ЛЕНД-ЛИЗ

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#21 Сообщение smersh70 » 01 дек 2018, 20:21

Британский «премьер» в СССР
ДДискредитированный собственными военными
О существовании танков Churchill советские военные узнали в октябре 1941 года. Согласно справке, подготовленной информационным отделом Разведывательного управления Генерального штаба Красной армии, англичане с весны 1941 года начали производство тяжёлого пехотного танка МК-IV, также называвшегося «Черчилль». В более поздних советских документах эта машина также известна как MK-IV. Справка содержала вполне соответствующие реальности характеристики танка, к примеру, информацию о боевой массе и вооружении. Более того, уже тогда у советской разведки имелись сведения о том, что вместо 2-фунтовой (40-мм) пушки на «Черчилль» планируется ставить орудие калибром в 57 мм. Вполне достоверно в справке оценивались и объёмы выпуска танков данного типа. Что явно не соответствовало реальности, так это максимальная скорость, которую авторы документа оценивали в 35–38 км/ч. До такой скорости Churchill мог разогнаться разве что с крутой горки. Кроме информации о «Черчилле», в справке фигурируют сведения о некоем английском 70-тонном тяжёлом танке, имевшем вооружение из 3 пушек и 6 пулемётов, а также экипаж численностью 11 человек. Здесь угадываются отголоски разработки английского тяжёлого танка TOG.
Члены советской военной миссии на испытаниях танка Churchill IV. Англия, весна 1942 года
Изображение
Вопрос поставки танков Churchill в СССР не поднимался вплоть до весны 1942 года. Вместе с тем по поводу этих машин шла довольно активная переписка. Кроме того, советские военные представители осматривали заводы, на которых производились такие танки. В частности, в январе 1942 года советская военная комиссия посетила завод Old Park Works Wednesbury в Бирмингеме. Завод этот входил в состав Midland Railway Carriage and Wagon Company. Согласно данным комиссии, за неделю на нём выпускалось по 6–7 танков Churchill. В феврале советские военные попали за завод Vauxhall, который был головным разработчиком и производителем Churchill. На тот момент здесь выпускалось по 10 танков этого типа в неделю. 28–30 апреля года комиссия попала на завод Leyland, также задействованный в программе производства Churchill. По оценке комиссии, здесь производилось 7 танков в неделю. Таким образом, советские военные представители смогли попасть на три из четырёх заводов, на которых выпускались Churchill. Кроме того, им удалось поприсутствовать на испытаниях Churchill IV, производство которых на тот момент только осваивалось на предприятиях.

Первые переговоры о поставках английских тяжёлых пехотных танков Churchill в СССР проходили в марте 1942 года. Сначала обсуждались объёмы поставляемых запчастей и боеприпасов. Весьма любопытно, что в случае с Churchill III шел разговор о поставках осколочно-фугасных снарядов, по 135 штук на танк. И это при том, что такие боеприпасы в Великобритании на тот момент даже не выпускалось. Позже этот пункт будет всплывать в документах с завидным постоянством.

В конце апреля 1942 года англичане, наконец, определились с объемами поставок. Churchill должны были постепенно заменять в поставках танки Matilda. Первоначально предполагалось, что в СССР будет отправлено 25 танков. Из них 23 штуки относились к модификации Churchill II, оснащаемой 2-фунтовыми (40 мм) орудиями. В некотором смысле можно говорить о том, что англичане постепенно избавлялись от машин первых серий с устаревшим к весне 1942 года вооружением. С февраля 1942 года начался выпуск Churchill III, гораздо более удачной модификации с более просторной башней и 6-фунтовым (57 мм) орудием. Постепенно объем Churchill III в поставках увеличивался: по планам: во второй партии предполагалось уменьшить число Churchill II до 21 танка.
Изображение

