Освобождение заложников при попытке угона Ту-134 в ноябре 1983 года.
Как установило следствие, идейным вдохновителем угона самолёта был грузинский священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа группы грузинской «золотой молодёжи» идею побега на Запад с оружием в руках.
По первоначальному плану, пистолеты и гранаты в самолёт должен был пронести Чихладзе под своей рясой, но у него неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате самолета. Поэтому в день угона террористы не взяли священника с собой.
В состав группы террористов вошли 7 человек:
Лидер — 25-летний Иосиф Константинович Церетели. Художник киностудии «Грузия-фильм», окончил Тбилисскую академию художеств. Отец — Константин Церетели, член-корреспондент АН Грузинской ССР, профессор Тбилисского государственного университета.
26-летний Каха Важович Ивериели. Ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец — Важа Ивериели, заведующий кафедрой института усовершенствования врачей, профессор.
30-летний Паата Важович Ивериели. Врач, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Брат Кахи Ивериели.
21-летний Гега (Герман) Михайлович Кобахидзе. Актёр киностудии «Грузия-фильм». Отец — кинорежиссёр Михаил Кобахидзе, мать — актриса. В его доме участники заговора тренировались в стрельбе из пистолета.
25-летний Давид Ражденович Микаберидзе. Студент четвёртого курса Тбилисской академии художеств. Отец — Ражден Микаберидзе, управляющий строительным трестом «Интуриста».
19-летняя Тинатин Владимировна Петвиашвили. Студентка 3-го курса архитектурного факультета Академии художеств. Отец — Владимир Петвиашвили, научный сотрудник, жил в Москве, был в разводе с матерью Тинатин.
32-летний Григорий Теймуразович Табидзе. Безработный, наркоман, был трижды судим за грабёж, угон машины и злостное хулиганство. Отец — Теймураз Табидзе, директор проектного бюро Госкомпрофтехобразования. Мать — Мери Табидзе, педагог.
Большинство угонщиков являлись детьми высокопоставленных родителей и были ими хорошо обеспечены. Некоторые из них ранее выезжали за границу по туристическим путёвкам и могли бы эмигрировать таким способом, но преступниками двигала жажда славы и желание быть встреченными за границей в качестве идейных борцов с советским режимом.
Впоследствии на суде один из угонщиков заявил:
«Вот когда отец и сын Бразинскасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почётные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?».
Пользуясь связями на киностудии «Грузия-фильм», преступники просмотрели на закрытом показе снятый незадолго до описываемых событий по заказу Министерства гражданской авиации СССР учебный фильм «Набат». Впоследствии многие действия угонщиков были заимствованы из данного фильма.
17 ноября 1983 года Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли свадьбу. В числе прочих гостей на неё также была приглашена их случайная знакомая Анна Варсимашвили, работавшая в день угона сменной дежурной международного сектора аэропорта Тбилиси. Добившись её расположения, террористы получили возможность без досмотра пронести на борт самолёта оружие. Арсенал угонщиков состоял из двух пистолетов «ТТ», двух револьверов системы Нагана и двух ручных гранат (в ходе следствия выяснилось, что гранаты были учебными с вставленными в них боевыми запалами, о чём угонщики не знали).
18 ноября 1983 года террористы Кобахидзе, Петвиашвили, Микаберидзе и Церетели прибыли в аэропорт Тбилиси под видом новобрачных и их гостей, направляющихся в свадебное путешествие в Батуми. Кроме семёрки угонщиков, с ними также отправились их знакомые Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, которые не были посвящены в истинные цели поездки. Как и было рассчитано, Варсимашвили пропустила приятелей на посадку без спецконтроля и досмотра. Табидзе и братья Ивериели прошли через общий зал с остальными пассажирами.
В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь авиалайнер Як-40, который и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса вместо Як-40 посадили на рейс SU-6833 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший по маршруту Тбилиси—Ленинград с промежуточными посадками в Батуми и Киеве, который выполнял Ту-134А борт СССР-65807.
