ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#51 Сообщение smersh70 » 14 фев 2019, 04:18

Бронеавтомобиль «Тип 92» / «Тиёда» (Япония)

В 1929-30 годах сразу несколько автомобилестроительных компаний присоединились к программе создания перспективного броневика. Одним из участников работ стала фирма «Тиёда», входившая в состав компании «Токио Гасу Дэнки К.К.» (ныне, после многочисленных преобразований, эта организация носит название Hino Motors). Завод выпускал ряд образцов автомобильной техники, в том числе трехосный грузовик «Тип Q». Именно эту платформу предполагалось использовать в перспективном проекте броневика для армии.

Экипаж броневика «Тиёда» / «Тип 2592» состоял из трех человек. В передней части обитаемого отсека размещались водитель и стрелок. Пост управления с рабочим местом механика-водителя находился у правого борта. Слева от него располагался стрелок. Водитель должен был следить за дорогой при помощи прямоугольного лобового люка. В боевой обстановке люк закрывался крышкой со смотровой щелью. Стрелку в любых условиях предлагалось использовать только штатные смотровые щели пулеметной установки. Второй стрелок находился в боевом отделении, в башне. На его месте имелось несколько смотровых приборов и щелей.
Изображение
Доступ в обитаемый отсек обеспечивался целым набором дверей. В передней части бортов, на уровне условного отделения управления, находились две крупные двери, открывавшиеся назад. Для удобства экипажа, под ними помещались скобы-подножки. Третья дверь, имевшая две створки, устанавливалась в проеме кормового листа и фактически предназначалась для стрелка.

Габариты и масса перспективного бронеавтомобиля ограничивались характеристиками и возможностями шасси. При этом по подобным параметрам он почти не отличался от другой техники своего времени. Длина «Типа 92» составляла 5 м, ширина – 1,9 м, высота по крыше башни – 2,6 м. Боевая масса достигла 5,6 т. Сравнительно высокая удельная масса позволяла машине развивать скорость до 60 км/ч на хорошей дороге. Выходя на пересеченную местность, броневик терял в подвижности, но все же сохранял приемлемые характеристики. Также машина не могла показывать высокую проходимость, подниматься на крутые склоны и преодолевать водные преграды по глубоким бродам.
Изображение

Опытный образец нового броневика от компании «Тиёда» был построен в 1931 году и вскоре прошел необходимые испытания. В этом проекте учитывался опыт проектирования и эксплуатации подобных машин, что позволило получить приемлемые характеристики и возможности. Как следствие, по результатам испытаний бронеавтомобиль приняли на вооружение. Официальный документ об этом был подписан в 1932 году, в результате чего броневик получил армейское обозначение «Тип 92». Примечательно, что он стал первым принятым на вооружение бронеавтомобилем, полностью разработанным в Японии.

Затем компания-разработчик получила заказ на массовое серийное производство новейшей техники. Выпуск техники продолжался в течение нескольких лет и завершился, по разным оценкам, к середине тридцатых годов. За это время завод «Тиёда» построил около двух сотен броневиков. Такая техника предназначалась для императорской армии. Поставки машин прочим формированиям из состава вооруженных сил Японии не предусматривались.
Несмотря на постепенную смену роли, бронеавтомобили «Тип 2592» / «Тиёда» продолжали работу до второй половины тридцатых годов. Только в 1937-м их стали постепенно списывать. К этому времени техника успела выработать свой ресурс и уже не могла оставаться в строю. В этот период армия начала получать новейшие гусеничные танкетки «Тип 97», также известные под названием «Те-Ке». Последние могли решать те же задачи, что и «Тип 92», при этом имея определенные преимущества перед броневиками. Как следствие, стартовал процесс постепенной замены устаревших боевых бронированных машин.
Изображение

По всей видимости, программа замены затянулась на несколько лет, но подробные сведения на этот счет отсутствуют. Существует предположение, согласно которому некоторое количество броневиков «Тиёда» оставалось в строю до вступления Японии во Вторую мировую войну, и такой технике пришлось вновь участвовать в боях. Тем не менее, документальные подтверждения этой версии отсутствуют. Достоверные упоминания машин «Тип 92» в контексте новой войны пока не найдены.

Не позднее начала сороковых годов все имевшиеся «Тип 92» могли быть списаны, и большая их часть должна была отправиться на разборку. Возможно, некоторым машинам этой модели все же удалось принять участие во Второй мировой войне на Тихоокеанском театре военных действий, но их будущее уже было предопределено. Насколько известно, со временем все существовавшие бронеавтомобили «Тиёда» были уничтожены в боях или списаны и разобраны. Ни одной подобной машины не сохранилось.