Также оговаривалось, что поставляемые в СССР танки будут модернизированы с учетом обнаруженных недочётов. По этой причине в регистрационных номерах после пятизначной цифры шла буква R, что означало Remanufactured (модернизированный). Стоит отметить, что советские представители выступили против отправки с танками английских инструкторов. Во-первых, с новыми танками ознакомился майор (позже полковник) Ковалёв, который участвовал в поездках советской военной миссии по английским заводам. Его срочно возвращали в СССР, чтобы он участвовал в процессе приемки новых машин. Во-вторых, в срочном порядке была переведена документация и инструкции по эксплуатации.
Отправка первой партии Churchill растянулась на несколько месяцев. За это время соотношение танков разных модификаций в ней изменилось. В финальной версии оно составило 10 Churchull III и 15 Churchill II. 27 июня 1942 года был отправлен конвой PQ-17, который вёз в СССР, в том числе, 25 английских тяжелых танков. Форменный разгром, который конвою учинили немцы, прямым образом повлиял и на состав прибывших танков. Из транспортов, которые везли новые танки, выжил только английский Ocean Freedom, 11 июля прибывший в Архангельск. На его борту находилось 5 Churchill II и 5 Churchill III.

После разгрома конвоя PQ-17 в поставках последовала долгая пауза. Следующая партия пришла с конвоем PQ-18, прибывшем в Архангельск 21 сентября 1942 года. На этот раз до портов добралось 74 Churchill. Этот конвой стал последним, в котором прибыли Churchill II. Английские источники утверждают, что всего в СССР было отправлено 45 Churchill II, из которых прибыли на место 26 штук. Цифра эта несколько отличается от реальности: из 74 танков, прибывших с конвоем PQ-18, к Churchill II относилось 15 машин. В общей же сложности поступило 20 таких танков, из них 19 отправили в 50-й гвардейский тяжелый танковый полк. Еще один танк оказался в составе 194-й учебной танковой бригады.
Одна из двух известных фотографий Churchill II в Красной Армии. Машина принадлежала 50-му гвардейскому тяжелому танковому полку
Изображение
Дополнительные проблемы с поставками танка создали сами англичане. В октябре 1942 года советской стороне стала доступна весьма бурная переписка, связанная с разработкой и оценкой танка английскими военными. Машина создавалась весьма тяжело, Что, впрочем, для конструкции, созданной с нуля, вполне нормально. Но раскрывать все эти подробности потенциальным потребителям – далеко не самое разумное решение. В руки советских специалистом попала, в том числе, и переписка, касающаяся того, каким образом дальше развивать конструкцию танка. В ней упоминались самые различные варианты, включая создание совершенно нового танка. Надо ли говорить, что подобная информация отнюдь не повысила уровень доверия к танку со стороны советских военных. На это наложилась информация о том, что 55 танков Churchill III, прибывших с конвоем PQ-18, имели дефекты пушек, связанные с механизмом отката. Исправлять дефект пришлось, в том числе, и заводу №92. В общей сложности советская военная приемка насчитала 9 различных дефектов. Неудивительно, что в бой Churchill пошли только в начале 1943 года.
Несмотря на такие нелестные отчеты, поставки английских тяжелых танков продолжились. 27 января 1943 года в Мурманск пришел конвой JW-52, с которым прибыло 40 танков. Зачтена эта поставка была уже февралём. Среди прибывших танков имелись Churchill III и Churchill IV. Машины последней модификация отличались от Churchill III конструкцией башен. Более технологичным оказалось изготовлять их методом литья. Самая крупная поставка в количестве 121 танка была зачтена мартом. На самом деле эти танки прибыли в СССР еще в конце февраля 1943 вместе с конвоем JW-53. На этом поставки практически прекратились, лишь в августе 1943 года через Владивосток пришло еще 8 «Черчиллей». Кроме этих последних танков, все остальные были доставлены в СССР северными конвоями. Всего было получено 253 Churchill, из них 105 в модификации Churchill IV.
Один из двух Churchill III, которые проходили испытания на НИБТ Полигоне. Август 1942 года
Изображение

