ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#111 Сообщение smersh70 » 14 янв 2021, 16:45

"Le Revanche" такой реванш. Боевая машина мстителей из "Свободной Франции".
Изображение
Та часть французов, которая не попала в оккупацию и не стала сотрудничать с немцами образовали "Свободную/Сражающуюся Францию", под командованием Де Голля, которая неплохо повоевала, особенно в пересчете на количество штыков. Но, конечно, снабжение у них было такое, по остаточному принципу. А воевать хотелось.
И смотрите, они сами себе сделали интересно: трофейную PaK 38 поставили на Ford 15A CMP и вышла у них высокомобильная и очень гармоничная противотанковая САУ. Мощности 50-мм противотанковой пушки, конечно, на Тигру не хватит - ну так во время боев под Эль Аламейном (не знаю, это первое сражение или все-таки, второе?)
Изображение
► Показать
Тигров в этот период еще не подвезли, так что большинство из имеющихся у Роммеля танков было французам вполне по зубам. Особенно, составлявшие больше половины его танкового парка итальянские танки. В общем, очень грамотная машинка вышла.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#112 Сообщение smersh70 » 17 янв 2021, 03:48

16 января 1937 года — первый полёт среднего бомбардировщика Lioré et Olivier LeO 451.
Изображение
Если в начале 1930-х годов авиаконструкторы Франции строили неуклюжие и угловатые бомбардировщики — Amiot 143, Bloch MB.200, Potez 540 — то к концу десятилетия всё изменилось. В 1936 году инженер компании Lioré et Olivier Пьер Мерсье (Pierre Mercier) спроектировал аэродинамически чистый бомбардировщик LeO 451.
LeO 451 построили по схеме низкоплана с V-образным двухкилевым хвостовым оперением. Оснащался 2 × двигателями Gnome-Rhone 14N. Со скоростью 480 км/ч LeO 451 был самым быстрым средним бомбардировщиком своего времени. Дальность полёта — 2900 км. Экипаж — 4 человека. Вооружение — 2 × 7,5-мм пулемёта MAC 1934 М39, 20-мм пушка Hispano-404 + до 1500 кг бомб.
Изображение
► Показать
Построили 561 бомбардировщик LeO 451. Основным эксплуатантом стали ВВС Франции. LeO 451 стал единственным французским самолётом, который воевал в 1939-40 годах и оставался на службе почти 20 лет — до 1957 года

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#113 Сообщение smersh70 » 05 фев 2021, 01:19

Poilu (пуалю) - неофициальный термин для французского пехотинца Первой мировой войны , буквально означающий «волосатый». Оно до сих пор широко используется в качестве ласкового выражения для французской пехоты времен Первой мировой войны. Это слово несет в себе смысл того, что типичный французский пехотинец был деревенского происхождения, которые часто носили бороды и густые усы и были широко известны своей привязанностью к дешевому вину. :)
В пропагандистских военных публикациях широко использовалось изображение храброго, стойкого, бородатого французского солдата, но не всегда с беспрекословным послушанием.
Последним выжившим пуалю времен Первой мировой войны был Пьер Пико. Однако французские власти признали гражданина Италии Лазара Понтичелли, служившего во Французском Иностранном легионе, последним пуалю, поскольку он был последним ветераном, чья служба соответствовала строгим официальным критериям. Лазар Понтичелли умер в Le Kremlin-Bicêtre 12 марта 2008 года в возрасте 110 лет. :o
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#114 Сообщение smersh70 » 21 фев 2021, 20:22

