Армяно-кыпчакское наследие!

Литература о Войне и ДСП.
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Армяно-кыпчакское наследие!

#11 Сообщение smersh70 » 26 окт 2015, 03:14

АРМЯНЕ И ТЮРКИ-КИПЧАКИ.

Сегодня наткнулся на вот такой видео сюжет под названием:

"Армяне - Тюрки нас спасали, мы уважаем тюркский язык"

В этом видео сюжете рассказывается об так называемой дружбе "Армении и Казахстана",о том,как перед Казахстанским посольством проложили единственную асфальтную дорогу,которую можно по встречать в армянском городе,таким образом пытаясь сказать,насколько армяне "уважают" Казахстан и на сколько плачевна ситуация в армянских городах,но речь конечно пойдёт не об асфальте перед Казахстанским посольством в Армении,а про "Тюркских-кипчаков проживавших на нынешних территориях искусственно созданной страны-Армения".

Сам заголовок "Армяне - Тюрки нас спасали, мы уважаем тюркский язык"-уже заставляет смеяться,ибо всем известна шовинистическая и фашистская политика Армении ,а так же антитюркская политика по отношению к тюркских народам.Казахский народ не забыл,как под предводительством Мирзояна в Казахстане были убиты этические казахи,истреблены целые семьи ,разрушены архитектурные памятники,варварски были убиты мирные жители-этнические казахи.И эти массовые убийства совершались под предводительством армянина,после этих фашистских методик против тюркских народов,о каком сотрудничестве Казахстана и Армении могут идти и речь?Больные фантазии армян не имеют границ...

В видео-ролике некий так называемый Александр Сафарян рассказывает об армяно-кипчакских письменных памятниках,об зафиксированной истории казахско-кипчакского языка,а так же они не скрывают тот факт,что Кипчакские племена жили на нынешних территориях "искусственно" созданного государства-Армения.

Армянские учёные нашли одно из доказательств того,что Кипчаки повлияли на "армянский этнос",и в "армянском этносе" течёт кипчакская кровь,таким образом признав тот факт,что являются потомками тех самых тюрков-кипчаков против которых,нынешнее руководство Армении и сам народ,ведёт антитюркскую политику!
https://youtu.be/0xf076cwN78
https://youtu.be/0xf076cwN78" onclick="window.open(this.href);return false;

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Армяно-кыпчакское наследие!

#12 Сообщение smersh70 » 18 дек 2015, 16:58


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Армяно-кыпчакское наследие!

#13 Сообщение smersh70 » 07 мар 2017, 16:41

Тюрки Золотой орды посещали армянскую церковь. :mrgreen:

Заметный вклад в развитие средневекового города-крепости Азак на территории современного Азова внесли армяне.
Армяне появились на территории современного Азова в XIII веке, и благодаря давним традициям ремесла и торговли во многом способствовали расцвету средневекового города. Некоторые изделия, приготовленные руками армянских ремесленников можно увидеть в Азовском музее-заповеднике, сообщает портал "Ёрш.Азов".

"Это художественная поливная керамика местного производства, резной камень и загадочные трапециевидные формочки. Вообще, армянское искусство стало важной составной частью прикладного искусства Золотой Орды. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя", — рассказал порталу заведующий отделом археологии Азовского музея Андрей Масловский.
Изображение
По его словам, в Азаке работали армянские переписчики

"В Матенадаране, Институте древних рукописей в Ереване, по сей день хранятся книги, переписанные армянскими писцами в Азаке. Сохранились, как минимум, три надписи на керамических сосудах, найденных на территории средневекового Азака. Две из них сделаны на поливных чашах, которые, вероятнее всего, были церковной утварью, а третья, самая длинная надпись — на трапециевидных формочках", — рассказал ученый.

Он отметил, что прихожанами армянских церквей были и тюрки. :mrgreen:
Об этом свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к Богу.
"Скорее всего, армянская община погибла в 1395 году, во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма", — сказал Масловский. (Ну и Слава Богу :lol: )
Ученый не исключает, что среди современных донских армян есть потомки жителей Азака.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: Армяно-кыпчакское наследие!

