Вертолеты Азербайджана

Летный состав Войск
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#81 Сообщение smersh70 » 04 фев 2019, 22:35

ASELSAN модернизирует ВВС Азербайджана. На фотографии специалисты этой компании.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#82 Сообщение smersh70 » 05 фев 2019, 19:17

smersh70 писал(а):bell 401,на фоте рядом md 530
Да Сурен,они ваще не летают,они просто бороздят воздушное пространство
https://youtu.be/rkfl-tToAEs

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#83 Сообщение smersh70 » 10 фев 2019, 21:04

Большие доходы Азербайджана от своей нефтегазовой отрасли позволили стране создать внушительные и хорошо оснащенные вооруженные силы, в том числе и самую мощную среди стран Закавказья военную авиацию. Значительную роль в ударных возможностях азербайджанской военной авиации играют боевые вертолеты семейства Ми-24 различных модификаций, при этом из-за политических ограничений группировка разделена между армейской авиацией и пограничниками.
Данный материал представляет собой попытку обзора вертолетов Ми-24 из состава 1-й эскадрильи «Skywolf», наиболее распиаренной благодаря наличию на вооружении весьма экзотической на пост-советском пространстве модели Ми-24G (Gecae – азерб. «Ночь»), на основе информации из открытых источников.
Изображение
Набор шевронов, которые обычно носят летчики 1-й эскадрильи — Военная Авиация * Армейская авиация, 1-я эскадрилья, Skywolf Mi-24.
Изображение
Вертолеты Ми-24G появились в Азербайджане благодаря контракту заключенному с южноафриканской АТЕ (Advanced Technologies and Engineering) и украинской «Авиакон» (Конотоп). В свое время АТЕ занялась модернизацией Ми-24, разработав несколько моделей Super Hind Мк.1 — Mk.4. Подрядчиком по исполнению стал украинский «Авиакон», который провел не только стандартый капремонт, но и инсталяцию южноафриканского и украинского оборудования. В результате чего привычный всем вертолет приобрел довольно футуристичный вид.

ЮАРовские специалисты весьма незатейливо подошли к вопросу установки обзорно-прицельной системы на Ми-24, соорудив на носу вертолета до неприличия огромную конструкцию, которая значительно ухудшает обзор оператора вперед. В сравнении с этим, размещение подобного «шарика» на российском Ми-35М выглядит верхом изящества.
Изображение
Еще один вид на 20-мм пушку Vector GI-2 — видна подача 20-мм снарядов. Селективное питание из двух коробов позволяет выбирать более подходящий тип снаряда для стрельбы по конкретной цели.
Изображение
Ми-24G получил новое вооружение из длинноствольной 20-мм пушки Vector GI-2 разработки IST Dynamics с боекомплектом 840 снарядов. Авионика вертолета включает гиростабилизированную оптико-электронную систему целеуказания и наблюдения Cumulus с инфракрасным/телевизионным сенсорами, нашлемный прицел, ИЛС, очки ночного видения для пилотов, совместимые со стандартами НАТО радиостанции и систему опознавания «свой-чужой», комбинированную допплеровскую/GPS навигационную систему. Из предположительных недостатков Ми-24G, наверное, стоит отметить ухудшенный визуальный обзор оператора вооружения из-за массивной конструкции на носу вертолета.
Донорами для украинско-юаровской конверсии послужили Ми-24Р вооруженных сил Украины. В 2009 году Азербайджан купил на Украине 12 вертолетов, включая 10 Ми-24Р:
крин с репортажа из Конотопа, где в то время модернизировалась первая партия азербайджанских Ми-24G.
Изображение
Интересно, что из этих 12 бортов, десять были почти «мирными» — разведчиками Ми-24Р. Надо сказать, что это было довольно оправданное решение — так сложилось, что специализированные варианты Ми-24 вроде разведчика и корректировщика так толком и не нашли свою нишу в вертолетных частях и использовались с наименьшей интенсивностью, по сравнению с боевыми вариантами Ми-24Д, Ми-24В и Ми-24П. Благодаря этому они сохранили наибольший ресурс, да и фактический износ этих вертолетов был минимальным. А так как эти Ми-24Р предназначались для полного переоснащения новым оружием, отсутствие на борту комплекса управляемого вооружения только упрощало их модернизацию.
Азербайджанский Ми-24Р — характерная «гладкая мордочка» без «бороды» прицельной аппаратуры наведения ПТУР.
Изображение