«Блю оризон»: Французы меняют штаны! 🇨🇵
Изображение
К началу Первой мировой войны форма французских военных ещё не успела претерпеть необходимых изменений, и потому в «блю оризон», представленный на сегодняшней подборке фотографий армия перешла не сразу.
Да, она была изготовлена ещё в 1912 году, и офицерам с 1913 года предписывалось иметь схожий с солдатами внешний вид во избежание выделения себя на поле боя. Но командование видело в "красных штанах" и яркой форме продолжение уже имевшихся воинских традиций, и всё поменялось только после огромных потерь в начале войны. На свои легендарные красные штаны бойцы даже зачастую натягивали короткие тёмные брюки, чтобы хоть как-то затемнить основные. Красные кепи делу тоже не сильно помогали.
Изображение
► Показать
В декабре 1914 года министерство обороны Франции определило и приняло новый цвет: серо-голубой. Нужный цвет материала получали, смешивая белую (35%), темно-синюю (15%) и светло-голубую (50%) шерсть. Журнал LiIllustration в январе 1915 года назвал этот цвет «блю оризон». В 1915 году солдаты стали переходить на форму этого оттенка, кепи заменяется каской Адриана, а к концу войны оттенок формы ещё больше смягчится, эволюционировав в серо-голубой.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#115 Сообщение smersh70 » 05 апр 2021, 01:11

Гибель богов в Долине Кувшинов: разгром Французов в Дьен Бьен Фу

7мая, очередной «юбилей» капитуляции крепости Дьен Бьен Фу - главного опорного пункта французских колонизаторов на северо-западе Вьетнама. Название крепости в переводе с вьетнамского означает Долина Глиняных Кувшинов. В этой долине состоялось последнее крупное сражение французской армии и одновременно последняя битва такого масштаба эпохи колониальных войн. Через два месяца в Женеве было подписано соглашение, в соответствии с которым Франция навсегда потеряла Индокитай.
Изображение
И хотя после этого французы еще шесть лет уныло, безнадежно и грязно отбивались от партизан в Алжире, а потом многократно проводили полицейские акции в своих бывших колониях, можно сказать, что именно в Долине Глиняных Кувшинов окончательно рухнуло военное величие Франции. В этом сражении, продолжавшемся около двух месяцев, была разгромлена элита французской армии - парашютно-десантные части, тиральеры (бывшие зуавы) и Иностранный легион. Причем разгромлена не европейцами, а вьетнамскими аборигенами, которых гордые галлы ранее не принимали всерьез.

Гибель богов в Долине Кувшинов: разгром Французов в Дьен Бьен Фу, изображение №2
Это высокомерное пренебрежение к противнику стало главной причиной катастрофы, постигшей французскую армию. Командующий войсками в Индокитае генерал Анри Наварр решил создать мощную укрепленную базу во вражеском тылу, чтобы оттуда воздействовать на коммуникации противника, а впоследствии использовать ее в качестве плацдарма для широкомасштабного наступления. Он был уверен, что вьетнамцы никогда не смогут захватить эту базу, которую будут защищать лучшие французские войска. Однако он ошибся, а эта ошибка стоила жизни почти тринадцати тысячам французов и их союзников.

Изображение
Начало операции "Кастор". Французские парашютисты занимают места в "Дугласе".
Сперва все шло как по маслу. 20 ноября 1953 года началась операция "Кастор". Парашютисты беспрепятственно высадили десант в намеченнном пункте, легко захватив находившийся там аэродром, построенный японцами во времена Второй мировой войны и охранявшийся небольшим вьетнамским гарнизоном. Потом на захваченную ВПП стали приземляться тяжелые транспортники с подкреплениями, оружием, снаряжением, и военной техникой. На плацдарм размером 3х6 километров перебросили 10 танков, 35 артиллерийских орудий калибром от 105 до 155 мм, несколько 122-миллиметровых минометов, а также - эскадрилью истребителей-бомбардировщиков "Биркэт". Французы считали, что этого вполне достаточно, поскольку долина Дьен Бьен Фу была со всех сторон окружена многокилометровыми густыми джунглями, которые считались непроходимыми для артиллерии и какой-либо колесной или гусеничной техники.

Гибель богов в Долине Кувшинов: разгром Французов в Дьен Бьен Фу, изображение №4
Командир десанта, бравый кавалерийский полковник Кристиан Мари Фердинанд де ла Круа де Кастри приказал возвести на холмах, окружавших взлетную полосу, одиннадцать земляных фортов, которым он дал имена своих любовниц: Анна-Мари, Габриэль, Беатрис, Клодин, Франсуаза, Хюгетт, Наташа, Доминик, Юнон, Элиан и Изабель. За фортом Изабель построили запасную взлетную полосу. На заставке - условная схема укреплений Дьен Бьен Фу, на которой можно увидеть их взаимное расположение, но в реале они, конечно, выглядели более внушительно и состояли не только из низеньких мешочных баррикад.

