Арабо-израильские войны

История, желательно связанная с военной тематикой
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Арабо-израильские войны

#11 Сообщение smersh70 » 25 мар 2020, 21:19

Операция "Инферно"

52 года назад, 21 марта 1968 Армия Обороны Израиля предприняла операцию "Инферно", направленную на ликвидацию лагеря формирований палестинской группировки "ФАТХ" у населенного пункта Караме в Иордании.
После поражения арабских стран в Шестидневной войне, палестинцы продолжили борьбу с израильтянами. С территории соседней Иордании они проводили рейды на территорию Израиля, а также обстреливали приграничные территории. В начале 1968 года активность палестинцев существенно увеличилась. В частности 18 марта на установленной ими мине подорвался израильский школьный автобус, погибли двое взрослых, свыше 20 детей получили ранения.
Армия Обороны Израиля начала подготовку к ответному рейду на территорию Иордании. Его целью стал тренировочный лагерь палестинских боевиков из группировки "ФАТХ" у населенного пункта Караме. Для проведения операции были задействованы подразделения 7-й ( на "Центурионах" ) и 80-й ( в операции участвовал батальон на модернизированных "Шерманах М-51") танковых, а также 35-й воздушно-десантной бригады. На бумаге планы выглядел следующим образом: два бронированных кулака в районах мостов Аленби и Дамья переходят границу, и стремительным ударом отсекают Караме с севера и юга. К востоку от населенного пункта с вертолетов высаживался батальон парашютистов 35-й бригады. Уличные бои в Караме также были возложены на десантников.
Изображение
Однако, при планировании операции был допущен ряд существенных ошибок. Во первых, была существенно недооценена численность палестинских боевиков в районе ее проведения. Их общее количество превышало 900 человек. Во вторых, при подготовке операции иорданская разведка сумела вскрыть намерения израильтян и предупредила палестинцев. Но самым главным просчетом АОИ стала недооценка фактора вмешательства армии Иордании. В Израиле считали, что иорданцы не будут вмешиваться в происходящий на их территории конфликт, за что и поплатились. Между тем, армия Иордании подтянула в районе Караме подкрепления, в том числе артиллерию и до 100 танков М-60. Еще в ходе Шестидневной войны иорданские военные продемонстрировали намного большую боеспособность по сравнению со своими сирийскими и египетскими коллегами. Иорданцы неплохо окопались на своих позициях, грамотно учтя при этом особенности рельефа местности. На этот раз они оказали израильтянам яростное сопротивление.
Изображение
Утром 21 марта лидер группировки "ФАТХ" Ясир Арафат, будучи заранее предупрежденным об израильской операции заранее, провел митинг с ее участниками, в ходе которого приказал им стоять насмерть в бою за Караме, после чего спешно покинул населенный пункт вместе со своим окружением. Высадившийся в тылу палестинцев батальон парашютистов столкнулся с серьезным сопротивлением. В районе моста Аленби батальон элитной 7-й танковой бригады хоть и с трудом, но прорвал оборону иорданцев, однако, по причине раскисшего после дождя грунта, танки "Центурион" продвигались вперед крайне медленно. Еще хуже обстояло дело у моста Дамья, где бойцы сформированной из резервистов 80-й бригады так и не смогли прорваться. Устаревшие "Шерманы" были не в силах противостоять иорданским М-60. Иорданцы довольно хорошо замаскировали позиции своей артиллерии, ВВС Израиля не сумели подавить батареи противника. Окопавшаяся пехота так же избежала существенных потерь.Более того, один из истребителей-бомбардировщиков "Дассо-Ураган" был поврежден огнем с земли и разбился при посадке на аэродром.
Изображение
Вскоре командование АОИ поняло, что события в районе Караме развиваются совершенно не по плану. Хотя большая часть населенного пункта уже находилась под контролем израильских десантников, сопротивление иорданцев нарастало. Также росли и потери израильтян. Попытка навести понтонную переправу у моста Абдуллы была сорвана огнем иорданской артиллерии.В этих условиях командование АОИ отстранило командующего операцией генерала Узи Наркиса, и назначило на его место героя Шестидневной войны Исраеля Таля. Он принял решение об отходе с территории Иордании. Десантники при отходе подорвали все занятые ими строения в населенном пункте Караме, которые не были разрушены в ходе боев. Подразделения 80-й бригады отошли на исходные позиции, оставив противнику один сгоревший "Шерман М-51". Но главные проблемы ждали израильтян на другом участке. Три танка "Центурион" 7-й танковой, вырвавшиеся вперед, были подбиты иорданцами, один из них при этом сгорел. Подход к машинам простреливался, что сделало невозможной их эвакуацию. В конечном счете все три танка остались на иорданской территории.Более того, израильтянам не удалось эвакуировать тела троих погибших танкистов, что весьма важно в АОИ. По завершению конфликта их тела поменяли на пленных иорданских солдат. Кроме того, в ходе рейда АОИ потеряла еще два бронеавтомобиля AML-90 и два полугусеничных БТРа М-3, которые также остались на иорданской территории.
Изображение
В целом в ходе боев у населенного пункта Караме погибли около 30 израильских солдат, примерно 70 получили ранения. Были безвозвратно потеряны 4 танка, 2 бронеавтомобиля и 2 БТРа. Еще 27 единиц техники были повреждены, но либо эвакуированы с иорданской территории, либо покинули ее своим ходом. Иордания подтвердила гибель 20 своих военнослужащих, а также вывод из строя 10 танков и 10 бронемашин, однако неизвестно, были ли они потеряны безвозвратно. Израиль утверждает, что ему удалось уничтожить от 60 до 90 иорданских солдат, а также вывести из строя 33 танка,из них 13 безвозвратно. Кроме того, в ходе боя были убиты 130 боевиков "ФАТХ" и порядка 150 взяты в плен. Палестинцы традиционно утверждают, что большинство убитых и задержанных мирные жители, однако учитывая их обычную риторику эти заявления выглядят маловероятными. Практически все население покинуло Караме еще до событий 21 марта 1968 в связи с регулярными взаимными обстрелами на границе.
Изображение
В целом, АОИ выполнила поставленные перед ней задачи, уничтожив лагерь подготовки палестинцев. Однако,недооценка фактора вмешательства иорданской армии привело к тому, что в ходе проведения операции "Инферно" были понесены чувствительные для израильтян потери. Иорданцы продемонстрировали, что, в отличии от египтян и сирийцев способны успешно противостоять АОИ.Однако, главным выгодопреобретателем этих событий стал как раз таки тогдашний лидер "ФАТХ" Ясир Арафат, объявивший бои за Караме своей личной победой. Впоследствии он возглавит Организацию Освобождения Палестины и станет самым влиятельным политическим лидером палестинцев.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#12 Сообщение smersh70 » 12 апр 2020, 22:37

