АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Литература о Войне и ДСП.
Автор
Сообщение
Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#31 Сообщение Skagen » 16 июн 2019, 00:52

ГЛАВНАЯ АЛБАНСКАЯ НАДПИСЬ ГАНДЗАСАРА

Исследования в этом направлении осуществляются научной группой, в состав которой входят зарубежные арменологи и албанологи. В частности, грузинский арменолог, академик Заза Алексидзе выполнил наиболее точный перевод главной надписи Собора Св.Иоанна Крестителя в Гандзасаре, сделанной по указу албанского князя Гасана Джалала-Давлы в 1240 году. Благодаря чему удалось установить, что у албанских католикосов был высший в христианском мире патриарший сан. В надписи совершенно отчетливо переведена титулатура албанского духовного лидера: hayrapetuthetnnersisialuanitskatolikosi (при патриаршестве Нерсеса, католикоса албан). Подчеркнем, что армянская сторона в течение последних 160 лет при переводе предпочитала вовсе не упоминать патриарший сан албанского католикоса. Сан патриарха говорил о том, что Албанская апостольская церковь независима и рукоположена со стороны апостолов Иисуса, то есть является автокефальной.Изображение

Заслуживает внимание то, что ныне все фотографии этой главной надписи делаются таким ракурсом, чтобы не было видно в нижнем ряду слов «при патриаршестве Нерсеса, католикоса албан». Таким образом, армяне стараются скрыть наличие этого фрагмента и есть подозрения, что это место в надписи ныне изменено или вовсе удалено.

Надписи Гандзасара опровергают утверждения армянских и проармянских о том, что в этот период уже не существовало албанского народа и у него не было этнического самосознания. В частности, надписи Гандзасара четко фиксируют, что эти земли принадлежали албанскому народу, и управлялись албанскими князьями и албанской церковью.Изображение

Приведем некоторые из надписей.

Согласно христианской традиции и закону, патриарх – это высшее духовное лицо, глава церкви страны.

То есть это церковный сан высшего иерарха христианских церквей. Раскрывая смысл термина, русские толковые словари отмечают: Патриа́рх (греч. Πατριάρχης, от греч. πατήρ — «отец» и άρχή — «господство, начало, власть») — титул предстоятеля автокефальной церкви.

Приведем цитаты из различных энциклопедий царско-русского, советского и современного периодов. Патриа́рх м. праотец, родоначальник, маститый и уваженный глава семейства. Ветхозаветные патриархи Ной, Авраам. // Высший начальник духовенства в государстве, в области. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Спб., 1863-1866).

Титул патриарха усвояется главенствующим епископам. (Патриарх в церковной иерархии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907).

Председатель высшей судебной и законодательной коллегии, глава народа или религиозный лидер. (Патриархат // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906-1913).

Титул духовного лица, обладающего высшей церковной властью. (Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940).

Патриа́рх (др.-греч. Πατριάρχης; от πατήρ — отец, ἀρχή — господство, начало, власть) — старейшина рода, глава и основоположник чего-либо. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1949).

Высшее духовное лицо, глава православной церкви. (Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный… — М.; ACT, 2010).

(Греческое patriarches, от pater отец и archo управлять), в церковной иерархии высшее звание. (Современная энциклопедия, 2000).

В современном православии высший духовный сан, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви. (Большой Энциклопедический словарь, 2000).Изображение



Саркис католикос агванского народа (азген) Джалал Доли // Католикос Саркис, который из Албании для народа (азген) Джалал долы (стр. 33, пункт 81)Изображение



Католикос.., который из Албании для народа (азген/азгн) Джалал долы (стр. 33, пункт 78)Изображение



-сурбоцаторроцесагуаваницгандзасаруеркуц (в святом престоле Гандзасара Албанской страны - стр. 18, пункт 37)Изображение



- Албанскому католикосу… (стр. 29, пункт 64)Изображение



- Джалал дола (албанский правитель Гасан Джалал - стр. 29, пункт 64)Изображение



Это (могила) Ованнеса, католикоса албанского народа… Джалал Дола (стр. 29, пункт 64)

Это (могила) Саркиса, католикоса албанского народа… Джалал Дола (стр. 29, пункт 65)

В исследовании этой надписи обнаружены существенные различия в известных шести предыдущих изданиях, сделанных армянской стороной и некоторыми зарубежными учеными. Имеющие расхождения таковы, что их фиксация важна для правильного изучения политической истории региона. Особо обратим внимание на тот факт, что язык надписей Гандзасара и всего Карабаха был малознаком армянам, поэтому после упразднения Албанской апостольской церкви в 1810-30 гг. и перехода ее храмов в ведение Армянской церкви Эчмиадзина она привлекала для сбора и перевода надписей карабахских священников. Нами установлено, что надписи на стенах Гандзасара были умышленно арменизированы как предыдущими исследователями периода царской России, так и современными. В течение многих веков эта территория была резиденцией албанских католикосов и местом захоронения албанских правителей. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, сведения надписей хачкаров и нарративных источников.
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#32 Сообщение Skagen » 16 июн 2019, 01:00

ПРОТИВОСТОЯТЬ ПОПЫТКАМ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ

Несколько лет назад, когда в Гандзасарском монастырском комплексе по инициативе армянской стороны начались «реставрационные» работы, вскрылись новые факты фальсификаций и уничтожения древнего албанского наследия.
Тогда благодаря армянским прессе, ученым и общественным деятелям выяснилось, что под видом реставрации идет процесс тотального уничтожения остатков албанского наследия Гандзасара.

Напомним, что летом 2011 года по инициативе армянского предпринимателя Левона Айрапетяна начались работы по облицовке ограды Гандзасарского монастыря. Против этих работ высказались даже армянские архитекторы, историки и деятели, поскольку переделка построек и ограды Гандзасарского комплекса сводила на нет попытки армянской стороны внести комплекс в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. То есть так называемые «реставрация, укрепление и облицовка» имели целью уничтожить прежний вид памятника истории.

