Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кланов?

о нас и о других
Автор
Сообщение
Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#21 Сообщение Одиссей » 18 апр 2013, 15:11

Damba писал(а):Во первых,что означает слова Тат?Турки всех кто занимался земледелием называли Татами.Тат,это палка с длинным мягким набалдашником для отделение зерна."Çevir tatı vur tatı" означает безконецно-одинаковое движение.В источниках первые это слово встречается еще средние века в Ферганский долине.Я это к тому что таты сами разношерстны,одно деревня плохо понимает другую деревню.Таты-евреи хорошо понимают таджиков чем Бакинцев. Но у них очень сильно развита сплоченность присущий малым этносам и в этом нечего плохого не вижу,не куда не денутся из подводный лодки.
Да, я тоже ничего плохого в этом не вижу. Происходит рутинная внутриполитическая борьба между регионами страны, которые имеют разный уклад жизни, оттуда разные экономические интересы. Так как экономика базис, а политика надстройка, то у них политические интересы тоже отличаются. Это нормально.
Просто враги хотят давать на эти процессы фатальный оттенок.
Надо признать, что, действительно, такая внутриполитическая борьба уже имела фатальные последствия в нашей истории. В 20-м году большевики, опираясь на "земледельческие" регионально-политические сообщества, разгромили и уничтожили "кочевнические" регионально-политические сообщества.
Но, это можно воспринимать как трагические форс-мажорные обстоятельства. Внешний враг использовал бы любое другое разногласие между местными сообществами. Оккупационный режим невозможно осуществить только с помощью армии.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#22 Сообщение Одиссей » 19 апр 2013, 16:43

Ширваншах — титул правителей государства, созданного в пределах исторической области Ширван (часть территории современного Азербайджана) и известного в исторических источниках как Государство Ширваншахов.

Титул «ширваншах» носили представители всех трёх патрилиниально родственных династий, правивших в Ширване, вне зависимости от происхождения и родовых имён.

Основателем первой династии ширваншахов — Мазьядидов (Язидидов) — стал полководец на службе Аббасидского Халифата Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани, правитель Армении, Азербайджана, Ширвана и Дербента (799—801). Его наследники и преемники, пользуясь ослаблением центральной власти, провозгласили Ширван своим наследственным владением, приняв в 861 году титул ширваншахов.

Династии Ширваншахов

Мазьядиды — первая династия (799 — 1-я половина XI века). Происходила из арабского племени Шайбан, родоначальник — Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани.
Кесраниды — вторая династия (1027—1382). Арабского происхождения — позже персианизированная. Происходила от ширваншаха Язида ибн Ахмада.
Дербенди — третья династия (1382—1538). Происходит от ширваншаха Кей Кубада ибн Ахситана.


Возникновение титула «Ширваншах»

Появление сасанидских титулов закавказских правителей Ибн Хурдадбих относит ко времени Ардашира, а титулов «царей гор» (мулук ал-джабал), то есть удельных владетелей на Северном Кавкзае — с деятельностью Хосрова I Ануширвана. После арабских завоеваний эти титулы не только сохранились, но и дали названия многим мусульманским княжествам в пограничной области Халифата.

Историк IX века ибн Хордадбех сообщает, что сасанидский шахиншах Ардашир Папакан (224—240) давал государям Закавказья титул шаха. Он даровал титул шаха таким государям, как Азербазкан-шах, Барашкан-шах (Баласакан), Аллан-шах, Армин-шах, Филан-Шах. В этом перечне упомянут также Ширианшах или Ширан-шах.

Хамза ал-Исфахани прямо связывает происхождение топонима Ширван от титула «ширваншах» (перс. شروانشاه‎), означающего «львиный шах», или «шах львов»

Государство Ширваншахов — принятое в исторической литературе наименование средневекового государства Ширван, или Ширванского государства, именуемого по титулу его правителей — «ширваншахов».

Обособилось как самостоятельное государство в 861 году, в начале XVI века завоёвано Исмаилом I Сефеви и присоединено к государству Сефевидов. В различные периоды власть ширваншахов также распространялась на соседние Арран и Дербент. А при ширваншахе Ибрагиме I (1382—1417) Ширван превратился в сильное и независимое государство[1].

Столица — Шемаха, с конца XII века — Баку.

История

Основателем первой династии ширваншахов — Мазьядидов (Язидидов) — стал аббасидский полководец Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани, правитель Армении, Азербайджана, Ширвана и Дербента (799—801). Его наследники и преемники, пользуясь ослаблением центральной власти, провозгласили Ширван своим наследственным владением, приняв в 861 году титул ширваншахов.

В 917 году Ширван был объединён с соседним эмиратом Лаиджан. В 918 году столицей государства стал новый город Язидия неподалеку от Шемахи. В 981—982 годы ширваншахи подчинили себе Габалу и Барду, в конце X — начале XI века начали войны с Дербентом (это соперничество длилось столетиями), а в 1030-е годы им пришлось отражать набеги русов, сарирцев и аланов[2].

В 1060-е годы государство ширваншахов подверглось нападению из Аррана, а затем — вторжению турок-сельджуков, опустошивших Ширван и вынудивших ширваншаха Фарибурза признать власть сельджукского султана. В 1080-е годы, однако, Фарибурз, воспользовавшись ослаблением своих соседей, также подвергшихся сельджукскому нашествию, распространил свою власть на Арран и назначил наместника в Гянджу

В первой четверти XII века государству ширваншахов пришлось вести разорительные войны с Иверией и турками-сельджуками. На правление ширваншаха Ахситана I (1160—1196) пришёлся расцвет науки и культуры.