#14 Сообщение Skagen » 07 мар 2017, 22:54

От куда у армян может быть гаплогруппа R1b? Это гаплогруппа тюрков кыпчаков и зародилась она примерно 16 ты. до н.э. Если армяне претендуют на древность, то у них гаплогруппа должна быть G! А у армян почти половина населения являются носителями гаплогруппы R1b1a2a со снипом SNP L23 и первый маркер начинается с DYS393 -12 :D
В Н.Карабахе эта гаплогруппа доминирующая.
Кстати, у лезгин эта гаплогруппа присутствует у более 40% представителей этого народа.
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146202
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10666 раз
Поблагодарили: 15916 раз

Re: Армяно-кыпчакское наследие!

#15 Сообщение smersh70 » 02 июл 2018, 02:41

Skagen писал(а):От куда у армян может быть гаплогруппа R1b? Это гаплогруппа тюрков кыпчаков и зародилась она примерно 16 ты. до н.э.
не знаю Скаген,оказываечка якуты-тоже армяне :mrgreen:
Новая "сенсация" от армянский "учёных". :D
Тюрки-якуты - не иначе, как потомки армян. :P

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: Армяно-кыпчакское наследие!

#16 Сообщение Skagen » 28 авг 2018, 00:42

smersh70 писал(а):
не знаю Скаген,оказываечка якуты-тоже армяне :mrgreen:
Новая "сенсация" от армянский "учёных". :D
Тюрки-якуты - не иначе, как потомки армян. :P
► Показать
Только хаи подпитывают своё сознание явной ложью, в виду того, что хайский сброд имеет цыганские корни. :lol:
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Армяно-кыпчакское наследие!

#17 Сообщение Skagen » 12 июн 2019, 02:20

герцог фридландский писал(а):
12 июн 2019, 00:41

Ну, во-первых, Вам никто ничего тут не должен объяснять. Каждый взрослый человек, в здравом уме и твердой памяти все может понять и сам.
-Если мне ни кто не должен объяснять в таком случае и реагировать на мои сообщения не стоит. :D
Общайтесь сам собой и получайте наслаждения от своей чепухи. :D Обсуждать наживку уже не имеет смысла. :D
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
Sabata
партизан
Сообщения: 2489
Зарегистрирован: 25 мар 2012, 03:41

Благодарил (а): 1928 раз
Поблагодарили: 1192 раза

Армяно-кыпчакское наследие!

#18 Сообщение Sabata » 12 июн 2019, 03:29

А что? Все по делу сказал. У половины армян тюркские фамилии, у приличной части тюркские отцы, любят армяне все тюркское, от блюд до матерщины и тд. Чего на мужика бочка катить? ;)

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Армяно-кыпчакское наследие!

#19 Сообщение Skagen » 12 июн 2019, 11:48

Sabata писал(а):
12 июн 2019, 03:29
А что? Все по делу сказал. У половины армян тюркские фамилии, у приличной части тюркские отцы, любят армяне все тюркское, от блюд до матерщины и тд. Чего на мужика бочка катить? ;)
Кстати в Карабахе у женщин мтДНК исследования показали, что они местные албанки, а мужики тюрки со своим субкладом кипчакской гаплгруппой R1b1a2a2 L-23. ТО есть ваш довод вполне логичен и научно обоснован.

Раз дело коснулось этой темы, то я продолжу.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
October 21st, 2018, 04:00 pm

Как тюрки-кыпчаки из грузинского города Ани стали «армянами»
https://wowavostok.livejournal.com/2018/10/20/
Изображение

В девятом номере за 2016 год российского журнала «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики», в серии «Гуманитарные науки» вышла статья известного российского исследователя, краеведа Эдуарда Вартанова из Ростова-на-Дону под названием «Переподчинение Эчмиадзину армяно-кыпчаков и их принудительная деэтнизация».

Эдуард Вартанов уже многие годы изучает наследие армяно-кыпчаков и процесс их деэтнизации – т. е. насильственного превращения в этнических армян. Исследования Эдуарда Вартанова посвященное армяно-кыпчакскому этносу с убедительностью доказывает то, что армяне Польши, Украины, Крыма и Дона являются не народом «хайского» происхождения, а типичными тюрками.

Прежде всего, нужно отметить, что исторически для этого субэтноса родным является не армянский «хайский» язык, а так называемый армяно-кыпчакский язык, который входит в кыпчакско-половецкую подгруппу тюркских языков.