Изображение
Форты и центральное укрепление, где полковник устроил свою резиденцию, были опоясаны несколькими рядами колючей проволоки и минными полями. Через пару недель де Кастри настолько уверовал в безопасность своего положения, что приказал доставить ему очередным рейсом фамильное столовое серебро, подушки, перины и шелковое постельное белье, а также несколько ящиков дорогих вин и трубочного табака.
Воздушное прикрытие десанта и плацдарма осуществляли истребители-бомбардировщики Грумман "Биркэт"

Изображение

Гарнизон Дьен Бьен Фу поначалу состоял из примерно 11 тысяч солдат и офицеров. О том, что это были за люди, можно прочесть в воспоминаниях ветерана Иностранного легиона, сержанта Клода-Ива Соланжа. "Быть может, нескромно так говорить, но в наших рядах сражались идеальные солдаты, настоящие боги войны. И это были не только французы, но и немцы, скандинавы, русские, поляки, южноафриканцы и даже японцы. Немцы все до единого прошли Вторую мировую, русские - тоже. Помню, во второй роте моего батальона служили два казака, воевавшие под Сталинградом: один - в военной жандармерии, а другой - цугфюрером в кавалерийской дивизии ваффен-СС. Оба они погибли при обороне форта "Изабель".
Туда им и дорога, добавлю я от себя.
Французы строят укрепления в Дьен Бьен Фу. На заднем плане видна ВПП со стоящими на ней самолетами.
Изображение
Три месяца французы дурели от безделья, а тем временем командующий вьетнамской армией старший генерал Во Нгуен Гиап не сидел сложа руки. Он распорядился прорубить сквозь джунгли в направлении Дьен Бьен Фу несколько дорог, тщательно маскируя их от воздушного наблюдения, для чего рабочие связывали высокие ветви деревьев, так что они образовывали "зеленые тоннели". Инфракрасных датчиков тогда еще не было, поэтому французы, несмотря на периодические облеты территории, ничего не обнаружили. По дорогам к крепости шли войска и артиллерия, для которой так же скрытно оборудовали огневые позиции.
"Курортная идиллия" закончилась 13 марта 1954 года, когда по Дьен Бьен Фу совершенно неожиданно для французов открыли ураганный огонь 40 122-миллиметровых и 76-миллиметровых пушек, а также 60 минометов и 12 "катюш". Под прикрытием огненного шквала в атаку устремилась 38-я "стальная" пехотная дивизия, разделенная на 33 ударные штурмовые группы. За несколько минут вьетнамцы захватили передовой форт Беатрис, перебив всех его защитников, не успевших бежать.
Американский самозарядный карабин М1А1 со складным прикладом - основное оружие французских десантников в Дьен Бьен Фу.
Изображение
Финал

Начиная с 13 марта 1954 года артобстрел Дьен Бьен Фу продолжался непрерывно вплоть до капитуляции крепости. Ежедневно на ее территорию падало с среднем до 1000 снарядов и более полутора тысяч минометных мин. Поначалу французы пытались вести контрбатарейную борьбу и подавлять вражескую артиллерию действиями авиации, однако вьетнамцы создали над своими позициями надежный "колпак" из 80 скорострельных 37-миллиметровых зениток советского производства. Атаки штурмовиков и бомбардировщиков успешно отражались, французы ежедневно теряли по несколько машин, пока не исчерпали возможности своей авиагруппировки. .

Одновременно вьетнамские орудия и "катюши" раз за разом разрушали взлетные полосы. Французы под огнем, рискуя жизнью, закапывали воронки, но они тотчас же появлялись снова. Через пару недель осажденные поняли, что их усилия бесполезны. 26 марта из Дьен Бьен Фу вылетел последний самолет. После этого эвакуация раненых стала невозможной, а снабжение начало осуществляться методом сброса грузов на парашютах. Но и это занятие оказалось очень рискованным, так как зенитки насквозь простреливали воздушное пространство над плацдармом. Более полутора десятков транспортников было сбито.
Французские офицеры в штабном подземном бункере крепости Дьен Бьен Фу.
Изображение
Чтобы обезопасить себя, летчикам пришлось перейти к ночным действиям и увеличить высоту сброса до трех километров, однако при этом из-за ветра и промахов более половины парашютных контейнеров с продовольствием, боеприпасами и медикаментами попадало к вьетнамцам. Таким образом, французская авиация начала снабжать не столько собственных солдат, сколько их противников, но другого выхода уже не было.