История японской программы строительства бронеавтомобилей началась с проектов техники, построенной на основе зарубежных шасси. Получив необходимый опыт, конструкторы смогли отказаться от готовой импортной техники, сократив применение зарубежной продукции до минимума. В результате этого появился броневик «Тиёда» / «Тип 92», фактически давший старт новому направлению.
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#52 Сообщение smersh70 » 04 мар 2019, 20:41

Цифры Warspot: 25 уцелевших японцев

В 1942 году японские войска вытеснили англичан из Бирмы и захватили эту страну. В начале 1945 года, постепенно возвращая утраченные территории, британцы высадились на островах Рамри и Чедуба у бирманского побережья. На Чедубе дело у английских морпехов спорилось: уже 21 января они овладели островом. А вот на Рамри всё шло не так быстро. На остров высадились штурмовые отряды 26-й индийской пехотной дивизии. Они закрепились на пляжах, а потом начали потихоньку продвигаться вперёд. Вскоре им на помощь пришла 71-я индийская пехотная бригада, переброшенная с Чедубы. Японский корпус численностью около 1000 человек стал отступать вглубь острова, в мангровые болота. Британские силы не имели необходимого снаряжения для марша в столь непростых условиях, поэтому не стали преследовать противника и только выслали ему вслед разведывательный отряд.

Японцам переход дался очень тяжело. Люди страдали от голода и нехватки питьевой воды, от инфекционных болезней, от укусов змей и насекомых. Однако самой большой проблемой оказались гребнистые крокодилы, обитавшие в болотах. Самцы этого агрессивного хищника могут вырастать до 7 м в длину и способны охотиться на крупных животных. Человек также является подходящей для них добычей. По свидетельству натуралиста Брюса Стэнли Райта, участвовавшего в битве на Рамри, в ночь с 18 на 19 февраля английские разведчики стали свидетелями ужасающей сцены: гребнистые крокодилы напали на переходивших болото японцев. :mrgreen:

«Выстрелы из кромешной тьмы болота, крики раненых японцев, раздавленных в пастях огромных рептилий, и странные тревожные звуки крутящихся крокодилов слились в адскую какофонию (…) На рассвете прилетели стервятники, чтобы подчистить то, что оставили крокодилы (…) Из тысячи японских солдат, которые вошли в болота острова Рамри, всего лишь около двадцати остались в живых». :o

Действительно, 19 февраля 25 вымотанных и перепуганных японцев (по другим данным, их было 20 человек) сдались в плен. Остальные погибли в зубах крокодилов или же от болезней и истощения во время перехода. Эту страшную историю Райт рассказал в своей книге, вышедшей в свет в 1962 году. Позже эпизод нашёл отражение в Книге рекордов Гиннеса, где битва на Рамри описана как «случай самой массовой гибели людей от атаки крокодилов». :shock:

Некоторые исследователи сомневаются в правдоподобности этой истории. По их мнению, японцы действительно пострадали от нападения рептилий, однако вовсе не такое чудовищное число солдат нашло свою смерть в зубах хищников. Учёные задаются вопросом: как до появления японцев в мангровых болотах выживало такое количество свирепых крокодилов и чем они питались в отсутствии столь обильной добычи?

Как бы то ни было, гребневые крокодилы действительно «помогли» англичанам. Остававшийся на острове японский гарнизон прекратил сопротивление 22 февраля 1945 года.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#53 Сообщение smersh70 » 19 мар 2019, 04:11

Сержант Тошихару Кагейома из 45 сентая ожидает в кабине своего штурмовика Кавасаки Кi-102 на аэродроме Ибараки. Август 1945.
Изображение
Подвеска торпеды на торпедоносец Накадзима B6N2 Тензан.
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#54 Сообщение smersh70 » 13 апр 2019, 00:12

Линейный корабль "Нагато" вскорое после вступления в строй, 1924 год.

Построенные в 1917-24 годах "Нагато" и "Муцу" были мощнейшими "довашингтонскими" линкорами в мире (вместе с американскими типа "Колорадо") и оставались самыми мощными линкорами Японского императорского флота вплоть до вступления в строй "Ямато" и "Мусаси".

Линкоры типа "Нагато" были 215 метров длиной и имели стандартное водоизмещение 32 200 тонн. Главный калибр — восемь 410-мм/45 орудий Type 41. Борт кораблей защищал 305 мм бронепояс. Паротурбинная ГЭУ мощностью 80 000 л.с. позволяла развивать ход до 26,7 узлов.
Изображение

Авианосцы
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#55 Сообщение smersh70 » 15 апр 2019, 03:14

Японские танки и танкетки - Type97 Chi-Ha Type95 Ha-Go Type94/97 Te-Ke
редчайшее видео :think:

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#56 Сообщение smersh70 » 15 май 2019, 03:19

Самой результативной субмариной императорского флота Японии считается I-10 которая за свою службу сумела потопить 15 судов, суммарным водоизмещением 75246 т.
Изображение

Бомбардировщик G3M1 Модель 1С с выпущенными верхними и нижними пулеметными установками разгружает 60-кг бомбы.
Изображение