Ширваншахи с первой половины XII в. и в XIII в. до завоевания страны монголами возводили в Баку и селах Апшерона крупные сооружения оборонительного характера: крепостные башни и укрепления и ряд других построек — мечети, караван-сараи и т. д. Баку с его удобной гаванью был надёжным укрытием во время иноземных нашествий, в то время как Шемаха была плохо защищена, особенно после землетрясения. Так, в первой половине XII в. ширваншах Минучихр III построил вокруг Баку крепостную стену, о чём гласит строительная надпись. Около 1175 года Ахситаном I была построена оборонительная башня Гыз-галасы. В известной касыде Хагани (XII в.), восхваляющей ширваншаха Ахситана I, имеется намёк на строительство крепостного сооружения и превращение Баку в хорошо укреплённый город.

Имя Ахситана и дату 1187/8 г. носит также надпись, по мнению А. Алескер-заде, относящаяся к четырёхугольной башне в селении Мардакан на Апшероне. При Гершаспе I в 1204 году в Мардакане была построена круглая башня. Строительство крепостных сооружений в Ширване было вызвано внешнеполитическими событиями, нашествием иноземных захватчиков. На строительных надписях указанных памятников упоминались имена ширваншахов с перечислением их пышных титулов, которые не всегда совпадали с реальным положением вещей. Крепостные сооружения, башни свидетельствовали о богатстве ширваншахов и крупных феодалов, их вассалов, возводивших эти постройки на средства, получаемые от эксплуатации нефтяных источников и соляных копей. Ширваншахи жили в этот период в Баку. Ахситан I после завоевания Кызыл-Арсланом столицы ширваншахов Шемахи перенес на некоторое время свою резиденцию в Баку. После разрушения землетрясением Шемахи (1192) Ахситан I сделал Баку второй столицей Ширвана. При Фарибурзе III в 1234/5 г. было завершено строительство крепостного сооружения в Бакинской бухте.

Монгольское завоевание

В первой четверти XIII века Ширван подвергся монгольскому нашествию. В 1222 году после длительной осады была захвачена и разрушена Шемаха. Почти все её жители были перебиты захватчиками. Монгольское войско завоевало и опустошило всё государство. В последующие годы в Ширван вторгались кипчаки, грузины, войско хорезмшаха Джелал ад-Дина. В 1231 году на Закавказье вновь напали монголы, разрушившие Гянджу, Барду, Байлакан и Шабардан. Феодалы, знатные люди и население городов и селений, уцелевшее от погрома монголов, укрылись в горах. Города и местности Ширвана и Аррана были захвачены монголами, которые во время правления ширваншаха Фарибурза III положили конец независимости государства Ширваншахов. Географ Бакуви писал в 1403 году о том, что монголы не могли взять укреплённую крепость у берега моря — Баку. Только после завоевания всей страны город вынужден был покориться. Баку, лежавший в стороне от большой дороги, по которой шли завоеватели, по-видимому, сохранился лучше, чем другие города, хотя арабские историки говорят о разрушении верхней части одного укрепления при взятии города монголами.

После распада единой Монгольской империи Ширван оказался в составе иранского государства Хулагуидов с центром в Тебризе. Разорение страны усугубляли постоянные войны между Хулагуидами и Джучидами (Золотой Ордой), чьи войска неоднократно вторгались в Закавказье через Дербентский проход, опустошая земли Ширвана. Бо́льшую часть XIV века с ослаблением и последующим распадом империи Хулагуидов государство ширваншахов боролось за выживание и самостоятельность, участвуя в войнах новых кочевнических государств.
Дворец Ширваншахов в Баку ( XV век)

В 1386 году ширваншах Ибрагим I Дербенди стал союзником Тамерлана, вторгшегося со своим войском в Закавказье. В 1395 году Тамерлан передал ему Дербент, поручив ширваншаху охрану Дербентского прохода.

Смерть Тамерлана привела к распаду его империи и войне между преемниками, в ходе которой Ибрагим I Дербенди захватил Гянджу и большую часть Карабаха. В 1412 году, однако, он был разбит в сражении армией Кара-Юсуфа, правителя туркoмaнского государства Кара-Коюнлу, возникшего на месте западных владений Тимура и включившего в себя Южный Азербайджан, Армению, Курдистан и Ирак. Ширван вновь был подвергнут опустошению, а Ибрагим I стал вассалом правителя Кара-Коюнлу. В 1468 году на месте Кара-Коюнлу возникло туркoмaнское государство Ак-Коюнлу, с которым у государства ширваншахов были союзнические отношения.

Завоевание Сефевидами

В конце XV века у ширваншахов появился новый грозный противник — суфийский орден Сефевийе. Уже осенью 1500 г. шейх Исмаил предпринял поход против ширваншаха Фаррух-Йасара, взял Шемаху и наголову разбил войско ширваншаха, захватив его самого в плен, а затем — казнив его. На следующий год Исмаил после многомесячной осады захватил Баку, разграбив все сокровища ширваншахов. В 1509 г. Исмаил (к тому времени уже ставший шахом Ирана) вновь направил свою армию в Ширван, занял Шемаху и Баку, а затем после упорной осады принял капитуляцию Дербента. После этого похода отношения между Исмаилом I и ширваншахами наладились, однако в 1538 году преемник Исмаила шах Тахмасп напал на Ширван. В 1539 г. казнью последнего ширваншаха Шах-Руха завершилась династия Язидидов, а Ширван был включён в состав государства Сефевидов
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#23 Сообщение Одиссей » 19 апр 2013, 16:54

