюжа бомбардировками территорию Сирии и Ирака под предлогом борьбы с терроризмом в лице "Исламского государства". Разрабатывается и семейство истребителей пятого поколения F-35. В Китае, по данным, которые публиковались в международной прессе, уже готовы четыре образца "Chengdu J-20", первый полет которого состоялся в 2011 году, сейчас самолеты находятся в стадии испытаний. Сообщалось также о начале разработок в этом направлении в Японии, Южной Корее и даже Турции, но пока эти проекты не вылились даже в первый экземпляр.

"Что касается так называемого истребителя шестого поколения, то понять, в каком виде эта машина будет, каков ее функционал, какие задачи она будет решать, станет возможно лишь после того, как ВВС России, Генштаб ВС сформулируют тактико-технические требования. В противном случае можно наразрабатывать чего угодно, но если это не будет востребовано военными, это вообще не будет востребовано. Никаких наборов требований, которые характеризуют шестое поколение, не существует в природе ни у нас, ни за рубежом. Это все – не более, чем инициативные подходы к тому, чтобы в самом общем виде понять, что это такое будет", – подчеркнул эксперт, назвав разработки ФПИ "научной футурологией", которая, впрочем, "тоже нужна".
Такая работа действительно нужна, потому что если не задумываться о следующем поколении технологий, пусть и не разобравшись до конца с текущими задачами, то произойдет технологический регресс, уверен вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин.
"То, что заговорили о двигателях для самолетов шестого поколения – это уже хорошо. Если бы зацикливались на модернизации четвертого поколения и говорили бы постоянно о том, что мы находимся на уровне пятого поколения – это был бы уже регресс в научной мысли и производстве. Если мы закладываем сейчас шестое поколение, я думаю, это имеет положительную тенденцию , и к этому надо относиться с большим уважением. Если мы будем только "доводить до ума", не думая о перспективах, мы потеряем темп", – отметил Анохин в интервью

При этом, он уточнил, что работы по созданию самолетов шестого поколения ведутся в ведущих странах мира, впрочем, прорыва, несмотря на огромные финансовые затраты, им добиться так же не удается.
пак фа истребитель т-50|Фото: компания "сухой"
"Разработки ведутся везде, прежде всего, в США. Правда, при огромных тратах денег, результаты у них не больше, чем у нас – мозгов не хватает. Электроники много, а мозгов не хватает. Многие думают об этом, разработки идут в США, но мы, скажем так, идем ноздря в ноздрю", – поясняет эксперт.
Между тем, "темп потеряли" мы еще с распадом Советского Союза – основные ключевые технологии для перспективных истребителей прорабатывались и могли быть внедрены еще 30 лет назад.
"Задел для этого был положен еще в 1970-х годах. Было специальное постановление ЦК КПСС и приказ министра обороны о перевооружении вооруженных сил СССР, в том числе и ВВС. Тогда был совершен гигантский скачок в области опережающих разработок – двигателестроение, самолетостроение, электронное приборостроение и т.д. Это был мощнейший рывок. Он пришелся на пик разработки "Бурана", который тоже имел самое прямое отношение к этим технологиям", – рассказал Накануне.RU Герой России, заслуженный летчик-испытатель, один из испытателей "Бурана" Магомед Толбоев.

