Холокост-геносид

Литература о Войне и ДСП.
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Холокост-геносид

#1 Сообщение mirotvores70 » 31 мар 2012, 19:10

"Хрустальная ночь". Эмиграция евреев из Германии.
В ночь на 4 ноября 1938 г. произошел еврейский погром, вошедший в историю как Хрустальная ночь (ночь битых стекол). Тогда погибли около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря.

Начальный период Второй мировой войны. "Новый порядок в Европе". Судьбы евреев в оккупированной Европе.


После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу руководство гитлеровского государства начало готовиться к установлению в Европе "нового порядка". Самые жуткие планы вынашивались в отношении евреев.

В секретном приказе начальника службы безопасности Рейнхарда Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех евреев следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в изолированные районы крупных городов - в гетто; почти вся собственность евреев подлежала конфискации.

Как правило, гетто создавались в городах и населенных пунктах, находящихся на железнодорожных путях, - с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было легко вывозить в лагеря смерти. Миллионы евреев к концу 1940 г. были изолированы в гетто на территории Польши. Там они ожидали своей участи, голодая, претерпевая лишения, страдая от эпидемий и подневольного труда.

Гетто располагались в самых плохих районах городов. Они обычно отделялись от близлежащих кварталов стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением в гетто у евреев конфисковывались все ценности.

По приказу Гейдриха для управления гетто и исполнения приказов нацистов были созданы еврейские советы (юденраты). В них входили влиятельные члены общины; юденраты отвечали за регистрацию всех евреев, точную опись всей еврейской собственности, распределение жилья, осуществляли охрану внутреннего порядка, ведали медицинскими вопросами и поддержанием чистоты, а также выделяли жителей на принудительные работы.

Фашисты не только изолировали евреев, но и запретили им заниматься многими видами профессиональной деятельности. Между гетто не было никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых порой отнималось последнее. Евреев выгоняли на принудительные работы, за которые чаще всего почти ничего не платили.

Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни. Нацисты поставили перед собой цель - сломить дух обитателей гетто. Но иногда удавалось организовывать изготовление и продажу за пределами гетто дефицитных изделий ремесленного производства, что помогало выжить. Чтобы противостоять нацистам, жители гетто создавали подпольные общественные, религиозные, образовательные и политические организации. Проводились занятия с детьми, отправлялись религиозные службы - несмотря на то, что за такие действия полагалась смерть. В этом выражалось духовное сопротивление евреев нацистам.

Политика жестоких репрессий, нехватка оружия и теплившаяся у многих надежда пережить войну и оккупацию сдерживали сопротивление. Лживые обещания нацистов о переселении евреев порождали тщетные надежды. Как только стало ясно, что истинным намерением нацистов является полное уничтожение всех евреев, бойцы сопротивления в гетто стали готовиться к борьбе за жизнь. Некоторым обитателям гетто удалось бежать, а в дальнейшем влиться в партизанские отряды.
Концлагеря в Европе. Уничтожение евреев
Однако метод массовых убийств, используемый айнзацгруппами, вскоре был признан неэффективным для достижения целей, поставленных Гитлером. 20 января 1942 г. состоялась конференция в пригороде Берлина - Ванзее; крупные нацистские деятели обсуждали пути выполнения приказа Германа Геринга о проведении мероприятий для "окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния". Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, и назвал 33 государства, где их предстоит уничтожить.

Было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец).

В конце 1941 - начале 1942 г. в Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти. Туда направлялись эшелоны с евреями из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, из западной части России.

Прибывающие на железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись с "душевые". В помещение подавался газ "циклон В" - и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория.

В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в Восточной Европе.

Депортация евреев из гетто в лагеря смерти проводилась регулярно. Однако в 1942 г. стало очевидным, что война не закончится быстро, и гитлеровскому командованию потребуется труд заключенных, особенно специалистов, в лагерях и гетто. Немецкая администрация распорядилась сохранить гетто и трудовые лагеря в Вильнюсе, Каунасе, Минске, Львове и в некоторых других городах и местностях.

Крайне отрицательно влияли на физическое и психическое состояние гонимых евреев невероятно тяжелые условия жизни: голод, холод, каторжный труд, постоянное унижение человеческого достоинства, побои, издевательства, неизбывный страх за себя и за семью. Многие обитатели гетто до последнего момента надеялись спастись, не верили в страшную правду о лагерях смерти. Такие надежды питала нацистская пропаганда, распускавшая слухи о том, что вывезенные из гетто люди просто переселяются в другие местности.

Из записей заместителя государственного секретаря имперского Министерства иностранных дел Мартина Лютера во время поездки в лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка).