Член Союза архитекторов Армении Манушак Титанян выступила категорически против облицовки стены. Архитекторы должны знать, что стена при облицовке не укрепляется, подчеркнула она. «Это абсолютная безграмотность, потому что, облицовывая слабую стену, они ослабляют ее еще больше», – резюмировала М. Титанян.

«ЮНЕСКО откажется включать в свой список Гандзасарский монастырь из-за нового варианта оградительной стены», – заявил тогда журналистам специалист по армянской архитектуре Самвел Карапетян. С.Карапетян отметил, что подобные инциденты уже были. В частности, он показал фотографии монастыря Шошка, находящегося в оккупированном Аскеранском районе Карабаха, до и после восстановления. «В восстановленном виде монастырь не отражает дух изначального строения. Это не единственный пример, к сожалению, таковых много. И теперь то же самое происходит с Гандзасарским монастырем», – констатировал он.

«Гандзасарский монастырь не состоит в списке памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО, однако в будущем его не удастся включить из-за новой оградительной стены», – отметил он, напомнив, что армянская сторона до сих пор не обращалась в ЮНЕСКО с тем, чтобы зачислить Гандзасар в этот список, и доселе неизвестно, когда обратится.

С.Карапетян утверждает, что со времени строительства (XIII в.) монастырь имел ограду, возможно, она существовала и раньше, поскольку ранее на месте Гандзасара находилось культовое сооружение.

Еще в 2011 году С.Карапетян заявил, что ограда Гандзасара была отреставрирована в XVII веке, а в XIX и начале XX века она была частично восстановлена. «Реставрация, осуществленная в 80-х годах по инициативе управления по охране памятников Азербайджана, не бросается в глаза, так как проведена в полном соответствии со старой кладкой», – сказал армянский специалист, высоко оценив уровень работ, проведенных азербайджанскими реставраторами в советское время. Эксперт считает, что «в результате нынешних восстановительных работ получится оградительная стена 2011 года, а не восстановленная стена XIII века».

О том, что попутно уничтожаются древние албанские надписи Гандзасара, открыто заявил священник Григор Маркосян, который с 2006 года является духовным пастырем Гандзасарского монастырского комплекса.

«Я долгое время молчал, но потом предложил посмотреть имеющиеся в притворе надписи. Половины их уже нет. Многие надписи мы потеряли – камни сломаны, рядом уложены другие камни...», – сказал Григор Маркосян. По его словам, если ЮНЕСКО не включит Гандзасар в Список памятников всемирного наследия, то причина в первую очередь будет заключаться в утраченных надписях на ограде притвора, что является делом рук армян.

Как сообщил в беседе с корреспондентом АрИнфо «министр туризма» так называемой «Нагорно-Карабахской Республики» Сергей Шахвердян, вопрос включения Гандзасара в Список всемирного наследия ЮНЕСКО уже несколько лет обсуждается с представителями этой организации. Однако переговоры не имеют результатов, поскольку Гандзасарский монастырь подвергался и подвергается многочисленным перестройкам, которые не позволяют его фиксировать как объект наследия ЮНЕСКО.

Свое мнение по этой проблеме высказывала и азербайджанская сторона, серьезно обеспокоенная уничтожением албанского культурно-исторического наследия на оккупированных Арменией территориях Карабаха.

«Армянская сторона не разрешает направить техническую миссию ЮНЕСКО на оккупированные территории Азербайджана», – отмечала первый секретарь национальной комиссии ЮНЕСКО по Азербайджану Гюнай Эфендиева на международной конференции «История и культурное наследие этносов Кавказской Албании в контексте прав человека», проходившей в июне 2014 года в Баку.

Азербайджан не имеет возможности охранять свои памятники, расположенные на оккупированных территориях, а ЮНЕСКО не удается направить туда техническую миссию из-за неконструктивной позиции Армении, констатировала она.

Назад Далее
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#33 Сообщение Skagen » 16 июн 2019, 01:00

МИРОВАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И НАУКА ОБЕСПОКОЕНЫ АРМЕНИЗАЦИЕЙ НАСЛЕДИЯ АЛБАНСКОЙ ЦЕРКВИ И НАРОДОВ

В начале мы коснемся вопроса этнической принадлежности средневекового армянского населения Карабаха и других регионов, на которые претендуют современная армянская наука и политика, ссылаясь на наличие армянского наследия. Если взглянуть на тему шире, выяснится, что армянские колонии и церкви в средние века существовали на широких просторах Кавказа, Малой и Передней Азии, в Причерноморье, Украине, на юге России, в Восточной Европе и других регионах. Однако это были представители различных народов армяно-григорианского (монофизитского) вероисповедания. То есть армянами назывались вовсе не предки современного армянского (самоназвание хай/гайканин), точнее гайканского/хайского народа, а представители разных народов. Слово «армянин» несло в себе не этнический, а религиозный смысл. Ведь никто не называет католиков, православных или мусульман нацией или народом, понимая, что это религиозная идентификация, а не этническая. Более того, и современный армянский народ сформировался за счет прозелитизма – принятия представителями разных народов армяно-григорианской веры.

Прозелитизм имеет целью вовлечение новых обращенных последователей в свою веру. Термин «прозелит» (προσήλυτος) в бытовом значении с древнегреческого языка переводится как «новый поселенец», а в религиозном смысле как «новообращенный». Этим термином определяли пришельцев или людей, переходящих из одной общины в другую.

Поэтому несерьезно, когда все монофизитское григорианское наследие ныне стремятся объявить армянским (гайканским). Для ясности приведем аналогию: представим, что из мусульманских народов остались только азербайджанцы, и они называют азербайджанским все наследие мусульманского мира – Саудовскую Аравию, Египет, Ирак, Иран, Андалузию и др. Ведь ясно, что не все мусульманское может быть азербайджанским, или не все католическое является итальянским, французским, а все православное – русским.