ЗАБЫТЫЕ ШИРВАНШАХИ



Фарид АЛЕКПЕРЛИ,

доктор исторических наук





У нас, в Баку, много памятников: мы увековечили в мраморе и бронзе своих поэтов, писателей, композиторов и художников. Нет лишь памятников великим монархам прошлых эпох. На первый взгляд, это может показаться пустяком по сравнению с тяготами повседневной жизни и нашими многочисленными социально-экономическими проблемами. Однако это далеко не так. Ведь что получается? Если у нас не было древних правителей, значит, не было и своего государства. Если бы памятники великим правителям, героям-освободителям и борцам за свободу были не нужны или нужны не очень, то народы мира не возводили бы их в своих столицах: Париже, Лондоне, Праге, Москве, Киеве, Тбилиси, Варшаве и т.д. То же самое можно сказать почти обо всех европейских и многих азиатских городах. Баку — редкое исключение. Здесь стоит всего лишь один памятник такого рода — памятник поэту Хатаи, расположенный недалеко от станции метро с одноименным названием. Хатаи — поэтический псевдоним шаха Исмаила I Сефеви, правителя из южноазербайджанского города Ардебиль, который за годы своего царствования не только завоевал территорию от Амударьи до Евфрата, но и писал стихи на азербайджанском языке. Именно поэтому сабля шаха Исмаила мирно покоится на его коленях, а сам он задумчиво склонился над исписанным листком бумаги. Однако к его памятнику, расположенному далеко не в центре города, не водят ни туристов, ни школьников, ни студентов. Немало людей вообще не знает, кто такой Хатаи, и за что ему поставили памятник. Погрузившись в забвение, он застыл посреди зеленого сквера.

У несведущего человека может возникнуть резонный вопрос: «А вдруг у нас действительно не было ни своей государственности, ни великих правителей и героев и памятники ставить некому?». Подобные вопросы вполне естественно звучат в устах неосведомленных иностранцев и гостей нашего города. В литературе, изданной за рубежом, не найти правдивых сведений об истории азербайджанской государственности. Почему? Поясню. Не секрет, что некоторые соседи Азербайджана издавна зарятся на наши земли. Одни мечтают оторвать от нашей страны кусок пожирнее, другие стремятся вновь превратить Азербайджан в колонию или полуколонию. Естественно, что ни тем, ни другим невыгодно укрепление азербайджанской государственности. Поэтому определенные силы ведут борьбу против Азербайджана не только на политическом и экономическом, но и на идеологическом, информационном фронтах. В частности, они искусно формируют в общественном мнении идею о том, что Азербайджан практически никогда не был независимым государством. Якобы первую половину своей истории мы «провели под игом Персии и Арабского халифата, а вторую — в составе России». Так издавна преподносилась история Азербайджана во многих советских, российских и иранских энциклопедиях, так она преподносится и сегодня практически во всех англоязычных интернетовских сайтах США и Европы. Думается, что это неслучайно.

Факты свидетельствуют о том, что преподносимая «международная интерпретация» истории Азербайджана — не более чем вымысел. Большую часть своей истории Азербайджан был не просто независимым государством, а, не побоюсь этого слова, великим независимым государством. Не Азербайджан был колонией Персии, а сама Персия с X по начало XX вв. всегда была под властью огромных тюркских империй, управлявшихся из города Тебриз в Южном Азербайджане. Например, азербайджанская империя Аккоюнлу в XV в. была не менее могущественной, чем Османская и контролировала почти весь Передний Восток. Это — общеизвестные исторические факты. Ниже приводится перечень некоторых средневековых владык из Южного Азербайджана, которые в числе прочих стран покорили Иран и управляли им. Все они по национальности были азербайджанскими тюрками и всем им, возможно, следует установить памятники в Баку и других городах Азербайджана.



АТАБЕК КЫЗЫЛ АРСЛАН ЭЛЬДЕНИЗ

(1186—1191 гг.)



Выдающийся представитель азербайджанской династии Эльденизидов. Столицами его государства были города Тебриз и Нахчыван. Под властью Атабека находилась вся южная часть Азербайджана и часть Северного (Гянджа, Карабах, Нахчыван), а также большая часть Ирана (Рей, Хамадан, Исфахан). Гызыл Арслан был искусным полководцем и любителем поэзии. Он покровительствовал поэту Низами и другим деятелям культуры.



КАРА ЮСУФ КАРАКОЮНЛУ

(1408—1420 гг.)



Великий шах и полководец. Основатель империи Каракоюнлу, к состав которой входили азербайджанские земли к югу от Куры, а также Армения, Курдистан и Ирак Арабский. Столицей государства был город Тебриз, который при Кара Юсуфе и его преемниках украсился такими жемчужинами мировой архитектуры, как Голубая мечеть, многочисленные караван-сараи и общественные здания.



УЗУН ГАСАН АККОЮНЛУ

(1453—1478 гг.)



Наиболее могущественный правитель тюркской империи Аккоюнлу, которая в годы своего наибольшего могущества включала в себя области Азербайджана к югу от Куры, Армению, Диярбекир, Курдистан, Ирак Арабский и Иран. Узун Гасан принял титул падишаха, который носили его преемники. Столицей государства был город Тебриз, официальным языком — азербайджанский. Численность войск империи составляла 100.000 человек. Узун Гасан был популярен во всех царствующих домах Европы, которые надеялись, что он поможет им в борьбе с Османской Турцией. Двор падишаха посещали послы из Руси, Венеции, Венгрии, Австрии, Польши и других государств.





ШАХ ИСМАИЛ I СЕФЕВИ

(1502—1524 гг.)



Основатель империи Сефевидов, которая более 200 лет управляла Азербайджаном и Ираном. Шах Исмаил происходил из южноазербайджанского города Ардебиль, по национальности был азербайджанским тюрком, писал стихи на азербайджанском языке. Захватив Тебриз в 1502 году, Исмаил объявил себя шахом Азербайджана и приступил к дальнейшим завоеваниям. В 1510 году под его властью оказались весь Иран, часть Ирака и Средней Азии. Империя Сефевидов возникла как азербайджанское государство. Так, из 74 эмиров государства 69 были азербайджанцами. Тюрки из Азербайджана составляли костяк сефевидской армии. При шахском дворе, в войсках и дипломатической переписке употреблялся азербайджанский язык. Об этом свидетельствуют письма шаха Исмаила венгерскому королю, написанные на азербайджанском языке.