Он отметил, что для разработки пилотируемого многоразового космического корабля, аналога американского "Шаттла", работало огромное количество людей и предприятий – около 1,6 млн человек с 900 предприятий всего СССР.
буран космический корабль|Фото: codename-mika.livejournal.com
"Технологии были разработаны и отработаны, ждали лучшего часа, и первый пункт был связан с нормальным финансированием. К сожалению, в 90-е годы все рухнуло, но базисный элемент остался – советская база осталась. Теперь финансирование вернулось, резко увеличилось финансирование военно-промышленного комплекса и появление новых технологий в области точной техники, механики, авионики, приборостроения – это становится доступным, а реализация – дело времени", – отмечает Толбоев.
С крушением Советского Союза произошла и другая настоящая трагедия – большое число советских ученых уехали за рубеж и использовали свои знания для развития западной военной мощи. Если бы Советский Союз не растерял своего научного потенциала, он мог бы уйти далеко вперед от своих основных конкурентов. Сейчас же львиная доля этого потенциала утрачена.
"Скажем, развитие израильских беспилотников – это дело русских ученых - советских. Мы над этим работали – нигде в мире не было беспилотников, кроме нас. Мы разработали БПЛА трех классов – легкие, средние и тяжелые. Тяжелый класс – это то, что сейчас называют шестыми поколением. Тяжелый класс беспилотников – машины размером с самолет, только на автопилоте. Мы провели работы в ЛИИ им. Громова, на самолетах Су-27 – самолет полностью выполняет высший пилотаж, боевые задачи, не имея летчика на борту. Летчик сидит как оператор – смотрит, оценивает и испытывает. А так, и мы и американцы готовы уже в ближайшее десятилетие запустить шестое поколение", – рассказывает летчик-испытатель.
В то же время, делать ставку на истребители шестого поколения, игнорируя насыщение ВВС истребителями пятого поколения, не стоит.
"Мы не можем поколения печатать друг за другом – финансы не выдержат. Главное – практически полное перевооружение ВВС самолетами пятого поколения и одновременно – продолжать разрабатывать, совершенствовать самолеты шестого поколения", – подчеркивает эксперт.
F-22 Raptor истребитель пятого поколения, США, Сирия|Фото: cdn.thedailybeast.com
В июле этого года глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов рассказал журналистам о том, что через 12 лет будет готов первый опытный образец истребителя шестого поколения. Тогда же он отметил, что американцы, у которых на вооружении уже стоит истребитель пятого поколения F-22, который проходит в Сирии боевую обкатку, начнут оснащать свои войска истребителями следующего поколения не раньше 2030-х годов. Опрошенные Накануне.RU эксперты согласны с тем, что за такой срок реально сделать первый экземпляр, но нужно избежать того, чтобы на этом экземпляре все и закончилось, то есть четко иметь в виду его ввод в серию и внедрение в ВВС.
"Эта цифра реалистична, можно сделать даже за 10 лет. Все зависит от финансирования и целенаправленности. Если взялись за дело, делать до конца. Не так, как "Superjet", который обещали в 2004 году, а уже 2014-й. МС-21 обещают в 2018 году поднять. Поднять – поднимут, а что дальше? Он только в 2025 году может появиться. Речь идет не только о создании, а о вводе его в эксплуатацию. Сегодня Путин скажет – сделайте мне шестое поколение, мы за год сделаем, но это будет единичный экземпляр. Он проходит под наименованием "изделие" – "изделие 100", "изделие 114" и т.д. Это опытный экземпляр. К примеру, летает "Беркут" (Су-47, единственный в мире истребитель с обратной стреловидностью крыла, изготовлено четыре образца, – прим. Накануне.RU) – но это опытный экземпляр", – подчеркивает Толбоев.

Считается, что истребитель шестого поколения непременно должен быть беспилотным. Это означает "торжество прогресса", но в случае серьезной войны с применением, в том числе и атомного оружия, армия, вооруженная одной лишь беспилотной авиацией, окажется безоружной перед лицом "допотопных" самолетов и техники.
"Нам нужно исходить из двух вещей. Первое – мирное сосуществование. В этом случае, мы уступаем дорогу автоматизации, компьютерам, технологиям и т.д., но если, не дай бог, начнется ядерная война, никакие компьютерные системы работать не будут, ни телефоны, ни телевизоры. Чем сложнее механизмы и электроника на борту, тем больше самолет подвержен элементам, которые излучаются при ядерном взрыве – от ионосферы до Земли. Поэтому, нам придется вернуться к механическим приборам, от автопилотов к пилотам, летчикам, а летчика готовить нужно минимум восемь лет", – объясняет Магомед Толбоев.
А с проблемой отсутствия у пилотов необходимой квалификации мир уже вплотную столкнулся.

"С этим уже мировая практика столкнулась, что летчик все больше становится оператором, который поднял самолет в воздух, включил автопилот и летит так до посадки – только перед посадкой отключает, хотя сейчас уже даже сажают автоматически. Идет деградация летного состава, особенно пилотов – об этом уже говорит вся Европа и Америка. Я – профессионал, который летал на всем, что есть в России, на Западе и в Америке от "Boeing-747" до "МиГ-21", и сейчас я могу сесть в любой самолет, посмотрю на кабину, мое тело мгновенно перестроится на этот самолет, потому что есть мышечная память. Но это не всем дано и таких специалистов остается все меньше", – констатирует летчик-испытатель.
http://www.nakanune.ru/articles/19565/" onclick="window.open(this.href);return false;

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#28 Сообщение smersh70 » 23 окт 2014, 00:42

Изображение
Китайская газета «Наньфан жибао» опубликовала комментарии ст. полковника Сюй Юнлина, в прошлом – главного летчика-испытателя программы J-10, касающиеся состояния программы создания истребителя пятого поколения J-31.

Истребитель совершит демонстрационные полеты на ближайшем авиасалоне в Чжухае, который откроется в ноябре.