В средние века общины делились по религиозному, а не по этническому принципу и народами назывались религиозные, конфессиональные группы, а не этнические. Положение стало меняться в XVIII–XIX вв., когда процесс роста этнического самосознания из Европы стал экспортироваться на Восток. Большую роль в этом сыграла Российская империя, которая, продвигаясь в Крым, Причерноморье, на Кавказ и в другие регионы, вводила новые порядки, согласно которым местные этноконфессиональные группы стали фиксироваться как этнические.

Таким образом, в частности, формировался и армянский этнос, состоявший из различных этнических групп, объединенных Армянской церковью и уставом веры.

Сегодня эту тему исследуют ученые различных стран, в том числе армянского происхождения. В частности, армянские исследователи Артур Агаджанов (из Карабаха), Эдуард Вартанов (из Ростова) и другие изучают вклад тюркских народов в армянскую историю и наследие. Выясняется, что значительная часть средневековых армянских общин Причерноморья, Крыма, Восточной Европы, Кавказа, Малой и Передней Азии состояла из тюркских народов, исповедовавших армянское григорианство.

Исторически известно, что наиболее многолюдными стали армянские поселения Крыма в ХIII–XV вв. В частности, украинские историки указывают, что первый период переселения армян в Крым следует датироватъ ХI–ХIII вв. Сегодня их обозначают как «армяно- кыпчаки», поскольку это были тюрки армяно-григорианского вероисповедания, молившиеся на тюркском языке и оставившие огромное средневековое рукописное наследие на своем родном языке.

Согласно источникам, они именовали себя «эрменилер», а не «хай», свой язык называли «хыпчак тили» (кыпчакский язык), «татарча» (татарский) или «бизим тил» (наш язык), а в быту и даже в церковной службе использовали исключительно тюркский язык. Крымских тюрков – давних насельников полуострова, таких как крымские татары, крымчаки, караимы, – именовали по-тюркски «хардеш» (брат) или «дин аиры хардеши» (брат-иноверец). То есть эти переселенцы, армяно-кыпчаки, говорили на тюркском языке, идентифицировали себя с местными тюрками, но исповедовали армянское григорианство.
Как Крым, Восточная Европа, так и Кавказ издревле был заселен тюркскими народами, часть которых приняла христианство православного и монофизитского толка. Они были носителями родного тюркского языка, тюркских адатов (обычаев), тюркского фольклора и только в церковной жизни следовали христианству. Следы тюрков-христиан можно найти и в золотоордынских городах Поволжья и у Иссык-Куля в Киргизии. На территории исторического Азербайджана еще с IX века находился под эгидой Албанской апостольской церкви кыпчакской монастырь Хыпчакванк (Кыпчакованг).

На Южном Кавказе одним из значительных центров формирования и развития тюрков-христиан стало средневековое Хаченское княжество в Карабахе, одним из ярких правителей которого в XIII веке был Гасан-Джалал Дола. Тюркский этнический компонент издревле играл ключевую роль в Кавказской Албании и Албанской автокефальной церкви, объединившей под своим крылом народы Кавказа и соседних регионов. Однако затем наступил период ослабления и ухода с политической сцены государственных образований Кавказской Албании и Албанской апостольской церкви, которая, попав под влияние армяно-григорианской церкви Эчмиадзина, подверглась тотальной арменизации и уничтожению. Этот процесс принял широкие масштабы после прихода царской России на Кавказ, когда имущество, храмы, паства и книги Албанской апостольской церкви были переданы Эчмиадзину. Затем на костях албанской культуры, истории и веры была создана современная армянская историческая концепция.

Однако носители албанской культуры, веры и самосознания и в наши дни продолжают борьбу за сохранение своего наследия. В этой борьбе они возлагают большую надежду на Азербайджан, который бережно сохраняет и восстанавливает наследие древней Кавказской Албании и Албанской апостольской церкви.

В июне 2016 года Эдуард Вартанов (Россия), Артур Агаджанов (Украина) и группа активистов «Движения за восстановление Албанской автокефальной церкви и наследия тюрков-христиан» распространили на международном сайте общественных петиций Аvaaz.org петицию под названием «Призыв к международным организациям: Спасите наследие Албанской автокефальной церкви и тюрков-христиан».

Ниже приводим текст этой имевшей широкий резонанс петиции с призывом к мировой общественности и международным организациям:

«Испокон веков на Дону, в Крыму, Украине и Восточной Европе проживали многочисленные общины половцев-христиан (армяно-кипчаков). Общеизвестна их важная роль в торговой и культурно-исторической жизни своих регионов, но то, что они во все века с момента крещения оставались в духовной привязке к церкви Кавказской Албании, в наши дни прочно забыто. Потому что в течение XIX века армяно-григорианская церковь Эчмиадзина, армянские деятели, приближенные к Российскому императорскому двору, обманным путем сделали все для переподчинения их Эчмиадзину и с тем разорвали их духовную связь с церковью Кавказской Албании. В первые годы советской власти на Дону сталинский режим в лице Анастаса Микояна осуществил тотальное истребление донской интеллектуальной элиты – последних хранителей памяти об «албанском крещении» их тюркско-кипчакских предков.

В 1925-26 гг. были арестованы братья Гадзиевы, возглавлявшие национальный анклав на Дону. Их расстреляли за то, что они и их единомышленники дали отпор инициативе Микояна основать на Дону «Малую Армению», с внедрением здесь чуждого донским армянам «ереванского» языка и делопроизводства на нем в местных учреждениях. Кроме Гадзиевых и всех их родственников, были расстреляны и умерли в лагерях сотни их единомышленников. Лишь десятилетиями спустя часть этих жертв удостоилась реабилитации – те, у кого оставались близкие, сохранявшие память о невинно осужденных.