Японский мальчик-сирота, принесший тело своего мёртвого младшего брата для кремации, стоит по стойке "смирно". Нагасаки, 1945 год.
Эта фотография была сделана американским фотожурналистом Джо О’Доннеллом в Нагасаки в 1945 году:
“Я увидел идущего мальчика примерно десяти лет. На спине он нёс ребёнка. В те дни в Японии мы часто видели, как дети играют со своими младшими братьями или сёстрами, посадив их к себе на спину, но этот мальчик явно отличался. Я подумал, что он здесь по какой-то серьёзной причине. У него не было обуви. Лицо его было жёстким. Голова ребёнка болталась из стороны в сторону, как если бы он спал. Мальчик просто стоял пять или десять минут. Люди в белых масках подошли к нему и беззвучно начали снимать верёвку (которая удерживала ребёнка). В тот момент я увидел, что ребёнок мёртв. Человек отнёс ребёнка на руках и положил в огонь. Мальчик продолжал стоять не шелохнувшись, и смотрел на огонь. Он так сильно закусил нижнюю губу, что она покраснела от крови. Затем мальчик развернулся и тихо ушёл”.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#57 Сообщение smersh70 » 24 май 2019, 20:56

В середине 30-х годов прошлого века в Японию пришло Понимание. Понимание того, что нужно увеличивать калибр стрелкового вооружения. И касалось это всего, а средств ПВО и вообще в первую очередь.
Так как Япония была страной, где с военной промышленностью были определенные проблемы, а с конструкторской школой и вообще беда, то японцы, не мудрствуя лукаво, пошли по проторенной дорожке тех, кто не мог сам разработать какое-либо оружие. То есть прямое или непрямое копирование.

Француз

Императорская армия Японии стала первооткрывателем на этом пути и заимела у себя первый крупнокалиберный пулемет. Он использовался как на суше, так и на море, и представлял собой копию французского «Гочкисса» образца 1930 года калибром 13,2 мм. Его назвали «Зенитный Тип 93», и на этом в армии и на флоте в плане ПВО настал покой и равновесие. Но были еще ВВС. Учитывая, что в Японии между авиацией сухопутной и флотской просматривался, говоря культурно, антагонизм, а некультурно – тупая и беспричинная ненависть с презрением, понятно, что «Тип 93» даже не рассматривался в качестве исходной базы для авиационного пулемета. Каждый из двух куликов желал смотреть исключительно в свое болото. Начатая война с Китаем, несмотря на всю слабость китайской армии, показала японским военным откровенную слабость пулеметов винтовочного калибра. Именно в Китае японские летчики получили первые уроки крупнокалиберных пулеметов американского производства. Curtiss Hawk Р-36 не были современными самолетами, но их 12,7-мм «Браунинги» заставили японцев задуматься.
Изображение
Американский итальянец

Первыми задумались сухопутные летчики, поскольку именно они первыми начали огребать от китайских коллег. И они отправились к союзникам по оси «Берлин-Рим-Токио», то есть, к немцам. Которые буквально недавно начали выпускать новый пулемет MG-131. Немцы японских союзников, мягко говоря, обломали. Дескать, пулемет новый, весь такой секретный, а вы с СССР воюете, да еще и неудачно (Халхин Гол). Ребята вы хорошие, но пулемет мы вам не дадим, короче.
Смысл в таком обломе, конечно, был. Из Советского Союза немцам рекой текли стратегические материалы, и портить такие теплые отношения из-за какого-то там пулемета прагматичным европейцам ну совершенно не хотелось. Потому японцы остались без лицензии, а немцы с материалами из СССР. Понятно, что японских военных такой расклад совершенно не устраивал, и они начали смотреть, у кого что есть в плане передрать. В прицел сразу попали итальянцы, у которых с разработками тоже было более-менее прилично все и которые тоже вроде бы были союзниками.
Когда техотдел штаба японской императорской авиации озвучил свои требования, наверное, конструкторы вздрогнули. Потому что решение было более чем странное с одной стороны, но логичное с другой. Известный японский конструктор стрелкового оружия Киджиро Намбу вообще не стал заморачиваться и просто скопировал американский пулемет «Браунинг» образца 1921 года. Пулемет как бы был далеко не нов, в руки Намбу он попал из Китая, где их натрофеили достаточное количество. Так что разборок за копирайт можно было не ждать. А вот патрон решили ставить не родной. Патрон решили применить итальянский, 12,7x81 SR от Бреда. Видимо, более слабый итальянский патрон, но имеющий в линейке разрывной боеприпас, в некоторой степени должен был заменить собой пушечный снаряд. Довольно своеобразное решение, если честно. Итальянский патрон по мощности уступал и американскому .50 BMG 12,7×99 мм, и французскому 13,2х99 мм. Но вот так легли карты в самурайских раскладах и головах. В итоге второй японский крупнокалиберный пулемет получился копией американского под итальянский патрон. В общем, пулемет был весьма неплох, сказался потенциал, заложенный в изделие изобретателем. Легкий, компактный, надежный и скорострельный, пулемет был принят на вооружение Императорской армейской авиации как Но-103 или Тип 1 осенью 1941 года. Были и недостатки, как и все, придуманное Браунингом на земле, он с трудом переносил синхронизацию, сильно (до 50%) теряя скорострельность. На отдельных режимах работы мотора истребителя Кi-43 (первый, кто получил новый пулемет Но-103) скорострельность падала с заявленных 900 выстрелов в минуту до откровенно жалких 400. Правда, со временем летчики к этому привыкли и старались вести бои на тех оборотах, которые не снижали темп стрельбы. Понятно, что это удавалось не всегда, но все равно, стало понятно, что два крупнокалиберных пулемета и два винтовочного калибра – все-таки две огромные разницы. Но вообще, если к этому прибавить еще и слабый итальянский патрон, то получилось весьма средненько. А что у морских коллег? А у морских летчиков все было в соответствии с канонами жанра! То есть, очень плохо поддавалось логике европейца.
Изображение
Немец

