Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

Автор
Сообщение
Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#11 Сообщение smersh70 » 14 июн 2018, 15:36

1919 год — первая успешная операция внешней разведки Азербайджана, спасение Нури-паши из Батумской тюрьмы.

Известно, что после отбытия из Баку Нури-паша с несколькими людьми прибыл в Батуми. Оттуда по Артвин-Ардаганской дороге он направился в Карс, откуда по Эрзурумской дороге поехал в Трабзон. В Трабзоне Нури-паша сел на корбаль, отбывающий в Стамбул. Англичане следили за его передвижениями и, как только он сошёл в Стамбуле с корабля, был арестован военными полицейскими.

Вне всяких сомнений англичане хорошо были проинформированы и хотели поквитаться за деятельность Нури-паши в Азербайджане, за его участие в освобождении Баку от английских войск. Нури-паша был доставлен в Батуми и шесть месяцев содержался под арестом. Вероятности того, что его освободят, не было — англичане собирались его казнить.
Изображение
Арест Нури-паши вызвало недовольство в азербайджанском обществе и начались поиски путей его освобождения. По этому поводу в начале 1919 года парламент Азербайджанской Республики была направлена телеграмма из Евлаха, подписанная 27 гражданами. В телеграмме говорилось : «В прошлом году, в тяжкие дни, являвшиеся результатом анархии, Нури-паша был Азербайджане. Своими справедливыми и талантливыми действиями он предотвратил большую опасность. Только за счёт его справедливости и таланта был остановлен конфликт между народами на национальной почве. Мы начали свободно дышать. Но по дошедшей до нас печальной новости, наш спаситель, достойный любви и благодарности, был арестован из-за распространения недостойными людьми клеветы. Даже мирная жизнь нашей родины не удовлетворяет нечестивцев. Мы, члены евлахского общества, просим парламент спасти жизнь генерала Нури-паши от посягательств».

Однако открыто спасти Нури-пашу было невозможно. С одной стороны командование английских войск, с другой стороны дашнаки, не хотели отпускать его живым. При такой ситуации было решено прибегнуть к другим мерам. Наги Шейхзаманлы (тогдашний шеф Организации по борьбе с контрреволюцией – спецслужбы Азербайджанской Республики) писал в своих воспоминаниях следующее:

«Как-то я был в Гяндже. Прослышал, что англичане задержали и привели Нури-пашу в Батуми. Там его собирались предать английскому трибуналу. Причиной было то, что при освобождении Баку якобы была содеяна резня армян. В скором порядке я провёл телефонный разговор с Баку и узнал о достоверности новости. Нужно было получить справку от молодых армян, дабы было возможно доказать, что Нури-паша при прибытии в Гянджу не только не совершил никакого зла армянам, но и, спасая армян от окружения, даровал им свободу, обеспечил безопасность их жизни, за что армяне послали к нему делегацию в знак благодарности за сделанное добро. Для получение справки я вместе с активистами Гянджи обратился также и в местную армянскую национальную организацию. Я был абсолютно уверен, что получу справку. Потому что я просил справку об истинных фактах. Однако армяне отказали нам в просьбе: «Мы не дети. Мы очень хорошо знаем, что не причинение Нури-пашой нам зла имело свою цель. Нури-паша отлично знал, что если он совершит резню армян в Гяндже, то во время взятия в Баку там не осталось бы ни одного живого тюрка. Он подождал, пока возьмёт Баку, завершит там резню, а затем вырежет нас. Однако состоялось перемирие, османская армия не нашла время на резню». Мы вернулись с пустыми руками. Вернулся в Баку, встретился с ныне покойным Насиб-беком Юсифбейли (тогдашний премьер-министр республики) и рассказал ему о том что не смог взять справку и сказал ему, что я очень опечален. Насиб-бек сказал: «Действительно, я не видел тебя таким грустным». На что я ответил: «Насиб-бек, армяне слишком неблагодарны.

Не отдали мне справку, на которую имел право Нури-паша. Насиб-бек засмеялся и сказал: «Не печалься, есть более лёгкие пути освобождения Нури-паши. Я получил вести из Батуми. Беки Хопы (город в Анатолии) подготовили план. Нури-пашу отобьют совершив налет на тюрьму. Только есть нужда в деньгах. Ты возьми 200 000 манат и езжай в Батуми». «Прикажи отдать деньги, и я вечером же отправлюсь в дорогу» — засмеявшись сказал я. Получив деньги, я приехал в Батуми. Встретился с консулом Азербайджана доктором Махмуд-беком. Я объяснил ему ситуацию и спросил встречусь ли я или нет с Нури-пашой. Доктор сказал, что такой возможности нет, можно встретиться только с генералом Мурсал-пашой. Он в английском командовании под надзором. Вскоре я встретился с Мурсал-пашой. Мурсал-паша сказал: «Мне ничего не сделают. Но Нури-пашу казнят. Найдите способ его похитить». Я объяснил причину своего визита. Он был весьма удовлетворён! Таким образом, братья, чьи чаяния он в своё время услышал, спасли Нури-пашу от неминуемой смерти и похитили его из английской тюрьмы».