Гибель богов в Долине Кувшинов: разгром Французов в Дьен Бьен Фу, изображение №10
По воздуху доставлялись и подкрепления. Во второй половине марта в Дьен Бьен Фу в дополнение к уже имевшемуся там 11-тысячному контингенту десантировались еще несколько парашютных батальонов. Это довело численность гарнизона до 15 тысяч человек, однако в распоряжении генерала Во Нгуен Зиапа к тому времени имелось уже более 40 тысяч строевых бойцов и еще девять тысяч в частях обеспечения. Такое соотношение сил делало положение крепости безнадежным.

Аэродром Дьен Бьен Фу под обстрелом. Горят французские транспортные и связные самолеты.
Изображение
Несмотря на то что французы, спасаясь от обстрелов, закапывались все глубже в землю, постоянный артогонь наносил им большие потери. Однако обстрелами дело не ограничивалось. Вьетнамцы то и дело атаковали, умело используя тактику штурмовых групп. К концу марта они захватили форты Беатрис и Хьюгетт, а в апреле пали укрепления Анна-Мари, Габриэль, и Изабель. Форт Элиан отразивший несколько атак, вьетнамцы взорвали вместе с защитниками, подведя под него подземную минную галерею. Территория плацдарма сократилась до двух квадратных километров. Сбрасывать на этот "пятачок" грузы по ночам и с больших высот стало невозможно, почти все они попадали к противнику.
К началу мая в крепости пришлось урезать пайки и ввести жесткое нормрование расхода боеприпасов. Французы к тому времени были крайне истощены, измотаны и в значительной мере деморализованы. Они уже не хоронили убитых и зачастую даже не вытаскивали из-под огня тяжелораненых в светлое время суток, оставляя их лежать до темноты, так как каждый квадратный метр простреливался. Многие изувеченные солдаты напрасно кричали, часами безответно взывая о помощи, и умирали, так и не дождавшись санитаров.
Изображение
Командование уже ничем не могло помочь гарнизону, кроме воодушевляюших радиограмм с обещаниями щедрых наград и призывами держаться до последнего. В ответ полковник де Кастри слал панические депеши о критичности своего положения и огромных потерях. Чтобы поднять его боевой дух, полковнику экстренно присвоили звание бригадного генерала. В этом прослеживается аналогия с генералом Паулюсом, которого Гитлер произвел в фельдмаршалы за два дня до капитуляции окруженной сталинградской группировки. Паулюс, как известно, не внял пожеланию фюрера предпочесть смерть позору капитуляции.

Де Кастри поступил аналогично, 7 мая он приказал вывесить над еще державшимися укреплениями белые флаги. В плен сдались 11720 солдат и офицеров, из них 4436 раненых. 2293 человека были убиты за время осады и 1729 пропали без вести, то есть, они тоже погибли, но их тела так не были найдены или идентифицированы. Таким образом, безвозвратные потери французской армии в двухмесячном сражении за Дьен Бьен Фу составляли 15742 человека. Это больше, чем потеряла советская армия за 10 лет войны в Афганистане и российская армия - в обеих чеченских войнах. Отношение вьетнамцев к пленным французам было весьма суровым, если не сказать - жестоким, а местных "власовцев" и "хиви" они просто сразу расстреляли. Поэтому живыми из плена вернулись лишь 3430 человек, то есть менее 30%

Эвакуация раненых из Дьен Бьен Фу вертолетами Сикорского S-55. Всего за время осады из крепости было вывезено около двух тысяч человек. Но долетели не все.
Изображение
Вся французская техника, находившаяся в Дьен Бьен Фу, была либо уничтожена, либо захвачена. Кроме того, вьетнамские зенитчики сбили 62 боевых и транспортных самолета и повредили еще 167. Потери вьетнамской народной армии составляли 4020 человек убитыми, 9118 - ранеными и 792 - пропавшими без вести.
На заставке - картина с изображением транспортника С-119, сбрасывающего под интенсивным зенитным обстрелом грузы для осажденного гарнизона Дьен Бьен Фу. Эта машина с радиопозывным Earthquake была предоставлена французам американцами (на правой плоскости из-под краски проступает замазанная аббревиатура USAF) и управлялась американскими летчиками, завербованными ЦРУ. На базу она не вернулась, весь экипаж погиб.