Наступательная часть морских истребителей А6М (2 пушки 20-мм и 2 пулемета 7,7-мм) военных абсолютно устраивала, чего нельзя было сказать об оборонительной. Война в Китае показала, что старые американские истребители с крупнокалиберными «Браунингами» нормально так успевали расковырять любой бомбардировщик или торпедоносец японцев, прежде чем он мог хотя бы слегка поцарапать противника.
У палубных пикировщиков и торпедоносцев японского флота, единственный турельный пулемет «Тип 92» вообще являлся скорее оружием психологического воздействия.
И командование морских летчиков тоже вознамерилось усилить оборону своих самолетов. Бомбовозы обязаны долетать до цели и там разгружаться, вне зависимости от того, есть у них истребительное прикрытие, или нет. Ну хотя бы по минимуму.
И в 1941 году японское морское командование оказалось… правильно, в Германии! Где, как и их сухопутные коллеги двумя годами ранее, попросили дать им MG-131!
Самое интересное то, что немцы… согласились! Шел 1941 год, приоритеты были расставлены, нападение на СССР согласовано, так что можно было и помочь союзнику.
Более того, вместе с лицензией на MG-131 немцы щедро продали и завод по производству патронов 13х64В!
MG-131 получил обозначение «Тип 2», был принят на вооружение в 1942 году. Но и тут не обошлось без странностей.
Пока предок «Тип 2» успешно стоял под капотами «мессершмиттов» и «фокке-вульфов», его лицензионная копия использовалась исключительно в качестве турельного пулемета!
Изображение
Подход более чем забавный: немецкий пулемет был оборудован системой электрического спуска, что японские морские специалисты посчитали совершенно неприемлемым. Может, дескать, в суровом морском климате, где соль и вода повсюду, замкнуть со всеми вытекающими.

Логика, конечно, странная, но имеющая право на жизнь.
Вообще пулемет ни разу не дал повода усомниться в его надежности, но тем не менее, всю войну «Тип 2» выпускался только в турельном исполнении.
Однако чем дальше шла война, тем очевиднее становилось, что японским истребителям в морской авиации срочно нужны и новые пушки, и новые пулеметы. Древние «Льюисы» калибром 7,7-мм были уже совершенно не торт, точнее, не тофу.
Да, была попытка довооружить «Зеро» еще двумя пушками, по типу «Фокке-Вульфа 190», но увы, предельно облегченное тонкое крыло японского истребителя две пушки не потянуло. Тем более, не вышло разместить довольно массивные пушки «Тип 99» под капотом.
В общем, срочно нужно было что-то делать, поскольку неплохо забронированные и живучие американские истребители явно опережали по всем показателям «Зеро» в боях. И к началу 1943 года японское флотское командование поняло, что надо что-то менять. Или пулеметы и пушки, или сменят уже их самих.
Проблема была в том, что в распоряжении японских конструкторов уже не было самого главного – времени. Особенно это показали воздушные бои у Соломоновых островов, когда превосходство американцев стало просто полным, а японский флот начал терять инициативу, проиграв небо.

Так появился последний участник нашего шоу, пулемет «Тип 3».
Изображение
Американский француз
Так как у японцев не было ни времени, ни потенциальных наработок, было принято решение, потрясающее в своей простоте: скопировать тот самый пулемет, которым американцы били своих противников. То есть, «Браунинг» AN-М2.
Достаточно большое количество этих пулеметов было захвачено японскими войсками при оккупации Филиппин, так что над чем работать было.
И здесь японские конструкторы можно сказать, проявили благоразумие, скопировав американский пулемет под патрон, который уже находился в производстве. Им стал французский боеприпас от «Гочкисса», 13,2х99 мм.
Логика этого поступка совершенно непостижима, потому что получилось более чем странно. ДВА разных пулемета под ДВА разных патрона в одной морской авиации.
Но французский патрон был помощнее немецкого, пуля была тяжелее, а значит, стабильнее почти вдвое, и французский патрон все-таки выпускался и стоял на вооружении. Правда, ПВО, но не суть.