"Лагерь. Первое впечатление - сами масштабы сооружений, протянувшихся, по словам Гесса, коменданта лагеря, на два километра в ширину и четыре в длину. Внутри лагеря, насколько хватает глаз, сотни деревянных бараков, покрытых зеленым толем.

В южном секторе лагеря железнодорожная ветка длиной приблизительно 1,5 километра. По обе стороны проволочные заграждения на бетонных столбах и, кроме того, деревянные наблюдательные вышки с пулеметными гнездами. С западной стороны над деревьями возвышается извергающая дым квадратная фабричная труба из красного кирпича.

Пространство вдоль железнодорожной линии начинают заполнять эсэсовцы, некоторые с собаками, а также выделенные им в помощь заключенные. Вдали раздается паровозный гудок. Через несколько минут в ворота медленно въезжает локомотив, выбрасываемый им пар поднимает тучи желтой пыли. Он останавливается прямо перед нами. Позади закрываются ворота. Это эшелон евреев из Франции.

По моим подсчетам, в поезде около шестидесяти товарных вагонов с высокими деревянными бортами. Войска и выделенные заключенные окружают поезд. Отпирают и отодвигают двери. Вдоль поезда раздаются одни и те же команды: "Всем выходить! Ручную кладь забрать с собой! Весь тяжелый багаж оставить в вагонах!"

Первыми выходят мужчины: жмурясь от света, прыгают вниз - полтора метра, потом помогают женщинам, детям и старикам и принимают вещи.

Состояние прибывших жалкое - грязные, пыльные, показывая на рот, протягивают миски и чашки, плачут от жажды. В вагонах остаются лежать мертвые и неспособные двигаться больные. Эсэсовские охранники строят способных идти в две шеренги. Крики разлучаемых людей. После многочисленных команд колонны трогаются в противоположных направлениях. Трудоспособные мужчины направляются в сторону рабочего лагеря. Остальные двигаются в сторону деревьев. Заключенные в полосатых одеждах вскарабкиваются в вагоны, выволакивая оттуда багаж и трупы.

В колонные почти две тысячи человек: женщины с младенцами на руках, цепляющиеся за юбки детишки, старики и старухи, подростки, больные, сумасшедшие. Они движутся по пять человек в ряд по шлаковой 300-метровой дороге, проходят во двор, попадают на другую дорогу, в конце которой двенадцать бетонных ступеней ведут в огромный, стометровой длины подвал. Вывеска на нескольких языках (немецком, французском, греческом, венгерском) гласит: "Бани и дезинфекция". Хорошее освещение, десятки скамеек, сотни пронумерованных вешалок.

Охранники кричат: "Всем раздеться! Дается десять минут!" Люди стесняются, смотрят друг на друга. Приказ повторяют более резко, и на этот раз нерешительно, но спокойно, люди подчиняются. "Запомните номер своей вешалки, чтобы получить одежду!" Среди них снуют лагерные холуи, подбадривая, помогая раздеться слабым телом и духом. Некоторые матери пытаются спрятать младенцев в кучах одежды, но они быстро обнаруживают себя.

Сопровождаемая по бокам охранниками толпа обнаженных людей через большие дубовые двери медленно перемещается во второе помещение, такое же большое, как и первое, но абсолютно голое, если не считать поддерживающие потолок четыре толстые квадратные колонны, расположенные с интервалом в двадцать метров. В нижней части каждой колонны металлическая решетка. Помещение заполняется, двери закрываются.

По траве, растущей на крыше сооружения, подпрыгивая, едет небольшой фургон со знаками Красного Креста. Останавливается. Из машины появляются офицер СС и врач в противогазах, несущие четыре металлические канистры. Из травы в двадцати метрах друг от друга выступают незаметные бетонные трубы. Врач и эсэсовец поднимают крышки на трубах и высыпают желтовато-лиловое зернистое вещество. Снимают противогазы и закуривают на солнышке.

Тишина в помещении нарушается лишь глухим стуком, раздающимся в дальнем конце помещения позади чемоданов и груд еще не остывшей одежды. В дубовые двери вставлен небольшой стеклянный глазок. Я заглядываю в него. По глазку бьют кулаком, и я отдергиваю голову…

Возвращаемся в подземное сооружение. В воздухе громкое жужжание электромоторов - патентованная система удаления газа "Эксхатор". Двери открываются. Трупы навалены в одном конце; руки искусаны, исцарапаны. Входит "зондеркоманда" евреев в резиновых сапогах и фартуках, в противогазах. Скопления газа держатся на уровне пола до двух часов. Обмывают из шлангов скользкие трупы. Чтобы оттащить их к четырем двухдверным лифтам, на кисти рук набрасываются веревочные петли.

