Гиретсу Кутейтай: героические десантники
В мае 1945 года японские парашютисты-диверсанты провели долго разрабатываемую операцию против американских аэродромов на Окинаве
Реорганизация частей парашютистов императорской армии
В ноябре 1944 года японские парашютные части императорской армии были преобразованы в 1-ю воздушно-десантную дивизию (Дай-1 Тейсин Сюдан, 第 1 挺進集団), наибольшая общая численность которой составляла около 5600 человек. Но командование планировало расширить её до 12 000 человек.
Дивизия, в свою очередь, состояла из двух бригад «воздушного штурмового десанта»: 1-й (Дай-1 Тейсин Дан, 第 1 挺進団), подчиняющейся 1-й воздушно-десантной дивизии, и 2-й (Дай-2 Тейсин Дан, 第 2 挺進団), находящейся в подчинении воздушной армии. В каждой бригаде числилось по 1475 человек, разделённых на штаб и два полка (Тейсин Рентай, 挺進連隊). Численный состав бригад мог быть увеличен за счёт вспомогательных и технических подразделений до 2475 человек. Десантный полк состоял из штаба, трёх пехотных рот, группы огневой поддержки (тяжёлые пулемёты) и подразделения связи, общая численность полка составляла от 700 до 816 человек. При необходимости в состав полка включались другие подразделения — например, сапёрные.
Создание подразделения Гиретсу Кутейтай
Захват американской армией Марианских островов в августе 1944 года привёл к новому этапу войны на Тихом океане. Захваченные у японцев аэродромы после перестройки позволяли американским тяжёлым бомбардировщикам В-29 приступить к регулярным вылетам на бомбардировку городов Японии. 24 ноября 1944 года американцы произвели первый массовый налёт на Токио, причём прямой ущерб столице произвёл меньший эффект, чем удар по морально-психологическому состоянию населения Империи.
26–30 декабря 1944 года Генеральный штаб выпустил ряд приказов и распоряжений для 6-й воздушной армии, дислоцированной на Тайване и Окинаве, по организации плана «Ретсу-Сакусен». План предусматривал проведение рейдов силами армейской авиации с целью нейтрализации новой угрозы метрополии в целом и столице в частности.
Выполняемые с ноября 1944 года отдельные налёты японской бомбардировочной авиации армии и флота против строящихся американских авиабаз носили спорадический характер. Несмотря на победные рапорты, количество выведенных из строя американских бомбардировщиков на островах Сайпан и Тиниан оставалось низким: потеряв 37 самолётов, японские армия и флот смогли уничтожить 11 бомбардировщиков В-29 и повредить ещё 43.
Для долговременного нарушения действий американской авиации с баз Сайпана и Тиниана, а также проведения акций саботажа в тылу противника было решено произвести высадку диверсионных групп на парашютах. Впоследствии способ десантирования был изменён на посадочный, причём самолёты должны были садиться на фюзеляж и тем самым блокировать взлётно-посадочные полосы. Учитывая дальность объектов для атаки и характер операции, эвакуация и возвращение диверсантов были невозможны. По выполнении основной задачи диверсионные группы должны были перейти к самостоятельным партизанским действиям против частей Союзников в отрыве от снабжения.
В качестве транспортных самолётов предполагалось использовать устаревшие машины, приписанные к лётным школам армии на Тайване и Окинаве. На этом основании 20 июля 1944 года сформировали три эскадрильи — одну на бомбардировщиках Ki-21 (тип 97) и две на разведчиках Ki-46 (тип 100).
30 ноября 1944 года с согласия генерал-лейтенанта Мичихиро Сугавара из 1-й воздушно-десантной бригады выделяется первая специальная группа в количестве 126 человек под командованием капитана Мичиро Окуямы, командира сапёрной роты. По его инициативе в дальнейшем этой группе присвоили наименование Гиретсу Кутейтай (義烈空挺隊), что можно перевести с японского как «Героический воздушно-десантный корпус». Первоначально целью этой группы назначили бомбардировщики В-29, базировавшиеся на аэродроме Аслито на острове Сайпан.
При формировании специальной группы в её состав были включены два кадровых офицера разведки, закончивших обучение в школе Накано в Токио, шесть офицеров армейской разведки (выпускники ноября 1944 года филиала школы Накано в Футаматамачи), прикомандированных из штаба армии в Омотои, а также два радиста-шифровальщика из школы Накано, прошедших подготовку в качестве парашютистов. В итоге численный состав группы увеличился до 136 человек.