На склоне лет А.Микоян объяснял сталинские времена так: «Все мы были мерзавцами». Старый партийный лис, даже на краю могилы, заметал свой кровавый след во власти. «Все мы» – это далеко не признание личной вины в деле Гадзиевых. До наших дней дело Анастаса Микояна живет и продолжает «мягко» подавлять этническое самосознание коренных донских армян вместе с памятью об их корнях и кипчакском наследии их предков.

Происходит это через пропаганду в СМИ, через школьное обучение с насаждением чуждой донским армянам языковой культуры, называемой «правильным армянским языком». Однако сопротивляемость коренных донских армян не сломлена. Мы продолжаем сдерживать натиск на языковом рубеже и поэтому заинтересованы в привлечении интереса к научному исследованию как наших тюркских корней, так и нашей духовной связи с Албанской автокефальной церковью. Через два года исполнится юбилей – девять веков, как наши предки-язычники поселились в Ани и в Шираке (на территории нынешней Армении), где Албанская автокефальная апостольской церковь приняла их в лоно христианской цивилизации, – в те годы, когда никакого «Эчмиадзина» на Южном Кавказе еще не существовало.

Также от имени группы карабахских христиан-тюрков, являющихся потомками карабахских албанцев, обращаемся к международной общественности спасти остатки нашего албанского духовного, культурного, исторического и архитектурного наследия от арменизации. Мы, карабахские христиане и армяне (гайкане, хайи), являемся разными народами с различной культурой, духовными ценностями и мироощущением.

Многие карабахские христиане являются этнически отличающимися от армянского народа. Нас в течение последних двух веков насильно подчинили армяно-григорианской церкви Эчмиадзина, лишили этнического самосознания, храмов и записали в этнических «армян». А ведь испокон веков карабахские христиане подчинялись Албанской автокефальной апостольской церкви, которая была упразднена в начале XIX века, и все ее наследие передано армяно-григорианской церкви Эчмиадзина. Призываем российскую научную общественность, а также ООН, ЮНЕСКО и другие международные структуры оказать поддержку спасению культурного и духовного наследия анийско-крымско-донских армян, а также карабахских армян, до наших дней хранящих верность святыням Албанской апостольской церкви. Выражаем свою признательность всем, кто вносит вклад в идею возрождения Албанской апостольской церкви, ее храмов и ее духовного наследия.

Присоединяйтесь к этой петиции и помогите спасти наследие Албанской автокефальной апостольской церкви и ее народов от тотальной арменизации».
Эдуард Вартанов (Россия)
Артур Агаджанов (Украина)
и группа активистов «Движения за восстановление Албанской автокефальной церкви и наследия тюрков-христиан»

Эта петиция позволила привлечь внимание к проблеме арменизации наследия Албанской апостольской церкви и народов Кавказской Албании. В результате вышли серия публикаций и новая книга Э.Вартанова, статьи А.Агаджанова, в которых озвучены малоизвестные факты из истории тюрков-христиан, как албанского, так и армяно-григорианского вероисповедания. Эти публикации привлекли внимание российских, украинских и казахстанских ученых, которые высказали свои мнения и сделали научные рецензии на исследования Э.Вартанова и А.Агаджанова.

Эдуард Вартанов призывает мировую научную общественность, ЮНЕСКО и другие международные организации обратить внимание на проблемы сохранения наследия Албанской апостольской церкви и тюрков-христиан. Он предлагает в 2018 году отметить 900-летие крещения кипчаков в Ани и Шираке со стороны Албанской апостольской церкви Гандзасара. В 1118 году часть кыпчаков приняла армянское григорианство, сохранив при этом первородное тюркское своеобразие. По его мнению, такую уникальную преемственность надо включать в программы ЮНЕСКО по сохранению исчезающих этносов.

Албанская апостольская церковь с резиденцией ее духовного владыки в монастыре Гандзасар крестила много веков назад кипчаков в Ани и Шираке. Местная культура, наследие и храмы не имеют отношения к Армянской церкви, которая в тот период находилась далеко от этих мест, в Киликии. Албанское крещение, принятое кипчаками в Шираке и Ани, ныне ошибочно считают «армянским».

Затем они переселялись в другие регионы, в том числе в Крым, на Дон и в Причерноморье, где многие века сохраняли свою этническую культуру и наследие. На сегодняшний день в Ростове хранится кыпчакский хачкар, датируемый приблизительно XII веком. Его из Ширака (Турция) с собой привезли кыпчаки-христиане.

Вот что по этому поводу пишет Эдуард Вартанов: «Этот кыпчакский хачкар – свидетельство принятия кыпчаками христианства в Ани и Шираке, на котором изображен «агванкский» крест. Краткая история такова. Как реликвия, этот хачкар, в числе иных хачкаров, сопровождал предков донских армян в их перемещении из Ани в Крым, а затем на Дон. В царские времена он украшал интерьер главного соборного храма в Нахичевани-на-Дону.

Создатели этого хачкара позаботились о том, чтобы его содержание читалось потомками на понятном им языке как свидетельство о факте ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЯ КОЛЕСА В КРЕСТ, – переход язычника-кыпчака в христианство. Для большей наглядности авторы не поскупились на деталировку этого процесса, применили к нему детородные аллюзии, придав изображению свойства метрического свидетельства, показывая РОЖДЕНИЕ новой христианской веры среди кипчаков.

С не меньшей наглядностью иконка колеса транслирует в наши дни визитную карточку кыпчаков: их узнавали на пространствах Евразии по шатрам, поставленным на колеса. За истекшие века детали колеса: ось, обод, спицы, ступица нисколько не изменились. Не изменилось «колесо» и в словаре – говоре донских нахичеванцев: կօպճակ (арм.), qypchaq (лат.), köpçаk (тюрк.) кёпчак, копчак, кпчак (рус). То есть слово «колесо» на языке донских нахичеванцев звучит так же, как оно звучало в XII веке: КПЧАК – КОПЧАК – КЫПЧАК».