Медленный, толстокожий и с мощным орудием
Один из пяти Churchill III, прибывших в СССР конвоем PQ-17, в августе 1942 года отправился на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку. Это были едва ли не первые испытания на Полигоне после того, как из Казани он снова переехал в Кубинку. На испытания отправился танк с WD-номером T.31222R. Испытания, впрочем, не задались с самого начала. Во время перегона со склада №511 на НИБТ Полигон танк сломался. Выяснилось, что во время движения прокладка между верхней правой головкой и блоком цилиндров вышла из строя. Повреждение не было обнаружено своевременно, поскольку танк двигался ночью. В результате охлаждающая жидкость вытекла, от перегрева блок и головка треснули. Этот дефект был очень хорошо известен англичанам.
Серьезная поломка двигателя поставила под вопрос дальнейшие испытания. Танк отправили на ремонт, где он надолго задержался, поскольку имелись серьезные проблемы с запчастями. Возникла угроза срыва испытаний. В результате было принято решение передать Полигону на время другой танк с WD-номером T.31221R. Поскольку машину предполагалось позже отправить в войска, программу испытаний сократили. В общей сложности испытания проходили с 30 августа по 5 сентября 1942 года. Параллельно с ходовыми были проведены и испытания вооружения. После них танк вернулся в Горьковский учебный центр и оказался в составе 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.
В ряду особенностей «Черчилля» стоит отметить сдвоенное управление. В плюс «Черчиллю» шло и наличие гидравлического привода с сервомеханизмами, благодаря чему управлять танком оказалось достаточно легко. Также испытатели отмечали плавное прохождение поворотов. На 100 километров двигатель потреблял 325 литров бензина, что было признано приемлемым.
Вполне адекватно показал себя танк и на проселке. Средняя скорость чистого движения составила 17,5 км/ч, а средняя техническая скорость 16,8 км/ч. Это также оказалось сравнимо с КВ-1, средняя скорость по проселку у которого составляла 18 км/ч. Расход топлива составил 382 литра на 100 километров. Запас хода по шоссе составил 246 километров, а по проселку 166, что также было сопоставимо с характеристиками КВ-1.
Последним этапом испытаний стало преодоление подъемов. Для этого были выбраны овраги в районе деревни Агафоново на берегу Москвы-реки. В ходе них выяснилось, что при движении по песку максимальный угол подъема составил 27 градусов, далее гусеницы теряли сцепление с грунтом. В случае с преодолением подъемов с покровом в виде травы и мелкого кустарника максимальный угол составил 30 градусов. Испытатели отмечали, что в этом случае танк двигался на пределе мощности мотора.
Churchill III из 48-го отдельного гвардейского танкового полка и его экипаж. Эта часть стала первой из гвардейских танковых полков, применивших «Черчилли» в бою
Изображение
Несмотря на ряд недостатков, по совокупности характеристик «тяжелый танк МК-IV» оказался вполне сопоставим с советскими тяжелыми танками. В заключении комиссия назвала «Черчилль» не доведенной до конца машиной, и отчасти это утверждение справедливо. Другое дело, что при ряде очевидных недостатков у английской машины существовали и важные преимущества. Прежде всего, это касается обзорности, которая явно превосходила обзорность КВ-1. Кроме того, оказалось, что огневая мощь орудия английского танка казалось недооцененной. Этот факт весной 1943 года продемонстрировал обстрел немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. Советские 76-мм танковые пушки Ф-34 и ЗИС-5 не могли пробить немецкий тяжелый танк в борт даже с дистанции 200 метров. В то же время английская 57-мм противотанковая пушка, по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) равнозначная танковому орудию, пробила борт корпуса немецкого танка на дистанции в 1000 метров, а борт башни – на дистанции 800 метров. В целом вооружение английского танка оказалось равнозначным советской противотанковой пушке ЗИС-2.
Интенсивное использование «Черчиллей» сделало свое дело: к 1 января 1944 года безвозвратные потери составили 160 танков, к 1 июня было потеряно еще 27 машин. Из 66 оставшихся танков в частях находилась 31 штука. Сосредоточены они были, в основном, на Ленинградском фронте, где самым активным образом использовались в операциях. Например, 16 июня 1944 года 260-й гвардейский тяжелый танковый полк получил 6 «Черчиллей», которые использовал в ходе боев за Выборг. В сентябре 1944 года 82-й танковый полк, имевший в своем составе 10 «Черчиллей» и 11 КВ-1с, участвовал в освобождении Таллина. К 1 января 1945 года в войсках еще имелось 63 танка данного типа, из которых 9 было потеряно в течение оставшихся месяцев войны. К 1 июня в Красной армии оставалось 54 «Черчилля», но в действующих частях их было всего 3 штуки.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#22 Сообщение smersh70 » 06 дек 2018, 03:01