Участие офицеров разведки из школы Накано в формировании и обучении группы Окуямы было необходимо, так как, начиная с конца 1943 года, в компетенцию армейской разведки входили задачи по подготовке постоянных рейдовых подразделений или партизанских отрядов в тылу Союзников на южных островах Тихого океана. Их задачей было установление связи с разрозненными группами японских солдат, оставшихся на захваченном американцами Сайпане, и реорганизация этих подразделений в постоянные партизанские отряды.
17 декабря 1944 года объединённым на аэродроме Хамамацу в один отряд численностью 168 человек группам добровольцев капитана Окуямы (126 человек), армейской разведки Накано (10 человек) и 3-й отдельной эскадрильи Сувабе (32 человека) официально присвоили название «Гиретсу Кутейтай». Через пять дней, 22 декабря, перед представителями штаба в ночное время была проведена демонстрация готовности отряда выполнить приказ. Совершив короткую перебежку, группа диверсантов произвела закладку взрывчатки на основание крыла списанного Ki-21, затем показав отход группы и подрыв объекта.
Макет бомбардировщика В-29, использовавшийся для тренировок. Сайтама, префектура Ирума
Состав и снаряжение отряда Гиретсу Кутейтай
Для успешного выполнения операции как всего отряда, так и отдельных его частей капитаном Окуямой были проработаны структура и вооружение отряда. Он разделил отряд на командное отделение (10 человек) и пять взводов. В непосредственном подчинении командного отделения находились отдельный пулемётный расчёт (два человека с ручным пулемётом тип 99), два радиста и два сигнальщика.
Учитывая возможность возникновения ситуации, когда выполнять задание диверсантам придётся, разбившись на отдельные группы, было определено оптимальное количество снаряжения и вид вооружения членов групп. Каждый из пяти взводов был разделён на два отделения по 14 человек, которые, в свою очередь, состояли из четырёх команд по 3–4 человека:
1-я команда (четыре человека, включая командира полувзвода): винтовка тип 99, два пистолета-пулемёта тип 100, два прикрепляемых взрывных устройства, четыре противотанковых мины тип 99;
2-я команда (три человека): винтовка тип 99, ручной пулемёт тип 99, одно прикрепляемое взрывное устройство, четыре противотанковых мины тип 99;
3-я команда (три человека): винтовка тип 99, один пистолет-пулемёт тип 100, одно прикрепляемое взрывное устройство, четыре противотанковых мины тип 99;
4-я команда (три человека): одна винтовка тип 99, один пистолет-пулемёт тип 100, один гранатомёт типа 89, одно прикрепляемое взрывное устройство, четыре противотанковых мины тип 99.
Кроме перечисленного оружия, каждый рядовой диверсант группы Гиретсу Кутейтай получил осколочные гранаты тип 97 и тип 99, а также зажигательные гранаты тип 91 общим количеством 10–15 штук, дымовые шашки тип 94 и небольшое количество противотанковых кумулятивных метательных гранат тип 3. Все диверсанты, кроме холодного оружия (мечей у офицеров, кинжалов танто и штыков у рядовых) имели личное оружие — пистолеты тип 94 или тип 14. У командиров полувзводов и группы сигнальщиков имелись 35-мм осветительные пистолеты тип 10.
Смотр перед вылетом 23 мая 1945 года, капитан Окуяма и капитан Сувабе. На обмундирование кустарным способом нанесены пятна краски, оказавшейся под рукой
Высадка отряда Гиретсу на аэродромы Окинавы
23 мая 1945 года в 17:00 участники операции собрались на аэродроме Кенгун перед ангарами. Командующий генерал-лейтенант Мичихиро Сугавара произнёс церемониальную речь. Затем на прощальном банкете последовал троекратный тост: «Десять тысяч лет жизни императору! Банзай!» Церемонию фотографировали, велась киносъёмка.
В 22:00 отряд Гиретсу должен был уже находиться в районе высадки. В операционной комнате аэродрома Кенгун ожидали условного радиосигнала, но в эфире было тихо. У радиоприёмника собрался наземный персонал и оставшиеся десантники. Наконец, в 22:11 поступило первое и последнее сообщение, приписываемое капитану Окуяме: «Сажусь сейчас!»