Особенности именно азербайджанского варианта «Супер Хинда» состоят в применениии прицельного комплекса «Барьер-В» разработки киевского КБ «Луч», предназначенным для наведения ПТУР Р-2В с полуавтоматической лазерной системой наведения. Комплекс «Барьер-В» был создан для модернизации Ми-24 и Азербайджан был первым заказчиком комплекса. ПТУР R-2V имеет дальность пуска 7,5 км, тандемная БЧ способна пробивать броню более 800 мм.

Украинская ракета Р-2В из состава ПТУР Барьер-В, установленная на азербайджанских Ми-24G и Ми-24ПУ-1.
Изображение
Особенности именно азербайджанского варианта «Супер Хинда» состоят в применениии прицельного комплекса «Барьер-В» разработки киевского КБ «Луч», предназначенным для наведения ПТУР Р-2В с полуавтоматической лазерной системой наведения. Комплекс «Барьер-В» был создан для модернизации Ми-24 и Азербайджан был первым заказчиком комплекса. ПТУР R-2V имеет дальность пуска 7,5 км, тандемная БЧ способна пробивать броню более 800 мм.
Отдельно стоит остановиться на количестве модернизированных Ми-24G. На этот счет есть разные оценки — большинство источников ошибочно сообщает о 12 таких машинах, видимо основываясь на количестве закупленных бортов, но это неверный подход. В конверсию пошли только собранные по всей Украине «голуби мира» Ми-24Р, а пара Ми-24П была на «Авиаконе» модернизирована в украинский вариант Ми-24ПУ-1 и избежала жестокой «вивисекции» по южноафриканскому рецепту. Косвенно это подтверждают и американцы, посетившие Азербайджан в 2018 году и написавшие несколько статей в авиационной прессе о ВВС этой страны — они говорят о 9 имеющихся Ми-24G, хотя и эта цифра, как мы увидим дальше, весьма сомнительна.
Изображение


Длинноствольная 20-мм пушка с селективным питанием и гиростабилизированная оптико-электронная система переднего обзора не только увеличили боевые возможности бывших Ми-24Р, но и радикально изменили их внешний вид.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#84 Сообщение smersh70 » 10 фев 2019, 21:15

Рассмотрим боевой состав 1-й эскадрильи «Skywolf», первая четверка (N300-303) однозначно идентифицируется как Ми-24G, причем эти вертолеты пришли в таком облике сразу с «Авиакона».

Ми-24G N300
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Ми-24Р/Ми-24G N 305

Вертолет с бортовым номером N305 получил печальную известность благодаря своему неудачному дебюту в азербайджанском наступлении на Карабах в апреле 2016. Интересно то, что 305-й «засветился» на фотографиях в Азербайджане в изначальном виде разведчика Ми-24Р.
Однако, к апрельскому наступлению 2016 года вертолет был конверсирован в Ми-24G, причем изображений его в в таком виде нет. При атаке на опорный пункт противника Ми-24G N305 был сбит
Экипаж из трех человек погиб.
Погибшие на Ми-24G N305 вертолетчики: майор Табриз Мустафазаде (Təbriz Mustafazadə), старший лейтенант Бакир Исмаилов (Bəkir İsmayılov), майор Урфан Вализаде (Urfan Vəlizadə).
Изображение
Изображение