Крематорий. Удушающая жара: 15 печей работают на полную мощь. Оглушительный шум: дизельные вентиляторы раздувают пламя. Трупы из лифта выгружаются на конвейер (металлические катки). Кровь и т.п. стекают в бетонный желоб. Стоящие с обеих сторон парикмахеры бреют головы. Волосы

собирают в мешки. Кольца, бусы, браслеты и т.п. бросают в металлический ящик. В конце зубная команда - 8 человек с крючками и щипцами - удаление золота (зубы, мосты, пломбы). Трупы сбрасывают в печи с металлических тачек.

В лагере четыре такие газовые камеры с крематорием. Пропускная способность каждой - по 2000 трупов в сутки; итого 8000. Обслуживается еврейской рабочей силой, заменяемой каждые 3 месяца. Операция, таким образом, осуществляется по принципу самообслуживания; секреты исчезают вместе с их носителями. Самая большая головная боль в отношении секретности - зловоние, а по ночам пламя из труб, видимое на много километров, особенно воинским эшелонам, направляющимся по основной линии на Восток"
(цит. по: Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны(1941-1945). М.,1995.С. 72-74).

Очаги сопротивления нацистам возникали не только в гетто, но и в лагерях смерти, где, казалось, не было ни малейших возможностей для борьбы. Вот свидетельства очевидцев.

В Освенциме "извлечение золотых зубов, выгрузку тел из газовых камер, стрижку волос, сжигание трупов выполняла специальная рабочая группа из заключенных, называемая зондеркомандой… 22 июля 1944 г. за отказ работать в зондеркоманде в газовой камере были убиты 435 молодых евреев из Греции" (Ф.Пипер).

В Освенциме "лагерное начальство время от времени ликвидировало членов зондеркоманды, чтобы избавиться от свидетелей своих преступлений. В надежде на спасение группа подняла 7 октября 1944 г. бунт, во время которого был уничтожен один крематорий. Однако бунт закончился кровавой расправой над участниками" (Б.Ярош).

14 октября 1943 г. узники лагеря уничтожения в Собиборе "взбунтовались, во главе стояла тайная организация, которую возглавлял советский военнопленный Александр Печерский, а также еврейский узник Леон Фельдгандлер… В эту организацию входило около 150 евреев из Голландии, Польши и СССР… Узники убили несколько эсэсовцев и украинских националистов из лагерной стражи… Небольшому количеству удалось сбежать: тем, кто смог пройти через заминированные поля, окружавшие лагерь. Остальные были перебиты эсэсовцами; однако после этих событий этот центр уничтожения не возобновил своей деятельности".
Василий Гроссман выпустил книгу "Треблинский ад", в которой описал восстание узников концлагеря и их гибель.

"У заключенных родился план восстания… Все они были смертниками… Лишь несколько десятков человек жили не дни и часы, а недели и месяцы - квалифицированные мастера, плотники, каменщики, обслуживавшие немецкие пекарни, портные, парикмахеры. Они-то и создали комитет восстания.

… Они не хотели бежать до того, как не уничтожат Треблинку. И они уничтожили ее. В бараках стало появляться оружие, топоры, ножи, дубины. Какой ценой, с каким безумным риском было сопряжено добывание каждого топора и ножа! Сколько изумительного терпения, хитрости и ловкости понадобилось, чтобы укрыть все это от обыска и спрятать в бараке! Были созданы запасы бензина, чтобы облить и поджечь лагерные постройки… Понадобились сверхчеловеческие усилия, напряжение ума, воли, страшная дерзость. Наконец был произведен подкоп под немецкий барак-арсенал… Бог смелости стоял за них. Из арсенала были вынесены двадцать ручных гранат, пулемет, карабины, пистолеты. Все это исчезло в тайниках…

Участники заговора разбились на пятерки… Каждая пятерка имела точное задание. И каждое математически точное задание было безумством. Одним поручался штурм башен, на которых сидели вахманы с пулеметами. Вторые должны были внезапно атаковать часовых, ходивших у проходов между лагерными площадями. Третьи должны были атаковать бронемашины. Четвертые резали телефонную связь. Пятые нападали на здание казарм. Шестые делали проходы в колючей проволоке. Седьмые устраивали мост через противотанковые рвы… Было предусмотрено даже снабжение повстанцев деньгами…

Восстание было назначено на 2 августа. Сигналом ему послужил револьверный выстрел. Знамя успеха осенило святое дело. В небо поднялось новое пламя, не тяжелое, полное жирного дыма пламя горящих трупов, а яркий, знойный и буйный огонь пожара. Запылали лагерные постройки, и восставшим казалось, что само солнце, разорвав свое тело, горит над Треблинкой, правит праздником свободы и чести.