В 22:25 от 110-й эскадрильи, которая сопровождала бомбардировщики и транспортные самолёты, поступило подтверждение, что посадка десанта удалась. В 22:45 получили радиоперехват американских сообщений: «Северный аэродром закрыт… не приземляйте самолёты». Затем в эфир поступил ряд сообщений об атаке и бомбардировке наземных объектов. Возвращающиеся бомбардировщики наблюдали над местом высадки красные ракеты, означающие приземление десанта на Северном и Среднем аэродромах.
Несколько групп армейских бомбардировщиков бомбили цели на Ёмитане и Кадене. Съёмка с борта показала, что четыре транспортных самолёта с десантом сбили возле аэродрома, но пятый приземлился на взлётно-посадочной полосе аэродрома Ёмитан с северо-востока на юго-запад и успешно лёг на фюзеляж. На аэродроме Кадена следов посадки на взлётную полосу не отмечалось, присутствовали очаги возгорания на краях полос обоих аэродромов.
Средства ПВО сбили 11 атакующих бомбардировщиков. Среди сбитых в последующие полчаса оказались два транспортных самолёта, шедших на Ёмитан, включая борт, на котором находился капитан Окуяма, и два последних самолёта, шедших на Кадену. Сбитые бомбардировщики и транспортники падали в море, не долетев до береговой линии.
В 22:25–22:30 группа из пяти самолётов Ки-21 прошла на низкой высоте над аэродромной полосой базы Ёмитан со стороны острова Иедзима (север, северо-запад). Два из них были сбиты и упали горящими вне аэродрома. Ещё два транспортника, получив попадания, упали на краю лётного поля. Обломки одного из них задели зенитный автомат с расчётом, погибли два американских артиллериста. Среди обломков оказался один выживший десантник, который открыл огонь по аэродромной охране.
В 22:30 на центральную полосу аэродрома Ёмитан приземлился последний, пятый транспортный Ки-21 с бортовым номером 6546, который получил повреждения от зенитного огня и посадки на фюзеляж. Самолёт с убранным шасси остановился в 70 метрах от контрольной башни. При посадке трое десантников погибли, а ставшиеся девять вместе с двумя пилотами высадились и, рассредоточившись по аэродрому Ёмитан, вступили в перестрелку с охраной. Используя подрывные и зажигательные заряды, диверсанты приступили к уничтожению стоящих на площадках самолётов и открыто размещённых складов.
К 08:00 25 мая аэродром Ёмитан был полностью закрыт для полётов, его взлётно-посадочная полоса временно оказалась непригодна для эксплуатации из-за разбросанных обломков. В 12:55 в перелеске в районе аэродрома американский поисковый отряд обнаружил и застрелил последнего десантника.
В результате действий диверсионной группы были уничтожены семь самолётов: два истребителя F4U, четыре транспортных С-47, один гидросамолёт РВ4Y. Ещё 36 самолётов получили повреждения. Были уничтожены два склада с 600 бочками авиационного топлива общим объёмом 70000 галлонов. Часть ущерба и ранений были причинены беспорядочной и стрельбой американских военнослужащих из аэродромной охраны и наземных служб.
Вооружённые силы США потеряли два человека убитыми и 18 ранеными. Проведённый 25–26 мая американской похоронной командой сбор останков японских десантников обнаружил всего 69 тел, из них 10 вблизи мест диверсий, и три в транспортном самолёте с бортовым номером 6546. На телах некоторых японцев отмечены следы суицида.
Всего было задействовано 12 самолётов, на борту каждого из них было 14 человек. Четыре самолёта из-за неисправностей вернулись на базу, семь были сбиты зенитной артиллерией — все, находившиеся на них лётчики и десантники, кроме одного, погибли. На аэродроме Ёмитан сел лишь один самолёт, десант и экипаж погибли в перестрелке. Японская 6-я воздушная армия отметила потерю 99 человек из 168 членов отряда Гиретсу Кутейтай. Капитан Мичиро Окуяма за успешную операцию был повышен в звании до майора, а в связи с гибелью при выполнении задания звание выросло до полковника.
Операция «Кикусуй №7» по атаке американского флота была выполнена не полностью. Из 180 самолётов-камикадзе вылетело только 70, произвести атаку смогли 24 из них, а по данным американских архивов — лишь 13. Заявлено, что поразить цель смогли 12 самолётов. Было потоплено три корабля, ещё пять получили серьёзные повреждения и были исключены из списков, один вышел из строя на срок более месяца.