Один воздушный бой Войны Судного дня.

19 октября 1973 года Рон Илан сделал несколько фотографий, ставших потом достаточно известными. На первых фото - загруженный бомбами МиГ-21, пролетающий над позицией израильских танкистов.
Изображение
Потом - горящий и пикирующий МиГ, из которого у самой земли прыгает лётчик. Дальше - взрыв и спускающийся парашют, к которому спешат танки. И - эвакуация пилота.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Отдельно обращают на себя внимание огромные золотые звезды на погонах сбитого. Египтянин - ажно целый комэск 203-й смешанной авиабригады, Мустафа Ахмед эль-Хафез. Сбит он был глупо. Ну как глупо - вел четверку, не смог зайти на цель с первого захода, начал маневр (с 4 250-кг бомбами!), остался без скорости и благополучно "получил" ракету от пролетавшего "Миража". Кто конкретно одержал эту победу - сказать сложно, с большой вероятностью это был Моше Эртц.
Изображение
Изображение
К слову, это фото наглядно подтверждает, что египтяне не стремились скрывать звания и имена, в отличие от евреев. У тех было множество случаев, когда сбитому пилоту удавалось сохранить в тайне своё звание. Наверное, самый известный пример - подполковник 201-й эскадрильи "Фантомов" Гури Пальтер, который успешно "притворялся" капитаном-резервистом до самого освобождения.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#13 Сообщение smersh70 » 28 май 2020, 01:02

Подбитые танки участников Войны Судного дня
эпичное фото :)
Изображение
Изображение
Изображение
► Показать
Уничтоженная израильтянами в ходе ВСД сирийская бронетехника на Голанских высотах, октябрь 1973 г.
62-ые , есть и 55-тки, а так же бтр-152
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#14 Сообщение smersh70 » 05 июн 2020, 19:57

Утром 5 июня 1967 года началась операция ВВС Израиля, уничтожившая за несколько часов ВВС арабской коалиции, после чего Израиль в течение 6 дней одержал победу над оставшимися без воздушной поддержки арабскими армиями Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира.
Изображение


Израильская бронетехника (Магах, М48) наступает на египетские войска в начале Шестидневной войны недалеко от города Рафах на юге сектора Газа.
Арабская коалиция потеряла от 15000 или более убитых, израильтяне от 776 до 1000.
Потери танков 394 израильских из 1093 задействованных.
У Арабов – свыше 600 и сотни захвачены, многие без малейших повреждений и в отличном состоянии, среди них ИС-3, Т-54, ПТ-76, Т-34-85, ЗСУ-57-2. :o
Трофеев оказалось так много, что, несмотря на отсутствие советских запчастей, практичные израильтяне приняли их на вооружение, поменяв вооружение и двигатели на западные.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#15 Сообщение smersh70 » 09 июн 2020, 00:42

Трофейный экс-египетский (ОАР) бронированный танковый тягач советского производства на шасси ИСУ-152 где-то в Израиле после ШДВ, 1967 г.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#16 Сообщение smersh70 » 10 июн 2020, 00:03

Укус медведки

9 июня 1982 года Израиль начал операцию по разгрому дислоцированной на территории Ливана группировки сил и средств противовоздушной обороны Сирии, получившую кодовое название "Арцав-19" ("арцав" на иврите - "медведка"). А уже через день министр обороны Сирии генерал Мустафа Тлас угрюмо докладывал президенту Хафезу Асаду: "Сирийские ВВС и ПВО разбиты, советские ракеты "земля-воздух" оказались бесполезными, в таких условиях наша армия больше не может сражаться". И в тот же день было подписано соглашение о прекращении огня между Сирией и Израилем. Сирийцы вышли из борьбы, фактически предоставив израильтянам полную свободу рук в Ливане.
Произошедшее казалось невероятным, ведь в Восточном Ливане была создана наивысшая в мире концентрация средств ПВО. На относительно небольшой площади примерно 25х30 километров размещались 15 дивизионов ЗРК "Квадрат", два дивизиона ЗРК С-75М и два дивизиона ЗРК С-125М, то есть, в общем счете 19 ЗРДН (отсюда, кстати, цифра "19" в названии израильской операции). Как писал начальник штаба армейской ПВО генерал-лейтенант Александр Маслов, дивизионы обеспечивали троекратное взаимное прикрытие.
Кроме того, там находились 17 батарей зенитной артиллерии, 51 ЗСУ "Шилка" и 47 отделений ПЗРК "Стрела-2". Такой оперативной плотности зенитных средств не было даже на передовых рубежах противостояния с НАТО в Европе и вокруг наиболее важных стратегических объектов Советского Союза. В ливанской долине Бекаа многолетними усилиями сирийцев и советских военспецов была создана "образцово-показательная" группировка ПВО, которую в Москве и Дамаске считали неуязвимой для любых средств воздушного нападения, кроме ядерных.
И всю эту группировку израильтяне уничтожили буквально за пару часов. Причем уничтожили без потерь, а большинство ЗРК не успело произвести ни одного ракетного пуска. В ночь с 9 на 10 июня в зону боевых действий из тыловых районов Сирии были оперетивно переброшены еще пять ЗРДН для частичного восполнения урона, но днем их постигла та же участь.
Изображение
Обстановка в воздухе складывалась для сирийцев столь же катастрофично. В воздушных боях с 7 по 11 июня они, согласно собственным данным, потеряли 60 самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22. :shock: Погибло 19 летчиков, остальные успели катапультироваться. Сирийским пилотам, несмотря на их заявления о 23 или 24 воздушных победах, не удалось сбить ни одного вражеского самолета. Все бои прошли с "сухим" счетом. :mrgreen: Еще 10 или 12 машин были сбиты израильской и собственной ПВО, проявившей в этих эпизодах куда более высокую эффективность, чем в отношении противника.