Ш И Р В А Н Ш А Х И



Правители, о которых шла речь выше, происходят, главным образом, из Южного Азербайджана. Теперь несколько слов о выдающихся монархах Северного Азербайджана. Огромную роль в истории нашего Отечества сыграло государство Ширваншахов. Возникнув в III веке как небольшое феодальное владение, находящееся в вассальной зависимости от Иранских Сасанидов, оно к IX веку превратилось в довольно сильное независимое государство, просуществовавшее до середины XVI века в границах современной Азербайджанской Республики и в течение этого времени ни разу не терявшее своей независимости. Столица нашей Родины — город Баку впервые был провозглашен столицей именно Ширваншахами в XII веке.

Единственный в Баку древний шахский дворец — символ нашей государственности — также был возведен ими в XV веке. В Москве подобным дворцом — символом государственности — является Кремль, в Париже — Версаль, Стамбуле — дворцы Топкапы и Долмабахче. В течение 700 лет Ширваншахи чеканили собственную монету, имели армию, флот, правительство и другие атрибуты средневекового государства. Несмотря на разрушительные нашествия монголов и Тимура, в течение этого периода ни одно государство не смогло полностью покорить азербайджанское владение Ширваншахов и включить его в свой состав. Ширванский двор покровительствовал великим поэтам и ученым Азербайджана — Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, Фалаки Ширвани, Муджириддину Бейлагани и др. В государстве Ширваншахов жил и творил один из первых великих тюркоязычных поэтов, философов и мистиков Востока — азербайджанец Имадеддин Насими (XIV в.), гордость не только Азербайджана, но и всего тюркского мира. Повседневным языком населения и двора также был тюркский. Например, родная дочь одного из наиболее могущественных Ширваншахов, Минучихра III, носила поэтическое тюркское имя Алчичек, что в переводе с азербайджанского значит «Аленький цветочек».



ШИРВАНШАХ ШАХРИЯР

(упоминается в связи с событиями 642 г.)



Один из древних доисламских Ширваншахов и первый Ширваншах, чье имя сохранилось в истории. В 642 году, когда арабы вторглись в Ширван, Ширваншах Шахрияр встретил их у города Дербент с приглашением к миру и союзу: «Я нахожусь лицом к лицу со свирепыми врагами и различными народами, имена которых недостойны даже упоминания. Я не имею ничего общего ни с жителями Кавказских гор, ни с армянами, и сегодня я — один из вас, моя рука — в вашей руке». При Ширваншахе Шахрияре жители Ширвана начали в массовом порядке отказываться от зороастрийской религии и принимать ислам. Тогда же стали строиться первые в Северном Азербайджане мечети.



ШИРВАНШАХ ХАЙСАМ БЕН ХАЛИД

(вступил на престол в 861 г.)



Боролся против гегемонии Арабского халифата. Создал сильную армию, насчитывающую до пятидесяти тысяч пехотинцев и десяти тысяч всадников. Столицами Хайсама были города Шамаха и Дербент. Он положил начало династии Мазияадидов, которая непосредственно и в лице своих ответвлений (династий Кесранидов и Дербенди) продолжала править государством Ширваншахов на протяжении всей последующей его истории, то есть 677 лет.



ШИРВАНШАХ ФАРИБУРЗ I ИБН САЛЛАР

(вступил на престол в 1063 г.)



Фарибурз I, известный как покоритель горцев, был великим государственным деятелем, который контролировал не только весь Северный Азербайджан, включая Карабах и Гянджу, но также завоевал значительную часть Северного Кавказа и Дагестана — Кумык и Сулвар, вплоть до страны аланов (Осетии). Источники сообщают, что Фарибурз I покорил также лезгин и грузин. Вся жизнь Фарибурза I прошла в завоеваниях соседних земель.



ШИРВАНШАХ МИНУЧИХР III ВЕЛИКИЙ

(1120—116О гг.)



Потомки присвоили Минучихру III имя «Великий», настолько огромным был его вклад в укрепление Ширванского государства. Этот правитель заключил династический брак с Тамар — дочерью грузинского царя Давида Строителя. Сам Минучихр III не уступал Давиду по размаху предпринимаемых им строительных работ. Он неустанно возводил крепости и новые поселения по всей стране. В частности, он впервые окружил город Баку мощными крепостными стенами. Об этом свидетельствует надпись, найденная на одной из крепостных стен: «Приказал построить эту городскую стену царь возвеличенный, премудрый, справедливый, победоносный, побеждающий, Муджахед (воитель за веру), гордость религии и державы, опора ислама и мусульман, Хакан, величайший, Ширваншах Минучихр ибн...». К числу грандиозных проектов Минучихра III относится то, что он вновь отстроил разрушенную стихией плотину Багилани на Куре. Был Минучихр III известен и своими военными победами над кыпчаками, вторгавшимися в Азербайджан с севера. Но более всего он вошел в историю как меценат, покровитель наук и искусств. При дворе Минучихра III собирались известнейшие поэты, ученые, философы и богословы Ближнего Востока, в частности, поэты, создавшие азербайджанскую школу поэзии: Абу-л-Ала Гянджеви, Хагани Ширвани, Фалаки Ширвани, Муджириддин Бейлагани и др. В частности, корифей восточной поэзии Хагани получал от Минучихра не только бесчисленные награды и подарки, но и жалованье в 30 тысяч дирхемов в год, а также имел собственное поместье. В годы правления Минучихра в местечке Мелхем под Шамахой была основана медицинская академия под руководством выдающегося врача Кафияддина Омара. Правление Минучихра III и его сына Ахситана I справедливо называют золотым веком Азербайджана.



ШИРВАНШАХ АХСИТАН I ИБН МИНУЧИХР III

(1160—1196 гг.)