Носители армяно-кыпчакского языка эрменилер «армяне» обозначали свой язык трояко: хыпчах или «кыпчакский язык», бизим тил «наш язык» (в частности, в противоположность армянскому) и татарча «по-татарски». Известен по письменным памятникам кыпчакоязычных армян, исповедовавших армяно-григорианское христианство, которые жили большими колониями в Каменце-Подольском, Львове, Луцке, Могилеве-Подольском, Сучаве, Серете, Замостье, Яссах, Аккермане и др. городах Украины, Польши, Румынии, Молдовы.

Эпиграфические памятники свидетельствуют также о том, что в XII—XIII веках на территории Южного Кавказа тоже жили кыпчаки, которые приняли монофизиство. Один из сохранившихся монастырей комплекса Арич в Артикском районе Ширакской области Республики Армения, построенный на рубеже XII—XIII веков, носит название Хпчахаванк «Кыпчакский монастырь».

В своем исследовании Эдуард Вартанов логически связывает кипчаков Ширакской области нынешней Республики Армения и окрестностей Ани с армяно-кыпчаками Украины, России и Польши, и отмечает, что переселение анийских кыпчаков монофизитского или «григорианского» вероисповедания на север произошло в XIII веке в период становления в степях Причемноморья, Дона, Поволжья и в Крыму могущественного государства Чингихидов – Золотой Орды. В дальнейшем же произошла насильственная деэтнизация и арменизация кыпчаков-монофизитского вероисповедания, связанная с подчинением их церковной организации Эчмиадзину.

Однако при этом вопросы у некоторых оппонентов Эдуарда Вартанова все же остаются. Причем не только в армянской среде.

Дело в том, что для многих исследователей, которые прекрасно знают отношение тюрок к армянам в позднем средневековье и 18-19 столетии не понятно как мог воинственный тюркский народ – кыпчаки перейти в вероисповедание этноса, который затем на протяжении веков отожествлялся с «торгашами», которые в тюркской среде в отличие от воинов изначально ставились невысоко.

Но люди, те которые рассуждают подобным образом, не понимают, что к этно-религиозным категориям 12-13 веков нельзя применять категории более позднего времени.

Тюрки-кыпчаки, в том числе и те которых переселил на Южный Кавказ грузинский царь Давид Агмашенебели (Давид Строитель), сыграли решающую роль в отвоевании грузинским царством у тюрок-огузов (турок-сельджуков) не только грузинской столицы Тбилиси, но и города Ани, который после «отвоевания» и поселения здесь кыпчаков, по сути, стал грузино-тюркским городом.

Была образована православная грузинская Анийская епархия, строились грузинские церкви – остатки которых до сих пор бережно охраняются турецким правительством (кстати сам факт нахождения Ани на турецкой территории делает невозможным для армянских фальсификаторов «переделать» грузинские церкви в Ани в «армянские»).

Поскольку горностепные пространства Ширака были для проживавших в преимущественно в других ландшафтах грузин непривычными, но переселение в Ани собственно грузин было незначительным. Здесь грузинским царем Давидом Агмашенебели была поселена часть кыпчаков, для которых степные пространства были «родной» средой обитания.

В то время кыпчаки еще не имели четкой религиозной идентичности. Наряду с традиционным тюркской религией (тенгрианством) к моменту переселения на Южный Кавказ значительная часть кыпчаков исповедовало христианство, при чем как православного, так монофизитского и несториоанского толка (распространенного в тюркском мире).

Переселившись на Южный Кавказ, кыпчаки столкнулись здесь как с мусульманским тюркским населением – потомками тюрков-огузов, так и с православными христианами грузинами и христианами-монофизитами албанцами в то время еще не подвергшимися арменизации.

Нужно учесть, что по ментальности древние и средневековые албанцы не так уже сильно отличались от тюрок. Они тоже были воинственным народом. Доказательством этому служит то, что жители тех албанских сел, в которых сохранился древний этнический компонент лишь арменизированный, сохранили свои характеристики и качества, совершенно не свойственные хайскому народу.

Так, например древнее албанское (или тюрко-албанское – судя по названию) арменизированное село Чардохлу в Шамкирском районе Азербайджана дало семь генералов и двух маршалов, включая знаменитого маршала Баграмяна, который вообще-то по крови, как и его земляки, является никаким не армянином, а армянизированным албанцем. Саму местность, где расположено село Чардохлу сами армяне относят к «области Утик», то есть земле удин – потомков древнего населения Кавказской Албании. Неассимилированные удины сохранились до наших дней и в Азербайджане.