Следующая пара — Ми-24 с бортовыми номерами 306 и 307 — снова бывшие украинские разведчики, без каких-то следов модернизации. Оба вертолета не подверглись конверсии и до сих пор летают в оригинальной комплектации.
Изображение
► Показать
Следующая пара — это модернизированные «Авиаконом», по упрощенному украинскому варианту Ми-24ПУ-1. Из достойного упомянания там — установка прицельного комплекса и ПТУР «Барьер-В». Особых внешних отличий от стандартного Ми-24П практически нет.
Изображение
Изображение
Итак. подводя итоги по теме азербайджанских Ми-24G и 1-й вертолетной эскадрильи ВВС Азербайджана. Несмотря на байки о 12 конверсированных в эту модель Ми-24, это явно не так. Реально было закуплено 10 подлежащих модернизации Ми-24Р, но как показывают фотографии пары последних лет, даже из этого количества конверсированы в Ми-24G, были не все. Среди точно установленных Ми-24G — семь вертолетов (N300, 301, 302, 303, 305, 308, 309). Можно было бы предположить, что на самом деле таких машин было и восемь — так на еще один борт N304 практически нет свежих изображений, но скорее всего он все-таки не был модернизирован. С учетом того, что Ми-24G N305 был сбит противником в Карабахе, по факту на вооружении имеется 6 Ми-24G, теоретический максимум — 7.
Изображение
Изображение
Интересно, что новенькие Ми-35М пошли, в основном, на оснащение новых эскадрилий, сформированных Государственной пограничной службой Азербайджана. Можно, конечно, обсуждать насколько авиация азербайджанских пограничников является «самостоятельными ВВС» или это просто «маскировка» для формального соблюдения договора об обычных Вооруженных Силах в Европе (ДОВСЕ). Но при этом на вооружении собственно Армейской авиации Азербайджана есть еще и 2-я эскадрилья Ми-24, где стоят на вооружении в том числе и древние Ми-24В, которым бы уж точно не помешала серьезная модернизация.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#85 Сообщение smersh70 » 15 фев 2019, 20:50


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#86 Сообщение smersh70 » 05 мар 2019, 21:59

smersh70 писал(а):Рассмотрим боевой состав 1-й эскадрильи «Skywolf», первая четверка (N300-303) однозначно идентифицируется как Ми-24G, причем эти вертолеты пришли в таком облике сразу с «Авиакона».
Ми-35М Азербайджана — тайная жизнь ударных вертолетов. Ч-2


В первой части обзора азербайджанских боевых вертолетов семейства Ми-24 была рассмотрена 1-я эскадрилья Армейской Авиации ВВС и находящиеся на ее вооружении Ми-24G, Ми-24П и Ми-24Р.

После этого, было бы логичным, рассмотреть боевой состав 2-й эскадрильи Армейской Авиации, но, по определенным причинам, оставим эту эскадрилью на «сладкое». А сейчас ознакомимся с ударным компонентом «вторых ВВС» Азербайджана — авиацией Государственной Пограничной службы Азербайджана (DSX), благо она также была некоторое время вооружена боевыми вертолетами семейства Ми-24 в лице их самой совершенной модификации — Ми-35М.

В сентябре 2010 года Госпогранслужба Азербайджана подписала контракт с Россией о закупке 24 вертолетов Ми-35М, общей стоимостью 360 млн. USD.

Вертолеты производились на ОАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону в конфигурации «изделие 558». Ми-35М значительно усовершенствован по сравнению с более старыми модификациями — оснащен новой несущей системой, новым автоматом перекоса, втулкой несущего винта с эластомерными подшипниками, композитными лопастями и Х-образныйм рулевым винтом по типу Ми-28, более мощными двигателями, укороченным крылом и неубирающимися шасси с усиленной аммортизацией.

Сравнение пилотских кабин азербайджанских Ми-24G (слева) и Ми-35М (справа).
Изображение

Также на Ми-35М установлены гиростабилизированная обзорно-прицельная система ГОЭС-342 с телевизионным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером и пеленгатором, прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24, а также навигационная система КНЭИ-24.

Первые четыре машины были поставлены в Баку в декабре 2011 транспортником Ан-124 компании «Волга-Днепр». Видимо, чтобы подчеркнуть «невоенность» этих вертолетов они были заказаны в белом окрасе, напоминающий вертолеты летающие под «крышей» ООН.
Первая четверка свеженьких Ми-35М в Баку.
Изображение


Фотография белого Ми-35М с несколько экзотичным для этого вертолета вооружением — на внешние пилоны пограничники подвесили авиабомбы.
Изображение

Вторая четверка Ми-35М прибыла в Баку в апреле 2012. Но так как Армейская Авиация наслаждалась своими эффектными и модными полностью черными «Супер Хиндами» Ми-24G, командование пограничников не выдержало и следующюю порцию Ми-35М заказали окрасить в темный, почти черно-зеленый цвет. Также потребовали перекрасить в уставной цвет и первую четверку — завод-изготовитель отправил бригаду маляров для перекраски белых вертолетов. :)
Безномерные темно-зеленые Ми-35М второй партии на фоне белых Ми-35М.
Изображение