Наги бек Шейхзаманлы пишет, что спустя некоторое время они встретились с Нури-пашой в Баку. Согласно его записям, похищение Нури-паши из тюрьмы состоялось в середине 1919 года. Нури-паша в своих воспоминаниях отмечает лишь то что его спасли азербайджанцы Батуми. В день налёта во время перестрелки были убиты один английский офицер и двое солдат, также один азербайджанец — житель Батуми. Налётом руководил азербайджанец, житель Батуми Темел-бек.

«Нури паша», Мехман Сулейманов, Типография Кавказских исследований, Баку 2008

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#12 Сообщение smersh70 » 07 мар 2019, 02:28

Впервые в Российской империи: Бакинская офицерская школа морской авиации

Авиация и Баку начала ХХ в. плохо уживаются в сознании, но, несмотря на это, именно в Баку состоялось первое авиашоу на Кавказе – в октябре 1910 г. А ровно через пять лет в Баку была открыта Офицерская школа морской авиации (БОШМА). Она стала первой морской офицерской школой в провинциях Российской империи, единственной и последней.

Ее создание пришлось на начало Первой мировой войны. Каждая страна делала тогда ставку на какой-то вид вооружения, Россия – на авиацию вообще и морскую авиацию в частности. Азербайджан так же участвовал в войне, здесь появлялись профессиональные летчики. Фаррух бек Гаибов, первый летчик-азербайджанец, героически погиб во время боевых действий.

Изображение
Открытию БОШМА как отделения Петербургской офицерской школы морской авиации именно в Баку послужило несколько обстоятельств. Бакинский порт был незамерзающим зимой, что давало возможность вести обучение летчиков постоянно. Кроме этого, Баку был крупнейшим морским портом империи по грузообороту и развивался динамичнее всех других.

У историка Фуада Ахундова на эту тему читаем следующее: «Начиная с 1907 г. годовой грузооборот Бакинского порта (334 млн пудов) более чем вдвое превосходил аналогичные показатели портов Риги и Одессы (по 120 млн пудов) и почти в полтора раза – С.-Петербурга. К началу Первой мировой войны Бакинский порт перерабатывал 342 млн пудов грузов, в то время как Петроградский – лишь 216,5 млн пудов. Если учесть, что население Баку в это время составляло немногим более 214 тыс. чел., то уровень грузооборота Бакинского порта выглядит более чем впечатляющим. Не отставало и техническое оснащение порта, что создавало весьма благоприятные условия для размещения школы морской авиации именно в Баку».

Школа была организована Генеральным штабом военно-морских сил и департаментом авиации Российской империи. Командование было поручено капитану первого ранга А.А. Яновичу. Однако неправильным будет думать, что к созданию БОШМА «приложили руку» лишь российские власти.

Огромный вклад внесла Бакинская городская управа в лице ее руководителя Мамед-Гасана Гаджинского (не путать с И.Гаджинским, владельцем дома рядом с Девичьей башней). Кстати, М.Гаджинский, выпускник Петербургского технологического института, сыграл ключевую роль в разбивке Приморского бульвара, а впоследствии стал одним из видных деятелей АДР.

М.Гаджинский выбрал и место для БОШМА – на пристани (напротив площади Азнефть). Место было огорожено, на нем построены ангар для самолетов и другие вспомогательные сооружения.

Пристань замостили камнем с проложенными бетонированными дорожками, что позволяло быстро и удобно спускать гидропланы на воду. Большую часть расходов на строительство этих сооружений взяла на себя Бакинская городская управа. Также оборудуются два спуска для «летающих лодок», состоящих из 25-30 свай. Каждый спуск обошелся городу в несколько тысяч рублей.
► Показать
Наряду с М.Гаджинским деятельное участие в обустройстве школы приняли командир Бакинского порта контр-адмирал Е.Клюпфель и начальник Бакинского торгового порта капитан первого ранга А.Данилов.