Таким образом, тюрки-кыпчаки, в религиозном плане поселившись на Южный Кавказ, постепенно разделились. Часть из них «укрепилась в православии» или стали православными и смешалось с грузинами. Другая – большая часть впоследствии исламизировалась и их потомками в значительной мере являются азербайджанцы - борчалинцы. Исламизировалась в дальнейшем и часть «грузино-кыпчаков» и результатом их «ретюркизация» можно считать появление такого субэтноса как турки-месхетинцы.

Наконец часть кыпчаков, вероятно исповедовавших христианство монофизитского толка еще до переселения на Южный Кавказ, стали прихожанами имевшей сильные позиции на территории нынешней Республики Армении и Карабаха Автокефальной Албанской церкви. Той самой, которую впоследствии методично начали захватывать армяне.

Однако к моменту монгольских завоеваний кыпчаки, в том числе и монофизитского вероисповедания сохраняли свой быт, былую воинственность и память о жизни в поволжских и донских степях. Между тем в империи Чингизидов в первое время доминировало «покровительственное отношение» к христианам, к которым некоторые ханы относились зачастую лучше, чем к мусульманам.

При этом особенной толерантностью к христианам отличался Улус Джучи – Золотая орда. Это не случайно, поскольку в состав Золотой Орды вошли русские земли с христианским — правда, православным населением. Поэтому в переселении кыпчаков из района города Ани христианского монофизитского вероисповедания из Ширака на территорию Золотой орды, в Крым, донские и поволжские степи, память о которых жила в кыпчакской среде, нет ничего удивительного.

Нужно учесть, что тот же Эдуард Вартанов совершенно исторически и объективно пишет о том, что империя Чингизидов столкнулась с могущественным исламским государством основную боевую силу которого составляли кыпчаки-мусульмане – султанатом египетских мамлюков. При этом среди кыпчакского этноса во время монголо-мамлюкских войн произошел раскол. Кыпчаки-мусульмане ориентировались на египетских султанов, а кыпчаки-христиане, как, кстати, и грузины – на монгольских ханов. Этот факт также является известным историкам.

При этом исследование Эдуарда Вартанова камня на камне не оставляет от «официальной армянской версии» которая говорит о том, что переселение армян из Ани на Дон, в Крым и Поволжье, это последствие «разорения Ани турками-сельджуками» в 1064 г. Дескать покинув разоренный «дикими турками» Ани «несчастные», но «высококультурные» армяне где-то скитались почти два столетия, дождались пока возникнет на землях Поволжья и Причерноморья Золотая орда и в конце концов на ее территориях расселились.

Но из истории известно, что к 1024 г. Ани вошел в состав Грузинского царства и никто вообще-то не мешал «пострадавшим от турок-сельджуков» анийским армянам не скитаться дальше по миру еще полтора столетия, а обратно вернутся в этот город и забыть о разорение его сельджуками. Также, как, к примеру, вряд ли москвичи в годы позднего СССР помнили о разорении их города Наполеоном в 1812 г. если бы это не изучали в школах по истории.

Вообще-то армянская официальная версия о поселении в XIII веке «анийских армян» на землях Поволжья «помнящих» о разорении Ани в XI веке это такой же нонсенс, если бы сегодня в США приехали люди, требующие гражданства и политического убежища на основании того, что они «потомки москвичей из разоренной Наполеоном в 1812 г. Москвы»! Такой случай кажется вообще анекдотичным, но почему-то армянские историки не считают анекдотом аналогичную картину в отношении анийских армян.

Те армяне которые жили в Ани до 1064 г. и их потомки, судя по всему, и после того как он стал грузинским городом, массово так и не вернулись. В Ани наряду с православными грузинами и православными кыпчаками поселились албанцы-христиане (интересно, что в том же в 1024 г. Давид Агмашенебели с помощью кыпчаков заставил признать зависимость от Грузинского царства Ширван с многочисленным албанским населением) и кыпчаки монофизитского вероисповедания.

Кыпчаки-монофизиты, сохранявшие свой язык и кыпчакское самосознание, переселились из Ани и его окрестностей в XIII столетии в Улус Джучи или Золотую Орду, во время, когда тамошние ханы проявляли наибольшее покровительство христианству. Сам же Ани пришел в упадок и окончательно был покинут после разрушительного землетрясения 1319 года.