Загремели выстрелы, захлебываясь, затараторили пулеметы на захваченных восставшими башнях. Торжественно, как колокола правды, загудели взрывы ручных гранат. Воздух всколыхнулся от грохота и треска, рушились постройки, свист пуль заглушил гудение трупных мух. В ясном и чистом воздухе мелькали красные от крови топоры. В день 2 августа на землю треблинского ада полилась злая кровь эсэсовцев, пышущее светом голубое небо торжествовало и праздновало миг возмездия.

…Треблинка перестала существовать".

И те, кто поднимался на борьбу с оружием в руках, и те, кто избирал путь духовного противостояния злу, в равной степени утверждали человеческое достоинство. Ненависть к палачам и готовность простить им их злодеяния сходились в одной точке - там, где человеческое побеждало нечеловеческое. Об этой победе свидетельствует "Равенсбрюкская молитва" (ее текст, записанный на клочке оберточной бумаги, был найден в женском концлагере после его освобождения).

Выжить духом стремились и слабые телом, даже дети. В концлагере Терезин, где содержались еврейские дети, после войны была установлена скульптура, изображающая мальчика в лагерной робе. Скульптор Мария Ухитилова назвала этот памятник "Первый день в аду". Через Терезинский лагерь прошли пятнадцать тысяч детей. В живых осталось сто. Остальных убили в Освенциме и Треблинке.

Остались детские рисунки, авторы которых были принуждены смотреть на окружающий мир взрослыми глазами. Рождались совсем не детские сюжеты: "Казнь", "Мертвый человек", "Надзиратель"… А рядом - "Мой друг Иржи", "Мама", "Добрый дядя".

Дети тайно издавали рукописный журнал. Его авторы менялись часто: транспорты из Терезина в Освенцим уходили два раза в месяц. Дети не просто существовали - они жили. Последний номер журнала (сколько их было всего, неизвестно) вышел осенью 1944 г., незадолго до отправки последней группы терезинских детей в Освенцим.
Изображение
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Холокост-геносид

#2 Сообщение mirotvores70 » 31 мар 2012, 19:19

Преступления нацистов на территории СССР.
Среди литераторов, которые впервые и специально разрабатывали тему массового уничтожения евреев на оккупированной территории, были те, кто в 1944-1946 гг. собирал, обрабатывал и готовил к печати документальные материалы "Черной книги". Среди них - писатели В. Гроссман, И. Эренбург, В. Иванов, Л. Сейфуллина, В. Каверин и др., а также поэты Л. Озеров, М. Алигер, В. Инбер, П. Антокольский, А. Суцкевер.

"Черная книга" не является литературным произведением в чистом виде. Представленные в ней материалы в большей мере можно отнести к документальным очеркам, написанным писателями и поэтами. У каждого очерка, рассказа, литературной записи была документальная основа, которая определила сжатый лаконичный стиль, а также особую строгость повествования. В большей мере это характерно для материалов, подготовленных И.Эренбургом. Его свидетельства похожи на краткие исторические справки или сводки и, как правило, лишены комментариев автора. Эренбург старался сохранить структуру и форму первоисточника, его язык и стилистику. Это, безусловно, способствовало большей убедительности и достоверности излагаемых фактов.

Некоторые из материалов достаточно подробно раскрывают историю городов и местечек до их оккупации немцами. В частности это присутствует в очерках В.Гроссмана. В них - рассказы о количестве и составе жителей, их занятиях, о том, как выглядел город до войны. Подобным образом писатель хочет усилить интерес к дальнейшему повествованию. В очерке "Убийство евреев в Бердичеве", подготовленном для "Черной книги", Гроссман с огромной любовью и чувством скорби описал свой родной город и насильственную смерть его жителей. В Бердичевском гетто погибла мать писателя. В этом очерке он выразил всю горечь собственной утраты, всю непередаваемую личную боль, которая сквозит в каждой строчке и в каждом эпизоде.