[youtube][/youtube]

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#23 Сообщение smersh70 » 31 дек 2018, 18:55

Новогодний символ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами из далекого 1942 года: на поздравительной открытке изображен средний (пехотный) танк Matilda (Infantry Tank Mark II.A. (Matilda II Mk III)), поставлявшийся в СССР по ленд-лизу Великобританией в 1941-1943 годах. Танк легко узнаваем по маске пушки и характерному вырезу на переднем крыле.

Согласно данным Юрия Пашолка, в период с октября по декабрь 1941 года в Советский Союз было доставлено 145 танков указанной модификации. Первые части, получившие на вооружение танки Matilda, попали на передовую примерно 10 декабря 1941 года и приняли участие в битве за Москву.
Всего в СССР морем было отправлено 1084 «матильды», из них 918 дошли до портов назначения, а остальные были утрачены с потопленными транспортами конвоев.

На советско-германском фронте танки Matilda активно применялись в 1942-1943 годах, в условиях зимы и лета, на Западном, Калининском, Брянском, Северо-Кавказском и Юго-Западном фронтах.
Изображение
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#24 Сообщение smersh70 » 07 янв 2019, 00:11

мой любимый джип ;)
носивший прозвище «три четверти». «Додж» WC-51.
Прозвище не просто так, грузоподъемность 750 кг, то есть ¾ тонны. :shifty:
25 000 «Доджей» WC-51 было поставлено в РККА по ленд-лизу.
Изображение
Пол имеет пять ребер жесткости и приспособлен для монтажа стойки, рассчитанной на мелкокалиберную пушку (до 37-мм включительно) или крупнокалиберный пулемет. Такой американский «Браунинг» от 12,7 мм и дальше.

Заводился американец электрическим стартером. Шестицилиндровый двигатель довольно тяговит и обладал отличной по тем временам мощностью.
Основной ведущий мост задний, передний подключался по мере необходимости рычагом рядом с «ручником».
Изображение
Технические данные Dodge WC51:
вес – 2 315 кг;
база – 2,5 м;
длина/ширина/высота – 4,23/2,12/1,87 м;
колея передних колес – 1,6 м;
колея задних колес – 1,65 м;
дорожный просвет – 27,3 см;
тип силового агрегата – бензиновый шестицилиндровый двигатель объемом 3,8 литра, мощностью 92 л. с.;
обороты в минуту (макс.) – 3200;
скорость максимальная – 88 км/ч;
расход горючего на 100 км – 29 литров по шоссейной дороге;
грузоподъемность – 750 кг.
Изображение
► Показать

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#25 Сообщение smersh70 » 07 янв 2019, 01:23

Редкий экземпляр и редкое фото :think:
Спитфайр Mk.Vb из 57-го ГИАП, Кубань, 1943.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#26 Сообщение smersh70 » 15 янв 2019, 01:29

Советский бомбардировщик А-20(ДБ 7 Бостон), Южный фронт, 1942 год.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#27 Сообщение smersh70 » 26 фев 2019, 03:19

Советские солдаты в полученной по ленд-лизу ЗСУ М16.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#28 Сообщение smersh70 » 28 фев 2019, 03:04

Советские танкисты у ленд-лизовских "Валентайнов".
Изображение
Танковый десант на танке "Валентайн".
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#29 Сообщение smersh70 » 13 мар 2019, 04:14

Немецкий солдат заглядывает в люк подбитого в районе Курска советского танка Mk. IV «Черчилль» английского производства, из 48-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва. На башне надпись «За Радянську Україну» («За Советскую Украину») и бортовой №505.