Царствование Ахситана I вошло в историю как эпоха грандиозного подъема в экономике и культуре Ширванского государства. В годы его правления процветали города, ремесла и торговля. Поскольку матерью Ахситана была грузинская царица Тамар, принявшая ислам, с Грузией были установлены тесные союзнические отношения. Сам Ахситан был женат на Исматаддин — дочери грузинского царя Георгия III. Византийский император Андроник Комнен являлся двоюродным братом Ахситана I (сын тетки по матери) и часто гостил в Ширване. В критические моменты три родственных монарха помогали друг другу. Именно войска Ахситана подавили мятеж царевича Демпы в Грузии и помогли царю Георгию III сохранить свой престол. В 1174 году коалиция ширванских, византийских и грузинских войск нанесла поражение русам, пиратам-бродникам, 73 корабля которых атаковали город Баку. Русы были разбиты, а их флот уничтожен. Ведущую роль в этой победе сыграли ширванские войска. Ахситан уделял огромное внимание усилению обороноспособности своего государства и был известен как строитель башен и крепостей. Построенные им на Абшероне башни и крепости сохранились до наших дней. В 1175 году Ахситаном I была построена знаменитая Девичья башня в Баку (некоторые ученые полагают, что Ахситан лишь отреставрировал более древнее сооружение), а в 1187 году — четырехугольная башня в Мардакян. В 1192 году Шамаха была разрушена страшным землетрясением, и Ахситан I перенес столицу в город Баку. Таким образом, 811 лет назад Баку впервые был объявлен столицей нашего государства.



ШИРВАНШАХ ФАРИБУРЗ III

(вступил на престол в 1225 г.)



Этот выдающийся шах и полководец сумел отстоять национальную государственность и фактическую независимость Ширвана в годы страшного монгольского нашествия — в 1231 году, когда многие государства и правящие династии Востока были буквально сметены с лица земли. Платя дань монголам, Фарибурз III, в отличие от большинства других восточных владык, продолжал чеканить монеты со своим именем и титулами, даже не упоминая монгольского кагана. В 1234 году по приказу Фарибурза III был возведен грандиозный оборонительный замок в Баиловской бухте близ Баку. Замок был облицован 800 огромными каменными плитами, где приведена вся генеалогия Ширваншахов. При нем также был возведен выдающийся архитектурный памятник — мавзолей на реке Пирсагат.



ШИРВАНШАХ ИБРАХИМ I ИБН СУЛТАН МУХАММАД

(1382—1417 гг.)



Ибрахим I (шейх Ибрахим) царствовал в период ожесточенной борьбы за Азербайджан между войсками Тимура, Золотой ордой и другими завоевателями. Благодаря его искусной политике Ширван, в отличие от многих других стран Востока, не был опустошен и разрушен полчищами Тимура. После смерти Тимура шейх Ибрахим попытался присоединить к Ширвану Южный Азербайджан. В мае 1406 года он взял Тебриз, где проявил себя как мудрый и справедливый правитель. Впервые в истории Южный Азербайджан и Северный Азербайджан были объединены в рамках единого государства со столицей в Баку. Однако объединенное азербайджанское государство просуществовало недолго. Вскоре многочисленное войско султана Ахмеда Джелаирида вынудило Ибрахима I оставить Тебриз. Время правления шейха Ибрахима отмечается возрождением городской культуры, искусства и поэзии.



ШИРВАНШАХ ХАЛИЛУЛЛАХ I ИБН ШЕЙХ ИБРАХИМ

(1417—1465 гг.)



При Халилуллахе I была возведена основная часть ансамбля Дворца Ширваншахов в Баку, а также построены многочисленные караван-сараи, бани, овданы и другие объекты по всему Ширвану. При дворце Халилуллаха I в Баку возникла своего рода академия, где трудились ученые и мыслители со всего Азербайджана. Наиболее знаменитым ученым был философ-суфий Сайид Йахйа Бакуви, к которому стекались множество учеников со всех концов света. Известным поэтом-лириком был живший в бакинском дворце Бадр Ширвани. В 1460 году в Ширван вторглась десятитысячная армия войска Джунейда Сефевида из южноазербайджанского города Ардебиль. Ширваншах Халилуллах I разгромил войско Сефевидов и убил шейха Джунейда. Это событие положило начало кровной вражде между Сефевидами и Ширваншахами, что привело в дальнейшем к падению Ширванского государства.



ШИРВАНШАХ ФАРРУХ ЙАСАР

(1465—1500 гг.)



Этот последний из великих Ширваншахов наладил тесные дипломатические отношения с Османской Турцией и Россией. Фаррух Йасар направил в Стамбул, ко двору великого султана Мехмета II Завоевателя своего посла Зияддина Юсуф бека, преподнесшего султану в качестве подарка 24 кг золота и серебра, чтобы тот заказал себе из них кольчугу и латы. Однако ни Москва, ни Стамбул не помогли Фарруху Йасару, когда шейх Хейдар Сефевид из Южного Азербайджана вторгся в Ширван, стремясь отомстить Ширваншахам за убийство своего отца, шейха Джунейда.

Захватив Шамаху, Сефевиды начали безжалостно мстить, убивая всех жителей подряд. Тем не менее, в 1488 году армия Фарруха Йасара разгромила захватчиков, а сам шейх Хейдар так же, как в свое время и его отец, был убит и обезглавлен.

Однако ширвано-сефевидская вендетта на этом не закончилась. Очередной сефевидский шейх Исмаил (будущий великий шах Исмаил I, известный еще и как классик азербайджанской поэзии Хатаи), движимый чувством мести за отца Хейдара и деда Джунейда, двинулся походом на Ширван. В 1500 году ему удалось разгромить двадцатишеститысячную армию Фарруха Йасара. Сам престарелый Ширваншах был обезглавлен, а голова его брошена к ногам Исмаила, который затем приказал умертвить всех пленных ширванцев. Таким образом он почти завершил «семейную сверхзадачу Сефевидов» — полное уничтожение государства Ширваншахов. Однако ширванцы продолжали сопротивляться. В 1501 году Исмаил Сефеви после продолжительных и кровопролитных сражений овладел неприступной крепостью Баку и, ворвавшись в усыпальницу Ширваншахов, приказал разрыть могилы Ширваншаха Халилуллаха (убийцы его деда Джунейда), а также его близких и сжечь их останки на костре. Сын Фарруха Йасара Ширваншах Газибек был вынужден признать себя вассалом Исмаила и продолжал управлять своим сильно ослабевшим государством. В 1538 году после ряда восстаний в Ширване наследник шаха Исмаила шах Тахмасиб объявил династию Ширваншахов низложенной, а Ширван — рядовой провинцией (вилаятом) государства Сефевидов.