Образный строй его мыслей дает возможность реально ощутить зловещий и всепоглощающий ужас, который постиг его народ, его город и его мать. В.Гроссман был одним из первых, кто написал в сентябре 1944 г. о лагере смерти Треблинка. И прежде, чем этот очерк вошел в состав "Черной книги", он был опубликован в журнале "Знамя" в 1945 г. под названием "Треблинский ад" и в этом же году издан отдельной брошюрой для использования на Нюрнбергском процессе. По отзывам современников, очерк Гроссмана произвел потрясение, которое нельзя было передать словами. Анна Бейзер писала: "Треблинский ад" не имеет жанрового определения. Не повесть, не очерк, не статья. Просто ад…"

Гроссман многое увидел своими глазами. Но он хотел узнать всю правду, все детали, все подробности и рассказать эту жестокую правду всему миру.

Гроссман искал и записывал свидетельства очевидцев, тщательно анализировал увиденное и услышанное. Он изучил и сопоставил большое количество различных источников, показав себя скрупулезным исследователем.

Начиная свой очерк с описания географических и природных особенностей Треблинки, автор постепенно переходит к детальному показу устройства этого конвейера смерти, преднамеренно заостряя внимание на различиях трудового и еврейского лагеря. В трудовом лагере в тяжелейших условиях, люди все же существуют и работают. В еврейском лагере, или лагере смерти, жизнь людей ограничивается промежутком времени, который занимает путь от поезда до газовой камеры.

Гроссман предлагает вместе с ним и его героями шаг за шагом пройти все этапы Треблинского ада, "по сравнению с которым Дантов ад - безобидная и пустая игра сатаны". И он последовательно показывает этот трагический путь людей, обреченных на смерть, и до последней минуты не подозревавших об этом. Автор создает ощущение, что и он, и читатели - участники репортажа с места событий. Используя прием вопросов и ответов, Гроссман увлекает за собой читателя, делая его свидетелем разгорающейся трагедии. Он как бы прочитывает мысли героев, заставляя себя задавать вопросы, которые могли рождаться у них.

Описывая поведение карателей, продуманный до мелочей механизм умерщвления, Гроссман прибегает к жесткому публицистическому языку. Писатель дает точное и емкое определение этому процессу - "конвейерная плаха". С холодной обстоятельностью рассказывает об устройстве газовой камеры, технологии ее работы, применяемых отравляющих веществах, как бы предоставляя доказательства будущему обвинению.
В рассказах же о людях, проявляющих безнадежное сопротивление нацистам, у Гроссмана рождаются необыкновенно яркие метафоры и печально лирические интонации.

В столь небольшом по объему очерке впервые были затронуты многие вопросы, которые исследуют сейчас историки, психологи, социологи: обстоятельное описание устройства лагеря и газовой камеры, просчитанный до мельчайших подробностей процесс убийства, поведение жертв и палачей, описание случаев индивидуального сопротивления, сокрытие следов преступлений и, наконец, эпизоды восстания людей, обреченных на смерть.
Все это делает "Черную книгу" незаменимым источником для изучения сущности и фактологии Холокоста.

После оккупации западных территорий СССР, вся власть там была передана немецкой гражданской администрации. Эти территории были разделены на две административные единицы - рейхскомиссариат Украина (Волынская и Полесская области) и рейхскомиссариат Остланд (Литва, Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии). Восточная Галиция с городом Львовом были присоединены к Варшавскому губернаторству. Зона между Днепром и Бугом, включая Одессу (Транснистрия), была передана под власть Румынии.

На оккупированных территориях, находившихся в прифронтовой полосе, евреи уничтожались айнзацгруппами. В рейхскомиссариатах, в генерал-губернаторстве и в Транснистрии евреи, оставшиеся в живых после действий айнзацгрупп, выселялись из местечек и городов в гетто.

В каждом захваченном нацистами городе или местечке военные власти впервые же дни оккупации издавали приказы, обязывавшие евреев регистрироваться и носить желтые нашивки - с тем, чтобы они отличались от остального населения.

Евреи были обязаны выходить на принудительные работы. В крупных городах нацисты изолировали евреев в обнесенных колючей проволокой гетто, которые охранялись вооруженными патрулями.

13 августа 1941 г. была издана печально знаменитая директива Лозе, рейхскомиссара Остланда, которая скрупулезно определяла уклад жизни советских евреев на оккупированных землях. Весь дух директивы пронизан антисемитизмом, отношением к евреям как к рабам, недочеловекам, на которых не могут распространяться ни многовековые нормы человеческого общежития, ни требования морали, ни традиции европейского гуманизма.

После проведения акций по массовому истреблению евреев, осуществленных немцами в 1941-1942 гг. в западных районах Украины и Белоруссии, на оккупированных территориях еще оставались гетто. Самыми большими в советских границах 1940 г. были гетто Вильнюса, Каунаса, Риги, Минска, Шауляя и Лиды. В начале лета 1943 г. в них находились около 70 000 евреев.