Открытие БОШМА состоялось 22 ноября 1915 г., были приглашены более 500 видных общественных деятелей Баку, нефтепромышленников, представителей учебных заведений, банков, биржевого комитета, ученых, духовенства. Церемония была очень торжественной: вначале религиозное освящение, поднятие флага, затем строевой смотр, после чего состоялись два показательных полета на гидропланах и праздничный обед.

«Плывя по волнам, морской самолет мягко взлетает, как волшебная летучая рыба, ощущая себя королем и моря, и воздуха. Это было великолепное зрелище!», – писала ведущая бакинская газета «Каспий», издававшаяся на средства Гаджи Зейналабдина Тагиева.
Изображение
Изображение
За первый год своего существования школа смогла заметно расшириться. Наряду с Каменной в ее распоряжение была предоставлена Старотаможенная пристань, построены третий спуск, еще два ангара, подведен телефон и организованы противопожарные мероприятия.

Кстати, аббревиатура «БОШМА» появилась не сразу, а только с 25 февраля 1916 г., когда Бакинский филиал Петербургской офицерской школы морской авиации получил самостоятельный статус. Затем последовало временное закрытие школы с 28 апреля 1916 г. до осени.

За время деятельности БОШМА вплоть до большевистского переворота 1917 г. в ней были подготовлены десятки морских офицеров и нижних чинов. К 1917 г. БОШМА выпускала до 20 летчиков ежемесячно.

Результаты обучения морских летчиков сказались быстро: в 1917 г. им удалось разгромить базу немецких гидросамолетов на озере Ангерн близ Риги. Прямыми попаданиями были уничтожены склады, ангары и несколько аэропланов (остальные покинули базу и никогда более туда не возвращались). В этом налете принимали участие и выпускники БОШМА.

Весьма примечателен такой факт: именно летчики БОШМА, в том числе Виктор Корвин-Кербер, сделали первые в истории аэрофотосъемки Баку. Фотографы БОШМА оставили нам и много чисто бытовых зарисовок, которые также представляют немалую ценность для историков.

Еще один примечательный факт: в период печально известной Бакинской коммуны во главе со Степаном Шаумяном БОШМА стала чуть ли не единственным островком, не поддавшимся власти большевиков. Как вспоминал бакинский адвокат Б.Байков, очевидец этих событий, «одна лишь морская авиационная школа не только не разделяла плана большевиков, но и была определенно настроена против этого выступления, что до известной степени смущало большевиков». Речь в цитате идет о плане захвата Баку.
Изображение
► Показать
Как видим, даже лишенная к тому времени централизованного командования, школа располагала достаточным количеством вооружений, в том числе бомб и гидропланов, чтобы доставить немало хлопот комиссарам.

Военная обстановка вынудила БОШМА, это уникальное учебное заведение в Закавказье, прекратить свою работу. В июле 1918 г. она была расформирована и на ее базе создан гидроотряд. Специалисты – инструкторы и т.п. – были переведены в Нижний Новгород для дальнейшего прохождения службы. На основе Бакинского гидроотряда в августе 1918 г. был создан Воздушный Дивизион Каспийского моря.

При подготовке материала использованы данные от первооткрывателя сведений о БОШМА Фуада Ахундова

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#13 Сообщение smersh70 » 01 май 2021, 20:41


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#14 Сообщение smersh70 » 04 авг 2021, 22:16

Князь Леван Магалашвили! С марта по май 1918-го, когда дашнаки творили резню в Баку, Губе и Шемаха, когда некому было защищать азербайджанцев, он со своим полком держал героическую оборону в районе Гаджигабула и предотвратил захват Евлаха и Гянджи. Надеюсь, в Азербайджане увековечат его память!


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#15 Сообщение smersh70 » 17 сен 2021, 01:34

Таким был сентябрь 18 года...


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#16 Сообщение smersh70 » 19 июн 2022, 23:00


Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#17 Сообщение smersh70 » 16 сен 2022, 01:26

Примазаться хотели пидарасы к победе англичан

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#18 Сообщение smersh70 » 24 окт 2022, 22:53

smersh70 писал(а):
14 июн 2018, 15:36
Известно, что после отбытия из Баку Нури-паша с
Именно в этом доме жил Нурипаша и был его штаб

Аватара пользователя
smersh70
пулеметчик
Сообщения: 146175
Зарегистрирован: 29 июл 2013, 14:19

Благодарил (а): 10663 раза
Поблагодарили: 15909 раз

Re: Воспоминания об Азербайджане с осени 1917-1920

#19 Сообщение smersh70 » 14 мар 2024, 03:30

Деятельность 26 козлов и главного козла шаумяна



Ответить

Вернуться в «Военная История Азербайджана.»