Конечно, история кыпчаков-монофизитов в XI—XIII веках нуждается в дополнительном изучении. Но изложенная Эдуардом Вартанвым видение истории армяно-кыпчакского субэтноса не содержит таких диких исторических противоречий и несуразностей, которые характерны для «официальной» армянской версии происхождения армяно-кыпчаков.

источник https://kavkazplus.com/news.php?id=10945#.W8tWpPlLfct
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: Азербайджан - Казахстан

#20 Сообщение Skagen » 12 июн 2019, 12:15

https://www.gumilev-center.ru/istoriya- ... polovcami/

История кыпчаков, которых мы именуем половцами
Главное, НародыTwitterFacebook
11 ИЮЛЯ 2011 47 КОММЕНТАРИЕВ6 ЛАЙКИ A-AA+
Многие историки, изучающие историю России, часто пишут о междоусобных войнах князей и их отношениях с половцами, народом, имеющим много этнонимов: кипчаки, кыпчаки, половцы, куманы. Чаще рассказывается о жестокости того времени, но очень редко затрагивают вопрос о происхождении половцев.

Очень интересно было бы узнать и ответить на такие вопросы, как: откуда пришли они?; как они взаимодействовали с другими племенами?; какой образ жизни они вели?; в чём состояла причина их переселения на Запад и связано ли это с природными условиями?; как они сосуществовали с русскими князьями?; почему историки так негативно писали о них?; как рассеялись они?; есть ли среди нас потомки этого интересного народа? На эти вопросы нам наверняка должны помочь ответить работы востоковедов, историков России, этнографов, на которые, мы и будем опираться.

В VIII-м веке, практически во время существования Великого тюркского каганата (Великий Эль) в Центральной и Восточной частях современного Казахстана сложился новый этнос — кыпчаки. Кыпчаки, пришедшие с родины всех тюрков — с западных склонов Алтая — объединили под своей властью карлуков, кыргызов, кимаков. Все они получили этноним своих новых хозяев. В XI-м веке Кыпчаки постепенно продвигаются к Сырдарьи, где кочуют огузы. Спасаясь от воинственных кыпчаков, они переселяются в степи Северного Причерноморья. Практически вся территория современного Казахстана становится областью владений кыпчаков, которая получает название Кыпчакская Степь (Дешт-и-Кипчак).

Кыпчаки стали переселяться на Запад, практически по той же причине, что и когда-то хунны, которые стали терпеть поражения от китайцев и сяньбийцев только по той причине, что в восточной степи началась страшная засуха, нарушившая благоприятное развитие державы Хунну, созданной великим шаньюем Модэ. Переселение в западные степи оказалось не таким уж и лёгким, так как постоянно происходили стычки с огузами и печенегами (канглами). Однако, благоприятно на переселение кипчаков влияло тот факт, что Хазарского каганата, как такового, уже не существовало, ибо до этого, повышение уровня Каспия затопило многие поселения хазар, селившихся на берегах Каспийского моря, что явно потрепало их экономику. Концом этого государства служило поражение от конницы князя Святослава Игоревича. Кыпчаки перешли Волгу и продвинулись до устьев Дуная. Именно в это время у кыпчаков появились такие этнонимы, как куманы и половцы. Куманами их назвали византийцы. А половцами, кыпчаки стали называться на Руси.

Давайте рассмотрим этноним «половцы», ведь именно вокруг этого наименования этноса (этнонима), ведётся так много споров, так как версий очень много. Мы выделим основные:

Итак, первая версия. Этноним «половцы» по мнению кочеведов, произошёл от «полова», то есть это солома. Современные историки судят по этому названию, что кипчаки были светловолосыми, а может даже и голубоглазыми. Вероятно, половцы были европеоидными и не зря наши русские князья, приезжавшие в курени половцев, часто восхищались красотой половецких девушек, называя их «красными девками половецкими». Но ведь есть ещё одно утверждение, по которому можно сказать, что кыпчаки были еврорпеоидным этносом. Обращаюсь к Льву Гумилёву: «Наши предки дружили с половецкими ханами, женились на «красных девках половецких, (есть предположения, что Александр Невский был сыном половчанки), принимали крещеных половцев в свою среду, а потомки последних стали запорожскими и слободскими казаками, сменив традиционный славянский суффикс «ов» (Иванов) на тюркский «енко» (Иваненко)».