В 15:43 самолёт вылетел из аэропорта Тбилиси.
Ту-134А (регистрационный номер СССР-65807, заводской 3352108, серийный 21-08) был выпущен Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) 17 декабря 1973 года. 8 февраля 1974 года был передан авиакомпании «Аэрофлот» (Грузинское УГА, Тбилисский ОАО). Оснащён двумя турбореактивными двигателями Д-30 Пермского моторного завода. На день теракта совершил 10 506 циклов «взлёт-посадка» и налетал 13 273 часа.
Состав экипажа рейса SU-6833 был таким:
Командир воздушного судна (КВС) — 40-летний Ахматгер Бухулович Гардапхадзе.
Второй пилот — Станислав Габараев.
Штурман — 29-летний Владимир Бадоевич Гасоян.
Бортмеханик — Анзор Чедия.
Проверяющий — Завен Шарбатян. Заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского УГА.
В салоне самолёта работали две стюардессы: Валентина Крутикова,
Ирина Химич.
После 16:00 рейс 6833 должен был произвести снижение для посадки в Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра авиадиспетчер дал экипажу команду возвращаться в Тбилиси, чего угонщики не знали.
В 16:13 UTC угонщики начали захват самолёта. Церетели, Табидзе и Каха Ивериели взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону кабины пилотов. Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто (по их мнению) походил на представителей службы авиационной безопасности; был убит пассажир А. Соломония и тяжело ранены ещё 2 пассажира — А. Плотко (штурман Грузинского УГА, летевший в отпуск пассажиром) и А. Гвалия (они, как впоследствии выяснилось, никакого отношения к правоохранительным органам не имели).
Заставив стюардессу Крутикову попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на возражения экипажа Табидзе открыл огонь, убив бортмеханика и тяжело ранив проверяющего. Штурман, воспользовавшись тем, что угонщики не заметили его на закрытом шторкой штурманском месте, открыл огонь из пистолета, в результате которого был убит Табидзе и тяжело ранен Церетели. Оставшиеся преступники отошли от кабины, где к стрельбе по ним присоединился КВС — он ранил обоих братьев Ивериели. Пилотировавший самолёт второй пилот (он и КВС были также ранены в ходе перестрелки) начал резкие манёвры в воздухе по курсу и по высоте, чтобы сбить преступников с ног. В результате нагрузка на фюзеляж и несущие конструкции самолёта в три раза превысила допустимую, а перегрузки достигали соответственно +3,15 и −0,6 g, но самолёт выдержал.
Воспользовавшись заминкой угонщиков, штурман смог затащить проверяющего в кабину, а Крутикова, оттащив труп убитого террориста, помогла запереть дверь в кабину пилотов. Командир передал на землю сигнал тревоги и начал возврат в Тбилиси. Произведя ещё несколько выстрелов, но так и не сумев открыть бронированную дверь, террористы устроили в салоне кровавую бойню: убили пассажира Абояна, ранили ещё 5 пассажиров (своих знакомых Меливу и Шалуташвили, а также И. Киладзе, И. Инаишвили и И. Кундеренко) и издевались над стюардессами.
По внутренней связи угонщики ещё раз передали требования следовать за границу. Однако, воспользовавшись плохой погодой и наступившими сумерками, в 17:20 UTC экипаж сумел посадить захваченный лайнер в аэропорту Тбилиси.
Был введён оперативный план «Набат». Рейс 6833, отогнанный на дальнюю стоянку, оцепили военные. Стюардесса Химич ещё на пробежке самолёта после посадки открыла один из аварийных выходов и выпрыгнула на ВПП; стюардесса Крутикова, помогавшая ей, не успела выпрыгнуть и была убита Микаберидзе. Последний, увидев, что самолёт всё-таки приземлился в СССР, а не за границей, покончил с собой. Сидевший рядом с люком молодой военнослужащий, увидев это, выбежал на ВПП и побежал от самолёта. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Автоматные очереди прошлись и по самолёту, всего лайнер получил 63 пулевых попадания. Только чудом в результате этой стрельбы никто не пострадал.