Сложно понять, почему таки нельзя было довести до ума «Тип 2», он же MG-131, понятно, что пуля была легче французской, но сам пулемет был просто роскошен, что доказал применением и на Восточном, и на Западном фронте. И самое главное, вряд ли доработка «Тип 2» до крыльевой и синхронной версии заняла бы больше времени, чем разработка нового пулемета из американского под французский патрон.
Очевидно, что «Тип 96», который снимался с вооружения, оставлял после себя склады, набитые патронами. Которые можно и нужно было использовать.

Итак, каков результат этого безумного шоу?

Пулемет зенитный «Тип 96» («Гочкис») под французский патрон 13,2х99 мм.
Пулемет крыльевой, синхронный, турельный «Тип 1»/Но-103 («Браунинг») под итальянский патрон 12,7x81 SR.
Пулемет турельный морской «Тип 2» («Рейнметалл») под немецкий патрон 13х64В.
Пулемет синхронный морской «Тип 3» («Браунинг») под французский патрон 13,2х99 мм.
Итого получаем ЧЕТЫРЕ крупнокалиберных пулемета под ТРИ различных и невзаимозаменяемых (естественно) патрона.

Понятно, что логистика японской армии и флота просто сходила с ума, пытаясь обеспечить все части и базы должным количеством соответствующих боеприпасов.

Доходило до глупости: могли прибыть французские патроны для пулеметов истребителей, но не быть немецких патронов для бомбардировщиков или торпедоносцев. Либо отмечались случаи элементарной замены одних на другие. Что в любом случае не сказывалось должным образом на боеспособности японской авиации и ПВО.

Впрочем, результат войны нам известен, удивительно другое: один из немногих случаев, когда армия и флот изо всех сил старались осложнить себе жизнь.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#58 Сообщение smersh70 » 28 июл 2019, 21:06

Кадры хроники: февраль 1942 года, падение Сингапура глазами японских солдат

Островная морская база Сингапур должна была стать ключевым узлом обороны Великобритании на Дальнем Востоке с началом военных действий против японцев. При этом предполагалось, что основную роль должен будет сыграть могущественный британский флот, а сухопутные боевые действия просто не предусматривались. Более того, англичане показали себя большими снобами, считавшими, что японские армия и флот беспомощны в войне с европейцами. В общем, «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Прозрение было ошеломляющим — казавшееся незыблемым могущество британского флота, едва успевшего выйти из базы, в первые же дни боевых действий похоронили японские лётчики, и Сингапур остался, по сути, без защиты от японского десанта. Как тут же выяснилось, и собственно японский солдат был сильно недооценён противником. Вымуштрованная, неприхотливая, не знающая жалости японская пехота быстро завоевала уважение. После недели сухопутных боёв, с 8 по 15 февраля 1942 года, Сингапур пал — это стало крупнейшим поражением Великобритании за всю историю её войн. В плен попало более 80 000 человек, а японцы открыли себе дорогу к беспрепятственному завоеванию Бирмы и Голландской Ост-Индии.


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#59 Сообщение smersh70 » 07 авг 2019, 01:32

Скоростное поплавковое разочарование Кайгун Коку Хомбу
(По воспоминаниям пилота-ветерана)