Главный военный советник в Сирии генерал-полковник Яшкин вспоминал:

"Все приёмники сирийских комплексов подавлялись помехами очень высокой плотности во всем диапазоне частот. И чтобы с ними бороться, надо было не менее, чем в 20-30 раз ослабить их мощность. К сожалению, таких возможностей сирийцы не имели. Не имели их и мы. Средства радиоэлектронной разведки и помех ВС САР в то время не могли обеспечить ни нарушение управления войсками и оружием противника, ни даже минимальную защиту своих самолётов, ЗРК и других своих сил и средств ПВО только по одной причине — ограниченного частотного диапазона подавления.
В этой войне израильтяне создали хорошо действующую и оснащенную современной техникой систему РЭБ. Средства РЭБ были установлены даже на танках, кораблях, не говоря уж о боевых самолётах, и тем более специальных, таких как «Боинг-707», С-97 «Хокай», «Фантом»(АФ-4джи).
Комплексное и массированное применение средств РЭБ, ракет и управляемых бомб с оптико-электронными и радиолокационными головками самонаведения явилось решающим условием успеха Израиля по подавлению сирийской группировки средств ПВО в Ливане и завоевания господства авиации в воздухе. Опыт показал, что без современной автоматизированной системы управления, устойчивой помехозащищённости радиолокационных средств и средств связи, создания необходимого радиолокационного поля для самолётов управлять современной авиацией и средствами ПВО невозможно".

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#17 Сообщение smersh70 » 11 июн 2020, 18:49

10-11 июня 1982 года - Бой при Султан-Якубе.

Сражение в целом ничем не примечательное (хотя сирийцы это считают своей крупной победой), но важно оно благодаря двум вещам – ДЗ «Блейзер» и БПС М111. Оба трофея стали важным мотивационными «поджопниками» для советских танкостроителей.
Попавшие в окружение израильские танки долгое время не могли пробиться из него, а брошенные на помощь резервные части в свою очередь не могли прорвать окружение снаружи. В конечном итоге израильская артиллерия сумела сформировать огневое прикрытие, под которым удалось вывести из окружения большую часть техники
Изображение
На фото советские советники на фоне захваченных израильских М48А3, оснащенных навесной ДЗ «Блейзер». Сирия, 1982.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#18 Сообщение smersh70 » 21 сен 2020, 23:34

ТРОФЕЙНОЕ ОРУЖИЕ В АРМИИ ИЗРАИЛЯ (БРОНЕТЕХНИКА). Часть 1.