Э.Вартанов призывает мировую науку приехать и исследовать этот кыпчакский хачкар и другие реликвии. Отметим, что тема уже заинтересовала представителей ЮНЕСКО, российской науки и международной рабочей группы «В поисках Солнца», созданной при кафедре ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций и межрелигиозного диалога. В рабочую группу входят ученые России, Украины, Грузии, Казахстана, Турции, Азербайджана и других стран.

Назад Далее
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
Skagen
партизан
Сообщения: 3554
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 02:44

Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 234 раза

Re: АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#34 Сообщение Skagen » 16 июн 2019, 23:47

https://kavkazplus.com/news.php?id=12804#.XQaNE8TVLIU

Переподчинение Эчмиадзину армяно-кипчаков и их принудительная деэтнизация
Изображение

23.03.17 17:35

В статье описан процесс переподчинения в XVIII-XX вв. донских армяно-кипчаков (тюрок армяно-григорианского вероисповедания) Армянской церкви Эчмиадзина и последовавшая их принудительная деэтнизация, завершившаяся в период СССР. Деэтнизация армяно-кипчаков произошла после того как их оторвали от Албанской церкви Гандзасара, которая в течение многих веков являлась для них духовным центром. После присоединения к царской России обширных территорий Дона, Причерноморья, Крыма, Кавказа и других регионов различные народы армяно-григорианского вероисповедания были переподчинены Армянской церкви Эчмиадзина, что привело к потере этнического сознания, языка и самобытности этих народов. Уже в советское время эти народы записали в этнических армян, тем самым завершив процесс их деэтнизации.

Армянская церковь стремилась стереть многовековое наследие Албанской церкви, тюрок-христиан и присвоить их храмы, имущество, книги и паству. Особо следует остановиться на том, что подобная политика осуществлялась в XVIII-XX вв. на Дону, в Причерноморье, Крыму, Кавказе и других регионах царской России и затем СССР. В наши дни об этом практически ничего не знает широкая публика, и любое упоминание армянской культуры, храмов и наследия ошибочно связывается с армяно-хайами - нынешним населением Армении. А любые попытки изучать тюркское армяно-григорианское наследие сталкиваются с обструкцией, репрессиями и гонениями со стороны армянских политических, научных и общественных кругов. В армянском обществе поставлено табу на эту тему, и того, кто нарушит его, ждет незавидная участь.

В течение почти двух веков армяно-кипчаков вынуждали учить армянский язык и забыть свое родное тюркское наследие. Большую негативную роль в этом процессе сыграла армянская церковь Эчмиадзина, а также армянские лоббистские круги на Юге России. А полное уничтожение и арменизация последнего городского очага армяно-кипчаков произошла уже в советские годы. Сперва для армянских беженцев из Турции, которые не могли ужиться с местными армяно-кипчаками в 1925 году было основано новое армянское село Шаумян. Вслед этому в 1929 году была упразднена и сама Нахичевань-на-Дону – последний городской оплот армяно-кипчаков. С тем пресеклось позиционирование «армянского округа» как самоуправляемой гражданской общности. Продолжают сопротивляться лишь армянские села Дона, где в семейно-родовом гнезде из трех-четырех поколений сохраняются традиции языковой культуры своих предков - кипчаков.

Призыв к международным организациям: Спасите наследие Албанской Автокефальной церкви и тюрок-христиан

Эдуард Вартанов (Россия) Артур Агаджанов (Украина) и группа активистов "Движения за восстановление Албанской Автокефальной церкви и наследия тюрок-христиан", распространили на международном сайте общественных петиций Аvaaz.org петицию под названием "Призыв к международным организациям: Спасите наследие Албанской Автокефальной церкви и тюрок-христиан". В петиции с призывом к мировой общественности и международным организациям в частности говорится:

«Испокон веков на Дону, в Крыму, Украине и Восточной Европе проживали многочисленные общины половцев-христиан (армяно-кипчаков). Общеизвестна их важная роль в торговой и культурно-исторической жизни своих регионов, но то что они во все века с момента крещения оставались в духовной привязке к церкви Кавказской Албании в наши дни прочно забыто. Потому что в течение 19 века армянская церковь Эчмиадзина, армянские деятели, приближенные к российскому императорскому двору, обманным путем сделали все для переподчинения их Эчмиадзину и с тем разорвали их духовную связь с церковью Кавказской Албании. В первые годы советской власти на Дону, сталинский режим в лице Анастаса Микояна осуществил тотальное истребление донской интеллектуальной элиты - последних хранителей памяти об «албанском крещении» их тюркско-кипчакских предков.

Однако сопротивляемость коренных донских армян не сломлена. Мы продолжаем сдерживать натиск на языковом рубеже и поэтому заинтересованы в привлечении интереса к научному исследованию как наших тюркских корней, так и нашей духовной связи с Албанской Автокефальной Церковью. Почти девять веков назад наши предки - язычники поселились в Ани и в Шираке (на территории нынешней Армении), где Албанская Автокефальная церковь приняла их в лоно христианской цивилизации, - в те годы, когда никакого «Эчмиадзина» на Южном Кавказе еще не существовало. Свою веру, язык и культуру армяно-кипчаки принесли с собой и на Дон.

Такой же процесс насильственной арменизации постиг карабахских христиан, в том числе тюрок-кипчаков некогда существовавшей Албанской Автокефальной Церкви.Албан От имени группы карабахских христиан тюрок, являющихся потомками карабахских албанцев, обращаемся к международной общественности спасти остатки нашего албанского духовного, культурного, исторического и архитектурного наследия от арменизации. Нас в течение последних двух веков насильно подчинили армянской церкви Эчмиадзина, лишили этнического самосознания, храмов и записали в этнических «армян». А ведь испокон веков карабахские христиане подчинялись ской Автокефальной Церкви, которая была упразднена в начале 19 века и все ее наследие передано армянской церкви Эчмиадзина. Призываем российскую научную общественность, а также ООН, ЮНЕСКО и другие международные структуры оказать поддержку спасению культурного и духовного наследия анийско–крымско–донских армян, а также карабахских армян до наших дней, хранящих верность святыням Албанской церкви. Выражаем свою признательность всем, кто вносит вклад в идею возрождения Албанской церкви, ее храмов и ее духовного наследия».