Следующая версия чем-то тоже напоминает версию, выше сказанную. Кыпчаки являлись потомками сары-кыпчаков, то есть тех самых кыпчаков, образовавшихся на Алтае. А «сары» переводится с древнетюрского как «жёлтый». В древнерусском же «половь» и означает «жёлтый». Это может быть от лошадиной масти. Половцы могли называться так потому, что ездили на половых лошадях. Версии, как видите, расходятся.

Первое упоминание о половцах в русских летописях сводится к 1055 году. Историки такие, как Н. М. Кармзин, С. М. Соловьёв, В.О. Ключевский, Н. И. Костомаров считали кыпчаков жуткими страшными варварами, сильно потрепавшими Русь. Но как говорил Гумилёв о Костомарове, что: «в собственных бедах приятнее обвинить соседа, нежели себя».

Русские князья нередко бились между собой с такой жестокостью, что можно было бы принять их за дворовых собак, не поделивших кусок мяса. Причём, происходили эти кровопролитные междоусобицы очень часто и были они более страшными, чем какие-то небольшие нападения кочевников, допустим на Переяславское княжество. Да и здесь не всё так просто, как кажется. Ведь князья использовали половцев, как наёмников в войнах между собой. Потом же наши историки стали рассказывать о том, что Русь якобы вынесла борьбу с половецкими полчищами и защитила Европу, как щит от грозной сабли. Короче говоря, у наших соотечественников фантазий было предостаточно, но к сути дела они так и не пришли.

Интересно, что Русь защищала европейцев от «злых варваров-кочевников», а после этого Литва, Польша, Швабская Германия, Венгрия стали продвигаться на Восток, то есть на Русь, на своих «защитников». Уж больно надо было защищать нам европейцев, да и защиты-то никакой не было. Русь, несмотря на свою раздробленность, была намного сильнее половцев и те мнения историков, перечисленных выше, являются необоснованными. Так что никого от кочевников мы не защищали и никогда не были «щитом Европы», а скорее были даже «щитом от Европы».

Вернёмся к отношениям Руси с половцами. Мы знаем, что две династии-ольговичи и мономашичи, стали непримиримыми врагами, и летописцы, в частности, склоняются на сторону мономашичей, как героев борьбы со степняками. Однако, давайте объективно рассмотрим данную проблему. Как мы знаем, Владимир Мономах заключал с половцами «19 миров», хотя «князем миротворцем» его никак не назовёшь. В 1095 году он предательски убил половецких ханов, которые согласились прекратить войну — Итларя и Китана. Затем князь киевский потребовал, чтобы князь черниговский Олег Святославич либо отдал сына Итларя, либо сам его умертвил бы. Но Олег, будущий хорошим другом половцев, отказал Владимиру.

Конечно грехов было достаточно и у Олега, но всё же, что может быть более омерзительным, чем предательство? Именно с этого момента началось противостояние двух этих династий — ольговичей и мономашичей.

Владимир Мономах смог произвести ряд походов на половецкие кочевья и вытеснил часть кыпчаков за Дон. Эта часть, стала служить грузинскому царю. Кыпчаки не потеряли своей тюркской доблести. Они остановили натиск турок-сельджуков на Каваказе. Кстати, когда сельджуки захватывали половецкие курени, они забирали физически развитых мальчиков, а затем продавали египетскому султану, который выращивал из них элитных бойцов халифата — мамлюков. Кроме потомков кипчаков, в египетском халифате служили султану потомки черкесов, которые также являлись мамлюками. Однако это были совершенно разные подразделения. Половецкие мамлюки носили название ал-Бахр или бахриты, а черкесские мамлюки ал-Бурдж. Позже эти мамлюки, а именно бахриты (потомки половцев) захватят власть в Египте под руководством Бейбарса и Кутуза, а затем смогут отбить нападения монголов Китбуги-нойона (государство Хулагуидов)