На крайнем пилоне этого борта направляющие для современных ПТУР «Атака», а на внутреннем — блок УБ-16 для НУРС С-5.
Изображение

Второй в линейке Ми-35М вблизи — пушка ГШ-23 в носовой турели, «шарик» обзорно-прицельной системы ГОЭС-342, система наведения ПТУР «Штурм». Довольно неожиданно — под укороченным крылом современного вертолета подвешены древние блоки УБ-32 и УБ-16 для 57-мм НУРС С-5.
Изображение

Штатно вертолет вооружен двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23 в носовой турели, ПТУР «Штурм» и блоками Б8В20 для 80-мм НУРС семейства С-8. Впрочем, по первости азербайджанские пограничники продемонстрировали большое разнообразие нетипичных для этой модификации подвесок — бомбы, пушечные контейнеры, и даже блоки УБ-32 и УБ-16 для малоэффективных 57-мм НУРС С-5. Скорее всего, ВВС Азербайджана поначалу сплавили им свои неликвиды доставшиеся еще из наследия Советского Союза
Изображение


Хотя держатели позволяют установить на вертолет 16 ПТУР «Атака», на практике известно не так много фотографий где были бы реально подвешены ракеты. Бортовой номер или еще не нанесен, или уже успешно «зафотошоплен».
Изображение

В июне 2012 ростовские споттеры сфотографировали два азербайджанских Ми-35М из уже следующей, третьей поставки. Интересно, то, что вертолеты получили довольно таки нестандартные N207 и N208. Не совсем понятно, откуда взялись такие номера, возможно это была какая-то первоначальная идея ввести трехзначные номера. Но по факту Госпогранслужба ввела для своих вертолетов пятизначные номера, в частности Ми-35М получили диапазон N20101 — N20124. Вертолеты с N207 и N208 больше никогда не встречались на фото или видео — скорее всего их закрасили еще перед поставкой или сразу после нее.
Изображение

В ноябре 2012 пришла очередная (4-я) четверка Ми-35М, теперь прямо на заводе стали наносить правильные бортовые номера.
На хвостовой балке этого приготовленного к погрузке Ми-35М виден бортовой номер N20109. Споттер датирует снимок ноябрем 2012, то есть 4-й поставкой, хотя по логике в этой порции должны быть вертолеты с N20112 — N20116. В общем, какая-то путаница есть в наличии — то ли с датой фотографии, то ли с присвоением бортовых номеров.
Изображение
Изображение

В 2013 году поставки Ми-35М в Азербайджан замедлились, единственная 5-я партия вертолетов была отправлена в июне, к счастью, номера соответсвуют должным — N20117 — N20220.
Изображение
Изображение


В январе 2014 — последняя, 6-я порция вертолетов, после чего стороны подтвердили выполнение контракта в полном объеме.
Изображение
Изображение
Дата поставки Количество
Декабрь 2011 4 (белые, без номеров)
Апрель 2012 4 (зеленые, 207, 208 — ?)
Август 2012 4 (20109, 20110, 20111 и 20112)
Ноябрь 2012 4 (20113, 20114, 20115 и 20116)
Июнь 2013 4 (20117, 20118, 20119 и 20120)
Январь 2014 4 (20121, 20122, 20123 и 20124)

В 2012 году «информированные источники» сообщали, что Азербайджан не ограничился 24 Ми-35М для Госпогранслужбы, а заключил контракт на еще 12 таких вертолетов для Армейской Авиации. Однако, по факту, это был опцион, который так и не был реализован на практике по неизвестным причинам. Впрочем, это не помешало Армейской Авиации обзавестись такими вертолетами, но об этом ниже.
Стоит, наверное, вообще сказать о странной ситуации с авиацией Госпогранслужбы. Сразу же после заключения контракта с Россией на поставку Ми-35М, возникло стойкое ощущение, что формирование «второй Армейской Авиации» на базе хлипкой в тот момент структуры Пограничной Авиации не более чем «финт ушами» для сравнительно честного обхода договора об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). Помнится, в конце 80-х Советский Союз также передовал целые дивизии флоту и внутренним войскам, чтобы вывести их из-под зачета ДОВСЕ. Возможно, что своем бурном развитии азербайджанская Армейская Авиация стала приближаться к установленным этим договором квотам и, во избежании досужих пересудов, было принято решение о том, что вертолеты будут официально числиться за «мирными пограничниками».