21 июня 1943 г. Гиммер издал приказ о ликвидации всех оставшихся на территории Остланда гетто. Трудоспособных евреев предписывалось перевести в концентрационные лагеря, находившиеся под управлением СС, а не гражданской администрации, которой подчинялись гетто. Летом 1944 г., перед отступлением немцев из стран Балтии и других оккупированных районов, находившиеся в лагерях евреи были частично расстреляны, а частично эвакуированы в концентрационные лагеря Германии.

В Восточной Галиции (Львовская, Тернопольская, Станиславская области) истребление евреев приобрело особый размах. С конца 1942 до июня 1943 г. там были убиты около 180 000 евреев. Гетто Львова, Тернополя, Дрогобыча и ряда других городов были ликвидированы в июне 1943 г. В этих районах еще оставались 21 000 - 25 000 евреев в рабочих лагерях и в Яновском лагере во Львове. Большинство из них были расстреляны летом 1944 г., накануне отступления нацистов.
Жизнь в гетто
Жизнь в гетто - это голод, страх, невыносимые условия существования. Эсэсовцы регулярно проводили акции, во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных - детей, стариков, больных, беременных женщин.

Узникам гетто запрещались какие бы то ни было формы общественной деятельности и отправления религиозных обрядов. Перед смертью евреи должны были осознать, что они - люди низшего сорта; нацисты хотели их измучить и унизить, а уже потом убить.

Тем не менее обитатели многих гетто мужественно сопротивлялись варварским действиям нацистов. Игнорируя приказы немцев, они организовывали медицинскую службу, проводили просветительные и религиозные мероприятия. Действовали синагоги; в гетто нелегально доставлялись продукты питания. Женщины продолжали рожать в подпольных родильных домах. Тайно сохраненные радиоприемники приносили узникам гетто сведения о событиях на фронтах. За колючую проволоку проносились запрещенные печатные издания. В некоторых гетто велись подпольные архивы, целью которых было сохранить письменные свидетельства о том страшном времени.

Все это было связано с большим риском, и тысячи евреев поплатились жизнью за свое стремление сохранить человеческое достоинство.

Внутри некоторых гетто подпольщики выпускали нелегальные листовки, газеты, воззвания, готовили боеспособную часть населения к восстаниям. Евреи, сумевшие уйти из гетто, вливались в партизанские отряды; имеются свидетельства о действиях таких отрядов в Белоруссии, Литве, во многих районах Украины, в брянских и смоленских лесах.

Немецкие власти лишили евреев, запертых в гетто, всех человеческих прав. Духовное противостояние такой политике нацистов приобретало различные формы. Заточенные в гетто делали все, чтобы поддержать хотя бы некоторое подобие культурной жизни. Устраивались подпольные лекции, театральные представления, организовывались школы, где учились страдавшие от голода дети. Все это утверждало высокое человеческое достоинство, духовное право угнетенных и униженных оставаться людьми до последнего дыхания.
Вокруг гетто
Отношение местного населения к узникам гетто было сложным, неоднозначным. И.Арад в своих воспоминаниях о жизни в гетто небольшого литовского городка Швенчениса (Свенцяны) в 1941-1942 гг. пишет: "Местное население, объятое страхом перед возможными репрессиями со стороны немцев за укрывательство евреев, было настроено к нам враждебно. Сейчас, когда с конца войны прошло уже полвека, я не смею осуждать их. И знаете почему? Я не уверен, как бы я поступил на их месте".

Белорусы и поляки, литовцы и украинцы, жившие близ гетто, в большинстве своем не были антисемитами. Однако среди них было немало людей напуганных, немало и равнодушных. Тем не менее, по свидетельству Марека Эдельмана, одного из организаторов восстания в Варшавском гетто, в польских семьях прятались 12 тысяч евреев. Помогавшие гонимым, разумеется, не афишировали свое поведение. Более заметными были совсем иные факты.

М.Эдельман пишет:

"Я видел однажды… люди столпились вокруг бочки, на которой стоял еврей. Старый, низкорослый, с длиной бородой. Возле него стояли два немецких офицера. И эти немцы большими портняжными ножницами обстригали еврею по кусочку его длинную бороду и хохотали до упаду. Окружавшая их толпа тоже смеялась. Потому что объективно это в самом деле было смешно: маленький человечек на деревянной бочке с остатками бороды… Тогда я понял, что самое главное - не позволять загнать себя на бочку".