Последний Ширваншах Шахрух был взят в плен и тайно казнен в Тебризе в 1539 г. Так был положен конец почти тысячелетней истории государства Ширваншахов. Несколько народных восстаний и мятежей, руководимых родственниками Ширваншахов, были жестоко подавлены Сефевидами. Как справедливо отмечает историк Сара Ашурбейли: «Несмотря на героическую борьбу за свою независимость в течение десяти веков, государство Ширваншахов после 1538 года фактически перестало существовать, оно пало под ударами войск появившегося на исторической арене сильного азербайджанского Сефевидского государства, и от этой династии не осталось даже следа, кроме только одного имени».

Однако счастливое воссоединение Азербайджана в рамках единого государства так и не состоялось. Завоевав весь Иран, азербайджанские Сефевиды совершили роковую ошибку, вступив в длительную и кровопролитную войну с Османской Турцией. В итоге они потерпели жестокое поражение, и оба Азербайджана, как Южный, так и Северный, на некоторое время оказались включены в состав Османской империи в качестве рядовых провинций. Отступив, Сефевиды перенесли свою столицу в глубь Ирана, в Исфахан. Это способствовало постепенному перерождению Сефевидского государства из тюркского в персидское государственное образование. Несмотря на то, что большая часть элиты Сефевидского двора все еще состояла из азербайджанцев, а тюркский (азербайджанский) язык был в ходу и во дворце, и в шахской канцелярии, начиная с XVII века, сам Азербайджан оказался рядовой провинцией и местом бесконечных побоищ между жаждавшими реванша Сефевидами и османскими войсками.

В итоге страдала экономика края, культурная жизнь, гибли мирные жители. Лишь с начала XVIII века, с падением государства Сефевидов, бывшие шахские наместники в Азербайджане отказались подчиняться метрополии и постепенно превратились в самостоятельных феодальных владык — ханов.

Так возникли независимые Карабахское, Ширванское, Бакинское, Губинское, Иреванское, Шекинское и другие азербайджанские ханства, которые в последующем были присоединены к России и составили костяк провозглашенной в 1918 году Азербайджанской Демократической Республики.

Остается удивляться, почему в Баку нет ни одного памятника выдающимся азербайджанским правителям из династии Ширваншахов Кесранидов, а также правителям из династий Эльденизидов, Каракоюнлу, Аккоюнлу и Сефевидов, хранивших нашу независимость в течение многих сотен лет. Забыт Ширваншах Минучихр III, который возвел крепостные стены и башни вокруг Баку, строил города, селения и был столь же известен в Азербайджане, как Давид Строитель в Грузии. Забыт шах Ахситан, разгромивший флот русов в кровопролитном морском сражении близ Баку и покровительствовавший Хагани и другим великим поэтам и ученым. Забыт выдающийся политик Ширваншах Ибрагим I, на короткое время присоединивший к нам Южный (иранский) Азербайджан.

Может быть, настало время избавиться от исторической летаргии?
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#24 Сообщение Одиссей » 19 апр 2013, 17:40

Для того, чтобы понять особенности огузской души, надо понять путь огузских этносов. В сущности, есть три современных крупных огузских народа, два из которых по своему политическому и культурному воздействию на регион идут с большим отрывом: турки (анатолийские тюрки) и азербайджанцы (азербайджанские тюрки). Расхождение этих этносов в историческом плане началось совсем недавно. Еще во времена поздних Сельджукидов они представляли собой единый этнос, рассеяный на гигантском пространстве от Маверранахра до Коньи. Доисламские предки огузов имели совершенно иной тип государственной традиции, чем оседлые народы Азии. Критическое ослабление Ирана в четвертом веке дало огузскому военному союзу первый шанс на экспансию: они захватили ряд земель. Когда же Сасаниды потерпели полное поражение, началось постепенное проникновение ислама в среду кочевых тюрков Маверранахра (граница между Каганатом и Ираном во времена Хосрова Ануширвана была проведена по Сырдарье...). Как заметил один историк: «...истинная вера распространилась меж туркоманов и положение ислама у них улучшилось. Те, которые уверовали, начали войну против нечестивцев и изгнали их». Гражданская война и последующее столкновение огузов с соседними тюркскими военными союзами и Хорезмшахами привели к тому, что само существование огузского народа оказалось под большой угрозой. К тому же Центральная Азия стала высыхать. Под таким давлением огузы стали массово переселяться на территорию современного Афганистана.

Звездный час огузов наступил после того, как разгромив Караханидов в ряде изнурительных стычек огузы дали генеральное сражение могущественной державе Газневидов в 1037 году у Данданакана. Некомпетентная бездарность газневидского шаха (он пошел в атаку на боевом слоне, находясь под воздействием гашиша) и качества отличной туркоманской конницы привели к полному поражению их противников. Вся Азия после этого лежала перед триумфаторами совершенно открытая. Они даже могли вернуться в свои родные пенаты, но переселение огузов из Средней Азии уже приняло необратимый характер.

Военачальники огузского султана вернувшись из дальнего рейда, информировали своего вождя, что вплоть до византийских границ нет ни одного серьёзного войска. Так началась великая миграция огузов под религиозными лозунгами – хаган огузского эля принял титул султана и завоевывал новые земли под зелеными знаменами ислама, во имя спасения халифата. За короткое время огузы создали совершенно фантастическую по размерам державу, доходившую до границ Сирии на западе и Маверранахра на востоке. Сразу же им пришлось столкнуться с очень неприятной проблемой: как я уже отметил выше, опыт государственности у огузов был чисто кочевнический.