Один из подземных госпиталей крепости.
Изображение

Вьетнамцы водружают флаг над бункером генерала де Кастри.
Изображение
Изображение
https://hodor.lol/post/67446/

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#116 Сообщение smersh70 » 22 апр 2021, 03:42

Продукт самобытной оружейной французской школы середины XX века, на что неприкрыто намекают все эти угловатости, неровности и общий вид самого изделия, напоминающий лом.
Впрочем, здесь и кроется эстетика простого и уникального в своем роде пулемета.
Изображение
Создан в 1952 году на багетном заводе MAS с оглядкой на немецкие технологии. Подающий и спусковой механизмы полностью заимствованы У MG-42, что совсем не зазорно — схемы действительно удачные. Автоматика нынче уж совсем архаичная, тогда тем более вышедшая из моды, основана на отдаче полусвободного затвора с торможением по схеме Поля Кирали с трением рычагов о пазы ствольной коробки. Чуть позже реализованная здесь схема будет воспроизведена и на немало известном FA-MAS. В патроннике для лучшей экстракции применены канавки Ревелли.
Ствол быстросъемный, механизм тоже заимствован у немцев. Для продолжительной стрельбы боец носит с собой более тяжелый ствол с сошками.
Изображение
Получился довольно-таки неплохой легкий (9,5 кг, если сравнивать с аналогами по тем временам, то легкий) и достаточно простой в устройстве и эксплуатации единый пулемет. До сих пор дед находится на службе ВС Франции, участвовал в огромном количестве конфликтов и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в родной для Франции Африке - черной и не очень. :o
Под натиском рыночка и в виду своего преклонного возраста быстро вытесняется такими монстрами, как FN mimimi и M240.
Изображение
Существовало две версии: ранний AA-52 создан под скрепный французский винтовочный патрон 7,5х54мм, но с находясь под крылом НАТО пришлось переделывать аппарат под неканоничный 7,62х51мм.
Существовала еще и крупнокалиберная версия под .50BMG, но необходимости в ней не было, ибо на страже безопасности Франции находились американские браунинги.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#117 Сообщение smersh70 » 09 май 2021, 04:35

ПУЛЕМЁТ СЕНТ-ЭНТЕН 1907 ГОДА (ФРАНЦИЯ)
Этот кошмар французская фирма St. Etienne Arsenal изобрела в 1905 и довела до ума в 1907 году. Пишут, что они не стали закупать пулемёт Максима из-за водяного охлаждения — в колониальных войсках перевозить дополнительную воду для пулемётов посчитали лишним. Пулемёт Гочкисса тоже не подошёл... поначалу. Так что французы вступили в Первую Мировую с вот этим чудовищем, которое оказалось не слишком удачным для окопной войны в грязи. Всё равно пришлось заказывать у Гочкисса)

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#118 Сообщение smersh70 » 12 май 2021, 03:02

Французские военнослужащие производят крепление тяжелого танка Char 2C №95 «Турень» (Touraine) на специальной железнодорожной платформе для перевозки танков 2C.Танк из состава 2-й роты 51-го батальона тяжелых танков. Командир батальона майор Фурне. 16 июня 1940 года танк был взорван своим экипажем у деревушки Мёз из-за невозможности выгрузиться с железнодорожной платформы без наличия специального подъемного оборудования. :o
Изображение

Мотоциклетное подразделение разведчиков французской 2-й армии готовится к маршу, май 1940 г.
Изображение

Разбитая французская 75-мм полевая пушка в амбразуре ДОТа на линии Мажино
Изображение