Возвращаемся к тем половцам, которые всё-таки смогли остаться в Северо-Кавказских степях, в северном Причерноморье. В 1190-х годах половецкая знать частью принимали христианство. В 1223 году командующие монгольским войском в два тумена (20 тыс. чел.), Джэбэ и Субэдей, совершили внезапный рейд в тыл половцам, обойдя Кавказский хребет. Половцы в этой связи просили помощи на Руси, и, князья решили им помочь. Интересно, что, по мнению многих историков, негативно относившихся к степнякам, если половцы вечные враги Руси, то как они объяснят столь быструю, почти союзническую, помощь со стороны русских князей? Однако, как известно, совместные войска русских и половцев потерпели поражение, причём не по причине, допустим превосходства противника, которого и не было, а по своей неорганизованности (русских с половцами было 80 тыс. чел., а монголов всего-то 20 тыс. чел.). Затем последовал полный разгром половцев от темника Батыя. После этого кыпчаки рассеялись и практически перестали считаться этносом. Часть их растворилась в Золотой Орде, часть приняла христианство и вошла в позднее в Московское княжество, часть, как мы говорили, стала править в мамлюкском Египте, а часть ушла в Европу (Венгрия, Болгария, Византия). На этом история кыпчаков заканчивается. Остаётся только описать общественный строй и культуру этого этноса.

У половцев был военно-демократический строй, практически, как и у многих других кочевых народов. Единственная их проблема заключалась в том, что они никогда не подчинялись централизованной власти. Их курени были отдельными, поэтому если и собирали общее войско, то это случалось редко. Часто несколько куреней объединялись в небольшую орду, руководителем которой был хан. Когда же некоторые ханы объединялись, то во главе выступал каган.

Хан занимал высшее положение в орде, и к именам половцев, занимающую эту должность, традиционно прибавлялось слово «кан». После него шли аристократы, которые распоряжались общинниками. Затем главы, возглавлявшие рядовых воинов. Самое низкое социальное положение занимали женщины — служанки и колодники — военнопленные, которые выполняли функции рабов. Как было написано выше, в орду входило определённое количество куреней, которые состояли из семей-аулов. На владение куреня назначался кошевой (тюрк. «кош», «кошу» — кочевье, кочевать).

«Основным занятием половцев было скотоводство. Главной пищей простых кочевников служили мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука, обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.

В большинстве, если исключить аристократию, которая стала принимать христианство, то половцы исповедовали тенгрианство. Так же, как и тюркюты, половцы почитали волка. Конечно, в их обществе служили и шаманы, именуемыми «басхамы», которые вели общение с духами, лечили больных. В принципе, они не отличались ничем от шаманов других кочевых народов. У половцев был развит погребальный культ, а также культ предков, постепенно переросший в культ «вождей-героев». Над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.

Половцы часто воевали, и военное дело у них стояло на первом месте. Кроме отличных луков и сабель, у них также имелись дротики и копья. Большую часть войск составляла лёгкая конница, состоящая из конных лучников. Также, в войске была тяжеловооружённая кавалерия, воины которой носили ламеллярные панцири, пластинчатые панцири, кольчуги, шлемы. В свободное время воины занимались охотой для оттачивания своего мастерства.

Опять, степофобские историки утверждали, что городов половцы не :cry: строили, однако в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Согласно историку-путешественнику Рубруку, продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии.

Наш рассказ о половцах заканчивается, однако при том, что данная статья имеет недостаточно данных об этом интересном этносе и поэтому подлежит дополнению.

Александр Беляев, Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У).



Список литературы:

1. Гумилёв Л. Н. «Древняя Русь и Великая степь». Москва. 2010 г.
2. Гумилёв Л. Н. «Тысячелетие вокруг Каспий». Москва. 2009 г.
3. Карамзин Н. М. «История Государства Российского». Санкт-Петербург. 2008 г.
4. Попов А. И. «Кыпчаки и Русь». Ленинград. 1949 г.
5. Грушевский М. С. «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до XIV столетия». Киев. 1891 г.
6. Плетнёва С. А. «Половцы». Москва. 1990 г.
7. Голубовский П. В. «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар». Киев. 1884 г.
8. Плано Карпини Дж. «История монголов, которых мы называем татарами». 2009 г. // http://kitap.net.ru/archive/12.php
9. Рубрук Г. «Путешествие в восточные страны». 2011 г. // http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/i ... ml?id=2057


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Армяне приписывают историю в особенности все боевые заслуги кипчаков себе исходя из того, что принявшие христианство тюрков называли армянами. :D
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Ответить

Вернуться в «Читальный зал»