терпение...

Поэтому огузское государство с самого начала носило характер химерический. Хотя персы лишились своей государственности, но быстро инкорпорировались во властные структуры, создали мощную бюрократию при огузских султанах. Самый замечательный из них – везирь Низам–аль–мульк был блестящим интеллектуалом, в немалой степени способствовавшим превращению сельджукской державы в одну из самых развитых цивилизаций того времени. Да и сами огузские владыки интересовались персидским наследием, активно распространяли новую персидскую ученость, язык фарси и знания. Вообще, без огузской военной и политической машины исламская цивилизация мало бы чего стоила; самые тяжелые поражения крестоносцам нанесли тюрки.
и тут мы подходим к самому главному... Владыки-то – да, но рядовая огузская среда оставались такими же свободными кочевниками, независимыми воинами с привычками конкистаторов. Очень скоро их охватило великое религиозное рвение и; под предлогом «малого джихада» они стали просачиваться на территорию Малой Азии и вступать в стычки с пограничными заставами греков. Такое шаткое положение сохранялось еще несколько лет, затем терпение ромеев лопнуло. Император Роман Диоген собрал невероятную по численности армию и двинул ее на огузов. Справедливости ради надо сказать, что сам Алп Арслан до этого пытался урезонить вождей огузов на границе, приобретшем границу своеобразного «фронтира». Но все дело в том, что сама обстановка дел тому не способствовала – еще прикаспийские персы (Буиды и Зияриды) до данданаканских событий непрерывно вели войны в Закавказье (легендарный Кейкавус ибн Искандер участвовал, например, в «гянджинском» джихаде, направленном на горцев и грузин)

Но вернусь к событиям этого судьбоносного момента. Противники сошлись в местечке Манцикерт в Малой Азии. Алп Арслан пытался избежать сражения, которое угрожало ему катастрофой: «...по степям двигалось триста тысяч неверных с черными сердцами и холодными клинками» (с). Но Роман Диоген надменно ответил, что договор от заключит только в Рее, резиденции Сельджуков (современный Тегеран). После этого пятнадцатитысячная конница туркоманов пошла на решительный приступ во главе с самим Алп Арсланом, торжественно надевшем саван в знак решимости принять мученичество в бою. Что произшло в тот момент, никто толком не может объяснить; но огузская армия нанесла впзантийцам полное и бесповоротное поражение. Роман Диоген был пленен; впрочем, ему было оказано уважение.

С этого момента огузы основали в Малой Азии ряд эмиратов. Это были своеобразные государства: тюркская военная мощь в них сочеталась с иранской государственной традицией. Самым замечательным из них был Конийский эмират, колыбель наук и исскуств.

Огромное несчастье, катастрофическое нашествие монголов, как ни странно, разрушив эмираты, только усилила тюркский элемент в Малой Азии. Сотни тысяч туркоманов искали спасения на Западе; через год они уже очутились в тылу у византийцев, высаженные на европейский берег генуэззским флотом. Из многочисленных эмиратов и бесчисленных феодальных владений выделились османы. Вождь османов был самым настоящиим авантюристом, свободным кондотьером, завоевавшим себе царство при помощи меча. Постепенно стал проявляться интересный момент: хотя ударной силой тюркской экспансии по–прежнему оставались туркоманы, но в отрядах гази («борцов за веру») все чаще стали попадаться самые феерические личности со всего мусульманского и немусульманского мира, тысячами слетавшимися на агонию великой империи. Веонные и политические таланты османских султанов привели к разгрому балканских государств и краху последнего крестового похода, причем плечом к плечу с османами сражались сербы. Они же оставались верными султану даже при роковом для Баязида Ильдрыма сражении при Анкаре, когда вся османская военная машина пережила сильнейшее потрясение и едва не была уничтожена эмиром Теймуром.
И – самое интересное! В то время, как их братья и сестры в Карамане и Иране продолжали вести все такой же образ жизни свободных номадов, османы стали «сажать» туркоманов на постоянное поселение. Эта политика провожалась террором по отношению к вождям непокорных племен. Османы все сильнее сближались с этническим греческим элементом на завоеванных территориях. Схема этого была такова: при захвате очередного христианского города туда проникали суфийские ордены, которые вели среди населения активную пропаганду.
Греки, переходившие в ислам могли, в свою очередь, участвовать в новых операциях гази и сразу уравнивались в правах с мусульманами; ислам в пору высокого средневековья уже на знал ограничений, налагавшихся на неофитов в пору его первоначального расширения. Факт малоизвестный: одно время огузам приходилось выдерживать тяжелейшую борьбу с многочисленными кипчакскими племенами (кипчаков призвал к себе еще Давид Строитель...). В «Китаби-Деде-Горгуд» атмосфера героической бойни между этими тюркскими этносами описана достаточно подробно: «...на становище Газан–хана напало сорок тысяч бесстыдных нечестивцев в драных кафтанах... неверные под предводительством Шёклю Малика пришли со стороны крепости Дадиани». Все гневное красноречие огузского сказителя обращается против них: предводитель кипчаков Шёклю (Гыпчаг) Малик обвиняется в разврате, попытке обесчестить огузских девушек и даже в людоедстве. Потомки кипчаков и сейчас живут в Грузии, Азербайджане и Турции. Есть и такие любопытные факты...