Эдуард Вартанов (Ростов-на-Дону, Россия)
краевед, исследователь
В действительности всё не так, как на самом деле. Ежи Лец.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#35 Сообщение smersh70 » 02 сен 2019, 01:20

Skagen писал(а):
16 июн 2019, 23:47
Переподчинение Эчмиадзину армяно-кипчаков и их принудительная деэтнизация
сильный ход,еще бы восстановить церковь,носатые ахренеют :shifty:

Изображение
Изображение
Изображение
Удины из Азербайджана освободили от армян албанскую церковь в Турции :clap:
Представители Общества христиан удинов-албанов Кавказа посетили Турцию, а также церковь Ахтамар
По словам представителя Общества Рафига Данагари, церковь Ахтамар была подарена армянам, и теперь истинные владельцы святилища - удины-албаны просят власти Турции разрешить им проводить свои религиозные обряды в этой древней албанской церкви, в котором впоследствии армяне стали проводить свои службы.
Изображение
Изображение
В церковь представители общества вошли с турецкими и азербайджанскими флагами. Внутри храма они совершили религиозный обряд.
«Мы впервые посетили Ванскую область. Давно хотели посетить албанскую церковь на острове Ахтамар. В 1836 году Россия передала все албанские церкви в ведение армянской григорианской церкви. В действительности это святилище является албанской церковью и одновременно церковью кипчаков и всех турок-христиан. К сожалению, армяне, где бы ни видели крест, сразу же заявляют о своих правах на церковь», - отметил Данагари.
Представители общества отметили, что Ахтамарская церковь построена их предками - албанами-христианами.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#36 Сообщение smersh70 » 05 сен 2019, 02:15

smersh70 писал(а):
02 сен 2019, 01:20
Представители Общества христиан удинов-албанов Кавказа посетили Турцию, а также церковь Ахтамар
В гостях у удин

Село Нидж в Габалинском районе Азербайджана - это единственное место, где в настоящее время компактно проживают потомки кавказских албанов, исповедующие христианство, - удины.
В минувшее воскресенье, 1 сентября, корреспондент Oxu.Az благодаря туру, организованному Ассоциацией туризма Азербайджана (AzTA), побывал в этом селе и сделал интересные заметки, которыми спешит поделиться с читателями.
Изображение
Островок древности
Нидж площадью около 100 кв. км расположен в горах в 20 км к юго-западу от райцентра Габала. Согласно статистическим данным, общая численность удин (самоназвание - уди) составляет 10 тысяч человек, 4 тысячи из которых проживают в селе Нидж.
Удины относятся к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи, говорят на удинском языке и имеют древнюю письменность, которой пользовались и другие народы Кавказской Албании. Родственные народы удин: лезгины, арчинцы, будухи, крызы, агулы, рутульцы, табасараны, хиналугцы, цахуры. Удины - одно из 26 албанских племен, основавших Кавказскую Албанию. В настоящее время они проживают не только в Габалинском, но и в Огузском районе.
Тур в село Нидж организован неспроста. Эта точка Азербайджана сегодня привлекает множество туристов, в частности европейских. Жители данного самобытного села сохранили большое количество древних памятников, это замечательно и лишний раз указывает на то, что именно современный Азербайджан, а не Армения, является правопреемником Кавказской Албании.
Ни для кого не секрет, что Армения пытается фальсифицировать исторические факты и присвоить наследие Кавказской Албании, утверждая, что все христианские храмы, расположенные на территории Азербайджана, когда-то принадлежали пастве армяно-григорианской церкви. Но лишь несведущий поверит в эту ложь.
Изображение
А правда такова, что в настоящее время удины Азербайджана смогли сохранить свою самобытность, культуру и религию.

Как заявил Oxu.Az старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории, автор "Удинско-азербайджанско-русского словаря", один из активных лидеров возрождения Албанской церкви в Азербайджане Роберт Мобили, несмотря на перипетии и катаклизмы, удинам удалось сохранить свою самобытность, а все благодаря тому, что Азербайджан издревле был многоконфессиональным и многонациональным.

"На территории Азербайджана проживает чуть более 20 коренных этносов. Удины сохранились как прямые потомки кавказских албан и непосредственные правопреемники Албанской церкви - это апостольская церковь. Христианство на территории современного Азербайджана появилось в I веке нашей эры и было распространено апостолом Елисеем. Храм Святого Елисея (Чотари) в селе Нидж - самая древняя церковь на Кавказе", - сказал Р.Мобили.

По его словам, уже в 313-314-х годах на севере современного Азербайджана христианство было государственной религией - это подтверждают исторические документы. Албанский царь Урнайр синхронно с Римской империей принимает крещение. Римский император Константин I Великий в указанный период сам принял крещение и дал зеленый свет христианству. Именно в 313 году на севере современного Азербайджана начался расцвет христианства, которое просуществовало до 1836 года.

В XIX веке царская Россия захватила Кавказ и в 1836 году упразднила Албанскую церковь, передав ее в лоно армяно-григорианской. Все документы, относящиеся к истории Албанской церкви, были вывезены в Армению.