Танки, бронетранспортеры, самолеты и ракеты. С течением времени израильская армия захватила тонны трофейного оружия и использовала его в разных операциях. Часть оружия поступала в распоряжение элитных подразделений, часть использовалась в ходе специальных операций. Нередко оружие служило израильским интересам, когда им вооружали им друзей или обменивали. Из некоторых захваченных единиц техники удалось получить ценную информацию, а другие были просто переданы в музей.
Изображение
С течением времени израильские военные в ходе разных операций и войн захватили немало танков и бронетранспортеров. Больше всего было захвачено танков Т-54 и Т-55, бронетранспортеров БТР-50, БТР-60 и БМП-1, а также ряд других образцов бронетехники. Часть трофейной техники ржавела и рассыпалась в прах, другую часть продали иностранным государствам, неплохо заработав, но некоторые машины были взяты на вооружение в ЦАХАЛ.
Первыми израильскими трофеями стали захваченные в ходе Войны за независимость 2 французских Renault R35, захваченные у сирийцев. У египтян было захвачено 9 легких танков американского производства M22 Locust, некоторое количество легких английских танков Vickers-Armstrong Mark V, бронетранспортеров Universal Carrier и 13 бронеавтомобилей Humber Armoured Car Mk.IV.
Израильтяне осваивают тяжелый пушечный бронеавтомобиль английского производства Daimler Armoured Car Mk I , захваченный у Арабского Легиона.
Изображение
У Арабского Легиона был захвачен как минимум один тяжелый бронеавтомобиль Daimler Armoured Car Mk I.
Из захваченной бронетехники на вооружении ЦАХАЛ были приняты легкие танки M22 Locust и возможно бронеавтомобили, известно, что эксплуатировались один экс-египетский Humber Armoured Car Mk.IV и экс-иорданский Daimler Armoured Car Mk I. По состоянию на 1 марта 1949 году армия Израиля эксплуатировала, по меньшей мере, три трофейных египетских М22 (один исправный и два в ремонте).
Более богатые трофеи Израиль получил ходе операции «Кадеш» в 1956 году. Так, согласно израильским данным, армия обороны Израиля уничтожила или захватила 27 танков Т-34- 85 чехословацкого производства, 40 американских М4 Sherman Mk 3, 12 М4 Sherman с французскими башнями FL 10 от танков АМХ 13 , 15 английских пехотных танков Valentine, 40 САУ «Archer», шесть SD-100 (советская СУ- 100, производившаяся в Чехословакии), а также 283 транспортера Universal Carrier и 60 советских БТР-152.
Также были захвачены следующие транспортные средства:
джипов - 504
легких грузовиков - 700
тяжёлых грузовиков - 820
Из захваченной техники, на вооружение были приняты американские М4 Sherman, поскольку аналогичные машины состояли на вооружении Израиля. Советская бронетехника на вооружение не принималась.
Изображение
Было принято решение вооружить Арчерами 181-й окружной танковый батальон СВО и 182-й ЦВО. По Брезнеру, стр. 44, планировалось отремонтировать 36 Арчеров: по одной роте в окружных батальонах, и третья рота в командовании танковых войск. В декабре 1956 танковая школа получила 4 Арчера для обучения водителей. Затем выяснилось, что 3 Арчера нуждаются в глубоком ремонте, запчастей для которого нет, проверка других Арчеров показала, что их состояние не лучше. Поэтому тему обучения экипажей и принятия на вооружение отложили до нахождения решения по ремонту и обслуживанию. Затем в октябре 1957 прибыли 30 истребителей танков М10, в дополнение к уже имевшемуся 21 М10, и Арчеры в результате решили на вооружение не принимать. Вместо этого с них сняли 17-фунтовые пушки и вооружили ими старые М10, новые прибыли уже с ними
Но самые королевские трофеи Израиль захватил во время Шестидневной войны 1967 году. Один из израильских источников приводит для Египта на Синае цифру потерь в 850 танков: 357 Т-54/55 (по другим источникам 291 Т-54 и 82 Т-55), 251 Т-34-85, 40 ИС-3, 62 М4 Sherman" (включая М4/FL-10), 7 AMX-13, 13 "Centurion", 28 ПТ-76, 92 СУ-100 и несколько десятков тяжелых ИСУ-152 и вспомогательных машин на их базе. Другой говорит о "примерно 900 танках". Есть сведения о потерянных египтянами 73 тяжелых танков ИС-3М, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии. Встречаются и более низкие оценки потерь ИС-3, например, в одном из американских источников указано что в ходе войны было подбито лишь 16 танков ИС-3, ещё 30 машин были брошены экипажами в исправном состоянии.
Тяжелый египетский бронеавтомобиль английского производства Humber Armoured Car Mk.IV, захваченный израильтянами.
Изображение
Непонятна ситуация и с плавающими ПТ-76. Утверждается, что из 29 ПТ-76, имевшихся у Египта на начало войны, всего 2 были уничтожены и 7 брошены, а затем введены в строй 88-го разведывательного батальона "Дов Лаван" ("белый медведь") армии Израиля. Туда же были переданы 16 плавающих БТР-50, ставших до появления американских М113, единственными гусеничными БТР ЦАХАЛ.Подразделение создавалось, естественно, с прицелом на амфибийные операции - рейды, захваты плацдармов итп. В ПТ-76 добавили место для четвёртого члена экипажа; люки переделали так, чтобы крышки открывались назад. Одной из проблем был дефицит 76-мм снарядов - их имелось в общей сложности 1950 штук, и "медведи" сразу же прозвали их "платиной".
Всего около 200 египетских машин было полностью исправно, среди прочих имелось много танков с незначительными повреждениями.
Из прочей бронетехники было захвачено 290 БТР-152, из которых принято на вооружение (в начале 1969) 160, из них 62 в северном округе, 68 в центральном, 10 оставили себе ремонтники из МАША (центр восстановления и обслуживания) и 20 достались пограничникам и полиции.
87 БТР-40, из которых 54 приняли на вооружение, а также некоторое количество египетских БТР Walid, которые также приняли на вооружение. Внешне машина очень похожа на советский БТР-40, но больше по размерам. Корпус сварной, из стальных бронелистов толщиной 8 мм. В передней части корпуса установлен дизельный двигатель мощностью 168 л.с.. Сразу за двигателем расположена двухместная закрытая кабина командира и водителя. По бортам кабины имеются открывающиеся вперед двери. В верхней части дверей и лобовом бронелисте есть окна из пуленепробиваемых стекол, окна прикрываются бронезаслонками. Боевое отделение сверху открытое, в бортах имеется по три амбразуры для стрельбы из личного оружия. В заднем борту есть дверь, на которой закреплено запасное колесо. Обычно бронетранспортер вооружен одним пулеметом калибра 7,62 мм, установленным на шкворневой турели над кабиной командира и водителя, возможна установка дополнительных пулеметов на бортах боевого отделения. БТР не является амфибией и не имеет системы централизованного регулирования давления в пневматиках.
Изображение
Сирия потеряла на Голанских высотах 118 танков :!: :shock: и САУ: 5 Т-55, 15 Т-54, 55 Т-34-85, 25 PzKpfw-IV (в это число включены по-видимому и несколько StuG-III), 15 СУ-100 и 3 AMX-13.
Израиль также захватил около 100 иорданских танков, :!: :shock: в т.ч. до 70 М48А1 (к началу боёв Иордания имела 170 американских танков М48 и 44 М47; трофейные М47 на вооружение не принимались).
Судьба трофейной бронетехники была различной. На вооружение были приняты иорданские М48 и возможно экс-египетские М4 Sherman", "Centurion" и АМХ-13, аналогичные машинам, состоящим на вооружении ЦАХАЛ. Также на вооружение были приняты трофейные плавающие танки ПТ-76 и БТР-40/50/152/Walid. 11 БТР-40 и несколько БТР-152 были переоборудованы в самоходную ЗСУ с установкой 20-мм четырехствольной зенитной установки ТСМ-20.
Т-34-85 и СУ-100 и экс-сирийские PzKpfw-IV и StuG-III на вооружение не принимались.
Захваченные израильтянами в ходе операции "Кадеш" советские бронетранспортеры БТР-152 и грузовики Magirus Deutz
Изображение
Наиболее интересно применение танков ИС-3 (их в Израиле называли "танк Сталин" или "танк Сталин-3"). С нескольких таких танков были сняты двигатель и трансмиссия, на освободившемся месте размещён дополнительный боезапас, а сами танки установлены на наклонных бетонных поверхностях, позволявших придавать стволам их пушек угол возвышения в 45 градусов (максимальный угол возвышения 122-мм пушки Д-25Т танка ИС-3 составляет по разным источникам 18 или 22 градуса). Два таких ИС-3 использовались в ходе Войны на истощение 1969-1970 гг. в опорном пункте (ОП) "Темпо" ("Оркаль") линии Бар-Лева (самый северный ОП из расположенных вдоль Суэцкого канала, в 10 км к югу от Порт-Саид), ещё два - в ОП "Будапешт" (на берегу Средиземного моря, в 12 км к востоку от Порт-Саид). После истощения запасов трофейных боеприпасов к пушкам Д-25Т использование танков ИС-3 прекратилось. Сведений, все ли они были вывезены из ОП или оставлены в них без использования, а также, имелись ли ИС-3 и в других ОП, я не нашёл. Известно только, что в ходе войны 1973 г. 1 такой танк имелся (но не использовался) в ОП "Будапешт".
Ещё несколько ИС-3 были превращены в тягачи, хотя возможно речь идёт о египетских БРЭМ на базе ИСУ-152. В одном источнике сказано, что 2 танка "Сталин" использовались для эвакуации с дорог на Синае подбитой техники уже 08.06.67, т.е. в разгар Шестидневной войны. Есть источники, утверждающие что изношенные дизели В-11-ИС3 израильских ИС-3, а также крышки их моторно-трансмиссионных отделений заменялись на дизели В-54 и крышки, снятые с танков Т-54А. Подтверждения этой информации я не нашёл, тем более, в АОИ танки ИС-3 по прямому назначению всё равно не использовались.
Советские тяжёлые танки находились на вооружении ЦАХАЛа до начала 70-х годов, часто принимая участие в военных парадах.
Трофейные САУ Archer на параде в честь дня независимости Израиля, 1957 год.
Изображение
Два танка ИС-3 использовались израильтянами в ходе Войны на истощение 1969–70 годов в качестве неподвижных огневых точек в укрепленном пункте «Темпо» («Окраль») на так называемой «Линии Бар-Лева», находившемся в десяти километрах к югу от Порт-Саида. На танках была демонтирована трансмиссия и силовая установка, а высвободившееся пространство использовалось для размещения дополнительных снарядов и зарядов. Еще две такие огневые точки установили в укрепленном пункте «Будапешт», созданном на берегу Средиземного моря в двенадцати километрах к востоку от Порт-Саида. Интересно, что во время Войны Судного дня 1973 года эти машины были отбиты у израильтян прежними хозяевами.
Израильские трофеи Шестидневной войны 1967 года. Цифрами отмечены: 1- ЗСУ-57-2; 2-ПТ-76; 3-SD-100; 4- Т-34-85; 5-Т-54; 6-Т-54А; 7-Т-55А; 8-ИС-3
Изображение
Трофейные ИСУ-152 также использовались в качестве неподвижных огневых точек на Восточном берегу Суэцкого канала. Трофейные тягачи на их базе использовались по прямому назначению.
Но самая интересная судьба ждала трофейные Т-54/55, но о ней впереди...
Роман Кузнецов