Если же мы вернемся к османам, то хочу подчеркнуть следующий факт: большинство населения запада Малой Азии – просто–напросто этнические греки, принявшие ислам. Разумеется, они не теряли своих цивилизационных привычек, по-новому адаптируя их к новым реалиям.
С течением времени византийский и христианские элементы в Османской империи только усиливались. Факт малоизвестный и неслыханный: из всех валиде-султан османов было всего лишь двое чистокровных турчанок. Все прочие были сербками, еврейками, хорватками, болгарками, венецианками, армянками... чуть ли не англичанками и француженками. Одним словом, полный интернационал. Знаменитая отравительница Оксана была украинкой.
Совсем другое дело предки азербайджанских тюрок, база которых находилась в Карамане (Малая Азия) и на территориях современных Азербайджанской Республики (исторический Ширван и Арран), иранских останов Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль, Казвин и Рей (Тегеран). Их путь разительно отличался от османского: недаром, среднеазиаты и дагестанцы именуют азербайджанских тюрок «персами». Роль греков на этих территориях играло пестрое ираноязычное и кавказоязычное население.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

comandante
партизан
Сообщения: 951
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 18:13
Откуда: Гянджа-Баку!

Благодарил (а): 104 раза
Поблагодарили: 83 раза

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#25 Сообщение comandante » 19 апр 2013, 20:40

я конечно за культурную автономию всем народам нашей страны но считаю что здесь нужен контроль.Контроль за экстремизмом.Все остальное,школы науки развивать.

Damba
партизан
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 20:12

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 111 раз

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#26 Сообщение Damba » 20 апр 2013, 23:40

У нас, в Баку, много памятников: мы увековечили в мраморе и бронзе своих поэтов, писателей, композиторов и художников. Нет лишь памятников великим монархам прошлых эпох :naughty: Одиссей,нам не нужны памятники монахам.К примеру,кыпчакский раб Элдениз,выдвинувший способности приготовлением вкусного плова или отмытые арабы Ширваншахи, взявший себя сасанидские имена или другие,презиравший своих соплеменников турков.Но ставит памятники кярвансоянам и беглым преступникам то же не очень этично.Когда потомки разношерстных амбалов поселившихся у порта(для разгрузки судов)называют себя элитой,так и будет. Памятник должен быт один:женшина элата(коцевник).Это она рожала по 10-15 детей,кормила,выростила,не одевала чадру,не входила гарем богачей,не давала избит себя имея свою собственность.Благодаря ей мы говорим на своем родном,а не на татском или на другом языке.Благодаря ей нас обвиняют в ассимилияцие,а не мы других.Благодаря ей мы входим число тех немногих народов который делал и делает историю,а не как армяни,забившийся в угол,в руке блокнот,тряся,записывает историю который творят другие. В место того что ставит памятник настоящему герою,мы ставим памятник удачливому политику и спорим,почему не ставят памятник неудачливого политика.Ставим памятник мужикам который единственный заслуга РАЗВЛЕКАТЬ других мужиков.Так что,надо меньше памятников ставит,Одиссей Вы что думаете?

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#27 Сообщение Одиссей » 21 апр 2013, 02:47

Damba писал(а):У нас, в Баку, много памятников: мы увековечили в мраморе и бронзе своих поэтов, писателей, композиторов и художников. Нет лишь памятников великим монархам прошлых эпох :naughty: Одиссей,нам не нужны памятники монахам.К примеру,кыпчакский раб Элдениз,выдвинувший способности приготовлением вкусного плова или отмытые арабы Ширваншахи, взявший себя сасанидские имена или другие,презиравший своих соплеменников турков.Но ставит памятники кярвансоянам и беглым преступникам то же не очень этично.Когда потомки разношерстных амбалов поселившихся у порта(для разгрузки судов)называют себя элитой,так и будет. Памятник должен быт один:женшина элата(коцевник).Это она рожала по 10-15 детей,кормила,выростила,не одевала чадру,не входила гарем богачей,не давала избит себя имея свою собственность.Благодаря ей мы говорим на своем родном,а не на татском или на другом языке.Благодаря ей нас обвиняют в ассимилияцие,а не мы других.Благодаря ей мы входим число тех немногих народов который делал и делает историю,а не как армяни,забившийся в угол,в руке блокнот,тряся,записывает историю который творят другие. В место того что ставит памятник настоящему герою,мы ставим памятник удачливому политику и спорим,почему не ставят памятник неудачливого политика.Ставим памятник мужикам который единственный заслуга РАЗВЛЕКАТЬ других мужиков.Так что,надо меньше памятников ставит,Одиссей Вы что думаете?
Я вообще противник памятников. Как мусульманин. Для меня они истуканы. Хотя я и грешный мусульманин, но в этом вопросе тверд.
Могу пересмотреть свои взгляды ради этой женщины :) Я об этом где-то уже написал. на самом деле в мире герои только женщины.
Для наглядности скажу, что, например, русские, за все их великие деяния обязаны русской женщине. Когда она рожала по 7-10 детей, Россия была великой страной. Сейчас тень этого былого величества существует исключительно благодаря созданного ядерного потенциала.

В самом деле Петр Первый не сделал страну великой. Он заставил женщин отойти от забот семьи и ходить в декольте до пупка. Этим и положил он фундамент падения. Страна шла 300 лет по инерции. У Гумилева такое тоже есть, инерционная фаза после надлома.

П,С. Так что, это были не мои мысли, а приводил статью Ферида Алекберли.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#28 Сообщение Одиссей » 21 апр 2013, 03:00

Это я привожу как хорошо изученный наглядный пример для нас.
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

Одиссей
партизан
Сообщения: 3780
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:14

Благодарил (а): 541 раз
Поблагодарили: 558 раз

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#29 Сообщение Одиссей » 25 апр 2013, 04:16

http://www.turkist.org/2013/03/kipchak-azerbeycan.html" onclick="window.open(this.href);return false;
Высшее пресуществление войны - не нападать на врага, а разрушить его планы. (по мотивам Сун Цзы)

tontili
Новобранец
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 11 май 2013, 12:42

Поблагодарили: 2 раза

Re: Азербайджан - «татская крыша», поле битвы этнических кла

#30 Сообщение tontili » 11 май 2013, 12:45

Как тат из Губы(Тянгалты) могу сказать, что статья говно.

Ответить

Вернуться в «Политика»