Вести переговоры с террористами взялся заместитель начальника Грузинского Управления гражданской авиации Кадзаная. Угонщики повторили требования — дозаправка и беспрепятственный вылет в Турцию, иначе они взорвут самолёт. В ходе переговоров ещё одному заложнику удалось бежать, при этом он сломал ногу.
В аэропорт Тбилиси срочно прибыли первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, председатель комитета госбезопасности Алексей Инаури, министр внутренних дел Гурам Гветадзе и генеральный прокурор республики. Также в аэропорт привезли родителей угонщиков, чтобы убедить их сдаться без дальнейшего кровопролития. Но террористы не захотели их выслушать, передав по радио, что если те приблизятся, то самолёт будет взорван.
Поздним вечером в аэропорту Тбилиси приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «А» КГБ СССР во главе с командиром группы генерал-майором Геннадием Зайцевым. Непосредственное руководство штурмом самолёта было возложено на майора Михаила Головатова. Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого проверяющего им не удалось; через несколько часов он скончался. Под предлогом технического обслуживания c самолёта было слито авиатопливо и произведены приготовления к штурму.
После многочасовых безуспешных переговоров в 06:55 UTC 19 ноября спецназовцы начали штурм самолёта. Штурмовыми группами командовали Головатов и Зайцев. Угонщики так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами, оказавшимися не боевыми. Операция по обезвреживанию террористов длилась 8 минут, никто не пострадал.
В результате неудавшегося угона погибли 7 человек — 3 члена экипажа (бортмеханик Чедия, проверяющий Шарбатян и стюардесса Крутикова), 2 пассажира и 2 террориста (Табидзе и Микаберидзе). Ранения получили 12 человек — 3 члена экипажа (КВС Гардапхадзе, второй пилот Габараев и стюардесса Химич), 7 пассажиров и 2 террориста (братья Ивериели).
Получив более тяжёлые ранения, стюардесса Ирина Химич и штурман-пассажир А. Плотко остались инвалидами.
Авиалайнер Ту-134А борт СССР-65807 получил критические повреждения и 23 января 1984 года был списан и впоследствии разделан на металлолом.
Командиру экипажа Ахматгеру Гардапхадзе и штурману Владимиру Гасояну было присвоено звание Героев Советского Союза, остальные члены экипажа получили государственные награды.
Следствие длилось 9 месяцев. За это время лидер группы Иосиф Церетели умер в следственном изоляторе при невыясненных обстоятельствах.
В августе 1984 года Верховный суд Грузинской ССР приговорил Теймураза Чихладзе, Каху и Паату Ивериели и Германа Кобахидзе к смертной казни. Тинатин Петвиашвили получила 14 лет лишения свободы. Анну Варсимашвили признали виновной в пособничестве террористам и приговорили к 3 годам условно. Президиум Верховного совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговорённых к исключительной мере наказания о помиловании, приговор был приведён в исполнение 3 октября того же года.
Эдуарда Шеварднадзе обвиняли в срыве переговоров и том, что он потребовал смертной казни для террористов, чтобы укрепить свои позиции среди советского руководства и реабилитироваться за случившееся.
Во времена независимости Грузии грузинскими националистами предпринимались попытки оправдать действия угонщиков борьбой с советским режимом. Материалы уголовного дела в начале 1990-х годов сгорели вместе со многими другими документами во время пожара в архиве местного управления госбезопасности.
В авиагородке Тбилиси вандалами был осквернён памятный камень с фамилиями погибших пилотов Шарбатяна и Чедия и стюардессы Крутиковой.
Тинатин Петвиашвили была амнистирована в 1991 году указом Звиада Гамсахурдия и вышла на свободу досрочно.