По своей концепции японский поплавковый разведчик Kawanishi E15K1 Shiun (紫雲, "фиолетовое облако") был с одной стороны, одним из самых передовых в плане идеи гидропланов своего времени, с другой стороны, все заложенные в конструкцию передовые инженерные решения не были доведены до ума, что сделало «Сиун» весьма посредственной машиной, что в итоге поставило на нем крест.
В то же время «Сиун» являлся одним из самых загадочных самолетов. О нем известно крайне мало – менее десятка фотографий, примитивные схемы без подробностей, варианты раскрасок, отражавших скорее фантазии художников, чем исторически правдоподобные борта и почти полное отсутствие информации об использовании.
Своим появлением «Сиун» был обязан разработанной в 1939 году новой концепции флота, согласно которой предполагалось построить серию легких крейсеров – лидеров эскадр подводных лодок, призванных действовать автономно в отрыве от основных сил флота вблизи коммуникаций противника, где считалось вероятной встреча с вражеской авиацией. Соответственно, имеющиеся на вооружении японского флота стандартные катапультные разведчики F1M и E13A, могли бы быть легко перехвачены истребителями противника. Поэтому в техзадании 14-Shi, куда был включен проект нового поплавкового разведчика, в первую очередь вошло требование высокой скорости, достаточной для того, чтобы уйти от истребителей – фантастических для поплавкового самолета 280 узлов или 518,5 км/ч , практически столько же, сколько давал новейший на тот момент истребитель А6М, и максимальной дальности 3700 км (2000 морских миль) на 370 км/ч (200 узлах). Взлетная масса машины была ограничена 5 тоннами.
Проектирование самолета началось в июле 1939 года, практически одновременно с головным крейсером «Ойодо» (заказ был выдан Арсеналу флота в Курэ 6 декабря 1939 года), на котором планировалось разместить шесть таких разведчиков, для чего вся кормовая часть крейсера была оставлена свободной от основного вооружения и предназначалась только для базирования авиазвена. Четыре самолета должны были размещаться со сложенными крыльями в массивном ангаре в корме (длина 25,25 м, ширина 13,6 м, высота 7,25), ещё два — на системе рельсов за ним. Для погрузки гидросамолётов на задней части ангара были установлены два 15,5-метровые грузовые стрелы грузоподъёмностью до 6 тонн каждая. Погреб авиабомб находился внутри броневой цитадели на трюмной палубе за машинными отделениями, подача из него до уровня верхней палубы осуществлялась по бронированному элеватору. В погребе размещались восемнадцать 60-кг бомб № 6, две специальные зажигательные 60-кг бомбы, три 30-кг бомбы № 3, плюс боеприпасы к 7,7-мм пулемётам — суммарно 57 600 патронов. Три цистерны с авиатопливом находились в корме под трюмной палубой и имели общую вместимость 98 780 литров авиабензина (39 850 первая, 34 790 вторая, 24 140 третья), или 68,55 тонн. Запуск гидросамолётов должен был производиться с установленной на верхней палубе в корме специальной катапульты тип 2 № 1 модель 10, спроектированной и принятой на вооружение в 1942 году. При длине 44 м и массе 65 тонн она работала на сжатом воздухе и должна была разгонять 4,5-тонный самолёт до 80 узлов (148 км/ч), а 5-тонный — до 70 (130 км/ч), придавая ускорение в 2,5 g. Самолёты с неё могли запускаться с четырёхминутным интервалом. Катапульта размещалась по центральной оси корабля и могла разворачиваться на 30° в каждую сторону.
Забегая вперед, следует отметить, что задача создания гидросамолета с такими высокими характеристиками оказалась на столько нетривиальной, что привычного конкурса проектов не было (во всяком случае, о нем ничего не известно), задание было выдано только компании Каваниси Кокуки КК, а процесс проектирования, постройки и доводки прототипа самолета занял больше времени, чем стартовавший на полгода позже его проект крейсера, под который, собственно, и создавался самолет. Когда крейсер «Ойодо», вошел в строй в феврале 1943 года, процесс доводки «Сиуна» все еще не был завершен.
Но обо всем по порядку.
Работу по проекту нового самолета «Скоростной гидросамолет-разведчик 14-Shi», получившего на Каваниси внутрифирменное обозначение К-10, была поручена коллективу конструкторов под руководством Йосио Хасиучи, который параллельно занимался проектом гидроистребителя N1K1 «Кёфу». Поэтому не удивительно, что многие технические решения, принятые для одного проекта, в той или иной степени были повторены и на другом.
Для получения заданных в техзадании скоростных характеристик машины, Хасиучи выбрал самый мощный из имеющихся на тот момент двигателей – 14-цилиндровую двухрядную звезду Мицубиси «Касей», версию модель 14 МК4D, оснащенную двумя соосными валами противоположного вращения, которые приводили в движения два двухлопастных соосных винта постоянного шага. Такая схема была призвана устранить реактивный момент, существенно усложняющий взлет и посадку гидросамолетов. Взлетная мощность двигателя достигала 1460 л.с., а на высоте в 6 тыс. м. – 1300 л.с.