"Наступил трудный период, христианскую паству пытались заставить молиться на армянском языке. Из-за этого многие народы Кавказа растворились в армянском христианстве, в том числе и часть удин. Армяно-григорианская церковь уже с VI века предпринимала попытки насильно подчинить себе автокефальную Албанскую церковь. Начался процесс активной деэтнизации и арменизации албан-христиан. В итоге в зоне Нагорного Карабаха они полностью утратили свой язык и культуру. В зоне Габалы и Огуза удины сумели сохранить до наших дней свою самобытность и родной язык, хотя испытали сильное влияние чуждой им церкви. Удины Габалы нашли выход: они отказались от церкви и стали молиться дома", - отметил ученый.
Изображение
Дом священника Давида

Дом священника Давида служит ярким примером протеста удин против армяно-григорианской церкви. Этот дом принадлежит семье Гангаловых, которые и задались целью сохранить историю своего народа.

"Священник Давид отказался идти в армянскую церковь и стал молиться дома, тем самым подав пример другим верующим. Его паства приходила в этот прекрасный двор. Это было разумное решение. Фактически удины более 180 лет были лишены своих духовных ценностей. После обретения Азербайджаном независимости были созданы прекрасные условия для воссоздания Албанской церкви. Удины начали реставрацию храма Святого Елисея (Чотари). Удины являются правопреемниками христианской Албанской церкви. Теперь мы можем защитить наши христианские памятники на территории Азербайджана. А этих памятников очень много. К сожалению, используя албанские церкви, армяне превратили Нагорный Карабах в свою вторую "родину". Но теперь мы должны добиться исторической справедливости для Азербайджана", - сказал Р.Мобили.

Дому священника Давида около 250 лет. Вот уже 20 лет в этом доме никто не живет. Год назад потомки семьи Гангаловых превратили дом в музей, заказали восковые фигуры своих предков, и сегодня любой желающий может бесплатно посетить его и ознакомиться с бытом удин. Дом известен не только тем, что в нем жил священник Давид, но и местным парикмахером Володей Гангаловым, который приходился внуком священнослужителю. В деревне не было салонов, поэтому местные жители приходили стричься к Володе. Сестра Володи - Зоя Гангалова - была известной швеей в деревне, ее восковая фигура также украшает музей.

В доме сохранилась молельная комната священника Давида, двери которой украшены албанскими крестами. Нетронутыми остались иконы и священные писания. В доме - запах старины, который наверняка напомнит многим из нас запах деревенского детства.
Изображение
Между тем армяне не раз предпринимали попытки включить албанские кресты Азербайджана в список ЮНЕСКО в качестве армянских хачкаров. Азербайджан уже привык к проблеме искажения фактов Арменией, ведь последняя безосновательно утверждает, что существовала в нашем регионе еще до Кавказской Албании. Википедия приводит искаженную карту "Великой Армении", граничащей с Кавказской Албанией. Вот почему не стоит верить данным Википедии.

По словам Р.Мобили, албанский крест отличается от армяно-григорианского. Материалы археологических раскопок показывают, что на территории Албании существовали древние изображения крестов как символа огня или как знака небесного "спасителя" в связи с астральными представлениями населения.

Начиная с V века на стенах катакомбных могил Кавказской Албании появляются изображения крестов, имевших отношение к христианству. В письменных источниках сохранились сообщения о том, что проповедники и отдельные деятели христианства устанавливали деревянные кресты вместо языческих жертвенников, а также в тех местах, где в дальнейшем должны были воздвигнуть церкви или монастыри. Так, с утверждением христианства в Албании "древний языческий знак - крест" превращается в символ Спасителя Христа.

Надо отметить, что ранние албанские христианские кресты по своей форме отличались от древних дохристианских крестов. Они имели четырехугольную форму с равными крыльями. Только крылья крестов, изображенных на камнях, постепенно расширялись к концам. Ранние христианские кресты высечены на металле, камнях, стенах катакомб, а также на бытовых изделиях. Среди них подавляющее большинство составляют кресты, высеченные на камнях, которые представляют большой научный интерес не только своими формами, но и многочисленными разнообразными изображениями вокруг них. По форме кресты, найденные в Албании, можно разбить на три группы, отличающиеся друг от друга: равнокрылые кресты, кресты с парой круглых пончиков и удлиненными крыльями, кресты с тройным лепестком на конце крыльев.
Изображение
Третью группу крестов мы увидели на могильных плитах у храма Святого Елисея. А кресты первой и второй групп постоянно встречаются в качестве украшений на домах и предметах быта удинов.
"На могилах изображены восемь крестов. Это число имеет особое значение для удин. Такое же особенное значение для удин имеет четверг. Считается, что все дела, начатые в четверг, заканчиваются успехом. В 2006 году албанская церковь "Чотари" была торжественно открыта после реставрации. Спустя 180 лет жители Ниджа смогли впервые войти в свой храм", - сказал ученый.

В селе Нидж сохранились и другие удинские храмы, например, "Булум" XVI-XVII веков и "Голубая церковь" конца XIX - начала XX века, которые в прежние годы также подверглись попыткам "григоризации" и ныне не действуют.
Изображение

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#37 Сообщение smersh70 » 09 дек 2019, 20:00

Армянские СМИ негодуют по поводу плачевного состояния церкви у села Туг (Tuğ) в Гадруте (Hadrut), на оккупированных территориях Азербайджана.
А как могло быть иначе? Эта церковь, как и все остальные исторические христианские монументы на территории АР не имеют никакого отношения к Армянской Апостольской Церкви.
Данное ритуальное сооружение, датируемое 1197 г, относится к периоду албанской архитектуры Азербайджана и входит в реестр ее исторических памятников, наряду с церковью св. Елисея в селении Киш (IV в. по 1244/Şəki), Yeddi Kilsə (IV-V в./Qah) и погребальным комплексом Арзу Хатун "Hudavəng" (1204/Kəlbəcər).
В более поздний период церковь "служила" местному населению, как святилище (Tuğ piri)...
Hans Kloss ©
фотографии: armlink.am
по материалам: Ямпольский З. И. "Древняя Албания: III—I вв. до н. э." Баку, 1962.
Изображение
► Показать
Хорен епти :lol:

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#38 Сообщение smersh70 » 08 ноя 2020, 20:46

село Тсакури Ходжавентского района.
Вот настоящая земля албанцев,в древние века живущих в карабахе :character-oldtimer:
Обратите внимание на церковь и ее архитектуру!!
Ни одной схожести с армянскими церквями,нет шпилей,к тому же острых,нет крестообразной схемы постройки церкви.
именно вот такая постройка церкви с круглой крышей,немного выступающая над ведушими стенами, была идентична всем церквям древней Албании.
Пидарасы даже не удосужились сделать изменения,настолько они уверовали в свою незыбленную жизнь на этих землях!!!


