РЖД по-японски.
Железная дорога, по которой не ездят, которая не используется, не потребляется, есть железная дорога только в возможности, а не в действительности…
— Карл Маркс
Карта Ж/Д путей в Манчжурии. Номинально они принадлежат разным компаниям, по факту - всем заправляет Мантецу
Как мы знаем, Япония, победив в войне с одной большой северной страной, внезапно для себя приобрела в сферу своего влияния обширные территории территории Кореи и Маньчжурии, тем самым утвердив себя как развитую колониальную державу.
Оккупированные японцами территории приносили ощутимый профит не только к самомнению японских правящих кругов и государственному престижу, но и японской казне — ведь Японская Империя проводила на подвластных ей землях активную экономическую экспансию.
Точек экономического соприкосновения было не то, что бы много, но они были — например, железные дороги, крайне прибыльный в те времена бизнес. Особенно в Китае, стране не индустриализированной, где японцам составить конкуренции не мог практически никто.
Ну, точнее, УЖЕ не мог, ведь японцы по итогам войны, помимо половины Сахалина, порта Дальнего и части Китая в сферу влияния, заполучили и часть КВЖД со всеми вытекающими профитами.
Для управления всем этим хозяйством в 1906 году была создана компания Mantetsu (в переводе - Южно-Манчжурская Железнодорожная Компания, далее Мантецу).
Логотип Мантецу, подозрительно что-то напоминающий.
- Стоп-стоп-стоп, это что, снова заметка по какой-то непонятной фигне из Кайзеррейха?!
- Черт, как вы догадались?
Вообще, история японской экономической экспансии в Манчжурию (и в Корею) достойна отдельной статьи, которую я, пожалуй, и запилю следом.
А пока что о Мантецу. Чем она была примечательна?
Ну, хотя бы тем, что эти дельцы на своим пике контролировали почти ВСЕ основные железные дороги Манчжурии и Кореи, являясь практически абсолютным железнодорожным и не только монополистом.
Но все, разумеется, пришло не сразу.
На момент своего создания, Мантецу - небольшая компания с государственным участием, со стартовым капиталом в 200 миллионов йен. Это, конечно, неплохо, но и не очень много.
Компания быстро росла - если в 1907 году ее штат сотрудников составлял примерно 13 тысяч человек, то к 1910 году он вырос аж до 60 тысяч.
Акция Мантецу (образца 1920 года)
Обусловлено это было следующими вещами:
Во-первых, Мантецу привлекало в Манчжурию переселенцев из Японии (а желающих было много, к началу XX века рождаемость взлетала вверх сумасшедшими темпами, а как кормить вс. эту ораву на родных островах никто не знал), подкрепляя все это и созданием инфраструктуры, в том числе и социального назначения - да, помимо железных дорог и электростанций, они строили еще и школы, больницы, библиотеки и т.д. Здравствуйте, я японский оккупант, таксказать. Все, конечно же, предназначалось только для японцев.
Вторым фактором успеха стала значительная поддержка со стороны государства. Мало того, что государство щедро передавала в управление Мантецу все новые и новые железные дороги, так еще и первый глава компании - Гото Синпэй - сделал ну просто головокружительную карьеру, успев побывать аж в роли трех министров (иностранных дел, связи и внутренних дел).
К началу 1930-х годов Мантецу контролирует практически ВСЮ железнодорожную систему Манчжурии (которую, по большей части, сама же и построила).
Ну и в-третьих, было бы слегка наивно полагать, что Мантецу ограничивалась только железнодорожным бизнесом. Примерно с 1916 года она начинает создавать дочерние компании и на своем пике была представлена в нефтедобыче, добыче угля, гостиничном бизнесе, строительной отрасли, судоходстве и в сельском хозяйстве, где у нее была даже свое исследовательское крыло.
Не брезговали японцы и приторговывать в Манчжурии опиумом (тем более, что Гото Синпэй уже имел в этом опыт - будучи генерал-губернатором Тайваня, а он в свое время занимал и эту должность, он организовывал сеть опиумной торговли в вверенной ему колонии. Но вообще, там не все так однозначно, так как к концу его правления число опиумных наркоманов на Тайване снизилось, В ТОМ ЧИСЛЕ и благодаря действиям Синпэя). Впрочем наркоторговля в Манчжурии связана не столько с Мантецу, сколько с именами Наоки Хосино и Кендзи Доёхары.
В итоге, Мантецу стала гигантской корпорацией, одно время обеспечивавшей ЧЕТВЕРТЬ всех налоговых поступлений в японский бюджет, и которая, в общем-то, имела все черты дзайбацу, де-юре ей не являясь.
(Но в итоге всех опять переиграют кляти коммунисты и лично товарищ Сталин, так как после 1945 года имущество Мантецу отойдет Советскому Союзу и Китайской Народной Республике)