Надо сказать, что первоначально пограничники действительно пытались как-то абсорбировать эту армаду вертолетов (кроме 24 Ми-35М, им еще закупили 20 Ми-17). Летчики ходили в правильной зеленой пограничной форме и даже участвовали в различных пограничных мероприятиях.

Изображение
Изображение
Но все-таки наличие 24 современных Ми-35М (фактически две полноценные эскадрильи) — оказалось слишком уж жирно для Госпогранслужбы. Особенно четко это стало ясно после того как армейцы вдоволь наигрались со своими «Супер Хиндами» Ми-24G и, без громких слов, похоронили идею дальнейшей модернизации своего вертолетного парка по типу Ми-24G, ограничившись буквально 7-8 машинами.
Изображение
Понятно, что в такой ситуации Ми-35М для Армейской Авиации стали намного нужней и желанней. Новых вертолетов с завода, как планировалось, им не купили, поэтому пошел процесс то ли добровольной, то ли принудительной передачи Ми-35М «Второй Армейской Авиации» пограничников настоящей Армейской Авиации Военно-воздушных сил. К сожалению, похоже, что этот процесс никак не освещался азербайджанской прессе и подробностей пока нет. Не претендуя на то, что отсмотрел все доступные армейские видео и фото, все таки замечу, что, например, ни разу не видел первую четверку экс-белых Ми-35М в новом окрасе — по идее они должны были стать N20101 — N20104. А так как эти номера мне никогда не попадались — есть подозрение, что они вообще сразу были перекрашены в камуфляж и ушли в соседнее ведомство.

Уже на видео от 2015 года в огромном ангаре на авиабазе Кала в перемешку с «пограничными» Ми-35М стоят по крайней мере 4 камуфляжных Ми-35М Армейской Авиации. При этом летчиков-пограничников уже не видно — только армейцы.

Уже чисто по номерам на 2018 год миграцию Ми-35М в Армейскую Авиацию можно оценить минимум в 8 бортов. Более того, сейчас я бы поставил вопрос так — остались ли Ми-35М у пограничников вообще, и если — да, то сколько штук? Анализ доступных фото и видео источников, позволяет сделать вывод, что вероятнее всего и оставшиеся 16 темно-зеленых Ми-35М с пятизначной нумерацией уже переданы Армейской Авиации. Это подтверждают видео с учений, да и эволюция летной формы пилотов Ми-35М.

Эволюция летной формы пилотов Ми-35М — вначале настоящие «зеленые» понгранцы с буквами DSX на спине, но запасы этой формы, видимо были небольшие, ее скоро сменила новая форма пилотов-пограничников — блеклый хаки. А вот эти ребята, уже не имеют отношения к пограничникам … И это не случайный снимок армейских пилотов на фоне «пограничных» Ми-35М — в последние пару лет появилось множество таких фото и видео.
Изображение
Эмблемы пилотов поближе — «Ми-35 — 1-я эскадрилья» и «Военная Авиация — Армейская Авиация».
Изображение
Итак, о какой «1-й эскадрилье Ми-35» идет речь? В общем-то можно придумать несколько версий, но самая достоверная на мой взгляд следующая — «1-я эскадрилья Skywolf» тихо и печально поставила свои грозные, но порядком подуставшие «Супер Хинды» на прикол, а сама постепенно пересела на Ми-35М. Можно предположить, что этот процесс постепенного перехода на Ми-35М шел уже начиная где-то с 2015 года. Как мы знаем в апреле 2016 вертолеты Ми-24G еще участвовали в боях и один был сбит, но существует также любительское видео ужасного качества, где можно разглядеть зеленые Ми-35М с пятизначными номерами, причем утверждается, что оно было снято «солдатами с новых азербайджанских позиций севернее села Талыш», при отражении армянской контратаки.