Необычное требование к разведчику заставило использовать предложенную техническими экспертами Японского Императорского флота нестандартную поплавковую схему: основной поплавок крепился под фюзеляжем на двух стойках и в случае опасности передняя стойка сбрасывалась вместе с поплавком, что позволяло выжать из самолета дополнительно 90 км/ч. Стабилизирующие поплавки имели дюралевое днище и тканевую обшивку верхней части, армированную резиной, что позволяло поджать поплавок к крылу, поворотом на 90 градусов к оси самолета. При этом стойки поплавков входили в ниши крыла, заподлицо с нижней поверхностью крыла. При выпуске поплавок надувался. В случае сброса основного поплавка стабилизирующие поплавки при посадке на брюхо не выпускались, а играли роль надувных баллонетов для обеспечения плавучести самолета, а соосные винты имели возможность стопориться в горизонтальном положении во избежание их повреждений при ударе об воду.
Для достижения высоких скоростей был выбран ламинарный профиль крыла, разработанный профессором токийского университета Ичиро Тани. В целом самолет имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки элеронов и рулей.
Для хранения на корабле консоли крыла самолета были выполнено складными. Для экономии веса и обеспечения дальности конструктора традиционно отказались от протектирования баков, какой-либо бронезащиты. А оборонительное вооружение ограничили 7.7-мм шкворневым пулеметом Тип 92 в задней кабине наблюдателя. Вооружение дополняли два подкрыльевых пилона, расчитанные на 60-кг бомбы. Самолет также оснащался богатым радиооборудованием и даже примитивным автопилотом.
Из-за отсутствия опыта в реализации предложенных заказчиком конструктивных решений и неимения образцов для подражания конструкторские работы сильно затянулись. Постройка первого прототипа была завершена только в конце 1941 года, а первый полет состоялся 5 декабря (по другим данным – 3 декабря). Результаты заводских летных испытаний были удовлетворительными: самолет достиг скорости 468 км/ч (без сброса поплавка) и продемонстрировал неплохие пилотажные качества. Однако, вскоре прототип потерпел аварию из-за отказа закрылков и системы выпусков поплавков.
Ремонт прототипа, совмещенный с доработками был завершен лишь к октябрю следующего, 1942 года. На нем поменяли двигатель на более мощный, оснащенный турбонаддувом MK4S Касей модель 24, взлетной мощностью 1820 л.с. и 1420 л.с на высоте 9 тыс. м. Кроме того, самолет оснастили дополнительным подфюзеляжным килем для улучшения продольной устойчивости.
До конца 1942 года было выпущено еще 7 предсерийных самолетов, получивших обозначение «Скоростной разведывательный гидросамолет Тип 2 "Сиюн" (Фиолетовое облако) Модель 11» или короткое обозначение Е15К1
В конце 1942 года 8 самолетов были переданы на войсковые испытания в Йокосука кокутай.
Эксплуатация восьми Сиунов в течение полугода сопровождались многочисленными детскими болезнями. Наблюдалась вибрация двигателя, поломки редуктора, неисправности регулятора скорости, автопилота и закрылков, утечки масла, недостаточная прочность основного поплавка и прочее.
Все это не позволяло флоту принять на вооружение самолет вплоть до августа 1943 года.
К этому времени взгляды флота на использование крейсера «Ойодо» уже изменились. В июле крейсер встал на переоборудование и лишился своей огромной катапульты, а авиагруппа крейсера составили пара стандартных катапультных разведчика Е13А. А запланированный к постройке систершип «Ниёдо» даже не закладывался. Также отказались от размещения «Сиунов» на серии новых крейсеров типа «Агано», на которых планировалось по одному самолету этого типа. В итоге потребность в катапультном скоростном гидросамолете-разведчике отпала. Дорогая, сложная в производстве и капризная машина оказалась не у дел. Серийное производство ее на заводе Каваниси продолжалось по остаточному принципу, по сути, штучно. В 1943 году завод сдал 3 гидроплана, до февраля 1944-го еще два. Общий объем выпуска, таким образом, составил всего 15 самолетов включая прототип. После чего завод Нарио под Осакой полностью перешел на выпуск столь необходимых истребителей «Сиден».
Командование Йокосука кокутай долго не могло решить куда пристроить небольшое количество имевшихся в его распоряжении скоростных разведчиков, которых постоянно преследовали технические проблемы. Лишь в начале 1944 года было принято решение сформировать из них отдельный морской разведотряд и с весны 1944 г. начинается подготовка и оснащение самолётов всем необходимым. Правда, к тому времени в составе кокутая «на ходу» осталось лишь пять «Сиунов». Три были потеряны в авариях, техническое состояние еще семи не позволяло использовать их в бою.
Отряд, оснащенный разведчиками Е15К получил собственное название «Сиун-тай» и вошел в состав 12-й разведывательной эскадрильи, 61-го кокусентая – воздушной эскадры. Командиром «Сиун-тай» был назначен лейтенант Аикава Киёси, он же был штурманом самолета №1. Пилотом у него был старшина Дзенсабуро Оно.
Экипаж второго самолета составил пилот Рёго Цукада и штурман старший сержант Шун Миямото. Пилот третьего самолета Юкигами Накагава и штурман Мацуширо Симидзу. Мичман Ёсихиро Хаяшида являлся резервным членом экипажа.
Подготовка отряда для перелета своим ходом на архипелаг Палау велась ни шатко, ни валко в течение двух месяцев, и к середине апреля оказалось, что готовыми к перелету были лишь три «Сиуна». Было решено перегнать в Южную часть Тихого океана то что есть, а оставшиеся два самолета отправить в догонку по мере готовности.