21 января 1943 г. в газете «Правда» сообщено о сборе 22 млн. руб. войсками Юго-Западного фронта. На эти средства был куплен 21 танк Mk. IV «Черчилль», которыми был укомплектован 48-й гв. ттпп, принимавший участие в Курской битве
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146204
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: ЛЕНД-ЛИЗ

#30 Сообщение smersh70 » 08 апр 2019, 00:50

Советские асы на истребителях ленд-лиза. "Харрикейны"

Уинстон Черчилль 30 августа 1941 года предложил Сталину поставить 200 истребителей "Харрикейн" в рамках "ленд-лиза". Данные машины должны были дополнить партию из 200 Р-40 "Томагавк". В то время СССР выбирать было фактически не из чего, поэтому согласие дали практически сразу. Данные самолеты планировалось морским путем доставить в Мурманск, где бы их собрали и передали советской стороне, но первые "Харрикейны" в СССР попали не совсем обычно.

28 августа 1941 г. на аэродром Ваепга под Мурманском сели 24 "Харрикейна" Mk.liB из Сто пятьдесят первого Крыла RAF (командир - Wg.Cdr. H.N.G. Ramsbottom-Isherwood). Данные самолеты взлетели с палубы авианосца "Аргус". Позднее к ним добавились 15 самолетов, доставленных и собранных английскими специалистами в Архангельске. Британская группа состояла из двух эскадрилий – 81-ой под командованием сквадрон-лидера Топи Рука и 134-ой под командованием сквадрон-лидера Тони Миллера. Британские летчики должны были помочь советским летчикам в освоении новой техники. Но вскоре британцы включились в боевую работу, включающую совместное патрулирование с советскими летчиками воздушного пространства, прикрытие конвоев, а также портов, куда прибывала помощь с Запада.
Изображение
Свой первый боевой вылет британские летчики совершили 11 сентября, и уже на следующий день понесли первую и единственную за всю командировку потерю – при атаке "Харрикейна" 126, который прикрывала тройка Ме- 109, британцы смогли сбить два истребителя, однако сами потеряли один самолет. Летчик - сержант Смит - погиб.

Всего британцы до отъезда, состоявшегося 18 октября, заявили о 15 победах. Все командиры и три летчика были награждены Орденом Ленина – высшей наградой СССР.
Из 37 оставленных самолетов сформировали новое подразделение военно-воздушных сил Северного флота - 78-й истребительный авиаполк. Командующим стал Борис Сафонов – уже известный североморский ас.
22 сентября 1941 г. комиссия НИИ военно-воздушных сил приняла первый "Харрикейн", из собранных непосредственно в Советском Союзе. В акте-приемке кроме прочего отмечалось, что самолет был ранее в употреблении и прошел капремонт.

Первая партия "Харрикейнов" прибыла в Мурманск в октябре. Данные самолеты на вооружение строевых полков не поступили, поскольку необходимого количества подготовленных летчиков не было.

Поэтому неудивительно, что первым полком Военно-воздушных сил Красной Армии, куда поступили новые самолеты, стал Двадцать седьмой запасной авиаполк, базировавшийся под Вологдой на аэродроме "Кадников". Следом был Шестой запасной авиационный полк в Иванове. Позднее подготовка летчиков была передана в летные авиашколы, при этом главной была Качинская, которую эвакуировали вглубь страны. Применение "Харрикейнов" (как и большинства истребителей иностранного производства) на советско-германском фронте было начато с Севера.
Изображение
Изображение
Изображение

Ответить

Вернуться в «Военная история»