Charles Martel — эскадренный броненосец военно-морских сил Франции. Головной броненосец типа «Шарль Мартель». Назван в честь майордома франков Карла Мартелла.
Корабль был заложен в апреле 1891 года, спущен на воду в августе 1893-го и вступил в строй в июне 1897 года. Был первым в серии из пяти, «Шарль Мартель», «Карно», «Массена», «Жорегиберри», «Бувэ», формально относящихся к единому классу, но существенно отличающихся деталями конструкции броненосцев, построенных для ВМС Франции в 1890-х годах.
«Шарль Мартель» провел большую часть службы в средиземноморском подразделении французского флота, сначала в составе действующего флота, а позже был переведен в запас. Броненосец регулярно участвовал в быстроходных маневрах, и в боевой подготовке. В 1901 года, субмарина «Гюстав Зеде» поразила его учебной торпедой, это событие было широко освещено в прессе. Когда началась Первая мировая война в августе 1914 года, «Шарль Мартель» находился в запасе, поэтому он не вел боевые действия во время конфликта. Старый броненосец в конечном счете был списан и продан для разделки на металл в 1922 году.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#119 Сообщение smersh70 » 24 май 2021, 02:24

Огненные стрелы Первой мировой

Ровно 105 лет назад, 22 мая 1916 года, в разгар Первой мировой войны, боевая авиация впервые применила ракетное оружие.
Но наиболее широкое распространение это средство визуальной разведки получило в годы Первой мировой войны, чему способствовал ее позиционный характер. Десятки аэростатов изо дня в день висели на тросах по обе стороны линии фронта. От опытных глаз воздушных наблюдателей, вооруженных мощными биноклями, не могло укрыться ни одно движение в радиусе многих километров. Полученные сведения тут же передавались по телефону на землю, после чего по указанным целям наносила удар артиллерия. Баллоны поднимались с таким расчетом, чтобы их не могли достать вражеские зенитки.
Неудивительно, что одной из первых и наиболее важных задач, поставленных перед боевой авиацией, стала борьба с этим «всевидящим оком». Первым средством такой борьбы являлись стрелы — тяжелые заостренные металлические стержни со стабилизатором, которые летчик высыпал из специального ящика или просто из мешка, пролетая над вражеским аэростатом. Стрелы дырявили оболочку, вызывая утечку газа и заставляя аэростат спуститься.
Но это оружие оказалось малоэффективным. Попасть хотя бы несколькими стрелами в баллон было непросто, но даже в случае успеха дырки после спуска быстро заклеивали, аэростат подкачивали водородом и всего через пару часов «пузырь» снова маячил в небе.
Появление на аэропланах пулеметов тоже не решило проблему, поскольку пробоины от пуль устранялись столь же легко и быстро, как и от стрел. Требовалось новое оружие, которое не просто заставляло бы аэростат на время спуститься, а приводило бы к его полному уничтожению. И в начале 1916 года такое оружие появилось. Лейтенант французского флота Ив Пьер Гастон Ле-Прие (Le-Prieur) вспомнив про древнекитайское изобретение, предложил жечь баллоны ракетами.
Изображение
Ракета Ле-Прие представляла собой картонную трубку длиной чуть более полуметра с запрессованной пороховой шашкой — двигателем и деревянным носовым конусом с треугольным лезвием, напоминавшим наконечник стрелы. Лезвие предназначалось для протыкания оболочки аэростата, после чего наполнявший ее газ должен был вспыхнуть от реактивной струи.
Сбоку к ракете крепилась длинная деревянная рейка — хвост, служившая для стабилизации в полете. Эти рейки при заряжании вставлялись в пусковые установки — простые металлические трубки диаметром 25 миллиметров, которые приделывали к межкрыльевым стойкам истребителей-бипланов.
Обычно истребитель нес шесть или восемь ракет, но иногда их количество доходило до десяти. Ракеты запускались попарно или залпом с помощью электрозапалов. Пилот осуществлял наведение через простейший рамочный прицел, либо просто «на глазок». Для предохранения от струй раскаленных газов при пусках полотняную обшивку нижнего крыла в районе стоек заменяли алюминиевыми или жестяными листами, а деревянные стойки защищали металлическими накладками.
Пороховая шашка полностью выгорала на дистанции 100-150 метров, а дальше ракета еще примерно метров 300 летела по инерции. Но чтобы гарантированно «запалить» аэростат надо было попасть в него ракетой с работающим двигателем. Малая дальность эффективной стрельбы грозила опасностью врезаться в баллон при малейшем опоздании с выходом из атаки.
Тем не менее, французы решили рискнуть. Весной 1916 года первые партии ракет были изготовлены и установлены на самолеты «Ньюпор-16», ставшие, таким образом, первыми в мире воздушными ракетоносцами. И 22 мая, после короткой тренировки, ракетные истребители впервые вступили в бой. Эксперимент увенчался полным успехом. Французские летчики за несколько минут сожгли ракетами пять из шести немецких привязных аэростатов, висевших в воздухе в районе Вердена, и возвратились без потерь.
Этот триумф вызвал всплеск интереса к изделиям Ле-Прие. Уже через месяц они появились у англичан, еще через два — у итальянцев и русских. Вскоре и немцы, захватив совершивший вынужденную посадку ракетный «Ньюпор», скопировали это оружие.
Наиболее часто французы и русские монтировали установки Ле-Прие на «Ньюпорах», но иногда их можно было увидеть на истребителях «Спад-7» и даже на крупных двухместных «Фарманах». У англичан «Ле-Прие» стояли на истребителях Сопвич «Пап», Де-Хэвилленд DH.2, морских поплавковых истребителях Сопвич "Бэби" и на ночных перехватчиках RAF BE.12.