80-мм реактивные снаряды С-8 и блоки Б8В20 для их запуска, снятые перед парадом с Ми-35М N20119
Изображение

На бакинском параде 26 июня 2018 ударные вертолеты образовали в небе цифру «100» в честь 100-летия первой независимости Азербайджана. «Единицу» составили 5 штук Ми-24В, а оба «нолика» — по 8 современных Ми-35М. Итого в небе 16 таких вертолетов, их легко отличить по неубирающимся шасси.
Изображение

Ну что ж, подведу итог этого обзора азербайджанских Ми-35М. Казалось бы широко освещавшаяся в прессе сделка о покупке 24 Ми-35 для азербайджанской Госпогранслужбы (DSX) на деле оказалась не такой уж и «прозрачной». Уже сам факт поставки пограничникам такого количества боевых вертолетов выглядит попыткой «отморозиться» от надоевшего всем договора ДОВСЕ . А уж часть дальнейшей их службы оказалась и вовсе покрыта информационным мраком. Например нельзя исключить, что первая четверка Ми-35М была сразу же втихаря передана Армейской Авиации. Можно практически со 100-процентной вероятностью утверждать, что сейчас уже все азербайжданские Ми-35М входят в состав именно Армейской Авиации, но вот сам ход этого процесса — когда и сколько вертолетов передавалось, увы, остался за кадром. До конца неясна и организационная структура в которую входят машины «1-й эскадрильи Ми-35М» — это еще одна, третья по счету эскадрилья, на вертолетах семейства Ми-24/35 или азербайджанские ВВС действительно отправили в отставку весь «зоопарк» Ми-24 состоявших на вооружении «1-й эскадрильи Skywolf», включая некогда модные «Супер Хинды» Ми-24G? А ведь еще недавно, в апреле 2016, «Супер Хинды» воевали в Карабахе…

Через какое-то время ответы на эти вопросы прояснятся, ну а пока самое время заняться отодвинутой в сторону «2-й эскадрильей Ми-24»…

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#87 Сообщение smersh70 » 12 мар 2019, 20:11

В ходе учений проведена передислокация боевых авиационных средств
Согласно плану широкомасштабных учений, проведена передислокация боевых авиационных средств, участвующих в учениях.
Приведенные в состояние боевой готовности самолеты и вертолеты выдвинуты в резервные аэродромы и площадки.
Развертывание средств ПВО на территории завершено.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#88 Сообщение smersh70 » 14 мар 2019, 19:31

Диверсанты хотели уничтожить наши вертолеты, чтобы они не достались Азербайджану
Наш сегодняшний собеседник – майор ВВС Азербайджана Радик Максимов, с которым мы встретились на одной из военных баз.

- Господин майор, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы оказались в рядах Вооруженных сил Азербайджана?

- Я родился 8 марта 1971 года в тогдашней РСФСР, в городе Самара, в семье военного врача. Отец служил 5 лет в ГДР, потом, поскольку он был специалистом по лучевым болезням, была служба на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне в Казахстане. После Казахстана был Грозный, затем в 1986 году нашу семью перевели в Азербайджан. В 1989 году уже из Азербайджана я призвался в Советскую Армию, служил пограничником.

После демобилизации в 1991 году я застал распад СССР, уже вовсю полыхал Карабах. Я не мог оставаться равнодушным наблюдателем и уже тем более, уехать из Азербайджана, который стал для меня новой Родиной. Я видел гостеприимство азербайджанского народа, видел его боль, я делил хлеб с азербайджанцами и не мог просто уехать отсюда в трудную для страны минуту. Поэтому и решил записаться добровольцем в только-только создаваемую Национальную Армию Азербайджана, о чем никогда и ни на минуту не сожалел. Сначала служил небольшой промежуток времени в батальоне специального назначения под командованием Виктора Мудрака (в/ч 778). Затем была служба в батальоне охраны.