По словам Сюй Юнлина, J-31 является «облегченным вариантом» истребителя пятого поколения. В его конструкции максимально использован задел, сформированный в ходе работы над последними образцами китайских истребителей четвертого поколения, а число действительно новых технологий «невелико». Это и дает надежду на то, что уже в течение 5 лет самолет будет готов к серийному производству.

Сюй отметил, что двигателестроение остается узким местом для китайской авиапромышленности, но в случае с проектом J-31 в данной области отметился прогресс. «Сейчас эти недостатки [в двигателестроени] восполняются и очень скоро могут появиться хорошие новости», - отметил Сюй. Он выразил уверенность, что в перспективе J-31, как и другие основные типы китайских боевых самолетов, будут оснащаться отечественными двигателями, что позволит покончить с зависимостью от экспорта.

Сюй отметил, что самолеты, построенные с использованием технологий малозаметности являются будущим для палубной авиации всех стран. Но вероятность полной замены самолетов четвертого поколения самолетами пятого поколения невелика. В перспективе в составе авианосной авиации самолеты четвертого и пятого поколения будут сочетаться. По мнению Сюя, «вероятность появления J-31 на палубах авианосцев очень велика, но на данный момент я не видел какой-либо информации об адаптации самолета к технологиям, необходимым к базированию на авианосце, поэтому ожидаю, что появление авианосного J-31 произойдет уже после того, как [ базовая версия] начнет поступать в войска.»

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#29 Сообщение smersh70 » 26 окт 2014, 18:41

Изображение
F-35B будут испытывать вместе с конвертопланами и вертолетами

В состав 22-й эксплуатационно-оценочной эскадрильи Корпуса морской пехоты США (VMX-22, база ВВС Эдвардс, Калифорния) прибыл первый истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B Lightning II, сообщает Военный паритет с ссылкой на Marines.mil 9 октября. Ранее эскадрилья имела только конвертопланы MV-22 и вертолеты CH-53, таким образом, F-35B стал первым самолетом, который пройдет в подразделении эксплуатационные испытания. Это первый из четырех самолетов этого типа, которые прибудут в течение ближайших месяцев. Сообщается, что оценка эксплуатации F-35B вместе с конвертопланами и вертолетами позволит лучше понять возможности «целевой группы 21-го века». Испытания данного этапа будут проводиться как на базе Эдвардс, так и авиастанции ВМС Чайна-Лейк (Калифорния), базе ВВС Неллис (Невада), наземном боевом центре морской пехоты Твентин-Палмс (Калифорния), авиастанции ВВС Юма (Аризона), на борту десантного корабля Wasp и продлятся до 2018 года. Сообщается, что далее испытания будут проводиться непрерывно на весь срок действия программы F-35 по мере модернизации самолета.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 147437
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 11103 раза
Поблагодарили: 16131 раз