В 1916-18 годах ракетами были уничтожены сотни аэростатов с обеих сторон. Появились и первые «ракетные асы». Известно несколько случаев, когда ракетами удавалось сбить даже аэропланы, но это можно считать случайностью. Хотя вероятность попадания у «Ле-Прие» была гораздо выше, чем у стрел, она не шла ни в какое сравнение с точностью пулеметного боя. Из-за неэффективного реечного стабилизатора на дистанции 100 м разброс достигал нескольких метров, поэтому даже по неподвижно висящим аэростатам летчики нередко промахивались.
Еще одним серьезным недостатком было ухудшение летных данных самолетов-ракетоносцев. Истребитель с ракетами значительно терял в скорости и не мог вести маневренный воздушный бой. Поэтому при появлении в воздухе вражеских самолетов «охотникам за аэростатами» приходилось отказываться от выполнения задачи и давать залп впустую, чтобы освободиться от лишнего груза и снизить аэродинамическое сопротивление.
Однако причиной очередного отказа от ракет стало не это, а появление в боекомплектах авиапулеметов фосфорных зажигательных пуль, оказавшихся гораздо более эффективным оружием в борьбе как с аэростатами, так и с аэропланами.

В во второй половине 1918 года выпуск пороховых неуправляемых ракет прекратился. На 20 лет они вновь ушли в забвение, чтобы вновь возродиться на более высоком техническом уровне в виде советских "эрэсов", давших первые залпы в 1939 году в жарком небе Халхин-Гола. Но это уже другая история.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146198
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10665 раз
Поблагодарили: 15914 раз

Re: ФРАНЦИЯ-Техника.Оружие.Война.