В один из дней прапорщик Таир Багиров – будущий Национальный герой – сообщил о том, что в Национальной армии формируется вертолетная эскадрилья. Уже с февраля 1992 года я принимал активное участие в охране перегнанных из Сангачала в Забрат военных вертолетов. Там же и познакомился с легендарной четверкой военных пилотов – Евгением Карловым, Сергеем Сенюшкиным, Сергеем Туваевым и Алексеем Шваревым.
Изображение
Кстати, хочу рассказать один эпизод. Боевые вертолеты перегнали в Забрат и скрыли их среди старых, уже списанных гражданских вертолетов, чтобы советско-российские военные их не обнаружили. Я выходил на боевое охранение со своей собакой – немецкой овчаркой, которую привез с собой в Баку со службы в пограничных войсках СССР. И благодаря отменному чутью собаки нам удалось предотвратить диверсию против первых боевых вертолетов Национальной армии. Как оказалось, диверсанты проникли на территорию Забратского аэродрома и заложили взрывчатку под вертолеты, чтобы они взорвались и не достались Азербайджану. Но их планам не суждено было сбыться.

Вскоре я стал летать в качестве бортового стрелка у Евгения Карлова. Вместе мы вылетали в Карабах и принимали активное участие в защите территориальной целостности Азербайджана. Также мы на вертолетах Ми-24 прикрывали гражданские вертолеты, которые осуществляли эвакуационные мероприятия на различных участках фронта.

- Как вы стали пилотом?

- Заместитель командира полка Закир Юсифов (Национальный герой Азербайджана) сообщил, что под руководством Алексея Шварева и Гусейнджана Азимова будет организована летная школа (Центр учебной подготовки летчиков) по ускоренной подготовке военных пилотов. Закир Юсифов взял с меня слово, что я обязательно пойду учиться на пилота. После его трагической гибели в ходе боев в Губадлинском районе я вспомнил о своем обещании. Так в ноябре 1992 года я оказался в этой школе. Я не только учился, но и одновременно вылетал на боевые задания в качестве бортового стрелка.

Первый выпуск курсантов (ноябрь 1992 – март 1994) стал костяком ВВС Азербайджана, принимавшим самое активное участие в отражении армянской агрессии против Азербайджана. Хочу особо отметить, что во времена СССР при выпуске пилотов рассчитывали, что до пенсии доживёт 60% выпуска. А в нашем первом выпуске – 100% пилотов выжили! Причем, в условиях боевых вылетов в Карабах. Считаю, что в этом огромная заслуга Алексея Шварева и Гусейнджана Азимова.

- Сколько всего боевых вылетов вы выполнили?

- Свыше 150 боевых вылетов в зону конфликта. Вертолеты порой возвращались на базу буквально изрешеченные, пробитые. Здесь их быстро латали и мы снова вылетали на боевое задание.

- Как вы оцениваете текущий уровень подготовки армейской авиации Азербайджана?

- Вы знаете, и в годы Первой Карабахской войны наши пилоты на высоком уровне. Сейчас же, могу это уверенно утверждать, что пилоты ВВС Азербайджана не просто лучшие на Южном Кавказе, а одни из лучших на постсоветском пространстве. К этому хочу добавить, что благодаря заботе Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Азербайджана Ильхама Алиева авиапарк ВВС Азербайджана регулярно пополняется новейшими самолетами и вертолетами. Сегодня наша армия и боевая авиация, как ее неотъемлемая часть, способна выполнить любой приказ Верховного главнокомандующего и в кратчайшие сроки освободить оккупированные территории. И мы, пилоты боевой авиации, будем в первых рядах освободителей в память о наших погибших товарищах.

Беседовал Бахрам Батыев

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#89 Сообщение smersh70 » 08 апр 2019, 20:24

Проведены летно-тактические занятия вертолетных подразделений ВВС -

Согласно плану боевой подготовки, утвержденному Министром обороны генерал-полковником Закиром Гасановым, проведены летно-тактические занятия вертолетных подразделений Военно-воздушных сил (ВВС) Азербайджана.
Авиационные средства выполнили задачи по оказанию воздушной огневой поддержки общевойсковым частям и подразделениям в различных видах боя.
В ходе практической части занятий вертолеты, совершившие вылет с аэродромов базирования, уничтожали на полигонах наземные цели условного противника боевой стрельбой.
Задачи, поставленные в ходе занятий, успешно выполнены вертолетными экипажами.
Результаты боевых стрельб высоко оценены.
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Вертолеты Азербайджана

#90 Сообщение smersh70 » 07 май 2019, 19:54

передача посвяшенная ветолетчикам
Bell-412 , Bell-401 и MD-530 c 14 минуты

Ответить

Вернуться в «ВВС»