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#19 Сообщение smersh70 » 22 сен 2020, 00:40

smersh70 писал(а):
21 сен 2020, 23:34
ТРОФЕЙНОЕ ОРУЖИЕ В АРМИИ ИЗРАИЛЯ (БРОНЕТЕХНИКА). Часть 1.
ТРОФЕЙНОЕ ОРУЖИЕ В АРМИИ ИЗРАИЛЯ (БРОНЕТЕХНИКА). Часть 2.

Уже в июле 1967 г. было принято решение поставить танки Т-54/55 на вооружение. Из первых 130 штук :!: 81 был типа Т-54, 49 - Т-55. На первом этапе танки проходили лишь стандартизацию - ремонт, замену пулемётов и радиооборудования, а также ряд других мелких изменений (запчасти частично производились самостоятельно, частично закупались в Финляндии). Всего в 1968-69 гг. по официальным данным было стандартизовано 146 танков - 139 в 1968 г. и 7 в 1969 г. (ранее в не официальных источниках встречались цифры 147, 151 и 154). По некоторым источникам, всего в Израиле были перевооружены 250 танков Т-54/55, включая трофеи 1973 г. :o
В конце 70-х - начале 80-х гг. Т-54/55/62 получили навесную динамическую защиту, теплоизоляционный кожух на ствол пушки и др. Возможно, что после войны 1973 г. Т-54 больше не использовались - хватало более совершенных Т-55.