9 июня 1944 года группа из трех «Сиунов» перелетела на авиабазу гидроавиации Аракебесан на одноименном острове в центральной части архипелага Палау. Перелет осуществлялся своим ходом с промежуточной посадкой на Сайпане.
Оставшиеся в Йокосуке два «Сиуна» отправились вслед за первой группой 12 июня. Совершив промежуточную посадку на острове Чичиджима, они были застигнуты налетом американской авиации и сожжены на стоянке.
На Аракебесане группе из трех Сиунов суждено было остаться до конца боевых действий. Основные задачи их состояли в морской дальней разведке и противолодочном патрулировании.
.
С 13 июня принимается решение об участии отряда «Сиун-тай» в рещающей битве в данном регионе (План "А") и 15 июня они попадают в масштабное сражение при Марианских островах. Так как высадка американских войск произошла на Сайпане, а не Палау, задача «Сиунов» сменилась на подготовку к ожидаемым налётам и разведывательную деятельность на месте. Командование 61-го кокусентай было полностью сконцентрировано на отражении атаки на Сайпан, из-за чего практически забросило отряд «Сиун-тай», не найдя ему умелого применения. Командование отрядом в случае вражеской атаки полностью предоставлялось местному составу.
Вопреки транслируемой из источника в источник информации, что «все Сиуны на Палау были быстро сбиты вражеской авиацией», все три имевшихся на Аракебесане Е15К благополучно пережили разгром японского флота в битве у Марианских островов. Экипажи «Нормов» - такое обозначение получили «Сиуны» у союзников, когда попались им на глаза – совершали рутинные полеты над океаном, по большей части не встречаясь с противником, но и не нанеся ему никакого урона. По свидетельству ветерана отряда, здравствующего до сих пор пилота самолета №1, господина Дзенсабуро Оно, всего три самолета в период с 9 июня по 12 августа 1944 года совершили в сумме 23 боевых вылета.
Единственное боевое столкновение «Сиунов» с американской авиацией состоялось 25 июля 1944 года. В тот день на задание по противолодочному патрулированию вылетели два «Норма». Экипаж первого самолета составляли Рёго Цукада и Ёсихиро Хаяшида, второго - Юкигами Накагава и Мацуширо Симидзу. Над океаном пару разведчиков атаковали три Хэллкета. Но скоростной и маневренный «Сиун» оказался не такой простой целью. Один Хэллкет попал под очередь турельного пулемета мичмана Симидзу, который сбросив основной поплавок, резко увеличил скорость и оторвался от преследования. Экипажу первого самолета повезло меньше – мичман Хаяшида, занимавший заднюю кабину разведчика, был ранен в грудь, а самолет загорелся. Пилот самолета Цукада резким пикированием имитировал падение самолета и сумел оторваться от преследовавших его Хэллкетов. У самой воды ему удалось сбить пламя и, не смотря на ожоги лица, благополучно вернуться на базу. «Сиун», пилотируемый Накагавой и Симидзу, лишившийся поплавка, не смотря на отсутствие боевых повреждений, был разбит при посадке на воду. Повреждения не были фатальными, но восстанавливать машину было не из чего и не кем. Второй «Сиун», изрешеченный пулями по возвращении на базу также не стали восстанавливать. Оставшийся единственный в отряде самолет совершил еще два боевых вылета 10 и 12 августа, после чего был брошен из-за отсутствия запчастей.
На этом боевая карьера этого самолета в целом завершилась. Оставшиеся в метрополии несколько гидропланов «Сиун» в составе Йокосука кокутай постепенно пришли в нелетное состояние. Лишь весной 1945 года два более или менее целых экземпляра Е15К привели в порядок и передали в состав вновь сформированного 724 кокутай в качестве временной замены ожидавшихся реактивных истребителей-бомбардировщиков Накадзима «Кикка». Планировалось, что в ноябре 1945 года 724-й кокутай базировался бы недалеко от Йокосуки на участке вдоль полуострова Миура, к западу от Токийского залива. Действовавшие из близлежащей гавани «Сиуны» должны были обнаруживать корабли противника, засекать их расположение, а затем находиться в области цели, передавая радиосигналы ударным самолетам. Конец войны поставил крест на этих планах.
Так завершилась история этого самолета. Прогрессивный по задумке конструкторов, он не оправдал надежд. Экипажи и, особенно, технический персонал, не жаловали эту капризную машину, которую постоянно преследовали технические проблемы, которые приходилось решать часто буквально на коленке вследствие отстутствия запчастей и квалифицированного персонала. Отсюда, вероятно, произростала информация, также транслируемая из источника в источник, о том, что убираемые подкрыльевые поплавки на поздних машинах были жестко закреплены в выпущенном положении, а основной поплавок перестал быть сбрасываемым. По всей видимости, этот факт являлся лишь частным случаем, на каких-то отдельных машинах, в плане упрощения эксплуатации. Во всяком случае, по свидетельству господина Дзенсабуро Оно, эксплуатировавшиеся на Палау три «Сиуна» имели все изначально заложенные в конструкцию особенности

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146166
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10662 раза
Поблагодарили: 15908 раз

Re: ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯПОНИЯ

#60 Сообщение smersh70 » 23 авг 2019, 02:23

Японские легкие плавающие танки "Ка-Ми", захваченные советскими войсками на острове Шумшу в августе 1945 года.
Изображение

Ответить

Вернуться в «Военная история»