В охране границ гетто и в уничтожении еврейского населения участвовали польская полиция, украинские, латышские, литовские, русские отряды и подразделения, по преимуществу добровольцы…

Вот, что писала в своем дневнике 26 июня 1941 г. доктор Е.П.Будвидайте-Куторгене:

"На рассвете подошла к окну и увидела… В течение часа убито семь-восемь человек, деловито, быстро. Немцы позволяют стрелять ночью, когда всем ходить запрещено. Ясно, что убийцы действовали с позволения новых хозяев.

Везде, везде насилие! Одичание, жестокость… Спокойно можно убить невинных беспомощных женщин и детей лишь за то, что они евреи!..

Через двадцать минут выстрелы снова. Я вижу убийц. Они вышли из дома напротив - четыре молодых человека с ружьями за плечами, быстро прошли по левой стороне улицы. Один - высокий красивый блондин с торжествующим, вызывающим, даже радостным лицом…

Весь день продолжается патриотическое садистское упоение: с разрешения и одобрения начальства убивают и терзают евреев… Все литовцы, за малым исключением, единодушны в чувстве ненависти к евреям…

Весь день люди с национальными литовскими повязками с видом победителей слоняются по улицам, врываются в дома, средь бела дня на возах вывозят еврейское добро, не брезгуя даже самым последним барахлом. Какая-то эпидемия, разгул жадности…

Фашистский террор отвратителен еще и тем, что преследует за принадлежность к расе, то есть за то, что человек не властен изменить, значит, он заранее обречен на смерть. Как ужасно… Бесчеловечно… Во мне все националистическое вызывает отвращение, меня от него тошнит… В "активисты" пошли или глупые мальчишки, обманутые лозунгом "независимой Литвы", или подонки общества - для грабежа и безнаказанных убийств".
Изображение
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Холокост-геносид

#3 Сообщение mirotvores70 » 31 мар 2012, 19:22

Восстание в Варшавском гетто.
Самым массовым, длительным и отчаянным было восстание, начавшееся в апреле 1943 г. в Варшавском гетто.

Польско-еврейский историк Бен Марк писал: "Многие освободительные войны несли в себе зародыш неизбежного поражения, но ни на одной из них не лежала печать столь глубокого трагизма, как на последнем боевом порыве остатков обитателей Варшавского гетто, который разгорелся на могиле их ближних, без тыла, почти без оружия, без ничтожного шанса на победу".

29 сентября 1939 года в Варшаву вступили войска нацистской Германии. В то время в городе насчитывалось около 400 тыс. евреев, составлявших приблизительно одну треть населения. В течение первых же месяцев оккупации немецкие власти провели значительное число антиеврейских мероприятий, опубликовав приказы о принудительной работе, об отличительных знаках на одежде и на магазинах евреев, о конфискации еврейского имущества и т.п.

2 октября 1940 года немецкие военные власти выделили часть города под еврейское гетто и заключили в него всех еврейских жителей Варшавы и ближайших окрестностей. По приказу немецких властей в Варшаве был создан юденрат (еврейский совет)…

… До июля 1940 года в гетто площадью в 2,71 кв. км (включая кладбище) проживало от 400 тыс. до 500 тыс. евреев. В каждой комнате жило в среднем 13 человек, но многие тысячи не имели крова. Время от времени на улицах устраивались облавы на мужчин способных к физическому труду. Их отправляли в лагеря принудительного труда, где многие из них после нападения Германии на Советский Союз были убиты в июне 1941 года. В гетто, окруженном высокой стеной и изолированном от всего мира царили голод и болезни. Однако, несмотря на преследования властей, на репрессии, дух евреев не был сломлен.

… В июле 1942 года начались массовые депортации в Треблинку.

До 13 сентября 1942 года были депортированы или погибли в гетто около 300 тысяч евреев. Около 35 тысячам евреев, главным образом, работавшим на заводах и их семьям, было разрешено остаться в гетто; осталось еще 20 - 30 тысяч евреев, проживавших там нелегально…

… 18 января 1943 года началась вторая акция депортации евреев. Подпольщики, члены "Еврейской Боевой Организации", несмотря на скудное вооружение и отсутствие соответствующей военной подготовки, оказали немцам открытое вооруженное сопротивление. Уличные бои продолжались три дня. Немцам удалось отправить в Треблинку только 6 тысяч человек. Около 1600 были убиты в самом гетто.

19 апреля 1943 года немецкие войска при поддержке танков и артиллерии начали наступление на гетто. В гетто вспыхнуло массовое восстание. Немцы были отброшены и понесли тяжелые потери, после чего стали систематически сжигать дома гетто, тщательно избегая уличных боев. Еврейские боевые группы вели активную борьбу до 8 мая 1943 года, когда немцам удалось захватить штаб - квартиру "Еврейской Боевой Организации". Несколько групп повстанцев продолжали вооруженное сопротивление до июня 1943 года.