В Армии обороны Израиля танки Т-54/55, а затем и Т-62 получили название Tiran. Причем название это заимствовано не у острова на выходе из залива Эйлат в Красном море, а «тиран» в смысле «жестокий правитель». Существовало несколько модификаций этого танка.
Изображение
- "Tiran-4" - Т-54 со штатной 100-мм пушкой. Установлены два-три 7,62-мм пулемета Browning M1919A4 (спаренный и на шкворневых установках у люков командира и заряжающего) и один 12,7-мм пулемет Browning М2НВ (жестко над стволом орудия, с дистанционным электроспуском), 60-мм миномет на правом борту башни (на части машин), объемные ящики для снаряжения на правом борту и корме башни, и корме корпуса, новые радиостанция и система ППО.
- "Тиран-4Ш" — "Tiran-4" со 105-мм орудием М68. Модификация разработана в 1969 году, но переоборудованы были не все танки. Индекс «Ш» (буква "шин" на иврите) - от слова "Шарир" ("Сильный") - так в АОИ называли 105-мм английскую пушку (как оригинальную L7, так и её американский вариант М68, а также вариант, выпускавшийся в Израиле по лицензии фирмой Israel Military Industries). Боеукладка изменена под 105-мм выстрелы.
- «Тиран-5» — Т-55 со штатной 100-мм пушкой.
Изображение
- «Тиран-5Ш» — «Tiran-5» с новым 105-мм орудием M68. Боеукладка изменена под 105-мм выстрелы.
Изображение
- "Тиран-6" - Т-62 со штатной 115-мм пушкой. Установлены три 7,62-мм пулемета Browning M1919A4 (спаренный и на шкворневых установках у люков командира и заряжающего) и один 12,7-мм пулемет Browning М2НВ (жестко над стволом орудия, с дистанционным электроспуском), 60-мм миномет на правом борту башни, объемные ящики для снаряжения на правом борту и корме башни и корме корпуса, новые радиостанция и система ППО. Ввиду сравнительно небольшого количества захваченных Т-62 (200—300 штук) было произведено не более 100 экземпляров.
В качестве дополнительной защиты, на башни некоторых танков крепили гусеничные траки. Также на некоторые танки была предусмотрена возможность установки комплекта динамической защиты «Blazer» I поколения (общей массой 800—1000 кг).
Оценки количества этих танков в АОИ справочником IISS сильно варьируется в разные годы - 250-488 для Т-54/55, 70-150 для Т-62. С 1999 г. оно оценивается в 200 Т-54/55 (на хранении) и 100 Т-62. Что касается JCSS, то для модернизированных Т-55 он давал цифру 250 в 1983-1986 гг., затем началось их снятие с вооружения, завершившееся в 1993 г. Число Т-62 оценивалось в 150 в 1983-1991 гг., 140 1992-94 гг., 70 в 1994-95 гг., 50 с 1996 г. и до сих пор.
После модернизации им присвоили название «Тиран» и включили в армейские бригады, в основном, укомплектованные резервистами. Танк Т-55 стал танком «Тиран-5», а захваченные во время Войны Судного дня танки Т-62 — «Тиран-6». Трофейных танков было так много, что целая дивизия — 440-я — получила «Тиран-5». Из «Тиран-6» была составлена бригада, действовавшая, в основном, на севере.
Служили они и не тужили; но со временем израильский ВПК родил Меркаву и замодернизировал до полной неузнаваемости Паттон; Тираны между тем изнашивались и устаревали.
Изображение
В 1983-м году был разработан проект модернизации Т-55, известный как Ti-67 Samovar. На танке были установлены: двигатель Detroit Diesel 8V-71T мощностью 609 л. с.; полуавтоматическая гидромеханическая трансмиссия; динамическая защита Blazer; стабилизатор вооружения фирмы HR Textron Incorporated; СУО Matador; теплоизоляционный кожух пушки; новая командирская башенка; пассивные ночные приборы командира, наводчика и механика-водителя, новые органы управления танком (штурвал); новые ящики для снаряжения и т. д.
Танки Т-54/55 участвовали в Войне на Истощение 1969-1970 гг. Израильская армия несла потери от артиллерийских обстрелов и операций египетских войск. В ответ ВВС Израиля интенсивно бомбили египетские позиции. Другой вариант ответных действий — операции, подобные операции «Равив», начавшейся в 22 часа 8 сентября 1969 года.
Шесть танков «Тиран-5» и три БТР-50 были погружены на транспорт ВМС Израиля. Танками управляли инструкторы, в БТР посадили бойцов спецназа ПАЛСАР-7, солдат элитной инженерной роты десантной бригады и бойцов спецназа генштаба (Саерет МАТКАЛ), знавших арабский язык. Танки покрасили в камуфляжную окраску египетской армии. Машины были высажены к югу от Суэца. Танки и бронетранспортеры проехали 70 километров, уничтожая всю встреченную египетскую технику, бункеры и сторожевые посты, причинив тяжелый ущерб египетской армии. Были также уничтожены радары, следившие за морем и за воздухом, что облегчило последующие операции израильской армии. То, что не успели разрушить танки, было добито «Скайхоками», которые легко уничтожили удаленные друг от друга и беззащитные радиолокационные станции египтян в пустыне за Суэцким заливом.
По пути израильские военные случайно встретили генерала Хасана Камаля, командира участка египетской армии, на котором проходила операция. Он был уверен, что перед ним египетские войска, и погиб, когда танки раздавили его автомобиль. Через десять часов после начала операции израильский флот забрал солдат и технику. Египетская армия потеряла около 150 человек убитыми и примерно столько же единиц техники. Неизвестно, сколько еще голов полетело после этого. Среди израильских солдат один военнослужащий был легко ранен. Погиб также майор Хагай Ронен (חגי רונן) пилот самолета Skyhawk, прикрывавший сухопутные войска. Эта операция создала еще одну зияющую брешь в системе ПВО Египта.
Танк "Тиран-6"
Изображение
К началу Войны Судного дня 1973 года "Тираны" составляли 7.6% израильского танкового парка.10 октября на Синайикий фронт была переброшена 274-я таковая бригада, на вооружении которой было 174 "Тирана" . В бой она пошла 12 октября. Безвозвратные потери "Тиранов" составили 7 машин. Правда египтяне утверждают, что только в ходе боя за Суэц, им удалось вывести из строя 10 "Тиранов".
Танки «Тиран» честно служили в израильской армии до 90-х годов. В 1986-м началось постепенное расформирование частей, вооружённых Тиранами; в 1992-м АОИ распрощалось с последними Т-62, а с Т-54/55 видимо ещё раньше...