#120 Сообщение smersh70 » 24 май 2021, 03:26

Винтом - по министру

Даже среди больших любителей авиации, наверное, мало кто сейчас вспомнит авиаконструктора по имени Луи-Эмиль Трайн. Между тем, на заре авиации этот человек сумел прославиться на весь мир, но не своими достижениями в области авиастроения, а тем, что он ненароком едва не обезглавил (причем - в самом прямом смысле слова) Французскую республику, а заодно - стал косвенным виновником гибели и ранений десятков тысяч французских солдат на фронте Первой мировой войны.
Ровно 110 лет назад, 21 мая 1911 года, на парижском аэродроме Исси-ле-Мулине торжественно стартовало международное авиаралли Париж - Мадрид, в котором лучшие авиаторы того времени боролись за главный приз в 100 тысяч франков, назначенный французским миллионером и меценатом Анри Дойч-де-ла-Мертом. Чтобы посмотреть на это небывалое зрелище, собралась огромная толпа в 300 тысяч человек, среди которых были и представители высшего руководства Франции.
В гонке принимали участие восемь машин, взлетавшие последовательно, с интервалом в пять минут. Первым стартовал летчик Андре Бомон на моноплане "Блерио-XI", за ним - Пьер Диветан на триплане Амбруаз "Гупи", потом - Андре Фрей на моноплане "Моран-Солнье", следом - Ролан Гарро, Луи Жильбер и Жильбер ле Лассье на "Блерио-XI".
Изображение
Предпоследним на стартовую позицию вышел Луи-Эмиль Трайн, выступавший, в отличие от всех прочих участников, на аэроплане собственной конструкции "Трайн-III". Ранее он совершил на нем ряд успешных полетов и считал свое детище вполне надежным. Однако в этот раз обстоятельства сложились иначе. Оторвавшись от земли и начав набор высоты, Трайн вдруг услышал, что двигатель начал давать перебои и почувствовал что его мощность резко упала. Аэроплан стал терять скорость, а это грозило падением.
Между тем взлетная полоса уже закончилась, а впереди возвышались городские постройки. Трайн решил прервать взлет, развернуться на 180 градусов и приземлиться для устранения неполадки. Однако, развернувшись, он с ужасом увидел, что по аэродрому лихо гарцует эскадрон кирасир. При посадке он неизбежно врезался бы него. Пилот снова вывернул штурвал, чтобы описать полный вираж, но тут мотор заглох. На развороте самолет окончательно потерял темп и уже не мог планировать. Он опустил нос и с высоты примерно 20 метров плашмя плюхнулся на землю, подломив шасси.
Продолжая двигаться по инерции на брюхе, машина въехала в стоявшую на краю полосы толпу зрителей. И надо же было такому случиться, что она попала, как раз, в то место, где находились члены правительства и другие представители французской элиты! В результате несколько человек получили тяжелые травмы, в том числе - премьер-министр страны Эрнест Монис и его сын, а также Дойч-де-ла-Мерт, который, в этот момент, наверное, сильно пожалел о том, что организовал и профинансировал данное мероприятие.
Но больше всего не повезло военному министру Морису Берто. Вращавшимся вхолостую винтом ему отрубило руку и размозжило голову. От полученных увечий Берто скончался на месте. При этом пилот почти не пострадал, отделавшись ушибами. Проведенное расследование оправдало его, объявив, что в создавшейся ситуации Трайн ничего не мог сделать, чтобы избежать катастрофы, а в отказе двигателя он не виноват. Однако случившееся произвело на него столь сильное впечатление, что он забросил авиацию и больше самолетов не проектировал, переключившись на разработку мотоциклов.
Однко при чем же тут французские солдаты и Первая мировая война - спросите вы? А вот при чем. Морис Берто активно выступал за введение в армии новой униформы серо-зеленого защитного цвета, взамен архаичных ярких мундиров, которые французские солдаты и офицеры носили со времен Луи Бонапарта.
Министр понимал, что в условиях массированного применения дальнобойного нарезного оружия эти мундиры, резко контрастирующие по цветам с любой земной поверхностью, представляют собой отличные мишени. Форма, предложенная Берто, обладала гораздо более высоким маскировочным эффектом.
Кроме того, жесткие фетровые каскетки, входившие в комплект новой формы, лучше защищали солдат от ударов по голове, чем традиционные для французской армии матерчатые кепи. Незадолго до гибели Берто добился изготовления пробной партии защитного обмундирования и отправки ее в войска для проведения полевых испытаний. Однако с его смертью дело заглохло. Нового министра, пришедшего на смену Берто, этот вопрос не заинтересовал и он закрыл вопрос реформы обмундирования.

В результате французская армия оказалась единственной, вступившей в мировую войну в "карнавальных" мундирах из предыдущего столетия с синими длиннополыми сюртуками, ярко-красными шароварами и шапочками того же цвета. Неизвестно, скольким солдатам это стоило жизни, прежде чем французы в 1915 году все-же сподобились перейти на голубовато-серую защитную униформу с металлическими касками. :mrgreen:
Но это уже другая история.

Ответить

Вернуться в «Военная история»