Re: САМОЛЕТЫ 5-го ПОКОЛЕНИЯ

#30 Сообщение smersh70 » 26 окт 2014, 18:50

Изображение
История создания, возможности и перспективы стелс-технологий
Борьба за господство в воздухе давно переместилась в область радиоэлектроники. В наши дни воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии в сотни километров. Но по-прежнему действует старое правило боя: эффект неожиданности дает большое преимущество. Технология стелс возвращает к этому основному принципу военных действий.
Как это работает
Изображение
Чтобы понять принцип работы этой технологии, нужно разобраться в принципах работы радара.
Как известно, радар – это средство, позволяющее оценить приблизительное месторасположение объекта в пространстве. Принцип действия радиолокационной станции (РЛС) основан на том, что отправленный с нее радиосигнал хорошо отражается от металлических поверхностей, например от корпуса самолета.
Фюзеляжи летательных аппаратов обычно округлой аэродинамической формы, поэтому радиосигнал отражается от них во все стороны, в том числе и в сторону радара. Радар принимает сигнал. По времени, которое было необходимо для того, чтобы проделать путь от РЛС до самолета, определяется расстояние.
Сочетая эту информацию с направлением, откуда принят сигнал, радиолокатор определяет местоположение объекта. Кроме того, современные радары, например «Ирбис» или «Жук» разработки КРЭТ, могут сортировать цели по размеру и типу: «вертолет», «крылатая ракета», «истребитель».
Таким образом, чем лучше самолет отражает радиоволны, тем на большем расстоянии его можно засечь. Конструкторы стараются снизить эту способность, называемую еще радиолокационной заметностью.
Принцип снижения заметности, или стелс-технология, основан на том, что сигнал от РЛС за счет особенностей корпуса не отражается в сторону радара. Сейчас существуют два основных способа достижения этой цели: фюзеляж самолета выполняется не округлой, а угловатой формы, с прямыми поверхностями и острыми углами, а также корпус покрывается специальным, радиопоглощающим покрытием.
Помимо этого, часто снижают тепловую заметность самолета, размещая сопла двигателей на верхней поверхности аппарата. Также применяются системы охлаждения нагретых участков. Все это в сумме обеспечивает максимальную невидимость от радиолокационных средств противника.
Американский «невидимка», придуманный русским физиком
История стелс-технологии началась в 1966 году, когда специалист по радарам, работавший на заводе «Локхид», наткнулся на статью физика Петра Уфимцева в популярном советском научно-техническом журнале. В статье говорилось о том, что летательные аппараты определенного вида, сделанные из определенных материалов, определенным образом граненные и окрашенные, практически невидимы для радаров. Статья очень заинтересовала американских военных специалистов, и в США решили построить и испытать такой летательный аппарат.
И уже в середине 1970-х годов американские ВВС получили самолет-разведчик SR-71, который отличался необычной формой, был специально окрашен, согласно идеям Уфимцева. Таким образом, SR-71 был первым самолетом, созданным с применением технологий радиолокационной малозаметности.
Несмотря на форму, специальное покрытие, цезий, который добавлялся в топливо для снижения температуры выхлопа, SR-71 легко обнаруживался благодаря потоку разогретых выхлопных газов, а также нагреву корпуса на высоких скоростях.
«Невидимки» в небе «Невидимки» в небе
Американцы двинулись дальше и начали разрабатывать новые типы самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Проект получил название «стелс», от английского stealth – «втихомолку», «украдкой».
В начале 1990-х годов США явили миру самолет крайне необычного вида. Были изготовлены две модификации «стелсов»: истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик В-2.
Кстати, в создании последнего участвовал сам Петр Уфимцев. Когда в 1980-х годах работы по советскому «стелсу» на уфимцевских идеях были прекращены, обиженный конструктор эмигрировал в США.
Стелс-технологии по-русски
Но можно задаться вопросом: если в СССР давно знали секреты подобных технологий, то почему не опередили американцев, создав свой «стелс»?
Как известно, в советское время огромные ресурсы тратились на решение самых современных оборонных задач, и данное направление не было исключением.
Как вспоминал генконструктор НПО «Люлька-Сатурн» Виктор Чепкин, эта технология была хорошо известна советским конструкторам. «Вместе с разными институтами тщательно анализировали, что такое «стелс» и вообще технология невидимости, как она реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное применение «стелсовской» технологии – «стелс» ради «стелса» – чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов. Чисто «стелсовские» самолеты можно применять только в очень узком боевом диапазоне для специфических целей. А технология очень дорогая», – рассказывал он.
Как минимум в двух советских КБ были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов. Авторитетные комиссии пришли к выводам не в пользу «невидимых» технологий.
Во-первых, самолет-невидимка, изготовленный по идеям Уфимцева, из-за своей формы обладает малой скоростью и маневренностью, он плохо приспособлен к боевому маневру.
Во-вторых, самолет можно обнаружить визуально и особыми высокочастотными радарами. Кроме того, при открытии бомболюков и в некоторых режимах полета он виден обычными радарами и после «засечки» может быть легко сбит. Об этом догадались еще в 1999 году сербские специалисты ПВО, когда югославский МиГ-29 сбил американский F-117A в небе над Белградом. Сегодня эксперты в области обороны отмечают, что даже дорогостоящий самолет- невидимка F-35 не является «тайной» для китайских и российских радаров.
В-третьих, стоимость таких самолетов очень высока. Для сравнения: бомбардировщик B-2 стоимостью 1,157 млрд долларов является самым дорогим самолетом в истории авиации.
Но от технологий малозаметности не отказывалась ни одна сторона. Ряд технологий стелс включены в конструкцию последних советских истребителей – МиГ-29 и МиГ-27. Новые российские самолеты – истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С – также обладают пониженной заметностью. Перспективные российские самолеты пятого поколения – тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА – разрабатываются как самолеты-невидимки.
Кстати, на ПАК ФА, который сейчас проходит государственные испытания, планируется устанавливать новую РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) разработки КРЭТ. Плоскость антенной решетки расположена под наклоном, что существенно снижает ее вклад в ЭПР самолета, делая его менее заметным.
И хотя требования к истребителям пятого поколения у российских и американских конструкторов в принципе идентичны, есть основное отличие – американцы отказываются от сверхманевренности в пользу малозаметности.
По мнению же отечественных специалистов, сверхманевренность приобретает все более важное значение в военной авиации. Этому способствует не только развитие радиолокации и появление новых высокочастотных радаров, но и постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения. Ведь при встрече двух малозаметных истребителей тактика ведения боя будет возвращаться к прошлому.

Ответить

Вернуться в «ВВС»