ПТ-76 из состава 11-й израильской резервной танковой бригады в окрестностях Суэца. Октябрь 1973 года
Изображение
Отличились в Войне Судного дня и плавающие танки ПТ-76. Ночью 16 октября израильские ПТ-76 начали операцию, которая стала переломным моментом в ходе войны. 7 танков и 8 БТР-50П с мотопехотой из состава 11-й резервной танковой бригады полковника Ела Гонена переправились в северной части Большого Горького озера на его западный берег и захватили плацдарм в районе станции Абу-Султан.
Днём 17 октября 88-й батальон участвовал в засаде на египетскую 25-ю танковую бригаду. Однако, бой показал что снаряды ПТ-76 оказались не способны пробить броню Т-62.
"Тиран-5" с динамической защитой Блейзер
Изображение
Утром 19 октября израильские танки, находившиеся на плацдарме, перешли в решительное наступление. Действуя мелкими группами на широком фронте, они находили слабые места в обороне египетских войск и прорывались в тыл. Лёгкие танки ПТ-76 на большой скорости выходили к позициям ЗРК и РЛС и, уничтожая их, способствовали успешным действиям авиации.
В ходе войны 1973 г. Израиль захватил около 1500 арабских танков :shock: :!: (в т.ч. 200 Т-62), из них 550 - исправных. :!: Из этих танков 400 были введены в строй, в т.ч. 72 Т-62. Также были захвачены 19 ПТ-76, причем захваченные машины тут же вводились в бой. Также было захвачено 249 БМП-1 :o и различных БТР, в т.ч. как минимум 10 БТР-152, 20-30 БТР-50/ОТ-62.
Египетский танк ИС-3М, захваченный израильтянами, на параде в Иерусалиме, 1968 год
Изображение
Немного непонятна история с трофейными СУ-100. считается, что Израиль захватил около 100 СУ-100 советского и чехословацкого производства, у Египта и Сирии в войнах 1956/1967/1973 года, но на вооружение они не принимались

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Арабо-израильские войны

#20 Сообщение smersh70 » 23 сен 2020, 01:50

smersh70 писал(а):
22 сен 2020, 00:40
ТРОФЕЙНОЕ ОРУЖИЕ В АРМИИ ИЗРАИЛЯ (БРОНЕТЕХНИКА). Часть 2.
ТРОФЕЙНОЕ ОРУЖИЕ В АРМИИ ИЗРАИЛЯ (БРОНЕТЕХНИКА). Часть 3.

Разной была судьба другой трофейной бронетехники захваченной ЦАХАЛ. БТР-152 прослужили длительное время, по данным The Military Balance 2010 до сих пор на складах ЦАХАЛ числится 24 БТР-152
БТР-152В1 с 23-мм зенитной установкой ЗУ-23-2 одного из боевых отрядов Организации освобождения Палестины. Машина была подбита и захвачена израильскими войсками во время войны в Ливане в 1982 году
Изображение
Как минимум на один БТР-152 установили американскую счетверенную зенитную пулеметную установку М45, калибра 12,7-мм.
В конце 70-х годах на шасси американского 2,5-тонного армейского грузовика REO M-35 фирма "Нимда" решила создать колесный БТР "Шоэт" (Shoet). Судя по всему источником вдохновения для него стал БТР-152 Говорить что «Шоэт» был копией БТР-152, не совсем верно. Израильтяне позаимствовали только концепцию, а их бронетранспортер, хоть и был похож на советский внешне, отличался от него многими деталями.
БТР-152 с американской счетверенной зенитной пулеметной установкой М45, калибра 12,7-мм
Изображение
«Израильтянин» получил более солидную броню, более мощный двигатель - шестицилиндровый дизель с водяным охлаждением «General Motors» V-53 мощностью 172 л.с, гидромеханическую трансмиссию и даже автоматическую коробку передач. Кроме того, «Шоэт» получил довольно мощное вооружение. По бортам была возможна установка до четырех пулеметов калибром 7,62 мм или 12,7 мм. Кроме того, в боевом отделении была предусмотрена установка 52-мм или 81-мм миномета, 106-мм безоткатного орудия или пусковой ПТУР.
ТТХ БТРа:
Колесная формула: 6х6; экипаж - 2 человека, десант - 10 человек; боевая масса - 9700 кг; габаритные размеры, мм: длина – 6640, ширина – 2200, высота (без пулеметов) – 2080; броня борта - 8 мм , лоб – 10 мм, днище – 14 мм. Максимальная скорость по шоссе, 90 км/ч; запас хода по шоссе 400 км. Помимо использования в качестве бронетранспортера, предполагались модификации командно-штабной, санитарной и эвакуационной машины. Надо сказать, что в процессе проектирования и создания прототипа израильские военные не проявили должного интереса к БТР, а попытки протолкнуть машину на экспорт успеха не имели.
Единственный сохранившийся экземпляр «Шоэта» находится в израильском музее Yad la-Shiryon, где и стоит памятником старой истины, что «и на старуху бывает проруха», и вечным укором маркетологам компании «Нимда».
Достаточно долго прослужили и трофейные БТР-40. Они использовались израильской бригадой парашютистов, причем несколько из них участвовали а знаменитом рейде в столицу Уганды Энтеббе 4 июля 1976 года.
11 БТР-40 были переоборудованы в самоходную ЗСУ с установкой 20-мм четырехствольной зенитной установки ТСМ-20.