… Восстание в Варшавском гетто было самым крупным вооруженным выступлением против германских войск в оккупированной Европе (кроме Югославии) до 1943 года.
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Холокост-геносид

#4 Сообщение mirotvores70 » 31 мар 2012, 19:24

Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками. Суд над Адольфом Эйхманом.
Еще в 1943 г. в "Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства", подписанной руководителями стран антигитлеровской коалиции - Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем, нацистов предупреждали о том, что они понесут наказание за свои преступления и что им не скрыться "даже на краю света". Вскоре после окончания войны, 8 августа 1945 г., четыре союзные державы подписали соглашение о создании Международного военного трибунала для суда над главными нацистскими преступниками.

В 1945-1946 гг. в Нюрнберге этот трибунал рассмотрел преступления, совершенные главарями гитлеровского государства. В ходе суда была доказана их виновность в преступлениях против мира, в военных преступлениях, в негуманном отношении к гражданским лицам, в преследовании людей по расовым мотивам. Трибунал приговорил к смертной казни 12 главарей гитлеровского государства. По обвинению во многих преступлениях, в том числе за преследование евреев, были казнены Геринг (верховный руководитель войск СА, имперский министр авиации, главнокомандующий военно-воздушными силами фашистской Германии), Кальтенбруннер (начальник полиции безопасности), Франк (генерал-губернатор оккупированных польских территорий), Нейрат (имперский протектор Богемии и Моравии), Штрейхер (губернатор Франконии, редактор газеты "Der Sturmer"). Вслед за этим в Нюрнберге состоялось еще 12 судебных процессов. На них были рассмотрены преступления более чем 180 нацистских руководителей, большинство которых также понесли наказание.

Военные трибуналы после войны осудили более 30 000 нацистов. Тысячам преступникам удалось ускользнуть от правосудия, однако их розыск продолжается. В 1960-1970-е гг. были арестованы и осуждены десятки и сотни нацистов. Среди них - глава еврейского отдела гестапо Адольф Эйхман. Объединенные Нации решили не принимать во внимание сроки давности совершенных нацистами преступлений.

В 1959 г. израильская тайная полиция захватила в Аргентине бывшего высокопоставленного чиновника германского правительства Адольфа Эйхмана, который на государственном уровне принимал участие в разработке и осуществлении программы уничтожения евреев. Суд над ним, состоявшийся в Иерусалиме, явился средством продемонстрировать миру преступления Германии против евреев. Выступавшие в суде один за другим на протяжении нескольких месяцев свидетели давали показания о том, что они испытали по вине этого человека и его соотечественников. В 1962 г. Эйхмана повесили, и это был единственный человек, когда-либо казненный согласно израильскому законодательству.
Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Холокост-геносид

#5 Сообщение mirotvores70 » 07 апр 2012, 02:16

Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Холокост-геносид

#6 Сообщение mirotvores70 » 07 апр 2012, 02:26

Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
mirotvores70
партизан
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 14:04
Откуда: Баку

Благодарил (а): 387 раз
Поблагодарили: 401 раз

Re: Холокост-геносид

#7 Сообщение mirotvores70 » 07 апр 2012, 02:29

Ən böyük cihad,zalimin qarşısına cıxıb"sən haqsızsan" deməkdir. Hz.Hüseyn
Прости меня Всевышний за каждый глоток воздуха, которым я дышал, забыв о тебе.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Холокост-геносид

#8 Сообщение smersh70 » 23 янв 2019, 19:56

Млечин в принципе всегда интересно снимает документалистику :think:
[youtube][/youtube]

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Холокост-геносид

#9 Сообщение smersh70 » 02 май 2022, 16:28

Лощадь и тут наследила :)
------
«Высказывания министра иностранных дел РФ Лаврова не только непростительны и возмутительны – они также являются ужасной исторической ошибкой. Евреи не убивали себя во время Холокоста. Обвинение самих евреев в антисемитизме – это самый низменный уровень расизма в отношении евреев»
Так глава МИД Израиля Яир Лапид прокомментировал интервью Лаврова итальянской телекомпании Mediaset, в котором он, в частности, упомянул о возможных еврейских корнях Адольфа Гитлера. :mrgreen:

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146184
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15911 раз

Re: Холокост-геносид

#10 Сообщение smersh70 » 03 май 2022, 01:28

smersh70 писал(а):
02 май 2022, 16:28
Лощадь и тут наследила
:lol:

Ответить

Вернуться в «Читальный зал»