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#39 Сообщение smersh70 » 18 ноя 2020, 20:14

Немного из истории Албанской Апостольской автокефальной Церкви (АААЦ), основанной в начале IV столетия.
Изображение
Духовно-историческая наука свидетельствует нам, что проповедь Евангельского учения зазвучала на Кавказе уже в I веке. Это учение принесли сюда на Юго-Восточный Кавказ непосредственно ученики Христа апостол Варфоломей и Апостол Симон Канонит. Апостол Варфоломей проповедовал в Кавказской Албании и в Баку принял мученическую кончину за дело Евангельской проповеди, а Симон Канонит проповедовал на Западном Кавказе, в Колхиде, где недалеко от Сухуми до сих пор существует его гробница. Безусловно, должны были сохраниться материальные свидетельства пребывания первых христиан на Кавказе. Так, христиане Баку свято почитают место мученической смерти апостола Варфоломея в Ичери Шехер, недалеко от Девичьей Башни. И одним из таких памятников, безусловно, является церковь Киш и результаты исследований, которые ведутся вокруг этого памятника, стали еще одним доказательством раннего бытия христианства на Кавказе.

Известно, что Албанская Апостольская автокефальная Церковь (АААЦ), основанная в начале IV столетия, была, к сожалению, подвержена репрессивным действиям. Эти действия привели к тому, что в 1836 году рескриптом Российского императора Николая I АААЦ была ликвидирована и все имущество ее передано Армянской Григорианской.

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146165
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10661 раз
Поблагодарили: 15908 раз

Re: АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

#40 Сообщение smersh70 » 22 ноя 2020, 00:08

smersh70 писал(а):
18 ноя 2020, 20:14
Немного из истории Албанской Апостольской автокефальной Церкви (АААЦ), основанной в начале IV столетия.
К чему эта армянская истерия из-за монастыря,который к армянам не имеет абсолютно никакого отношения ? Вот полюбуйтесь на историю этого монастыря.
Одним из величайших шедевров Албанского (Азербайджанского) зодчества является монастырь Дедеванк (Худаванк), который находится в Кельбаджарском районе, в полукилометре к северу от реки Тертер. Архитектурный комплекс, куда входят средневековый монастырь, малая базилика и соборная церковь, расположен на высоте 1100 м на южном склоне лесистой горы.

Название «Дедеванк» связано с именем Св. Дади (Тадея), который проповедовал христианство на Кавказе и был учеником апостола Фаддея — одного из семидесяти учеников Христа. Что касается второго названия, т. е. «Худаванк», оно состоит из персидского «худа» (бог) и тюркского «ванк» (монастырь).
По поверью местного населения, первое святилище на могиле погибшего в I веке н. э. Св. Дади было построено в раннем Средневековье. А первые упоминания монастыря, который в 1214 году было заново застроен и отрестоврирован Албанской княгиней Арзу-хатун, относятся к IX веку. Ею же была возведена соборная церковь монастыря и притвор-часовня епископа Григора.
Изображение
Соборная церковь Арзу-Хатун расположена в восточной части монастырского двора. От главных ворот к церкви с запада на восток ведет длинный коридор («проспект») из религиозных и светских зданий. Длинная надпись на стене церкви в 19 строк подробно рассказывает об Арзу-Хатун и основании ею святилища:
«Благодатью всемогущего бога-отца и единородного сына его Исуса Христоса и дарением наисвятейшего духа я, покорная слуга Христоса Арзу-Хатун, дочь князя-князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена цареродича Вахтанга, с великим упованием построила святой собор на месте могилы мужа моего и детей моих — Асана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве…»

Надо отметить, что княгиня Арзу-Хатун являлась женой Вахтанга – сына князья Асана Джаляла Доула. Комплекс состоит из главной церкви Св. Богородицы и других церквей, притвора-часовни, колокольни и других подсобных помещений. Основные помещения монастыря огорожены каменной стеной, подсобные строения расположены в южной части комплекса. Старинная церковь монастыря расположена в его северо-восточной части. Представляет собой прямоугольную в плане однонефнуюбазилику. Имеет два входа: с запада и юго-востока, наличники входов покрыты орнаментами. Ныне отсутствующий свод церкви опирался на три пары пилястров. К первой церкви с юга примыкает другая базилика — также древняя, но гораздо меньших размеров. Молельный зал церкви разделен стеной на две равные части. Восточная часть представляет собой прямоугольную комнату без ниш и углублений, она, судя по всему, служила притвором. В западной половине находятся три пары пилястров.

Имя Дедеванка упоминается в Дарственной грамоте Албанского князя Смбата Орбели:
«Волею Божьей, я. князь Смбат, сын великого Липарита, сопричислился со святым скитом Дедеванка при предводительстве владыки Атанаса, купил сад Хунташанц и с купленной мною маслобойней в Ехегисе… а также деревню Кананчавор со всеми ее доходами, без (налога) чара, пожаловал святому Катогикэ. Владыка Атанас и другие братья установили для нас в день Воскресенья Великой Пасхи совершить службу во всех церквах. Отныне, если кто отберет наше приношение или сорвет установленную обедню, да будет проклят 318-ю отцами».

Бахтияр Тунджай

Ответить

Вернуться в «Читальный зал»