Египетские колесные БТР Walid были переданы для охраны границ. Машины, с одной стороны, были морально устаревшими еще на момент создания, а с другой - внутри надежные немецкие Магирусы с огромным ресурсом, и все-таки, бронирование. БТРу пришлось решать, в том числе, одну интересную задачу: высматривать следы нарушителей в приграничной полосе. Тут в чем проблема - из БТРа их не видно, а пешком ходить вдоль границы, высматривая следы нарушителей - очень вредно для здоровья. Стреляют.
Изображение
Так что пришлось вот так: сделать выносное "гнездо" для следопыта. В нем пограничник "летел" над дорогой с прекрасным обзором под ногами, каждый след в пыли видно, и - вполне надежно защищенный от желающих по нему пострелять с той стороны. Нет, ну конечно, решение состояло из кучи компромиссов: с одной стороны, следопыта надо было вынести подальше от капота, чтобы он не окосел от ревущего за спиной мотора - а с другой стороны, такой вынос приводил к тому, что на любой неровности следопытом размахивало вверх и вниз. Думаю, что ему нужно было очень хорошо пристегиваться, чтобы не улететь на кочке.
В какой момент Walid сняли с вооружения не вполне понятно, но скорее всего к концу 70-х годов, хотя есть сведения, что их видели еще около 10 лет назад.
БТР-40 с 20-мм двухствольной зенитной установкой ТСМ-20.
Изображение
240-250 трофейных гусеничных БТР-50/ОТ-62 прослужили как минимум до 2001 года.
БМП-1 и БТР-60ПБ на вооружении не принимались.
Во время войны в Ливане были захвачены еще 450 единиц сирийской, палестинской и ливанской бронетехники, в т.ч. как минимум 200 танков. Среди трофеев вновь преобладали Т-62, но имелись и палестинские Т-34-85, Т-54 и Т-55 (по некоторым источникам было захвачено и до 8 ""Charioteer", также у палестинцев, точнее сведения есть о двух танках).
В середине 70-х гг. Т-54/55/62 составляли до 20% танкового парка АОИ.
В основных боях войны 1982 г. израильские Т-54/55 не участвовали. Вместе с тем, после начала осады Западного Бейрута некоторое количество Т-54/55 были переброшены по морю в христианские районы, для усиления блокады контролируемых палестинцами районов с востока. Не ясно, были ли они сразу переданы христианским милициям - Израиль поставлял им такие танки с начала 80-х гг. - или же действовали в составе частей АОИ. В войне 1982 г. Израиль захватила до 400 арабских танков (из них до 200 - исправными), главным образом - Т-62, а также Т-54/55 и др. Возможно, некоторое количество из этих машин впоследствии было поставлено на вооружение.
Танки «Тиран» честно служили в израильской армии до 90-х годов. В 1986-м началось постепенное расформирование частей, вооружённых Тиранами; в 1992-м АОИ распрощалось с последними Т-62, а с Т-54/55 видимо ещё раньше...
В 1988 года на шасси и корпусов "Тиранов" со снятой башней была создана тяжелая БМП "Ахзарит", разработка которой началась еще в 1977 году. Силовая установка и трансмиссия заменены: ранее установленный на T-54/55 советский дизельный двигатель заменён более компактным и мощным 8-цилиндровым дизельным двигателем «General Motors», что освободило место между правым бортом танка и двигателем для коридора к кормовой двери, также установлена новая гидромеханическая трансмиссия «Allison».
Трофейные сирийские Т-62 на окраине Бейрута. Ливан, 1982 год.
Изображение
Корпус существенно переоборудован: добавлен отсек для пехотного десанта, сзади по правому борту корпуса установлена кормовая бронедверь. Конструктивно дверь отделения десанта представляет собой откидывающуюся аппарель. Уникальная конструкция кормовой двери увеличивает её высоту (за счёт подъёма при помощи гидропривода части крыши при открытии двери) и позволяет спешивание десанта «с разбегу» (а не ползком), и даже без остановки машины. Кроме того, приоткрытая дверь образует амбразуру для наблюдения и обстрела «мёртвой зоны» за машиной.
Каждый член экипажа (командир, механик-водитель и наводчик) имеет свой люк. Крышка люка командира машины представляет собой сводчатый купол и может быть поднята наполовину, чтобы улучшить визуальный обзор местности. Позади трех люков для экипажа в крыше корпуса БТР расположены два люка для десантников: один находится в центре десантного отсека, второй расположен слева и сзади от него.
Без башни корпус Т-54/55 весил 27 тонн, к этому дополнительно добавлено 17 тонн брони. В сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР. Броневая защита корпуса дополнительно усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, установлен также комплект динамической защиты. Прочие внутренние системы также модернизированы.
Вместо пушки установлен 7,62-мм пулемёт FN MAG на турельной установке OWS (Overhead Weapon System) производства фирмы «Рафаэль» (с дистанционным управлением, это снижает риск его использования для экипажа). Также установлена термодымовая аппаратура, создающая дымовую завесу путём впрыска топлива в выхлопной коллектор.
Всего в "Ахзариты" было переделано 220 "Тиранов".
Изображение
"Ахзарит" долгое время служил в бригаде Голани и резервной бригаде Александрони. Несколько лет назад Голани начали получать новые ТБТР Намер, и их Ахзариёт перешли по наследству Гивати. В ходе различных операций на "территориях" машины иногда придавались и другим пехотным бригадам.

Ответить

Вернуться в «Военная история»